Черка́сов Николай Константинович (1903-1966), актёр, народный артист СССР (1947). С 1933 в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. Роли: Пётр («Пётр Первый» по А. Н. Толстому), Хлудов («Бег» М. А. Булгакова) и др. Снимался в фильмах: «Депутат Балтики», «Дети капитана Гранта», «Пётр Первый», «Александр Невский», «Иван Грозный», «Весна», «Дон Кихот», «Всё остаётся людям» и др. Игре Черкасова, мастера перевоплощения, были присущи глубина психологического анализа, напряжённый драматизм, острота рисунка роли, склонность к гротеску.
* * *
ЧЕРКАСОВ Николай Константинович - ЧЕРКА́СОВ Николай Константинович (1903-66), российский актер, народный артист СССР (1947). С 1933 в Ленинградском театре драмы им. Пушкина. Роли: Петр («Петр Первый» по А. Н. Толстому), Хлудов («Бег» М. А. Булгакова) и др. Снимался в фильмах: «Депутат Балтики» (1936), «Петр Первый» (1937), «Иван Грозный» (1944-45), «Дон Кихот» (1957), «Все остается людям» (1963) и др. Ленинская премия (1964), Государственная премия СССР (1941, 1946, 1950, 1951 - дважды).
* * *
ЧЕРКА́СОВ Николай Константинович (27 июля 1903, Петербург - 14 сентября 1966, Ленинград), российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1947).
В 1919-21 по окончании краткосрочных курсов был мимистом в Петроградском (Мариинском) театре оперы и балета, а также в Большом драматическом театре. В 1922-25 участник Студии молодого балета и экспериментальных пантомимических постановок Театрально-исследовательской лаборатории Института истории искусств. В 1926 окончил Институт сценических искусств. До 1929 артист Ленинградского ТЮЗа. Одновременно выступал на сцене Свободного театра совместно с П. А. Березовым и Б. П. Чирковым (см. ЧИРКОВ Борис Петрович) в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторен в «Концерте на экране» (1940). Участвовал в спектаклях передвижного коллектива «Комсоглаз». В 1929-31 выступал в Ленинградском и Московском мюзик-холле, в 1931-33 - в передвижном театре «Комедия». В 1933-65 актер Ленинградского театра имени Пушкина.
Первые работы Черкасова в театре (например, небольшие роли в спектаклях «Тиль Уленшпигель» и «Проделки Скапена») и кино были связаны с его увлечением эксцентрикой, острохарактерными приемами и выразительной пластикой. Высокий рост актера способствовал акцентированию внешнего рисунка ролей, но, как нетрудно заметить, нескладность простого парня Кольки Лошака из кинокомедии «Горячие денечки» (1935) отличается от несуразности поведения Жака Паганеля («Дети капитана Гранта», 1936). Тогда же сыграл в театре Варлаама в «Борисе Годунове» (сцена с его участием потом вошла в «Концерт на экране»), Осипа в «Ревизоре».
В 1937 на экраны вышел фильм «Депутат Балтики», в котором молодой, 34-летний Черкасов сыграл роль пожилого профессора Полежаева. Чудаковатость и старческая рассеянность персонажа не отменяли романтической пафосности в трактовке героя-интеллигента, который с искренним восторгом принимает идею революционного обновления мира. Продемонстрировав в этом фильме способность к яркому возрастному перевоплощению, Черкасов одновременно доказал, что готов перейти от внешней театрализации к внутреннему постижению неоднозначных характеров реальных исторических личностей. Это в первую очередь проявилось в трагически понятой роли царевича Алексея («Петр Первый», 1937, 1939; а в спектакле 1938 года сыграл Петра Первого) и в трактованном возвышенно, былинно заглавном образе Александра Невского в картине С. М. Эйзенштейна (см. ЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович), снятой в 1938 (Сталинская премия СССР, 1941). Продолжив сотрудничество с этим режиссером, Черкасов создал свою лучшую роль в кино (параллельно исполнил ее и в спектакле «Иван Грозный - великий государь») - Ивана Грозного в одноименном фильме (1-я серия, 1945, Сталинская премия, 1946; 2-я серия, 1945, выпуск - 1958). Здесь были сведены воедино многие пристрастия актера - от выразительной мимики, символики жестов и умного обыгрывания собственной фигуры до карнавализации самой жизни жестокого правителя; от тончайшей психологической нюансировки его внешнего поведения до глубокого проникновения в таинственные бездны души грозного царя, вынужденного стать таковым и по личным, и по политическим соображениям. Возможная психоаналитическая или же, напротив, диссидентская трактовка образа Ивана Грозного и всей ленты в целом окажется неизбежно упрощающей суть совместного творения Черкасова и Эйзенштейна. Для обоих Иван Грозный - центральная, ключевая личность их творчества, возникшая на парадоксальном пересечении ранних увлечений аттракционами в широком смысле этого слова и последующего перехода к глубинному анализу всех составляющих многосложного характера, а через него - к постижению исторической действительности, причем в перспективе ее развития.
Интересно, что в популярной комедии «Весна» (1948) Г. В. Александрова (см. АЛЕКСАНДРОВ Григорий Васильевич), бывшего соратника Эйзенштейна, Черкасов, не без иронии играя кинорежиссера Громова, в какой-то степени по-дружески пародирует выдающегося мастера экрана. К сожалению, актер чаще был вынужден изображать во многом однотипные персоны русской культуры и науки: Горького («Ленин в 1918 году», 1939; «Академик Иван Павлов», 1949), Попова («Александр Попов», 1949, Сталинская премия, 1951), Стасова («Мусоргский», 1950, Сталинская премия, 1951; «Римский-Корсаков», 1953), Маяковского («Они знали Маяковского», 1955, спектакль снят для телевидения).
Только в образе Дон Кихота (впервые обратился к нему в театре еще в 1933) в одноименном фильме (1958) по сценарию Е. Л. Шварца (см. ШВАРЦ Евгений Львович)в постановке Г. М. Козинцева (см. КОЗИНЦЕВ Григорий Михайлович) Черкасову вновь удалось совместить любовь к пластике и характерности с возвышенным представлением героя-идеалиста, упрямо воспринимающего действительность лишь с точки зрения мечты. В том же 1958 исполнил трагическую роль генерала Хлудова в пьесе М. А. Булгакова «Бег» на сцене Александринки. Своего рода идеализм как самоотверженность в научной работе является внутренним свойством одного из последних героев, сыгранных Черкасовым, - ученый Федор Дронов, сопротивляясь тяжелой болезни, изо всех сил продолжает трудиться (спектакль «Все остается людям», 1959, фильм снят в 1963, Ленинская премия, 1964). Подобный энтузиазм истинного человека-творца выдавался в СССР за активное и коммунистическое отношение к жизни. Черкасов, будучи человеком своего времени, вел общественную работу (в том числе был председателем ленинградского отделения ВТО), дважды избирался депутатом Верховного Совета СССР. Но в памяти людей остался прежде всего замечательным актером.