Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
гэ у
Энциклопедия Кольера
ГЭ У - "Выверение вещей" ("постижение вещей", "изучение объектов", "классификация предметов") - основополагающий термин китайской гносеопраксиологии, одно из 8 "основоположений" (тяо му) первой книги конфуцианского Четверокнижия Да сюэ (5-3 вв. до н.э.), т.е. гл. 42/39 Ли цзи, связанное прежде всего со следующим "основоположением" - "чжи чжи": "доведения знания до конца (чжи чжи) состоит в выверении вещей". Древнейший комментатор текста Чжэн Сюань (127-200) определил "гэ" как "привлечение" (лай), подразумевая адекватную реакцию "вещей", уподобленных им "делам" (ши3), т.е. всех объективных явлений, на правильное знание. С превращенным в неоконфуцианстве Да сюэ в самостоятельное произведение, первое в Четверокнижии, особое значение приобрел и термин "гэ у". Чэн И (1033-1107) интерпретировал его с помощью тезиса "Чжоу и" об "истощающем [[исследовании]] принципов" (цюн ли). Чжу Си (1130-1200) развил и канонизировал эту интерпретацию. Воспользовавшись определением "гэ" как "достижения" (чжи9) в каноническом словаре Эр я (Приближение к классике, 3-2 в. до н.э.), он отождествил гэ у с постижением заключенных в "делах и вещах" принципов (ли). Его главный оппонент в неоконфуцианстве Ван Янмин (1472-1529) предложил понимать "гэ" как "выправление" (чжэн), имея в виду правильное отношение к "вещам" (у), которые в свою очередь сводились к делам (ши3), а те - прежде всего помыслам, заключенным в "собственном сердце" (шэнь синь) и направленным на "усовершенствование своей личности" (сю шэнь). В ходе начавшегося в 17 в. развития критики как чжусианства, так и янминизма на первый план выдвинулось истолкование гэ у в качестве практического отношения к вещам, по выражению Янь Юаня (1635-1704), их "выверения руками" (шоу гэ ци у). В конце 19 в. этим термином стали обозначаться западные естественные науки, в современном языке он имеет значение "естествознание, природоведение".
ЛИТЕРАТУРА
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Течение в неоконфуцианстве конца 16 - начала 17 в. Получило название по имени частной академии Дунлинь (Дунлинь шу-юань - Книжная палата Восточного леса), созданной в 1604 в восточном лесном предместье города Уси (провинции Цзянсу) на месте школы, основанной в начале 12 в. Ян Ши (1053-1135) и закрытой в 13 в. Создатели академии Гу Сяньчэн и его брат Гу Юньчэн (1550-1612) разработали в качестве руководства к учению Положение о Дунлиньском сходе (Дунлинь хуэй-юэ), где перечислялись "Правила ученичества в Пещере белого оленя" (Байлудун сюэ гуй), название которых подчеркивало преемствование традиций знаменитого в прошлом учебного заведения, возглавлявшегося Чжу Си (1130-1200). После смерти Гу Сяньчэна в 1612 распорядителем академии, объединявшей более 300 членов стал Гао Паньлун (1562-1626). Дунлиньская школа имела тысячи последователей, образовывавших дочерние академии. Объединение наиболее активных ее сторонников именовалось Дунлиньской "партией" (Дунлинь дан). Ее ядро составляли государственные деятели, репрессированные в начале 1590-х годов. В основе их оппозиционных настроений лежало стремление к восстановлению исконных норм и ценностей конфуцианской этики в качестве главных регуляторов жизни общества в условиях политического кризиса династии Мин (1368-1644). В 1620 в результате восшествия на престол нового императора дунлиньцы пришли к власти, но уже в середине 1620-х годов потерпели поражение и подверглись репрессиям. В 1625 академия была запрещена и разрушена, а в 1628-1629 восстановлена под началом У Гуйсэня, ученика Гао Паньлуна, после смерти которого бездействовала до 1643, когда ее возглавил племянник Гао Паньлуна Гао Шитай. В 1680-е годы она стала государственным учреждением, а в 20 в. - обычной школой. Дунлиньская школа противостояла главным образом Тайчжоуской школе последователей Ван Янмина (конец 15 - начало 16 в.) и стремилась обосновать целостность человеческого существования, в котором внутренняя свобода личности согласуется с нормами социальной жизни. Критикуя некоторые аспекты янминизма и чжусианства, ратуя за преодоление даосско-буддийских влияний и ориентируясь на ханьское конфуцианство, Дунлиньская школа подготовила возникновение при династии Цин (1644-1911) "непосредственного", или "ханьского", учения (пу сюэ, хань сюэ).