Чухра́й Григорий Наумович (р. 1921), кинорежиссёр, народный артист СССР (1981). Для фильмов Чухрая характерны лиризм, тонкий психологизм, тяготение к социально-нравственной проблематике. Поставил фильмы: «Сорок первый» (1956), «Баллада о солдате» (1959), «Чистое небо» (1961), «Память» (1971), «Трясина» (1978), «Жизнь прекрасна» (1980), «Я научу вас мечтать» (1984) и др. Ленинская премия (1961).
* * *
ЧУХРАЙ Григорий Наумович - ЧУХРА́Й Григорий Наумович ( 23 мая 1921, Мелитополь - 28 октября 2001, Москва), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1981). Фильмы: «Сорок первый» (1956; специальная премия Международного кинофестиваля в Канне, 1957), «Баллада о солдате» (1959; премия Международного кинофестиваля в Канне, номинация на «Оскар»), «Чистое небо» (1961, Большой приз Международного кинофестиваля в Москве), «Память» (1971, документальный), «Жизнь прекрасна» (1980), «Я научу вас мечтать» (1984). Ленинская премия (1961).
***
ЧУХРА́Й Григорий Наумович (23 мая 1921, Мелитополь - 28 октября 2001, Москва), российский кинорежиссер и сценарист, народный артист СССР (1981).
«Сорок первый»
Участник Великой Отечественной войны, Григорий Чухрай в 1953 окончил режиссерский факультет ВГИКа (см. КИНЕМАТОГРАФИИ ИНСТИТУТ) (мастерская М. И. Ромма (см. РОММ Михаил Ильич) и С. И. Юткевича (см. ЮТКЕВИЧ Сергей Иосифович)). С 1952 он работал ассистентом, а затем вторым режиссером на Киевской киностудии. В 1955 перешел на киностудию «Мосфильм», где в 1956 поставил свой первый самостоятельный фильм «Сорок первый» (1956, специальная премия на Каннском кинофестивале 1957), ставшего знаковым произведением советского кинематографа в период оттепели. Обратившись к рассказу Б. А. Лавренева (см. ЛАВРЕНЕВ Борис Андреевич) на историко-революционную тему, Чухрай усилил романтический, а главное - чувственный, страстный порыв, охвативший мужчину и женщину, которые оказались по разные стороны классовых баррикад. Появление остродраматической, психологически нюансированной картины об обреченной любви с разлитой в воздухе атмосферой непреодолимого влечения главных героев друг к другу оказалось подлинным откровением, а актеры Олег Стриженов (см. СТРИЖЕНОВ Олег Александрович) и Изольда Извицкая (см. ИЗВИЦКАЯ Изольда Васильевна) стали своеобразными секс-символами эпохи 1950-х годов.
«Баллада о солдате»
Триумфально прошла по экранам мира и следующая лента Чухрая «Баллада о солдате» (1959, сценарий Чухрая и В. И. Ежова (см. ЕЖОВ Валентин Иванович); две премии на Каннском кинофестивале; номинация за сценарий на «Оскар»; Ленинская премия, 1961), поразившая современников художественной цельностью и внутренней гармонией, сочетанием эпической широты и с глубоким проникновением в психологию отдельного человека. Главный герой фильма Алеша Скворцов в исполнении Владимира Ивашова (см. ИВАШОВ Владимир Сергеевич) стал символом русского солдата периода Великой Отечественной войны. Блестящие роли в фильме сыграли Евгений Урбанский (см. УРБАНСКИЙ Евгений Яковлевич) и Жанна Прохоренко (см. ПРОХОРЕНКО Жанна Трофимовна).
«Чистое небо»
Следующая картина мастера «Чистое небо» (1961, главная премия Московского кинофестиваля) была посвящена осмыслению сталинского периода в истории страны. История советского летчика, «сталинского сокола» (Е. Урбанский), пережившего немецкий плен, унижения партийных чинуш и остающегося слепо верящим коммунистом, потенциально могла стать основой для подлинного откровения. В картине был собран блистательный актерский ансамбль, прекрасно сыграли свои роли Евгений Урбанский, Нина Дробышева, Олег Табаков (см. ТАБАКОВ Олег Павлович). Но в этой картине талант Чухрая уперся в рамки социалистического реализма (см. СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ) и не смог перешагнуть их. Отсюда и фальшь финала, и чрезмерное нагнетание эмоций, которые не позволили этой неординарной картине подняться на уровень предыдущих работ режиссера.
«Жили-были старик со старухой» и другие работы
Как истинный художник Чухрай не мог себе позволить заниматься самоповторами. Он предпочитает помолчать, взять творческую паузу, но ни в коем случае не эксплуатировать прежние находки. Его обращения к лирико-бытовому кинематографу («Жили-были старик со старухой», 1965), а потом к художественно-документальному кино («Память», 1969) вылились в добротные работы, но не стали открытиями. С годами творческие паузы Чухрая становятся все продолжительнее. Следующая работа мастера - фильм «Трясина» (сценарий Чухрая и Виктора Мережко (см. МЕРЕЖКО Виктор Иванович)) - появилась только в 1978. Однако картина о матери (в исполнении Нонны Мордюковой (см. МОРДЮКОВА Нонна Викторовна)), которая ради спасения сына от фронта обрекает его на нравственную и гражданскую смерть, несмотря на всю плодотворность замысла, не вызвала к себе общественного интереса. А совместная советско-итальянская политическая постановка «Жизнь прекрасна» (1980, сценарий Чухрая и А. Каменито) с участием итальянской кинозвезды Орнеллы Мути (см. МУТИ Орнелла), стала и вовсе проходной работой. После этого Чухрай перестал снимать кинофильмы. Исключением стало завершение проекта Ю. А. Швырева «Я научу вас мечтать...» (1985), посвященного памяти режиссера Марка Донского (см. ДОНСКОЙ Марк Семенович).
Общественная и преподавательская деятельность
Творческий простой мастера отчасти компенсировался общественной, административной и преподавательской деятельностью. Именно твердость Чухрая в качестве председателя жюри Московского кинофестиваля 1963 года позволила наградить главным призом шедевр Федерико Феллини (см. ФЕЛЛИНИ Федерико) «Восемь с половиной». В 1965-1975 Чухрай был художественным руководителем Экспериментального творческого объединения при киностудии «Мосфильм», а в 1966-1971 преподавал в режиссерской мастерской ВГИКа (среди его учеников Рустам Хамдамов, Ираклий Квирикадзе). С 1965 Чухрай был бессменным секретарем Союза кинематографистов СССР. Его сын Павел Чухрай (р. 14 октября 1941), российский кинорежиссер.