ШЕСТО́В (Шварцман) Лев Исаак. (1866-1938) - философ-экзистенциалист. Род. в Киеве, окончил юрид. ф-т Киев. ун-та. С 1895 по 1914 жил в Швейцарии, с 1914 по 1920 в Москве, после 1920 в Париже. В основе философии Ш. лежит противопоставление мира обыденности и некоего запредельного дух. существования, открывающегося человеку в трагич. одиночестве и разочарованности в рацион. объяснениях жизни. Это запредельное существование таинственно, иррационально и потому несоизмеримо с обыденными понятиями. Вжиться в него люди могут только поодиночке, отбросив общепринятые нормы рассудка и отдавшись своей страстной иррацион. вере. Согласно Ш. вера и разум являются абс. противоположностями. Вера - это личностная, непредсказуемая неуправляемая сила, исходящая свыше и уносящая нас к иному, настоящему миру, где все определяется не нашим субъект. рассудком, а волей всемогущего Бога-Первотворца, разум же есть некое злокозненное механич. средство сведения живого - к неживому, истинного - к ложному, своего - к ничьему, массово-безличному. Настаивая на индивидуальности веры, Ш. считал, что любая степень коллективности есть извращение живой подлинности ее смысла. Все человеч. знания и учения, накопленные за века, оказываются лишь кладбищем духа, отвлеченными формами некогда живых личных переживаний и озарений их создателей. Философия Ш. оказывается не только критикой рационализма, но и приобретающим индивидуальный и негативный характер отрицанием традиц. культурных ценностей. Ш. близко ветхозаветное понятие о Боге как о невыразимом, таинственном и всемогущем Господе. Поэтому мысль Ш. останавливается на границе "этого" и "иного" мира, не в силах оторваться от первого и духовно приобщиться ко второму. Переживание подобной границы, движение вдоль нее становится содержанием большинства соч. философа. Ш. любит писать о форме "странствования по душам" и занят поисками сходного "пограничного" состояния в биографиях и воззрениях изв. писателей, мыслителей, религ. вождей человечества. Этим же объясняется присущий ему религиозно-индивидуалистич., а подчас и нигилистич. нравств. смысл. Наряду с Б. Паскалем, С. Кьеркегором и Ф. Ницше, Ш. можно отнести к философам жизни и признать в нем одного из основоположников экзистенциализма, находящегося в радикальной оппозиции традиц. метафизике.
Соч.: Собр. соч.: В 6 т. СПб., 1911; Сочинения: В 2 т. М., 1993. Умозрение и откровение. Париж, 1964; Киркегард и экзистенциальная философия. М., 1992.
Л. И. Шестов. Худ. С. Сорин. 1922