Яво́рский Болеслав Леопольдович (1877-1942), музыковед и пианист, доктор искусствоведения (1941). Ученик С. И. Танеева. Один из крупнейших отечественных музыкальных теоретиков. Заложил основы теории интонации. Автор музыкальных произведений. Профессор Киевской (с 1916) и Московской (с 1938) консерваторий.
* * *
ЯВОРСКИЙ Болеслав Леопольдович - ЯВО́РСКИЙ Болеслав Леопольдович (1877-1942), российский музыковед (см. МУЗЫКОВЕДЕНИЕ) и пианист, доктор искусствоведения. Создал теорию т. н. ладового ритма. Один из организаторов Народной консерватории в Москве (1906). Труды по теории музыки, истории исполнительских стилей. Автор музыкальных произведений. Профессор Киевской (с 1916) и Московской (с 1938) консерваторий.
ЯВО́РСКИЙ Болеслав Леопольдович (1877-1942) - музыковед, пианист, педагог, композитор, муз.-обществ. деятель. Окончил Моск. конс. (1903) - по кл. композиции С. И. Танеева, по кл. фп. Н. Е. Шишкина. Участвовал в работе Муз.-этнографич. комиссии при Моск. ун-те (с 1903), в создании Народной конс. (1906; до 1916 вел муз.-теоретические предметы, хор и фп.), в организации "Муз. выставок" (1907-11). С 1906 выступал как пианист-солист и ансамблист. С 1916 Я. - проф. Киевской конс. (кл. фп. и композиции), с 1918 также - Муз.-драматич. ин-таим. Н. В. Лысенко. С 1917 - дирижер Киевской народной конс. В 20-е гг., будучи пред. Муз. отдела Наркомпроса РСФСР, вплот ную занимался проблемами реорганизации муз. образования в стране. Свою пед. концепцию, выработанную еще в Народной конс. претворил в деятности 1-го Моск. муз. техникума (повышенного типа), созданного по его инициативе (1921-30). В 1921-31 - действ. чл. Гос. академии худож. наук. В 1932-39 - ст. редактор "Музгиза". В 1938-42 проф. Моск. конс. Многогранной деят-ности Я. свойственна органичная взаимосвязь науч. изысканий и педагогической и организационной работы.
Я. - один из крупнейших муз. теоретиков, создатель обобщающей муз.-теоретич. системы, внес существ. вклад в разработку теории лада (расширил трактовку ладовой функциональности, соотношения устойчивости и неустойчивости). Заложил основы учения об интонации, обосновал и ввел ряд муз. терминов, утвердившихся в музыковедении. Занимался исследованием взаимодействия слова и музыки, историей исполнительских стилей. Новаторской по целям и формам была его педагогика: стремился к развитию у учащихся творческого мышления. Среди его учеников - А. А. Алыпванг, Н. Я. Брюсова, Г. Г. Веревка, М. И. Вериковский, Н. М. Гольденберг, Г. А. Дмитревский, Ф. Е. Козицкий, Н. Д. Леонтович, Т. Л. Логовинский, М. С. Пекелис, В. В. Протопопов, И. С. Рабинович, А. В. Свешников, В. А. Цуккерман и др. Его влияние испытали Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, В. Д. Конен, Н. Я. Мясковский, Г. Г. Нейгауз, Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина и др. Сыграл большую роль в муз. жизни Москвы и Киева, выступая как солист и ансамблист (с К. Г. Держинской, Н. П. Кошиц, П. Коханьским, О. Н. Бутомо-Названовой). Я. - автор опер "Вышка Октября" (1930), оркестровой пьесы "Три расцвета" (1905), сочинений для фортепиано, романсов. Значит. часть научных трудов Я. при жизни не была опубликована. Д-р иск-ведения (1940).
Соч.: Строение муз. речи. Ч. 1-3. М., 1908; Строение муз. произведения в связи с его исполнением. М., 1914; Упражнения в образовании ладового ритма. Ч. 1. М., 1915; Основные элементы музыки. М., 1923; Конструкция мелодического процесса // Структура мелодии. М., 1929; Сюиты И. С. Баха для клавира. М.; Л., 1947; Избранные труды. М., 1964-87.
Лит.: Яворский Б. Л. Воспоминания. Статьи и письма. М., 1972.