Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 9
нейкид эйп
словарь иностранных слов

НЕЙКИД ЭЙП [англ. naked ape] - «голая обезьяна» - разумный человек - Homo sapiens. Термин популяризован британским этнологом Д. Моррисом в работе «Голая обезьяна» (1967).

полезные сервисы
апе (ape)
большой энциклопедический словарь

АПЕ (Ape) (до 1917 официальное название Оппекальн) - город (с 1928) в Латвии, в 57 км от ж.-д. ст. Валга. 1,6 тыс. жителей (1991). Деревообрабатывающая, металлообрабатывающая и пищевая промышленность.

полезные сервисы
ааре (ape) (aare)
большой энциклопедический словарь

ААРЕ (Ape) (Aare) - река в Швейцарии, левый приток Рейна.295 км, площадь бассейна 17,8 тыс. км². Средний расход воды 560 м²/с. Начало в Альпах. Судоходна до Тунского оз. ГЭС. На Ааре - г. Берн.

полезные сервисы
о'нил юджин
энциклопедия кольера

О'НИЛ Юджин (O'Neill, Eugene)

ЮДЖИН О'НИЛ

(1888-1953), американский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1936. Родился 16 октября 1888 в Нью-Йорке. С детства сопровождал родителей-актеров в гастрольных поездках, сменил несколько частных школ. В 1906 поступил в Принстонский университет, но уже через год бросил учебу. За несколько лет О'Нил сменил ряд занятий - был золотоискателем в Гондурасе, играл в труппе отца, ходил матросом в Буэнос-Айрес и Южную Африку, работал репортером в газете "Телеграф". В 1912 заболел туберкулезом, лечился в санатории; поступил в Гарвардский университет, чтобы заниматься в семинаре по драматургии у Дж.П.Бейкера (знаменитая "Мастерская 47"). Два года спустя труппа "Провинстаун плейерс" поставила его одноактные пьесы - К востоку, на Кардифф (Bound East for Cardiff, 1916) и Луна над Карибским морем (The Moon of the Caribbees, 1919), где в жесткой и одновременно поэтической манере переданы собственные впечатления О'Нила от морской жизни. После постановки первой многоактной драмы За горизонтом (Beyond the Horizon, 1919), повествующей о трагическом крушении надежд, он приобрел репутацию яркого драматурга. Пьеса принесла О'Нилу Пулитцеровскую премию - этой престижной премией будут награждены также Анна Кристи (Anna Christie, 1922) и Странная интерлюдия (Strange Interlude, 1928). Ободренный, исполненный творческого дерзания, О'Нил смело экспериментирует, умножая возможности сцены. В Императоре Джонсе (The Emperor Jones, 1921), исследующем феномен животного страха, драматическая напряженность значительно усиливается благодаря непрерывному бою барабанов и новым принципам освещения сцены; в Косматой обезьяне (The Hairy Ape, 1922) сильно и ярко воплощается экспрессионистская символика; в Великом боге Брауне (The Great God Brown, 1926) с помощью масок утверждается мысль о сложности человеческой личности; в Странной интерлюдии поток сознания героев забавно контрастирует с их речью; в пьесе Лазарь смеется (Lazarus Laughed, 1926) используется форма греческой трагедии с семью хорами в масках, а в Продавце льда (The Iceman Cometh, 1946) все действие сводится к затянувшейся попойке. Прекрасное владение традиционной драматургической формой О'Нил продемонстрировал в сатирической пьесе Марко-миллионщик (Marco Millions, 1924) и в комедии О, молодость! (Ah, Wilderness! 1932). Значение творчества О'Нила далеко не исчерпывается техническим мастерством - много важнее его стремление пробиться к смыслу человеческого существования. В его лучших пьесах, особенно в трилогии Траур - участь Электры (Mourning Becomes Electra, 1931), заставляющей вспомнить древнегреческие драмы, присутствует трагический образ человека, пытающегося провидеть свою судьбу. Драматург всегда принимал активное участие в постановках своих пьес, но в период с 1934 по 1946 он отошел от театра, сосредоточившись на новом цикле пьес под общим названием Сага о собственниках, обокравших самих себя (A Tale of Possessors Self-Dispossessed). Несколько пьес из этой драматической эпопеи О'Нил уничтожил, остальные были поставлены после его смерти. В 1947 была осуществлена постановка не вошедшей в цикл пьесы Луна для пасынков судьбы (A Moon for the Misbegotten); в 1950 опубликованы четыре ранние пьесы под общим названием Утраченные пьесы (Lost Plays). Умер О'Нил в Бостоне (шт. Массачусетс) 27 ноября 1953. Написанная в 1940 на автобиографическом материале пьеса Долгий день уходит в ночь (Long Day's Journey into Night) была показана на Бродвее в 1956. Душа поэта (A Touch of the Poet), в основе которой конфликт между отцом-иммигрантом из Ирландии и дочерью, живущей в Новой Англии, была поставлена в Нью-Йорке в 1967. Недолго продержалась в 1967 на Бродвее обработка незаконченной пьесы Дворцы побогаче (More Stately Mansions). В 1981 вышла книга Юджин О'Нил за работой (Eugene O'Neill at Work) с рисунками драматурга к более чем 40 спектаклям, в ней приведено около сотни творческих замыслов О'Нила.

ЛИТЕРАТУРА

О'Нил Ю. Пьесы, тт. 1-2. М., 1971 О'Нил Ю. Траур - участь Электры. М., 1975 Фридштейн Ю. Юджин О'Нил. Биобиблиографический указатель. М., 1982 О'Нил Ю. Пьесы. - В кн: О'Нил Ю. Пьесы. Уильямс Т. Пьесы. Эссе. М., 1985 Коренева М.М. Творчество Юджина О'Нила и пути американской драмы. М., 1990

полезные сервисы
сент-дьердьи альберт
энциклопедия кольера

СЕНТ-ДЬЕРДЬИ Альберт (Szent-Gyrgyi, Albert)

(1893-1986), американский биохимик венгерского происхождения, удостоенный в 1937 Нобелевской премии по физиологии и медицине за цикл работ по биологическому окислению. Родился 16 сентября 1893 в Будапеште. Окончил Будапештский университет, в 1917 получил степень доктора медицины. Вернувшись из армии после Первой мировой войны, уехал в Нидерланды. В 1922-1926 работал в Лейденском университете, затем (в 1927, 1929) - в Кембриджском университете, где в 1927 получил степень доктора философии в области химии. В 1927-1930 работал в клинике Мейо (США). В 1930 вернулся в Венгрию. В 1931-1945 был профессором Сегедского университета, в 1945-1947 - Будапештского университета. В 1947 эмигрировал в США. Работал в Морской биологической лаборатории в Вудс-Холе (шт. Массачусетс) и в Институте по изучению мышц. В 1975 стал научным руководителем Национального фонда исследований рака. Основные работы Сент-Дьерди посвящены химии витаминов, изучению процессов окисления в клетке, механизмов мышечного сокращения. В 1927-1929 он обнаружил в растительных тканях гексуроновую кислоту и доказал ее идентичность витамину С. В 1936 открыл витамин Р. Изучая потребление кислорода при мышечном сокращении, установил каталитическую роль в этом процессе дикарбоновых кислот. В ходе работ, выполненных в 1939-1946, открыл актомиозиновый комплекс, играющий ключевую роль в этом процессе. Показал, что он состоит из двух компонентов - белков актина и миозина. Продемонстрировал роль аденозинтрифосфата (АТФ) как источника энергии при работе мышц. Исследования Сент-Дьерди по изучению расщепления углеводов с образованием диоксида углерода, воды и других веществ и высвобождением энергии создали предпосылки для открытия Кребсом цикла трикарбоновых кислот. Сент-Дьердьи является автором многочисленных научных трудов - Химия мышечного сокращения (Chemistry of Muscular Contraction, 1947), Биоэнергетика (Bioenergetics, 1957); Введение в субмолекулярную биологию (Submolecular Biology, 1960). В 1970 он написал книгу Сумасшедшая обезьяна (The Crazy Ape), в которой выразил озабоченность судьбой человечества в эпоху научно-технического прогресса. Умер Сент-Дьердьи в Вудс-Холе 22 октября 1986.

ЛИТЕРАТУРА

Вюрмер Р. Альберт Сент-Дьердьи и современная биохимия. - В кн.: Горизонты биохимии. М., 1964

полезные сервисы
апе
энциклопедический словарь

АПЕ - А́ПЕ (Ape) (до 1917 официальное название Оппекальн), город (с 1928) в Латвии, в 57 км от ж.-д. ст. Валга. 1,5 тыс. жителей (2004). Деревообрабатывающая, металлообрабатывающая и пищевая промышленность.

полезные сервисы
ааре
энциклопедический словарь

А́аре - Аре (Aare), река в Швейцарии, левый приток Рейна. 295 км, площадь бассейна 17,8 тыс. км2. Средний расход воды 560 м3/с. Начало в Альпах. Судоходна до Тунского озера. ГЭС. На Ааре - г. Берн.

* * *

ААРЕ - А́АРЕ (Ape) (Aare), река в Швейцарии, левый приток Рейна (см. РЕЙН). Длина 295 км, площадь бассейна 17,8 тыс. км2. Средний расход воды 560 кубических м/с. Берет начало в леднике Ааре в Бернских Альпах. Протекает через Бриенцское и Тунское озера, ниже которых течет по Швейцарскому плоскогорью. Весенне-летнее половодье; в верховье нередки летние и зимние паводки. Судоходна до Тунского озера, соединена каналами с Бильским озером. На Ааре действуют несколько ГЭС, расположены города Берн (см. БЕРН) и Аарау.

полезные сервисы
тукано языки
лингвистика

Тука́но языки́

(устар. - бетойя языки) - группа индейских языков Южной Америки. Распространены в

Колумбии и прилегающих районах Эквадора, Перу, Бразилии и, возможно,

Венесуэлы. Общее число говорящих 42 тыс. чел. Предполагается родство

Т. я. с тупи-гуарани языками.

Дж. Х. Гринберг объединил Т. я. вместе с языками катукина, тикуна,

муниче, пуинаве и некоторыми другими в группу макротукано андо-экваториальных языков. Т. я.

подразделяются на 3 подгруппы: 1) восточную (северная ветвь -

тукано, гуанано, пиратапуйо; центральная ветвь - бара, туюка, папива,

десано, сириано, татуйо, карапано; южная ветвь - макуна, барасано);

2) западную (северная ветвь - коррегуахе, сиона, макагуахе, секойя,

ангутеро, тетете; южная ветвь - орехон); 3) промежуточную - язык кубео.

Число говорящих (1972, оценка) на барасано около 215 чел., кубео - 1500

чел., десано - 800, гуанано - 800, тукано - 1500, сиона - 150,

пиратапуйо - 600, сириано - 200, туюка - 500, папива - 20 чел. Для

района распространения Т. я. вследствие бытующей здесь экзогамии

характерно массовое многоязычие: обычно

взрослый знает около 5-6 языков, нередко знание 10 и более языков.

Наибольшее распространение имеет тукано, используемый в качестве

языка межплеменного общения.

Т. я. характеризуются относительно бедным консонантизмом. Смычные представлены звонкими (b,

d, g) и глухими (p, t, k). Имеются также спиранты (s, h) и сонорные

(r/l, w, y). Носовые согласные обычно являются

вариантами ртовых, возникающими в результате соседства с назализованными гласными: b > m, d/r > n,

g > ŋ, y > ñ, w > w̃, h > h̃. Гласные

представлены шестёрками ртовых (i, e, ɨ, a, u, o) и назализованных (ĩ,

ẽ, ɨ̃, ã, ũ, õ). Ударение характеризуется

высоким тоном. Структура слога (C)V. Соответственно отсутствуют

сочетания согласных, в то время как скопления гласных нередки, ср.

барасано kóeabĩ ‘он моет’, híoabĩ ‘он поливает’. Слово может содержать до 10 слогов, ср. кубео

yó-va-i-kɨ-va-i-yo-a-hã-lĩ ‘девять’. Морфемные

границы совпадают со слоговыми. Именной корень обычно двусложен, глагольный - одно- и двусложен.

Морфологический строй агглютинативный. Существительные имеют категории числа (ср.

барасано waí ‘рыба’ - мн. ч. waí‑a) и падежа.

Падежные форманты полифункциональны, ср. употребление некоторых

аффиксов в сиона: ‑bi - duís-bi daíhi ‘Луи

приходит’ (обозначение субъекта), zu’úbo-bi

sũkíde kʷebi ‘Он срубил дерево топором’ (обозначение инструмента),

wɨ’é-bi etánĩ saɨ́’ɨ ‘Я вышел из дома и ушёл’ (в функции аблатива); ‑de -

wa’tí-de gɨ’tówɨ ‘Я точил мачете’ (обозначения объекта), wɨ’é-de ba’íhi ‘Он в доме’ (в функции

локатива) и др.; ‑nĩ - wekɨ́-nĩ ỹã́nĩ hu’ɨ́ɨ́ ‘Я увидел тапира и застрелил

его’ (обозначение объекта), ‑nã - ké tɨ’wɨ́-nã hẽ’ẽ́hĩ ‘Он

переплывает на другой берег’ (обозначение цели). Имеются послелоги: тукано kɨ̃ me’ra ‘с ним’, сиона mɨ̃‘ɨ̃

nã́kónĩ ‘с тобой’.

Глагол имеет категории лица (1‑е, 2‑е, 3‑е лицо), числа (единственное, множественное число), времени (настоящее, прошедшее, будущее время),

наклонения (индикатив, императив, интеррогатив),

залога (актив, рефлексив, каузатив). Все

глагольные категории выражаются с помощью суффиксов, ср. кубео o-yɨbu

‘я плачу’ - o-bɨ́ ‘он плачет’ и т. п., секойя hṹhṹ-hĩ ‘он поёт’ - hṹhṹ-ko

‘она поёт’ и т. п., кубео a-yɨ́bu ‘я говорю’ - a-vɨ́ ‘я сказал’, десано

nũ’ũnĩ-nĩ ‘кусать, жалить’ - nũ’ũnĩ-ra ‘быть укушенным, ужаленным’ и

т. д. Выделяются также суффиксы с различными модальными, временными и локативными

значениями, ср. десано ‑di ‘утвердительность’, ‑bo ‘дубитатив’, ‑di

‘здесь’, ‑din ‘там’, ‑pi ‘на земле’, ‑daha ‘снова’, ‑pade ‘ещё, пока’,

‑dugũ ‘после’, ‑kɨ̃ ‘когда, если’. Суффиксально выражается и вопрос:

десано mãhsĩku - ri ‘знаешь ли?’, ãhsũdia - ri ‘хочешь ли ты

купить?’.

Среди именных словообразовательных суффиксов

отмечаются диминутивы, суффиксы, обозначающие вместилище, и др.

Порядок слов в простом предложении SOV, ср. сиона ãntṍnĩõ-bi ha’óde gẽṍhĩ

ya’í-bi ‘Антонио лист связывает лозой’. Глагол при этом согласуется с именем субъекта. Постглагольную

позицию обычно занимают логически выделенные члены

предложения. Определение обычно

предшествует определяемому и с ним не согласуется: тукано pajiro

akoro ‘большой дождь’, o’akɨ wi’i ‘церковь’ (букв. - бог дом), ape nɨmɨ

‘другой день’, сиона sẽ́sẽ wá’í ‘кабанье мясо’, yɨ’ɨ́ ha’yɨ́ ‘мой

брат’.

Т. я. изучены недостаточно. Долгое время сведения о них были весьма

отрывочны: списки слов, парадигмы и т. п. Это

отражалось и на классификации Т. я.: так,

впервые объединивший эти языки в генетическую

группировку Д. Г. Бринтон (1891) включал их в группу бетоя,

относящуюся к чибчанским языкам.

Ранние классификации содержали большое количество названий, не

подкреплённых лингвистическим материалом.

В 50‑х гг. 20 в. были впервые исследованы и описаны отдельные

фрагменты фонетики и морфологии некоторых Т. я.

В 70‑х гг. осуществлена попытка реконструкции

пратуканской фонетики и словаря (Н. Э. Уолц,

А. Уилер).

Beuchat H., Rivet P., La famille Betoya

ou Tucano, «Mémoires de la Société de linguistique de Paris», 1911,

t. 17, fasc. 2;

Wheeler A. L., Grammar of the Siona

language, Colombia, South America, Berk., 1970;

Waltz N. E., Wheeler A., Proto

Tucanoan, в сб.: Comparative studies in

Amerindian languages, The Hague, 1972;

Estudios tucanos, 2 ed., t. 1 - 3, [Bogotá], 1979 (Serie

Sintáctica);

West B., Gramática popular del Tucano, Bogotá,

1980.

М. Е. Алексеев.

полезные сервисы
хаксли олдос
энциклопедия кольера

ХАКСЛИ Олдос (Huxley, Aldous)

ОЛДОС ХАКСЛИ

ОЛДОС ХАКСЛИ

(1894-1963), английский писатель. Родился 26 июля 1894 в Годалминге (графство Суррей). Внук естествоиспытателя Т.Г.Гексли (Хаксли), внучатый племянник М.Арнолда и брат биолога Дж.Хаксли. Учился в Итон-колледже и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. Из-за слабого зрения почти не участвовал в Первой мировой войне. В 1919 стал членом лондонского клуба "Атенеум", некоторое время был театральным критиком в "Вестминстер газетт" ("West-minster Gazette"); к 1921 оставил журналистику и занялся литературным трудом. В апреле 1937 переехал на постоянное жительство в США и поселился в Калифорнии. Вскоре увлекся мистицизмом, интерес к которому все больше проявлялся в его сочинениях. В своем творчестве Хаксли испробовал самые разные литературные формы, в т.ч. критический очерк (Добросовестные исследования - Proper Studies, 1927), сатиру (О дивный новый мир - Brave New World, 1932), интеллектуальный роман (Контрапункт - Point Counter Point, 1928). Романы Хаксли в преувеличенно мрачных тонах представляют губительные тенденции современной жизни; в сатирических романах О дивный новый мир и И после многих весен... (After Many a Summer Dies the Swan, 1939) эти тенденции выступают в крайне извращенном или оглупленном виде, высмеивается культ машины и тела. Избавлению от него, по Хаксли, послужит эклектический мистицизм, предложенный в романе Слепой в Газе (Eyeless in Gaza, 1936), в биографии иезуита Серое преосвященство (Grey Eminence, 1941), в сатире Время должно остановиться (Time Must Have a Stop, 1944), а также в исследовании мистицизма Вечная философия (The Perennial Philosophy, 1945). К его поздним сочинениям относятся книги Наука, свобода и мир (Science, Liberty and Peace, 1946), Обезьяна и сущность (Ape and Essence, 1948), Темы и вариации (Themes and Variations, 1950), Дьяволы Лудэна (The Devils of Loudun, 1952), Врата восприятия (The Doors of Perception, 1954), Гений и богиня (The Genius and the Goddess, 1955), Завтра, завтра и завтра (Tomorrow and Tomorrow and Tomorrow), Возвращение в прекрасный новый мир (Brave New World Revisited, 1958), Об искусстве и художниках (On Art and Artists, 1960) и Остров (Island, 1962). Умер Хаксли в Лос-Анджелесе 22 ноября 1963.

ЛИТЕРАТУРА

Хаксли О. Шутовской хоровод. М., 1936 Палиевский П. Гибель сатирика. - В кн.: Современная литература за рубежом. М., 1962 Жантиева Д.Г. Олдос Хаксли. - В кн.: Жантиева Д.Г. Английский роман ХХ века. М., 1965 Хаксли О. Желтый Кром; Рассказы. М., 1987 Хаксли О. Контрапункт; Новеллы. Л., 1990 Хаксли О. О дивный новый мир; Обезьяна и сущность. - В кн.: О дивный новый мир. Английская антиутопия. М., 1990 Хаксли О. И после многих весен. М., 1992

полезные сервисы