Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 15
кока-кола кока-кола
энциклопедический словарь

{{ко́ка-к{}о{}ла}} -ы; ж. [англ. coca-cola] Безалкогольный сильногазированный тонизирующей напиток (приготовляется с добавление сока листьев коки и экстракта семян колы).

Ко́ка (см.).

* * *

КОКА-КОЛА - КО́КА-КО́ЛА (Coca-Cola), американская пищевая компания, мировой лидер в сфере производства концентратов прохладительных напитков. История Coca-Cola началась 8 мая 1886 года, когда Джон Пембертон, химик из Атланты, создал рецепт ее концентрата и начал его производство. В 1889 году Пембертон продал свой бизнес Айсе Кендлеру, который в 1892 году основал компанию Coca-Cola с первоначальным капиталом 100 тысяч долларов. Компания активно развивалась, первый завод по производству сиропа для Coca-Cola начал работать в Далласе (Техас). Затем были построены заводы в Чикаго (Иллинойс) и Лос-Анжелесе (Калифорния), а в 1899 году в Чаттануге открылся завод по розливу колы в бутылки. В 1916 году был создан оригинальный дизайн фирменной бутылки напитка. В 1919 году Кендлер продал компанию Coca-Cola за 25 миллионов долларов финансовой группе, возглавляемой Эрнстом Вудрафом, банкиром из Атланты. В годы первой мировой войны американские солдаты познакомили с кока-колой европейцев и уже в 1920 году первый завод по производству напитка Coca-Cola в Европе был основан во Франции. В 1923 году компанию возглавил Роберт Вудраф, сын Эрнста Вудрафа. Более чем 60 лет он был лидером компании. В 1960 году был налажен выпуск напитка Fanta. В предверии Олимпийских игр в Москве в 1980 году был начат выпуск продукции Coca-Cola в СССР. Coca-Cola - самый узнаваемый и самый дорогой бренд в мире. Напиток Coca-Cola пьют более чем в 200 странах мира. В России действуют 11 заводов компании. По итогам 2004 года рыночная стоимость компании оценивалась в 103,12 млрд. долларов, ее годовая прибыль составила 4,85 млрд. долларов.

академический словарь

-ы, ж.

Безалкогольный тонизирующий напиток, распространенный в США и некоторых других странах.

[англ. coca cola]

этимологический словарь

Заимств. в середине XX в. из англ. яз. США, где coca-cola - сложение coca «кустарник кока» (см. кокаин) и cola «дерево кола». Напиток изготовляется с использованием листьев коки и плодов колы.

словарь иностранных слов

КОКА-КОЛА [англ. coca cola] - прохладительный тонизирующий напиток с добавлением экстракта из листьев какао и орехов КОЛА.

полезные сервисы
кола ди риенцо кола ди риенцо
энциклопедический словарь

Ко́ла ди Рие́нцо (Cola di Rienzo), настоящее имя Никола ди Лоренцо Габрини (Cabrini) (1313-1354), вождь восстания пополанов в Риме 1347 и глава Римской республики, установленной в мае 1347 (существовала по декабрь 1347) и августе 1354.

большой энциклопедический словарь

КОЛА ДИ РИЕНЦО (Cola di Rienzo) (наст. имя Никола ди Лоренцо Габрини - Gabrini), (1313-54), вождь восставших пополанов в Риме 1347 и глава Римской республики, установленной в мае 1347 (существовала по декабрь 1347) и августе 1354.

полезные сервисы
кола ди риенцо (cola di rienzo) кола ди риенцо (cola di rienzo)
большой энциклопедический словарь

Ко́ла ди Рие́нцо (Cola di Rienzo) (настоящие имя и фамилия Никола ди Лоренцо Габрини, Gabrini) (1313—1354), итальянский политический деятель, возглавил восстание торгово-ремесленных слоёв — пополанов в Риме в 1347, приведшее к установлению Римской республики в мае 1347 (существовала по декабря 1347) и августе 1354.

полезные сервисы
кола ди риенци кола ди риенци
энциклопедический словарь

КОЛА ДИ РИЕНЦИ - КО́ЛА ДИ РИЕ́НЦИ (Риенцо, Cola di Rienzo) (полное имя - Габрини Николо ди Лоренцо) (1313 - 8 октября 1354), итальянский политический деятель, один из первых гуманистов, идеолог объединения Италии

Сын трактирщика в бедном квартале Рима, получил довольно широкое образование и стал нотариусом. На формирование его политических воззрений оказало большое влияние учение Марсилия Падуанского (см. МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ). В то же время, заинтересовавшись римскими древностями, он стал одним из первых их знатоков и ценителей. Познакомившись с Петраркой (см. ПЕТРАРКА Франческо) во время венчания поэта лаврами в Риме, Кола ди Риенци вместе с ним мечтал о восстановлении былого величия Рима.

Ораторский талант Кола ди Риенци способствовал его выдвижению: в 1343 он был послан в Авиньон (см. АВИНЬОН) к папе Клименту VI (см. КЛИМЕНТ VI) с предложением вернуться в Рим и назначить римские юбилейные торжества вместо 1400 на 1350, чтобы увеличить поток пилигримов в Рим. Папа удовлетворил второе требование и назначил Кола ди Риенци нотариусом городской Камеры в Риме. В Риме Кола ди Риенци стал во главе партии городской буржуазии, сблизившись также с монахами-иоахимитами (см. ИОАХИМ ФЛОРСКИЙ), сторонниками полной реформы Церкви и перехода ко всеобщему монашеству - «Царству Святого Духа».

Партия Кола ди Риенци поставила своими ближайшими задачами введение народовластия в Риме, вплоть до избрания императора народом, установление в Риме полного порядка и безопасности и возвращение папы в Рим. Кола ди Риенци привлек на свою сторону большинство городской буржуазии, многих ремесленников и папского наместника. 20 мая 1347 с вооруженным отрядом единомышленников, без пролития крови, он захватил в свои руки городское управление. Созванное Кола ди Риенци народное собрание одобрило предложенные им эдикты и предоставило ему диктаторские полномочия для реализации его программы и титул трибуна.

Кола ди Риенци организовал городскую милицию, усмирил феодалов, подавив их выступления, наладил снабжение Рима, которому угрожал голод, прекратил разбои и убийства, облегчил налоговое бремя. 1 августа 1347 он провозгласил принцип народовластия. Вступив в союз со многими городами и государствами Италии, 15 августа он устроил праздник союзных городов,- его целью было объединение всей Италии под главенством Рима.

Папа сначала санкционировавший переворот, затем послал в Италию своего легата, который с помощью феодалов организовал 15 декабря 1347 бунт против Кола ди Риенци, вынудивший его сложить власть и покинуть Рим. Прожив несколько лет в горных скитах Майеллы (в абруццских Апеннинах) среди иоахимитов, Кола ди Риенци по их совету явился в Прагу в июле 1350 и обратился к германскому императору Карлу IV (см. КАРЛ IV Люксембург), побуждая его восстановить Рим в прежнем величии, как центр мировой империи, вернуть туда папу, оставив за ним лишь духовную власть, и реформировать Церковь. Карл IV, выслушав Риенци и поспорив с ним, велел его арестовать как подлежащего духовному суду. После 2 лет пребывания в пражских тюрьмах Кола ди Риенци был осужден 25 февраля 1352 как еретик и перевезен в Авиньон. Новый папа, под давлением Петрарки, римских граждан и представителей итальянских городов, освободил Кола ди Риенци и ввиду продолжавшейся анархии в Риме послал его туда, предоставив ему звание сенатора и право принять войска.

1 августа 1354 Кола ди Риенци вступил в Рим, приветствуемый населением, но вторичное управление его было вновь подорвано феодалами, возбудившими бунт в Риме на почве недовольства налогами, взыскиваемыми Кола ди Риенци на содержание войска. Окруженный во дворце на Капитолии, Кола ди Риенци безуспешно пытался обратиться с речью к народу, потом пытался скрыться, но был захвачен и убит 8 сентября 1354.

полезные сервисы
пепси-кола пепси-кола
энциклопедический словарь

{{пе́пси-к{}о{}ла}} -ы; ж. [англ. pepsi-cola] Безалкогольный сильногазированный тонизирующей напиток (приготовляется с добавление экстракта семян колы). Выпить пепси-колы. Производство, поставка пепси-колы.

Пе́пси, неизм.; ж. Разг. = Пе́пси-ко́ла.

словарь иностранных слов

пепси-кола

- пепси-колы, мн. нет, ж. (англ. pepsi-cola < греч. pepsis пищеварение + нов.-лат. Cola кола).

Тонизирующий прохладительный напиток, приготовляемый с добавлением экстракта плодов колы.

Пепси (разг.) - то же, что п.

|| Ср. кока-кола, крюшон, лимонад, морс, оранжад, ситро, шербет.

полезные сервисы
кола кола
словарь иностранных слов

КОЛА [лат. Cola] - род деревьев семейства стеркулиевых, растущих в тропической Африке; плоды некоторых видов применяются в медицине, а также в производстве ликеров и напитков типа КОКА-КОЛА.

полезные сервисы
кока-кола (coca-cola) кока-кола (coca-cola)
большой энциклопедический словарь

"КОКА-КОЛА" (Coca-Cola) - пищевая компания США. Основана в 1886. Первая в мире по выпуску концентратов прохладительных напитков и продукции из цитрусовых. Выпускает также бакалейные и другие пищевые товары, упаковочные средства. Объем продаж 8,3 млрд. долларов, чистая прибыль 1 млрд. долларов, число занятых 18,8 тыс. человек (кон. 1980-х гг.).

полезные сервисы
пепсико пепсико
энциклопедический словарь

ПЕПСИКО - ПЕ́ПСИКО (PepsiCo), американская пищевая корпорация, специализируется на выпуске прохладительных напитков. История компании начинают с 1898 года, когда аптекарь Калеб Брэдхем изобрел новый прохладительный напиток, ныне известный как «пепси-кола». В 1919 году была основана компания по производству этого напитка, с 1965 года она носит современное название. Правление корпорации находится в Перчесе (шт. Нью-Йорк).

Непосредственно и через дочерние предприятия «ПепсиКо» выпускает концентрат пепси-колы и прохладительные напитки, пищевые продукты. Фирме принадлежат товарные знаки Pepsi Cola, Mountain Dew, 7Up, Mirinda. Дочерняя компания «Фрито-Лей» (Frito-Lay) производит сухие закуски, крекеры (Cheetos, Ruffles). В ресторанном деле действуют дочерняя фирма «Пицца-хат» (Pizza Hut restaurants) и сеть закусочных быстрого обслуживания «Тако белл» (Taco Bell), специализирующаяся на мексиканской кухне. Дочерняя фирма «Уилсон спортинг гудс» (Wilson Sporting Goods) выпускает принадлежности для игры в гольф, бейсбол, теннис, футбол, баскетбол. В 1974 году пепси-кола стала первым западным продуктом, поступившим в продажу в СССР, а взамен «ПепсиКо» получила эксклюзивные права на импорт и распространение водки «Столичная» в США. По итогам 2004 года рыночная стоимость корпорации оценивалась в 90,43 млрд. долларов, ее годовая прибыль составила 4,21 млрд. долларов.

полезные сервисы
одушевлённости - неодушевлённости категория одушевлённости - неодушевлённости категория
лингвистика

Одушевлённости - неодушевлённости катего́рия -

понятийная категория, отражающая

разделение человеком окружающего мира на живое и неживое. Получает

двоякое выражение в языке - лексическое и

грамматическое; в семантическом аспекте

О.-н. к. - номинативная категория (см. Номинация) существительного, для прочих частей речи

она имеет статус синтактико-семантической

категории. Степень выраженности О.-н. к. по языкам различна. Она может

иметь лишь косвенное и нерегулярное выражение, ср. в немецком языке beide​/​beides

‘оба’ (для одушевлённых​/​неодушевлённых предметов); чаще всего О.-н. к.

выражена в местоимениях при отсутствии её

формального выражения в существительных, ср.

франц. qui​/​que (quoi), узб. ким/нима, венг. ki/mi, араб. man/mā; это свойственно вопросительным, отрицательным, относительным и неопределённым

местоимениям, а также личным в 3‑м лице

единственного числа; ср. нем. mit ihm/damit ‘с ним’ (одуш.) / ‘с этим’ (неодуш.).

В сфере существительных О.-н. к. может проявляться как скрытая категория, более или менее регулярная

(факультативная); например, в английском языке

при собирательных существительных (см. Собирательности категория) возможен глагол во множественном числе только для

одушевлённых имен (ср. My family are here ‘моя

семья здесь’ / My library is here ‘моя библиотека

здесь’); в картвельских языках О.-н. к.

выражается в наличии лексемной дублетности у

глаголов в зависимости от характера подлежащего,

ср. груз. cola (при одуш.) / deba (при неодуш.)

‘падать’ и т. п.

В языках, имеющих именные классы

или род, О.-н. к. может переплетаться

с ними, образуя единую систему. При этом в самой О.-н. к. возможно

выделение категории личности, которая может содержать оппозицию

по признаку пола. Так, в ряде нахско-дагестанских

языков в системе именных классов наблюдается противопоставление

неодушевлённых классов одушевлённым, среди которых различаются

неличные и личные, а последние включают класс мужчин и класс женщин.

Противоположность такой разветвлённой системе, строящейся на

множественных семантических основаниях, образует система,

представленная, например, в венгерском языке,

где в некоторой степени проявляется лишь близкая к О.-н. к. оппозиция

«личность - неличность», находящая выражение в собирательных

числительных (относящихся только к людям) и в использовании личного

местоимения 3‑го лица ö (ед. ч.) и ök (мн. ч.) только при указании на людей (в остальных

случаях употребляется указательное местоимение). Значительное развитие

получила О.-н. к. в славянских языках, где она

образует вместе с родом единую категорию согласовательного

класса (впервые исчерпывающе описанную для русского языка А. А. Зализняком); в некоторых

языках эта система осложнена категорией личности (ср. так называемый

лично-мужской род в польском языке: вин. п.

мн. ч. widzę koty, kobiecy ‘вижу кошек, женщин’ -

widzę robotników ‘вижу рабочих’). Высказывалось

мнение (В. В. Виноградов и др.) о наличии аналогичной категории в

русском языке, где она не получает столь же явного грамматического

выражения и тяготеет к типу скрытых категорий (ср. «четверо друзей» при

невозможности «четверо коров» и ненормативности «четверо подруг»).

Напротив, О.-н. к. находит регулярное грамматическое выражение, деля

каждый род на 2 класса, в связи с чем предлагалось (Н. Н. Дурново)

говорить о 6 родах в русском языке (в более точной формулировке

Зализняка - 7 согласовательных классах, из которых последний охватывает

слова pluralia tantum. Наличие О.-н. к., как и

рода, проявляется грамматически в различном согласовании, которое для некоторых

согласовательных типов демонстрирует дополнительность О.-н. к. и

рода в парадигме склонения; например, в русском языке при

адъективном согласовании в именительном падеже единственного числа

различается род и не различается О.-н. к. («красивый дом, слон /

красивая стена, девушка / красивое окно, существо»), а в винительном

падеже множественного числа - наоборот («красивые дома, стены, окна /

красивых слонов, девушек, существ»). В некоторых языках с именными

классами О.-н. к. находится в стадии становления (например, в банту); как основная категория имени она

представлена во многих автохтонных языках Северной и

Южной Америки.

Широкое распространение получила теория, согласно которой О.-н. к.

является протокатегорией для трёхродовых систем; в индоевропеистике такую точку зрения обосновывал

А. Мейе, считавший, что мужской и женский род - результат расщепления

древнего одушевлённого рода, а средний род - отражение древнего

неодушевлённого рода. Высказывалось мнение и об универсальной первичности двоичной классификации,

предшествовавшей как роду, так и более богатым системам именных

классов (В. Вундт, Я. ван Гиннекен, Ф. Мюллер, А. Тромбетти и другие),

но это мнение пока недостаточно аргументировано. Известна трактовка

О.-н. к. как одного из конструктивных признаков активного строя, в рамках которого она выступает

как категория активного​/​инактивного деятеля. Для О.-н. к., уже

существующей в исторических языках, отмечается расширение сферы

одушевлённости путём метафоры и персонификации

(ср. рус. «побить туза», польск. zatańczyć

poloneza ‘станцевать полонез’). Важность О.-н. к. возросла в

современной синтаксической теории и типологии, где используется понятие так называемой

иерархии (шкалы) одушевлённости, т. е. предпочтения одушевлённых

(а среди них - личных) имён для определённых синтаксических функций,

например, подлежащего.

Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М.,

1958;

Зализняк А. А., Русское именное словоизменение, М.,

1967;

Виноградов В. В., Русский язык, 2 изд., М., 1972;

Ельмслев Л., О категориях личности - неличности и

одушевлённости - неодушевлённости, пер. с франц., в кн.: Принципы

типологического анализа языков различного строя, М., 1972;

Ревзина О. Г., Общая теория грамматических категорий, в

кн.: Структурно-типологические исследования в области грамматики

славянских языков, М., 1973;

Климов Г. А., Типология языков активного строя, М.,

1977;

Кедайтене Е. И., Категория одушевлённости в русском языке,

М., 1982;

Durnovo N. N., La catégorie du genre en russe

moderne, «Revue des études slaves», 1924, t. 4;

Royen G., Die nominalen Klassifikationssysteme in

den Sprachen der Erde, Mödling, 1930;

Comrie B., Language universals and linguistic

typology. Syntax and morphology, Oxf., 1981.

В. А. Виноградов.

полезные сервисы
вагнер рихард вагнер рихард
энциклопедия кольера

ВАГНЕР Рихард (Wagner, Richard) (1813-1883), великий немецкий композитор. Вильгельм Рихард Вагнер родился 22 мая 1813 в Лейпциге, в семье чиновника Карла Фридриха Вагнера и Иоганны Розины Вагнер (урожденной Пец), дочери мельника из Вайсенфельса.

РИХАРД ВАГНЕР. Портрет работы Ф. Ленбаха (1836-1904).

РИХАРД ВАГНЕР. Портрет работы Ф. Ленбаха (1836-1904).

Детство Вагнера не было благополучным: он много болел, семья часто переезжала, в результате мальчик учился урывками в школах разных городов. Тем не менее уже в юные годы Вагнер воспринял многое из того, что ему впоследствии пригодилось: он был хорошо начитан в классической и современной литературе, полюбил оперы К.М.Вебера (вхожего в дом Вагнеров), посещал концерты, овладел азами композиторской техники. Он проявил также тягу к самовыражению в театрально-драматической форме, живо интересовался политикой и философией. В феврале 1831 поступил в Лейпцигский университет, а незадолго до этого было исполнено одно из первых его произведений - увертюра си-бемоль мажор. В университете Вагнер слушал лекции по философии и эстетике, занимался музыкой с Т. Вайнлигом, кантором школы св. Фомы. Тогда же он познакомился с людьми, связанными с польскими революционерами-изгнанниками, и в 1832 сопровождал графа Тышкевича в его путешествии в Моравию, а оттуда направился в Вену. В Праге его только что законченная симфония до мажор была проиграна в консерватории на оркестровой репетиции, а 10 января 1833 состоялось ее публичное исполнение в Лейпциге в концертном зале Гевандхаус.

Годы нужды. Спустя месяц благодаря содействию своего брата (певца Карла Альберта) Вагнер получил должность репетитора (хормейстера) в оперном театре Вюрцбурга. Он энергично принялся за дело, продолжая при этом занятия композицией. В лейпцигской "Газете элегантного света" Вагнер опубликовал статью "Немецкая опера", по сути предвосхитившую его более поздние теории, и приступил к сочинению оперы Феи (Die Feen, на сюжет К.Гоцци), первой работе композитора в данном жанре. Однако опера не была принята к постановке в Лейпциге. В 1834 он занял место дирижера в Магдебургском театре, и одновременно в его жизни произошло важное событие: он познакомился с актрисой Минной Планер, серьезно увлекся ею и после двух лет ухаживания женился. Больших успехов молодой музыкант в Магдебурге не добился (хотя выступавшая там знаменитая певица Вильгельмина Шредер-Девриент высоко оценила дирижерское искусство Вагнера) и был не прочь подыскать другое место. Он поработал в Кенигсберге и Риге, но не задержался и в этих городах. Минна уже начала сожалеть о своем выборе и на время уехала от мужа. Кроме того, Вагнера донимали долги и разочарование в своих силах после неудач двух новых произведений - увертюры Правь, Британия! (Rule, Britannia) и оперы Запрет любви (Das Liebesverbot, по комедии Шекспира Мера за меру). После отъезда Минны Вагнер сбежал от долгов и прочих неприятностей к сестре Оттилии, которая была замужем за книгоиздателем Ф.Брокгаузом. В их доме он впервые прочел роман Э.Булвер-Литтона Кола Риенци - последний трибун (Cola Rienzi, der letzte der Tribunen), который показался ему подходящим материалом для оперного либретто. Он принялся за работу в надежде получить одобрение знаменитого парижского мэтра Дж. Мейербера, ведь Риенци написан в жанре французской "большой оперы", а Мейербер был ее непревзойденным мастером. Осенью 1838 Рихард вновь соединился с Минной в Риге, однако театральные интриги вынудили его вскоре покинуть театр. Супруги отправились в Париж морем, посетив по пути Лондон. Морское путешествие оказалось тяжелым испытанием, о чем Вагнер красноречиво повествует в своей автобиографии Моя жизнь (Mein Leben). Во время плавания он услышал от матросов легенду, которая легла в основу его новой оперы Летучий голландец (Der fliegende Hollnder). Чета Вагнеров провела во Франции два с половиной года (с 20 августа 1839 по 7 апреля 1842). Несмотря на всевозможные трудности и отсутствие постоянного заработка, Рихард развернулся в Париже в полную силу. Обаяние, блеск интеллекта обеспечили ему уважение и дружбу ряда выдающихся людей. Так, Ф. Хабенек, дирижер парижской "Гранд-Опера", авторитетно засвидетельствовал выдающееся композиторское дарование Вагнера (на того, в свою очередь, произвела глубокое впечатление интерпретация Хабенеком произведений Бетховена); издатель М. Шлезингер дал Вагнеру работу в издаваемой им "Музыкальной газете". Среди сторонников композитора были немецкие эмигранты: специалист по классической филологии З. Леерс, художник Э. Киц, поэт Г. Гейне. Мейербер благосклонно отнесся к немецкому музыканту, а кульминацией парижских лет стало знакомство Вагнера с Г. Берлиозом. В творческом отношении парижский период тоже принес немалые плоды: здесь была написана симфоническая увертюра Фауст (Faust), завершена партитура Риенци, закончено либретто Летучего голландца, возникли замыслы новых опер - Тангейзера (Tanhuser, результат чтения сборника старинных немецких легенд братьев Гримм) и Лоэнгрина (Lohengrin). В июне 1841 Вагнер узнал, что Риенци принят к постановке в Дрездене.

Дрезден, 1842-1849. Воодушевившись полученным известием, чета Вагнеров решила вернуться на родину. В Лейпциге (где им помогло семейство Брокгауз), Мюнхене и Берлине Вагнер встретился с рядом препятствий, а прибыв в Дрезден, обнаружил недовольных оркестрантов, перед которыми партитура Риенци ставила необычные задачи, постановщиков, которым либретто оперы казалось слишком длинным и запутанным, и художников, отнюдь не расположенных тратить деньги на костюмы для никому не известной оперы. Однако Вагнер не сдавался, и его усилия увенчались триумфальной премьерой Риенци 20 октября 1842. Результатом успеха явилось, в частности, сближение Вагнера с Ф.Листом, а также приглашения продирижировать концертами в Лейпциге и Берлине. Вслед за Риенци в Дрездене в начале 1843 был поставлен и Летучий голландец. Хотя эта опера выдержала только четыре представления, имя Вагнера приобрело известность столь значительную, что в феврале 1843 он был назначен на должность придворного капельмейстера (руководителя придворной оперы). Эта новость привлекла внимание многочисленных кредиторов композитора из разных городов Германии. Вагнер, гениально умевший улаживать конфликты, порождавшиеся жизнью не по средствам, справился с нашествием кредиторов - так же, как с предыдущими и последующими инцидентами такого рода. У Вагнера были замечательные идеи (позже он развил их в своих литературных трудах): он хотел преобразовать придворный оркестр так, чтобы тот мог надлежащим образом исполнять партитуры Бетховена - кумира молодого Вагнера; одновременно он проявлял заботу об улучшении условий жизни оркестрантов. Он добивался освобождения театра от опеки двора с его бесконечными интригами, стремился к расширению репертуара церковной музыки введением в него творений великого Палестрины. Естественно, подобные реформы не могли не вызвать сопротивление, и хотя многие дрезденцы поддерживали Вагнера (по крайней мере, в принципе), все же они остались в меньшинстве, и когда 15 июня 1848 - вскоре после революционных событий в городе - Вагнер выступил публично в защиту республиканских идей, он был смещен со своего поста. Между тем композиторская слава Вагнера росла и крепла. Летучий голландец заслужил одобрение маститого Л.Шпора, который исполнил оперу в Касселе; она шла также в Риге и Берлине. Риенци был поставлен в Гамбурге и Берлине; премьера Тангейзера состоялась 19 октября 1845 в Дрездене. В последние годы дрезденского периода Вагнер изучал эпос Песнь о нибелунгах и часто выступал в печати. Благодаря участию Листа - страстного пропагандиста новой музыки - в Веймаре были осуществлены концертное исполнение третьего акта только что законченного Лоэнгрина и постановка Тангейзера в полной (т.н. дрезденской) редакции. В мае 1849, находясь в Веймаре на репетициях Тангейзера, Вагнер узнал, что в его доме был обыск и уже подписан ордер на его арест в связи с участием в дрезденском восстании. Оставив в Веймаре жену и многочисленных кредиторов, он спешно уехал в Цюрих, где провел следующие 10 лет.

Изгнание. Одной из первых в Цюрихе ему оказала поддержку Джесси Лоссо, англичанка, жена французского негоцианта; она не осталась равнодушной к ухаживаниям немецкого музыканта. За этим скандалом последовал другой, приобретший большую огласку: речь идет о связи Вагнера с Матильдой Везендонк, жене мецената, давшего Вагнеру возможность поселиться в комфортабельном доме на берегу Цюрихского озера. В Цюрихе Вагнер создал все свои главные литературные труды, включая Искусство и революцию (Die Kunst und die Revolution), Художественное произведение будущего (Das Kunstwerk der Zukunft, вдохновленное философией Людвига Фейербаха и посвященное ему), Оперу и драму (Oper und Drama), а также совершенно неуместный памфлет Евреи в музыке (Das Judenthum in Musik). Здесь Вагнер обрушивается с нападками на Мендельсона и Мейербера, на поэтов Гейне и Берне; что касается Гейне, то Вагнер даже выражал сомнение в его умственных способностях. Помимо литературного труда, Вагнер выступал как дирижер - в Цюрихе (циклы концертов проводились по подписке) и в сезон 1855 в Филармоническом обществе в Лондоне. Главным же его делом была разработка грандиозной музыкально-драматургической концепции, которая после четверти века упорного труда приняла форму оперной тетралогии Кольцо нибелунга (Der Ring des Nibelungen). В 1851 веймарский двор, по настоянию Листа, предложил Вагнеру 500 талеров с тем, чтобы часть будущей тетралогии - Смерть Зигфрида (впоследствии финал цикла - Гибель богов, Gtterdmmerung) была готова к исполнению в июле 1852. Однако вагнеровский замысел явно превышал возможности веймарского театра. Как писал композитор своему другу Т.Улигу, в ту пору он уже представлял себе Кольцо нибелунга как "три драмы с трехактным вступлением". В 1857-1859 Вагнер прервал работу над сагой о нибелунгах, захваченный историей Тристана и Изольды. Новая опера возникла благодаря Матильде Везендонк и была вдохновлена любовью Вагнера к ней. Во время сочинения Тристана Вагнер познакомился с композитором и дирижером Г.фон Бюловым, женатом на дочери Листа - Козиме (в будущем ставшей женой Вагнера). Тристан был почти закончен, когда летом 1858 его автор спешно покинул Цюрих и уехал в Венецию: это случилось в результате очередной ссоры с Минной, которая вновь заявила о своем твердом намерении никогда более не жить с мужем. Выдворенный из Венеции австрийской полицией, композитор отправился в Люцерн, где и завершил работу над оперой.

РИХАРД ВАГНЕР (в центре), Ференц Лист и его дочь Козима.

РИХАРД ВАГНЕР (в центре), Ференц Лист и его дочь Козима.

Около года Вагнер не встречался с женой, однако в сентябре 1859 они вновь съехались в Париже. Вагнер предпринял еще одну попытку покорения французской столицы - и опять потерпел неудачу. Три его концерта, данные в 1860, были враждебно встречены прессой и не принесли ничего, кроме убытков. Годом позже премьера Тангейзера в "Гранд-Опера" - в новой, сделанной специально для Парижа, редакции - была освистана разбушевавшимися членами "Жокей-клуба". Как раз в это время Вагнер узнал от саксонского посла, что имеет право вернуться в Германию, в любую область, кроме Саксонии (этот запрет был снят в 1862). Композитор использовал полученное разрешение для поисков театра, который взялся бы за постановку его новых опер. Ему удалось обратить в свою веру нотоиздателя Шотта, который выдавал ему щедрые авансы. В 1862-1863 Вагнер совершил ряд концертных поездок, прославивших его как дирижера: он выступал в Вене, Праге, Петербурге, Будапеште и Карлсруэ. Однако неуверенность в завтрашнем дне тяготила его, и в 1864, перед лицом угрозы ареста за долги, он совершил очередной побег - на этот раз со своей цюрихской знакомой Элизой Вилле - в Мариенфельд. Это было поистине последнее убежище: как пишет в своей книге Эрнест Ньюмен, "большинство друзей композитора, особенно располагавших средствами, устали от его просьб и даже начали бояться их; они пришли к выводу, что Вагнер абсолютно неспособен соблюдать элементарные приличия, и не собирались более позволять ему покушаться на их кошельки".

Мюнхен. Второе изгнание. В этот момент пришла нежданная помощь - от Людвига II, который только что взошел на королевский престол в Баварии. Больше всего на свете молодой король любил оперы Вагнера, - а они исполнялись в Германии все чаще и чаще - и пригласил их автора в Мюнхен. Летом 1865 королевская труппа осуществила премьеру Тристана (четыре спектакля). Незадолго до того Козима фон Бюлов, с которой Вагнер с конца 1863 связал свою жизнь, родила ему дочь. Это обстоятельство давало политическим оппонентам Вагнера в Баварии повод настаивать на удалении композитора из Мюнхена. И снова Вагнер стал изгнанником: на этот раз он поселился в Трибшене на берегу Люцернского озера, где провел следующие шесть лет. В Трибшене он закончил "Мейстерзингеров", "Зигфрида" и большую часть "Гибели богов" (две другие части тетралогии были завершены десятилетием ранее), создал ряд литературных трудов, наиболее важные из которых - О дирижировании (ber das Dirigieren, 1869) и Бетховен (1870). Он также завершил автобиографию: книга Моя жизнь (изложение в ней доведено только до 1864) появилась по настоянию Козимы, которая после развода с фон Бюловым стала женой Вагнера. Это случилось в 1870, через год после рождения единственного сына композитора - Зигфрида. К тому времени Минны Вагнер уже не было в живых (она умерла в 1866). Людвиг Баварский, разочаровавшись в Вагнере как человеке, неизменно оставался страстным поклонником его искусства. Вопреки серьезным препятствиям и собственным предубеждениям он добился постановки в Мюнхене Мейстерзингеров (1868), Золота Рейна (Das Rheingold, 1869) и Валькирии (Die Valkre, 1870), и столица Баварии превратилась в мекку для европейских музыкантов. В те годы Вагнер стал бесспорным лидером в европейской музыке. Избрание в Прусскую королевскую академию искусств стало поворотным пунктом в биографии Вагнера. Теперь его оперы ставились по всей Европе и часто встречали у публики горячий прием. Новый закон об авторском праве упрочил его материальное положение. Э.Фрич опубликовал собрание его литературных трудов. Оставалось лишь осуществить мечту о новом театре, где могли бы получить идеальное воплощение его музыкальные драмы, а их Вагнер теперь осмысливал как источник возрождения немецкого национального самосознания и немецкой культуры. Понадобилось много труда, поддержка доброжелателей и финансовая помощь короля, чтобы начать строительство театра в Байройте: он был открыт в августе 1876 премьерой Кольца нибелунга. Король присутствовал на спектаклях, и это была первая его встреча с Вагнером после восьмилетней разлуки.

СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ ВАЛЬКИРИЯ Р. ВАГНЕРА

СЦЕНА ИЗ ОПЕРЫ ВАЛЬКИРИЯ Р. ВАГНЕРА

Последние годы. После торжеств в Байройте Вагнер с семьей совершил путешествие в Италию; он встретился с графом А.Гобино в Неаполе и с Ницше в Сорренто. Когда-то Вагнер и Ницще были единомышленниками, но в 1876 Ницше заметил в композиторе перемену: имелся в виду замысел Парсифаля (Parsifal), в котором Вагнер после "языческого" Кольца нибелунга возвращается к христианским символам и ценностям. Более Ницше и Вагнер не встречались. Поздний период философских исканий Вагнера нашел выражение в таких литературных произведениях, как Есть ли у нас надежда? (Wollen wir hoffen, 1879), Религия и искусство (Religion und Kunst, 1889), Героизм и христианство (Heldentum und Christentum, 1881), а главным образом в опере Парсифаль. Эта последняя опера Вагнера в соответствии с королевским указом могла исполняться только в Байройте, и такое положение сохранялось до декабря 1903, когда Парсифаль был поставлен в нью-йоркской "Метрополитен-опера". В сентября 1882 Вагнер снова отправился в Италию. Его мучили сердечные приступы, и один из них, 13 февраля 1883, стал роковым. Тело Вагнера было перевезено в Байройт и захоронено с государственными почестями в саду его виллы Ванфрид. Козима на полвека пережила мужа (умерла в 1930). В один год с нею скончался Зигфрид Вагнер, сыгравший значительную роль в сохранении наследия своего отца и традиций исполнения его произведений. В гораздо большей мере, чем все европейские композиторы с конца 16 в. (времени Флорентийской камераты), Вагнер рассматривал свое искусство как синтез и как способ выражения определенной философской концепции. Ее суть облечена в форму афоризма в следующем пассаже из Художественного произведения будущего: "Как человек до тех пор не освободится, пока не примет радостно узы, соединяющие его с Природой, так и искусство не станет свободным, пока у него не исчезнут причины стыдиться связи с жизнью". Из этой концепции проистекают две основополагающие идеи: искусство должно твориться сообществом людей и принадлежать этому сообществу; высшая форма искусства - музыкальная драма, понимаемая как органическое единство слова и звука. Воплощением первой идеи стал Байройт, где театр трактуется как храм, а не как развлекательное заведение; воплощением второй идеи - созданная Вагнером музыкальная драма.

ЛИТЕРАТУРА

Вагнер Р. Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, ч. 1-4. М., 1911-1912 Курт Э. Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера. М., 1975 Левик Б.В. Рихард Вагнер. М., 1978 Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди. Три мастера - три мира. М., 1986

полезные сервисы