Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 9
брак жорж брак жорж
энциклопедический словарь

Брак Жорж (Braque) (1882-1963), французский живописец. Один из основателей кубизма («Женщина с гитарой», 1913). Автор многих декоративно-изящных композиций, составленных из элементарных геометрических объёмов и отличающихся разнообразием фактуры живописной поверхности.

* * *

БРАК Жорж - БРАК (Braque) Жорж (1882-1963), французский живописец. Один из основателей кубизма (см. КУБИЗМ) («Женщина с гитарой», 1913). Автор многих декоративно-изящных композиций.

* * *

БРАК (Braque) Жорж (13 мая 1882, Аржантей-сюр-Сен - 31 августа 1963, Париж), французский художник.

Фовизм

Брак родился в семье маляра. Учился в гаврской Школе изящных искусств (1897-1899), затем в Париже в академии Эмбера и в Школе изящных искусств (1902-190З). В 1900, испытав влияние живописи Матисса (см. МАТИСС Анри), примкнул к объединению фовистов (см. ФОВИЗМ). Пейзажи этого времени (виды гаваней Антверпена и Гавра, ландшафты Эстака) отличаются плотной компоновкой живописных масс, напряженностью хроматических гармоний, передающих витальные силы природы («Гавань в Антверпене. Мачта», 1906, Базель, Галерея Бейелер; «Пейзаж в Эстаке», 1906, Париж, Национальный музей современного искусства).

Кубизм

В 1907 состоялось знакомство Брака с Пикассо (см. ПИКАССО Пабло). В последующие годы в тесном сотрудничестве двух художников был выработан новый метод, положивший начало направлению кубизма (см. КУБИЗМ). В период «аналитического кубизма» (1909-1911) колорит Брака ограничен узкой гаммой глухих тонов, натурные формы рассекаются на мелкие призматические грани, образующие подвижную кристаллическую структуру («Скрипка и палитра», 1909-1910, Нью-Йорк, Музей С. Гугенхейма; «Португалец», 1911, Базель, Художественный музей).

В композиции следующей, «синтетической» фазы кубизма художник включает графические знаки (цифры, ноты, отрывочные надписи) и коллаж (наклейки газетных обрывков, рекламных объявлений, обоев и клеенки с имитацией различных текстур). Предметы расщепляются на отдельные качества: цвет, рисунок, фактура отслаиваются от изобразительной формы, обретая автономность. Визуальные знаки разных регистров зрительно перестраиваются, вступают в сложную игру пластических отношений и мгновенных образно-смысловых комбинаций («Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Кельн, Музей Людвига; «Стол музыканта», 1913, Базель, Художественный музей; «Гитарист», 1914, Париж, Национальный музей современного искусства).

Посткубистические серии

С началом Первой мировой войны Брак был отправлен на фронт, где в мае 1915 получил ранение в голову. Оправившись после тяжелой операции, возобновил занятия живописью в 1917. С конца 1910-х гг. он работал большими сериями, или циклами, варьируя один и тот же мотив («Натюрморты на круглом столе», 1918-1942; «Камины», 1922-1927; «Биллиарды», 1944-1952). Его колорит высветляется, строится на тонких градациях охристых, голубых, серых, оливковых, терракотовых оттенков. Вещи, очерченные округлыми, упруго изогнутыми контурами, располагаются по параллельным тесно сближенным планам, резкая тень делит объемы предметов пополам («Круглый стол», 1922, Нью-Йорк, Музей Метрополитен; «Буфет», 1920, Базель, Галерея Бейелера). Планы колеблются в диапазоне малой глубины, поверхности колышутся, возбуждая почти тактильное ощущение пространственных интервалов.

С 1931 Брак жил попеременно в собственном доме в Варанжвиле (близ Дьеппа) и в Париже, изредка совершая поездки в другие европейские страны. Не оставляя жанра натюрморта, он обращается к композициям с человеческими фигурами в интерьере. Эти работы проникнуты скрытой символикой, выражающей обобщенные философские смыслы и тонкие душевные состояния («Женщина с мандолиной», 1937, Нью-Йорк, Музей современного искусства; «Пасьянс», 1942, Лозанна, частное собрание). Созданные в период оккупации натюрморты, пронизанные трагическим мироощущением, близки по духу к классическим аллегориям Vanitas («Графин и рыбы», 1941, Париж, Национальный музей современного искусств). В серии «Биллиардов» контурные линии множатся, придавая предметам сходство с трепещущими крыльями бабочек, с вибрирующей струной; статичный мотив обретает драматическую выразительность сюжетной картины («Биллиард», 1944, Париж, Национальный музей современного искусства).

«Мастерские» и пейзажи

В 1949-195б была создана серия «Мастерских», состоящая из восьми крупномасштабных полотен. Натюрморты с атрибутами искусств, размещенные в обширных пространствах, наделены свойствами монументальности. Туго переплетенные формы, вязкие землистые тона пронзаются изображением белой птицы, символа творческого полета («Мастерская II», 1949, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфален). В живописи и графике 1950-х гг. образ летящей птицы развивается в самостоятельную тему (роспись плафона в зале этрусков Лувра, 1953; «Расправив крылья», 1956-1961, Париж, Национальный музей современного искусства). В поздних пейзажах Брака, предельно лаконичных, пустынность равнин и морских побережий Нормандии подчеркивается мотивом заброшенной лодки или забытого на осеннем поле плуга («Большой плуг», 1960, Париж, Галерея Мэг; «Лодка», 1960, частное собрание). Брак вошел в историю искусства 20 века как один из основоположников кубизма и как продолжатель классической традиции ясной, гармонично уравновешенной формы.

энциклопедия кольера

БРАК Жорж (Braque, Georges)

(1882-1963), французский художник, график, скульптор и декоратор; вместе с Пикассо является создателем кубизма. Родился 13 мая 1882 в Аржантей (департамент Сена и Уаза) в семье художника-декоратора. В 1900-1901 учился в Технической школе в Париже. В 1902-1904 посещал занятия в Школе изящных искусств и в академии Эмбера, музеи и частные коллекции, изучал живопись импрессионистов и постимпрессионистов, египетскую и греческую скульптуру, а также произведения Коро и Сезанна. В 1906-1907 Брак написал несколько серий пейзажей, в которых чувствуется влияние живописи фовистов и Сезанна. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: "Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов". Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово "кубизм". В 1908-1914 Брак и Пикассо работали в тесном сотрудничестве, развивая принципы нового художественного направления. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно "разбирая" их на отдельные формы и пространственные структуры. В 1912 они начали работать в технике коллажа и аппликации и увлеклись обратным процессом - синтезированием объектов из разнородных элементов. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник.

ЖОРЖ БРАК. Скрипка и трубка

ЖОРЖ БРАК. Скрипка и трубка

Большая композиция Музыкантша (1917-1918, Базель, Публичное художественное собрание) стала итогом фазы синтетического кубизма в творчестве Брака и обозначила отправную точку в его новых творческих поисках. В 1920-е годы элементы кубизма постепенно исчезают из произведений Брака, он использует больше изобразительных мотивов. Общественное признание пришло к нему в 1922 после выставки, на которой художник представил серии картин, написанных в богатой живописной манере: Камины, Столы и Канефоры (девушки, несущие корзины с жертвенной утварью). В конце 1920-х годов Брак отказался от ярких живописных эффектов и продолжил эксперименты с формой и цветом; он писал морские виды, купальщиц, неоклассические мотивы и головы с двойным профилем. В 1930-1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере, иногда с музыкантами, натурщиками и художниками, а иногда - вовсе лишенные человеческих фигур. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949-1956). В 1952-1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера. Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись.

Умер Брак в Париже 31 августа 1963.

полезные сервисы
брак (braque) жорж брак (braque) жорж
большой энциклопедический словарь

БРАК (Braque) Жорж (1882-1963) - французский живописец. Один из основателей кубизма ("Женщина с гитарой", 1913). Автор многих декоративно-изящных композиций.

полезные сервисы
брак брак
словарь галлицизмов русского языка

БРАК а, м. braque m. Род легавых собак, хороших для иску дичи. Сл. нат. ист. Браки - фр. легавые собаки. Брокг. Пород французских легавых довольно много, но у нас большей частью встречаются ублюдки или уже выродившиеся "браки". Природа и охота 1878 3 XIV 75. Брак Бурбоне (куцый брак). Брак Дюпюи (легкий фр. брак). Брак сен-жермен. Сабанеев Легавые 342.

полезные сервисы
бельгийский бракк бельгийский бракк
энциклопедический словарь

БЕЛЬГИЙСКИЙ БРАКК - БЕЛЬГИ́ЙСКИЙ БРАКК (Belgian Shorthaired Pointer, франц. Braque Belge), порода охотничьих подружейных собак (см. ПОДРУЖЕЙНЫЕ СОБАКИ).

Выведена в Бельгии скрещиванием больших голубых гасконских гончих и стародатской легавой для охоты по чутью. Это редкая, исчезающая порода, вытесненная немецкими и французскими легавыми, внесена в реестр МКФ в дополнительный список.

Рослая, сильная, короткошерстная легавая, очень похожа на французского бракка. Высота в холке 61-66 см, вес 25 кг. Голова достаточно широкая, переход от лба к морде менее выражен, чем у французских бракков. Уши небольшие. Хвост обычно купирован. Шерсть короткая, плотно прилегающая. Бельгийский бракк отличается от французского главным образом окрасом: на белом фоне густо разбросанный крап, придающий сероватый оттенок, и коричневые пятна разной величины.

Надежная, умная, легко обучаемая собака с врожденными охотничьими инстинктами. Недостаток в скорости бракк компенсирует выносливостью, силой и сообразительностью.

полезные сервисы
большой французский бракк большой французский бракк
энциклопедический словарь

БОЛЬШОЙ ФРАНЦУЗСКИЙ БРАКК - БОЛЬШО́Й ФРАНЦУ́ЗСКИЙ БРАКК (франц. Braque Francais de Grande Taille, англ. Large French Pointer), порода охотничьих подружейных собак (см. ПОДРУЖЕЙНЫЕ СОБАКИ). Выведена во Франции. В течение многих лет этих крупных легавых разводили в основном на Пиренеях, где они пользовались популярностью у охотников. Эта порода близка к испанскому бракку (см. БРАККИ), а также к исчезнувшей ныне, но широко распространенной ранее южной гончей.

Порода этих собак послужила эталоном для многих европейских пород легавых. Туловище мускулистое, атлетического сложения. Высота в холке 58-68 см, вес 20-32 кг. Голова широкая с несколько куполообразным черепом. Грудь глубокая, хорошо развитая. Шерсть короткая, густая и плотная. Окрас белый с каштановыми пятнами и крапом или без него.

полезные сервисы
бракки бракки
энциклопедический словарь

БРАККИ - БРА́ККИ (франц. braque - легавая), группа пород охотничьих короткошерстных континентальных легавых (см. КОНТИНЕНТАЛЬНЫЕ ЛЕГАВЫЕ). Включает породы: немецкая короткошерстная легавая (курцхаар (см. КУРЦХААР)), веймарская легавая (веймаранер), итальянский бракк, венгерский бракк (венгерская короткошерстная легавая), арьежский, или тулузский бракк, сенжерменский бракк, бурбонский (почти угасла) бракк, овернский и французский бракки. Бракк Дюпюи прекратил существование во время Второй мировой войны. Происходят от легавой «птичьей» собаки, широко распространенной в средневековой Европе, и некоторых гончих (см. ГОНЧИЕ). Собаки гармоничного сложения, выносливые, подвижные, умные, с превосходным чутьем. Обладают крепким костяком, мощной мускулатурой, сильными челюстями. Уши висячие, широкие. Шерсть короткая, прилегающая. Хорошие компаньоны и сторожа. Распространены во многих странах, некоторые и в России.

полезные сервисы
арьежский бракк арьежский бракк
энциклопедический словарь

АРЬЕЖСКИЙ БРАКК - АРЬЕ́ЖСКИЙ БРАКК (Braque dAriege), порода охотничьих подружейных собак (см. ПОДРУЖЕЙНЫЕ СОБАКИ); выведена во Франции в 19 веке скрещиванием испанского и итальянского бракков. В 20 веке эта порода была обновлена за счет скрещивания с сен-жерменским и французским бракками, что позволило несколько облегчить тип арьежского бракка и придать ему скорость. Свое название эта порода собак получила по местности, где была выведена. Это неутомимый работник с неспешным поиском, хорошо подходит для сложной пересеченной местности, но иногда нападает на скот.

Арьежский бракк - крупная, быстрая, сильная, элегантная, подружейная собака. Высота в холке 58-68 см, вес 25-30 кг. К чертам, напоминающим гончую, относятся уши, свернутые в складку, подвес на шее, овальные лапы, горбоносость. Низко посаженный хвост купирован. Шерсть короткая, тонкая, плотно прилегающая. Окрас белый с оранжевыми или каштановыми пятнами, чаще с крапом. При правильном воспитании это послушная и понятливая собака, взятая в дом щенком, будет хорошим компаньоном. Не требует особого ухода за шерстью. Пригодна для караульной и сторожевой службы.

полезные сервисы
брак, жорж брак, жорж
иллюстрированный энциклопедический словарь

Ж. Брак. Натюрморт с музыкальными инструментами. 1908.

Ж. Брак. "Натюрморт с музыкальными инструментами". 1908.

БРАК (Braque) Жорж (1882 - 1963), французский живописец. Один из основателей кубизма ("Женщина с гитарой", 1913). Автор многих декоративно-изящных композиций.

полезные сервисы