Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 9
клара ассизская
энциклопедический словарь

Кла́ра Асси́зская (Chiara d’Assisi) (1194-1253), монахиня, последовательница Франциска Ассизского, основательница ордена кларисс. Возглавляла основанную ею общину около 40 лет.

* * *

КЛАРА АССИЗСКАЯ - КЛА́РА АССИ́ЗСКАЯ (Chiara d"Assisi) (1194-1253), монахиня, последовательница Франциска Ассизского (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ) , основательница ордена кларисс. Возглавляла основанную ею общину ок. 40 лет. Память в Католической церкви 11 августа.

большой энциклопедический словарь

КЛАРА АССИЗСКАЯ (Chiara d Assisi) (1194-1253) - монахиня, последовательница Франциска Ассизского, основательница ордена кларисс. Возглавляла основанную ею общину ок. 40 лет. Память в Католической церкви 11 августа.

полезные сервисы
клара ассизская (chiara d’assisi)
большой энциклопедический словарь

Кла́ра Асси́зская (Chiara d’Assisi) (1194—1253), монахиня, последовательница Франциска Ассизского, основательница ордена кларисс. Возглавляла основанную ею общину около 40 лет.

полезные сервисы
ассизи
энциклопедический словарь

Асси́зи (Assisi), город в Италии, в области Умбрия. Около 25 тыс. жителей. Основан этрусками. Собор (с 1140), комплекс Сан-Франческо (с 1228) - монастырь, Верхняя и Нижняя церкви с фресками Чимабуэ, С. Мартини, П. Лоренцетти и другие архитектурные памятники. Религиозный и туристический центр.

* * *

АССИЗИ - АССИ́ЗИ (Assisi), город в Италии (см. ИТАЛИЯ (государство)), в области Умбрия (см. УМБРИЯ). Население около 25,2 тыс человек (2004). Религиозный и туристический центр.

Основан этрусками, на протяжении всей своей истории был небольшим, но процветающим торговым центром. Известен благодаря Франциску Ассизскому (см. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ) (1181-1226). Центр паломничества. Здесь регулярно проводится экуменические (всеконфессиональные) молебны о мире во всем мире.

Среди архитектурных достопримечательностей: собор (с 1140), комплекс Святого Франциска Ассизского (с 1228), включающий монастырь, Верхнюю и Нижнюю церкви с фресками Чимабуэ (см. ЧИМАБУЭ), С. Мартини (см. МАРТИНИ Симоне), П. Лоренцетти (см. ЛОРЕНЦЕТТИ), крепость Рокка Маджоре, церковь Санта-Мария сопра Минерва (бывший древнеримский храм Минервы); Палаццо дель Капитано дель Пополо (13 в.), собор Сан-Руфино (12 в.). Некоторые памятники были разрушены землетрясением 1997, частично восстановлены к 2002.

полезные сервисы
франциск ассизский (лат. franciscus assisiensis, итал. francesco d’assisi)
большой энциклопедический словарь

Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d’Assisi) (настоящие имя и фамилия Джованни Бернардоне, Bernardone) (1181/1182 — 1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). Из купеческой семьи. Отказался от богатства и с 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Побывал в Испании, Южной Франции, Египте, Палестине, и всюду под влиянием его проповедей возникали организации его последователей (францисканские братства). В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нём собраны в анонимном сборнике «Цветочки Святого Франциска Ассизского».

полезные сервисы
ассизи (assisi)
большой энциклопедический словарь

АССИЗИ (Assisi) - город в Италии, в обл. Умбрия. Ок. 25 тыс. жителей. Основан этрусками. Собор (с 1140), комплекс Сан-Франческо (с 1228) - монастырь, Верхняя и Нижняя церкви с фресками Чимабуэ, С. Мартини, П. Лоренцетти и другие архитектурные памятники. Религиозный и туристический центр.

полезные сервисы
франциск ассизский
энциклопедический словарь

Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d’Assisi), настоящие имя и фамилия Джованни Бернардоне (Bernardone) (1181/1182-1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). C 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовывались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нём собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».

* * *

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ - ФРАНЦИ́СК АССИ́ЗСКИЙ (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182-1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). С 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».

энциклопедия кольера

СВ. (Francesco d'Assisi)

СВ. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ отдает свою одежду нищему. Фрагмент фрески работы Джотто (церковь св. Франциска в Ассизи, Италия).

СВ. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ отдает свою одежду нищему. Фрагмент фрески работы Джотто (церковь св. Франциска в Ассизи, Италия).

(ок. 1181-1226), основатель ордена братьев-миноритов (францисканцев). Родился в Ассизи (Италия) ок. 1181 в семье процветающего купца. В юности отличался живым и легкомысленным нравом и готовился стать рыцарем. Однако, год, проведенный им в заточении в качестве военнопленного во время войны между Ассизи и Перуджей, а также знакомство с бедственным положением нищих и прокаженных в его родном городе навели его на глубокие раздумья и пробудили сочувствие к униженным. В 1206 Франциск покинул дом и посвятил себя уходу за прокаженными и восстановлению заброшенных церквей в окрестностях Ассизи, в одной из которых, Порциункуле, ему и открылось его истинное призвание. 24 февраля 1209 он услышал в церкви за литургией чтение 10 главы Евангелия от Матфея и истолковал его как обращенный лично к нему призыв жить в совершенной бедности и проповедовать Евангелие. Вскоре к нему присоединились ученики. В 1210 Франциск написал краткий устав нового монашеского ордена, вместе с товарищами отправился в Рим, чтобы просить папу утвердить этот устав, и получил разрешение от папы Иннокентия III. В 1212 к числу последователей Франциска присоединилась молодая девушка из знатной семьи по имени Клара, которой также предстояло в будущем стать святой, и Франциск поселил ее при первой из восстановленных им церквей, Сан-Дамиано; вскоре к ней присоединились другие сестры, - так возник орден бедных кларисс. Число братьев-францисканцев быстро росло, и Франциск стал отправлять их по двое на проповедь в другие страны. В 1217 было учреждено несколько провинций ордена. Франциск не хотел, чтобы одни братья имели власть над другими, поэтому провинциалы ордена стали называться "министрами", т.е. "слугами" братьев. Управление орденом он со временем возложил на плечи своих кустодов (возглавлявших отдельные общины) и министров-провинциалов. В 1223 папа Гонорий III официально утвердил окончательный устав ордена. Устав францисканцев радикально отличался от уставов ранее созданных монашеских орденов и правил, регулировавших монашескую жизнь. Франциск учил, что мир Божий и по природе и сути своей благ. С особым благоговением Франциск относился к человечеству Иисуса (именно он ввел в католический обиход устройство вифлеемских яслей на Рождество) и настаивал на том, что его орден должен подчиняться церкви и церковной иерархии. Лояльность к церкви привлекла в ряды братьев-миноритов многих людей, которых воодушевляла идея буквального исполнения евангельских заповедей и жизни в бедности, но отталкивали антицерковные братства. Эти миряне теперь могли вести жизнь в бедности и покаянии в рамках ордена как церковной организации, управляемой церковной иерархией, и даже женатые миряне, не принесшие трех монашеских обетов бедности, целомудрия и послушания, могли обрести свое место в ордене братьев-миноритов в качестве терциариев. Основные заветы Франциска состояли в следующем: помогать ближним, подвизаясь в миру, проповедуя Евангелие и заботясь о недужных и страждущих; буквально исполнять евангельские заповеди; отказаться от всего все ради Христа: богатым - от богатства, ученым - от учености. Братья не должны были иметь денег. Если они не получали платы за свою работу одеждой и пищей, то должны были жить подаянием. Своей популярностью орден в значительной степени был обязан личности самого Франциска, его заразительному энтузиазму, радостному умонастроению и любви, а в еще большей степени - примеру его подвижнической жизни. Его любовь простиралась на всех людей, включая мусульман, которым он проповедовал христианство, а также - на всех тварей и все творение. Животные доверяли ему, и он отвечал им любовью и почтительностью. Он вежливо попросил щебечущих птиц на рыночной площади не мешать его проповеди, а однажды обратился с проповедью к стае птиц, призвав их восславить своего Творца. Во всем он видел напоминание о Боге, и под конец своей жизни, больной и почти ослепший, сочинил Гимн брату Солнцу, песнь хвалы и благодарности Богу за все сотворенное. Последние годы жизни Франциска были также годами мистического опыта. Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов - знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку). Франциск скончался на вершине своей славы, 3 октября 1226 в Порциункуле, и уже два года спустя, в 1228, его давний друг и заступник, первый "кардинал-покровитель" ордена, ставший к этому времени папой Григорием IX, торжественно канонизировал Франциска. В том же году был заложен фундамент величественной церкви, в которой должны были упокоиться его останки, а позднее верхняя церковь базилики Св. Франциска Ассизского была расписана фресками Джотто, изобразившего сцены из жития святого.

См. также ФРАНЦИСКАНЦЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995

полезные сервисы
честертон гилберт кит
энциклопедия кольера

ЧЕСТЕРТОН Гилберт Кит (Chesterton, Gilbert Keith)

ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН

ГИЛБЕРТ КИЙТ ЧЕСТЕРТОН

(1874-1936), английский писатель. Родился 29 мая 1874 в Лондоне. Закончив в 1891 Сент-Полз-cкул, учился живописи в художественном училище Слейда при Университетском колледже. В 1890 выпустил первую книгу стихов Дикий рыцарь (The Wild Knight). В 1901 женился на Фрэнсис Блогг, тогда же приобрел скандальную славу ярого противника англо-бурской войны. Работы Честертона по большей части полемичны и неизменно выдерживают дидактическую направленность. Он принадлежал к Англиканской церкви, в 1922 перешел в католичество и посвятил себя пропаганде христианских ценностей. "Основную идею" своей жизни он определял как пробуждение способности изумляться, видеть мир словно в первый раз. В основе его художественной "аргументации" лежали эксцентрика, упор на необычное и фантастическое. Парадоксы Честертона являли собой поверку здравым смыслом расхожих мнений. Писатель необыкновенно злободневный, газетчик в лучшем смысле этого слова, он предстал глубоким и оригинальным мыслителем в историко-литературных и богословских работах. Подлинными шедеврами стали его литературоведческие работы Роберт Браунинг (Robert Browning, 1903), Чарлз Диккенс (Charles Dickens, 1906), Джордж Бернард Шоу (George Bernard Shaw, 1909), Роберт Луис Стивенсон (Robert Louis Stevenson, 1927) и Чосер (Chaucer, 1932). Теологи отдают должное его проницательности в портретах-житиях Св. Франциск Ассизский (St. Francis of Assisi, 1923) и Св. Фома Аквинский (St. Thomas Aquinas, 1933). Экскурсы Честертона в социологию, представленные в книгах Что стряслось с миром? (What's Wrong with the World, 1910) и Контуры здравого смысла (The Outline of Sanity, 1926), сделали его, наряду с Х.Беллоком, ведущим пропагандистом идеи экономической и политической децентрализации в духе фабианских принципов. Начиная с 1918 он издавал журнал "Джи-Кейз Уикли" ("G.K.'s Weekly"). Полемика пронизывает и художественную прозу Честертона, его работы Наполеон Ноттингхилльский (The Napoleon of Notting Hill, 1904) и Человек, который был Четвергом (The Man Who Was Thursday, 1908), по сути столь же серьезны, как и откровенно апологетические работы Ортодоксия (Ortodoxy, 1908) и Вот это (The Thing, 1929). Наиболее известны его детективные рассказы о патере Брауне, простом священнике, который творит чудеса в розыске преступников, читая в умах и душах окружающих. Честертон много путешествовал и выступал с лекциями в Европе, Америке и Палестине. Благодаря выступлениям на радио его голос стал известен еще более широкой аудитории, но сам он последние двадцать лет жизни провел главным образом в Биконсфилде (графство Бакингемшир), где и умер 14 июня 1936.

ЛИТЕРАТУРА

Кашкин И.А. Г.К.Честертон. - В кн.: Кашкин И.А. Для читателя-современника. М., 1968 Честертон Г.К. Чарльз Диккенс. М., 1982 Честертон Г.К. Писатель в газете: Художественная публицистика. М., 1984 Честертон Г.К. Избранные произведения, тт. 1-3. М., 1990 Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991 Честертон Г.К. Избранное. М., 1996

полезные сервисы