Толковый словарь русского языка. Поиск по слову, типу, синониму, антониму и описанию. Словарь ударений.
Найдено определений: 25
сфорца
энциклопедический словарь

Сфо́рца (Sforza), династия миланских герцогов в 1450-1535 (с перерывом в начале XVI в.). Главный представитель - Франческо Сфорца.

* * *

СФОРЦА - СФО́РЦА (Sforza), династия герцогов Милана, правившая в 1450-1535 годах. Именем Сфорца (от итал. sforzare - одолевать силой) впервые назвал себя Муцио Аттендоло (1369-1424), сын крестьянина из Романьи, солдат и кондотьер (см. КОНДОТЬЕРЫ), ставший основателем династии.

Незаконнорожденный сын Муцио, Франческо Сфорца (см. СФОРЦА Франческо) (1401-1466) был кондотьером, служил Милану, Флоренции, Венеции. Брак с внебрачной дочерью последнего миланского герцога из рода Висконти дал Франческо Сфорца в 1450 году предлог для насильственного захвата герцогского трона в Милане. Он присоединил к Милану большую часть Ломбардии, Бари, Геную. Многочисленные войны за расширение своих владений вели и сыновья герцога Франческо.

При Сфорца Милан становится значительным культурным центром Европы. Старший сын Франческо, Галеаццо-Мария Сфорца (1444-1476) правил герцогством с 1466 года. Он известен как покровитель музыкантов, художников, поэтов и ученых, сам писал трактаты об охоте. В 1476 году Галеаццо-Мария был убит заговорщиками. Герцогом был провозглашен его малолетний сын Джованни-Галеаццо Сфорца, а регентом-правителем стал младший сын Франческо - Лодовико Моро (Мавр). После смерти в 1479 году малолетнего герцога Лодовико Моро правил совместно с его матерью, а с 1494 года - единолично. При Лодовико Моро Милан стал одним из сильнейших государств Италии, центром наук и искусств. При дворе герцога работал Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ).

В 1499 году, в ходе Итальянских войн, французский король Людовиком XII Валуа (см. ЛЮДОВИК XII Валуа) изгнал Лодовико Моро из Милана. И хотя в 1500 году миланский герцог вернул себе трон, в том же году он попал в плен к французам. Сыновья Лодовико Моро, Массимилиано Сфорца (1493-1530) и Франческо-Мария Сфорца (1495-1535) вели борьбу за отцовское наследство. В 1512 году Массимилиано овладел Миланом при поддержке швейцарских наемников, но в 1515 году после битвы при Мариньяно был вынужен уступить права на герцогство Франциску I Валуа взамен на ежегодную пенсию. В 1521 году император Карл V Габсбург (см. КАРЛ V Габсбург) изгнал французов из Италии и передал герцогство на правах ленного владения Франческо-Марии Сфорца, который стал править под именем Франческо II. После смерти бездетного Франческо II в 1535 году Миланское герцогство было передано сыну Карла V Габсбурга - Филиппу, будущему испанскому королю Филиппу II Габсбургу (см. ФИЛИПП II Габсбург).

полезные сервисы
франческо сфорца
энциклопедический словарь

Франче́ско Сфо́рца (Francesco Sforza) (1401-1466), герцог Милана с 1450. До этого кондотьер на службе у Милана, Флоренции, Венеции. Завладел в 1450 Миланом, присоединил к нему большую часть Ломбардии, Бари, Геную. Способствовал превращению Милана в значительный культурный центр.

большой энциклопедический словарь

ФРАНЧЕСКО СФОРЦА (Francesco Sforza) (1401-66) - герцог Милана с 1450. До этого кондотьер на службе у Милана, Флоренции, Венеции. Завладел в 1450 Миланом, присоединил к нему большую часть Ломбардии, Бари, Геную. Способствовал превращению Милана в значительный культурный центр.

иллюстрированный энциклопедический словарь

ФРАНЧЕСКО СФОРЦА (Francesco Sforza) (1401 - 66), герцог Милана с 1450. До этого кондотьер на службе у Милана, Флоренции, Венеции. Завладел в 1450 Миланом, присоединил к нему большую часть Ломбардии, Геную. Способствовал превращению Милана в значительный культурный центр.

полезные сервисы
франческо сфорца (francesco sforza)
большой энциклопедический словарь

Франче́ско Сфо́рца (Francesco Sforza) (1401—1466), герцог Милана с 1450. До этого кондотьер на службе у Милана, Флоренции, Венеции. Завладел в 1450 Миланом, присоединил к нему большую часть Ломбардии, Бари, Геную. Способствовал превращению Милана в значительный культурный центр.

полезные сервисы
сфорца франческо
энциклопедический словарь

СФОРЦА Франческо - СФО́РЦА Франческо (Francesco Sforza) (1401-1666), герцог Милана с 1450. До этого кондотьер на службе у Милана, Флоренции, Венеции. Завладел в 1450 Миланом, присоединил к нему большую часть Ломбардии, Бари, Геную. Способствовал превращению Милана в значительный культурный центр.

полезные сервисы
сфорца (sforza)
большой энциклопедический словарь

СФОРЦА (Sforza) - династия миланских герцогов в 1450-1535 (с перерывом в нач. 16 в.). Главный представитель - Франческо Сфорца.

полезные сервисы
франциск ассизский (лат. franciscus assisiensis, итал. francesco d’assisi)
большой энциклопедический словарь

Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d’Assisi) (настоящие имя и фамилия Джованни Бернардоне, Bernardone) (1181/1182 — 1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). Из купеческой семьи. Отказался от богатства и с 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Побывал в Испании, Южной Франции, Египте, Палестине, и всюду под влиянием его проповедей возникали организации его последователей (францисканские братства). В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нём собраны в анонимном сборнике «Цветочки Святого Франциска Ассизского».

полезные сервисы
климент xi (clemens)
большой энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ XI (Clemens) (в миру Джованни Франческо Альбани - Giovanni Francesco Albani) (1649-1721), папа Римский с 1700. Кардинал (1690). Активная дипломатическая деятельность Климента XI оказалась неудачной: в результате войны за испанское наследство были игнорированы сюзеренные права папы в Неаполе, Сицилии, Парме и Пьяченце. В 1708 установил праздник Непорочного Зачатия Богородицы (8 сентября). В 1713 издал буллу "Unigenitus", осуждающую янсенизм. Буллой "Ex Illa Die" (1715) признал несовместимой с христианским вероучением защищаемую миссионерами-иезуитами практику китайских и малабарских христиан.

полезные сервисы
бенедикт xiii (benedictus)
большой энциклопедический словарь

БЕНЕДИКТ XIII (Benedictus) (в миру Пьетро Франческо Орсини - Pietro Francesco Orsini) (1649-1730), папа Римский с 1724. Монах доминиканского ордена, кардинал (1672), архиепископ Чезены (1680) и Беневенто (1686). В 1725 созвал Латеранский собор, подтвердил буллу "Unigenitus", осуждающую янсенизм.

полезные сервисы
пармиджанино франческо
энциклопедия кольера

ПАРМИДЖАНИНО Франческо (Parmigianino)

(1503-1540), итальянский живописец. Работал в маньеристическом стиле, который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического искусства Высокого Возрождения. Настоящее имя Пармиджанино - Джироламо Франческо Мария Маццола (или Маццуоли) (Girolamo Francesco Maria Mazzola, Mazzuoli). Родился в Парме 11 января 1503. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523-1527). Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св. Иеронима (ок. 1526-1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527-1530, Дрезден, Картинная галерея). Стиль Пармиджанино - рафинированный и несколько искусственный, с декоративной линеарностью и серебристыми оттенками палитры, предвосхищающими живопись рококо. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531-1540, и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523-1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур, использование декоративных эффектов. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534-1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), т.н. Антея (ок. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици).

полезные сервисы
бартолоцци франческо
энциклопедия кольера

БАРТОЛОЦЦИ Франческо (Bartolozzi, Francesco)

(1727-1815), итальянский гравер. Родился во Флоренции в 1727. Учился во флорентийской Академии художеств у Иньяцио Хьюфорда. С 1745 в течение шести лет работал в мастерской венецианского гравера Йозефа Вагнера. Затем переехал в Рим, где его покровителем стал кардинал Боттари; однако произведения Бартолоцци не пользовались большим успехом. По приглашению хранителя коллекции английского короля Георга III Далтона Бартолоцци в 1764 приехал в Англию. В Лондоне под руководством Уильяма Райланда он освоил технику пунктирной гравюры. Во время пребывания в Лондоне Бартолоцци выполнил гравюры с многих картин королевской коллекции. Для Бойделла, модного торговца гравюрами, он гравировал доски с полотен Гверчино, Аннибале Карраччи, Карло Дольчи и своих друзей - Дж.Б.Чиприани, Ангелики Кауфман и Джошуа Рейнолдса. Среди наиболее известных работ Бартолоцци - Венера, Амур и сатир (с картины Луки Джордано), Мадонна с Младенцем (с картины Сассоферрато), Мария, королева Шотландская, и ее сын Иаков I (по Ф.Цуккаро). В 1769 он стал действительным членом Королевской академии искусств. 2 ноября 1802 художник покинул Англию и по приглашению принца регента Португалии приехал в Лиссабон; там он стал основателем местной школы граверов. Бартолоцци был одним из самых известных мастеров пунктирной гравюры 18 в. Умер Бартолоцци в Лиссабоне 9 марта 1815.

полезные сервисы
беллармино роберто франческо ромоло
энциклопедия кольера

БЕЛЛАРМИНО, СВ. РОБЕРТО ФРАНЧЕСКО

(San Roberto Francesco Bellarmino) (1542-1621), католический теолог, учитель церкви, полемист, ревностный защитник церкви в последние годы Контрреформации. Родился 4 октября 1542 в Монтепульчано (Италия), в 1560 вступил в орден иезуитов в Риме. После изучения теологии в университетах Падуи и Лувена, где он завоевал широкую известность как проповедник, был посвящен в сан священника (в 1570). Затем в течение 6 лет преподавал теологию в Лувенском университете, уделяя особое внимание спорным богословским проблемам. В 1576 папа Григорий XIII назначил его профессором в Римский коллегиум, впоследствии знаменитый Григорианский университет. В 1592 Беллармино был назначен ректором коллегиума, а затем провинциалом иезуитов Неаполитанского королевства. В 1597 стал советником папы Климента VIII по богословским вопросам, а два года спустя, вопреки его собственному желанию, избран кардиналом. В 1602 был назначен архиепископом Капуи, а в 1605 стал членом большинства римских конгрегаций. В этом качестве принимал участие во всех основных религиозных дебатах своего времени: в споре между доминиканцами и иезуитами по вопросу о божественной благодати; в споре между Святым Престолом и Венецианской республикой, где он выступил главным антагонистом Паоло Скарпи; в споре по вопросу о "присяге на верность", принесение которой потребовал от английских католиков король Яков I, и, наконец, в процессе над Галилеем в 1616. Умер Беллармино 17 сентября 1621. Вопрос о его беатификации поднимался несколько раз, однако из-за противодействия галликанской и янсенистской оппозиции он был беатифицирован только в 1923. В 1930 Беллармино был канонизирован, а в 1931 провозглашен учителем церкви. День памяти святого 17 сентября. Главным сочинением Беллармино, прославившим его имя, стали Рассуждения о спорных вопросах христианской веры (Disputationes de controversiis..., 1586-1593), изданные в 3-х томах in folio, а затем многократно переиздававшиеся. В этом труде предпринята попытка представить систематический обзор разнообразных религиозных споров той эпохи и воспроизводятся многие аргументы, выдвигавшиеся протестантами. В целом его теологические сочинения занимают 12 томов в издании Февра (1870-1874). Многочисленные сочинения Беллармино, посвященные христианской духовности и благочестию, завоевали широкую популярность и переведены на несколько языков. Быть может, самое известное из них - Умственное восхождение к Богу (De ascensione mentis in Deum, 1615).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

полезные сервисы
борромини франческо
энциклопедия кольера

БОРРОМИНИ Франческо (Borromini, Francesco)

(1599-1667), итальянский архитектор. Борромини родился в Биссоне в Ломбардии 25 сентября 1599. Его настоящее имя - Кастелли (Castelli). Учился у Карло Мадерна в Риме. Работал каменотесом на строительстве собора св. Петра, затем сотрудничал с Бернини при постройке палаццо Барберини (1625-1663). Его первая самостоятельная работа - церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане в Риме (1634-1641, фасад - 1662-1667). Хотя в произведениях Борромини заметно влияние Микеланджело и Андреа Палладио, это не умаляет оригинальности его творческой концепции. При создании ансамбля Оратория филиппинцев (1637-1662) он придал оригинальную форму линии фасада; его архитектурное решение оказало огромное воздействие на итальянское и европейское зодчество 17-18 вв. В оформлении интерьеров палаццо Фальконьери (1639-1641) наибольший интерес представляют вестибюль и тонкий элегантный декор плафонов. В архитектуре церкви Сант Иво алла Сапиенца (1642-1660) план здания, единство пространства интерьера и купола и овальная форма фонаря являются теми чертами, по которым можно безошибочно определить стиль Борромини. Ему принадлежат также декорация интерьера базилики Сан Джованни ин Латерано (1649), фасад церкви Сант Аньезе на площади Навона (1653-1655, закончена Карло Райнальди) и колокольня церкви Сант Андреа делле Фратте (1665).

Фонтане в Риме.

Фасад. 1652 - 57.

Произведения Борромини - одна из вершин архитектуры барокко. Теоретики классицизма критиковали их за вычурность и экстравагантность, а также за свободное обращение с ордерными формами. Современные ученые видят в них новую, смелую концепцию архитектурной планировки, конструкции и декорации здания и обращают внимание на воплощенное в ее образах глубокое, напряженное, пронизанное аскетизмом религиозное чувство. Умер Борромини 2 августа 1667.

полезные сервисы
гварди франческо
энциклопедия кольера

ГВАРДИ Франческо (Guardi, Francesco)

(1712-1793), итальянский живописец, пейзажист венецианской школы. Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698-1760), мастера алтарных композиций в стиле рококо. Манера исполнения его более поздних произведений напоминает живопись Тьеполо и Маньяско. Гварди прославился как создатель поэтических, полных фантазии видов Венеции. Его пейзажи основаны на непосредственных впечатлениях и наблюдениях. Влажность воздуха, мерцающий свет, играющий в водах лагуны, и яркое небо переданы с помощью тончайших гармонических переходов тона и цвета. Среди лучших пейзажей Гварди - Рио деи Мендиканти (Бергамо, академия Каррара) и Лагуна (Милан, музей Польди-Пеццоли). Его приверженность живописным ценностям и передача атмосферных эффектов в значительной степени предвосхищают открытия импрессионистов 19 в. Умер Гварди в Венеции 1 января 1793.

Ок. 1770. Национальная галерея. Лондон.

ЛИТЕРАТУРА

Никитюк О. Франческо Гварди. М., 1968

полезные сервисы
гвиччардини франческо
энциклопедия кольера

ГВИЧЧАРДИНИ Франческо (Guicciardini, Francesco)

(1483-1540), итальянский государственный деятель, историк и автор политических трактатов. Родился во Флоренции 6 марта 1483, умер в Арчетри 23 мая 1540. Современник и друг Макиавелли, более молодой и богатый Гвиччардини сделал блестящую политическую карьеру как посланник Флоренции в Испании (1511-1514), наместник в папской области (1516-1534), генерал папской армии, политический советник папы Климента VII и влиятельный гражданин Флоренции после падения здесь республики (1530). Гвиччардини был хитрым и умелым администратором, способным военачальником; его блестящий ум и способность предвидеть события позволяли ему предупреждать тех, кому он служил, о надвигающихся опасностях и избегать серьезных бед. Наиболее известны две его работы, и прежде всего История Италии (Storia d'Italia, 1537-1540, опубл. 1561-1564), где дается широкая панорама Италии в 1492-1534. Для этого труда характерен приподнятый стиль, изложение нередко подкрепляется документами. Замечательны проницательностью суждений Заметки политические и гражданские (Ricordi politici e civili, 1525-1529, опубл. 1576). Вплоть до второй половины 19 в. Гвиччардини был известен прежде всего как историк, но начиная с 1857 стали выходить в свет неизвестные прежде труды, обнаруженные в семейных архивах во Флоренции. Главным образом политические по содержанию, они заставили говорить об авторе как о выдающемся публицисте. Гвиччардини стремился быть историком научного, объективного склада, однако его сочинения окрашены иронией и горечью. Как политический мыслитель он делал из любого эмпирического наблюдения все логические выводы. Оставаясь гуманистом, готовым принимать в расчет и причины психологического характера, Гвиччардини следовал все же по пути анализа, усматривал в политической жизни цепь причин и следствий, подвергал сомнению общие принципы и отстаивал самостоятельную значимость отдельной ситуации. Гвиччардини двигали эгоистические мотивы, интересы семьи и Флоренции, и тем не менее он создал проект будущего устройства Италии задолго до ее объединения.

ЛИТЕРАТУРА

Гвиччардини Ф. Сочинения. М. - Л., 1934

полезные сервисы
косса франческо дель
энциклопедия кольера

КОССА Франческо дель (Cossa, Francesco del)

(1436-1478), итальянский живописец раннего Возрождения, представитель феррарской школы. Выполненные им росписи палаццо Скифанойя в Ферраре представляют собой один из наиболее значительных фресковых циклов светского содержания, созданных в эпоху Возрождения. Косса родился в Ферраре в 1436. Учился, вероятно, у Козимо Туры; испытал влияние Андреа Мантеньи и Пьеро делла Франческа. После завершения в 1470 работы над фресками в палаццо Скифанойя, которые он выполнил по заказу герцога Борсо д'Эсте, Франческо дель Косса переехал из Феррары в Болонью. Главным произведением, созданным художником в Болонье, стал алтарь для капеллы Гриффони в церкви Сан Петронио (в настоящее время разрознен). Косса умер в Болонье в 1478. Фрески Зала месяцев в палаццо Скифанойя посвящены 12 месяцам года. Они разделены на три яруса. В верхнем регистре помещен цикл праздничных аллегорических сцен, нижний представляет собой несколько картин из жизни двора герцогов д'Эсте. Между ними проходит широкая лента с изображениями астрологических символов.

полезные сервисы
бенедикт xiii
энциклопедический словарь

БЕНЕДИКТ XIII - БЕНЕДИ́КТ XIII (Benedictus) (в миру Пьетро Франческо Орсини, Pietro Francesco Orsini) (1649-1730), папа Римский с 1724. Монах доминиканского ордена, кардинал (1672), архиепископ Чезены (1680) и Беневенто (см. БЕНЕВЕНТО) (1686). В 1725 созвал Латеранский собор, подтвердил буллу «Unigenitus», осуждающую янсенизм (см. ЯНСЕНИЗМ).

полезные сервисы
бонем-картер хелена
энциклопедический словарь

БОНЕМ-КАРТЕР Хелена - БО́НЕМ-КА́РТЕР Хелена (Bonham Carter) (р. 26 мая 1966), английская актриса. Ее амплуа аристократок и героинь давно минувших эпох в фильмах «Леди Джейн» (Lady Jane, 1985) и «Комната с видом» (A Room With A View, 1985); «Морис» (Maurice, 1987); «Маска» (La Maschera, 1988) и «Франциск» (Francesco, 1988, Италия); «Гамлет» (Hamlet, 1990; «Хауардс Энд» (Howards End, 1992); «Франкенштейн Мэри Шелли» (Mary Shelley"s Frankenstein, 1994); «Двенадцатая ночь» (Twelfth Night, 1996) подтверждается и благодаря именитому происхождению самой актрисы, правнучки премьер-министра Великобритании лорда Асквита и внучки баронессы Бонем-Картер. В новом для себя качестве актриса предстала в дуэте с Вуди Алленом в его комедии-фантазии «Великая Афродита» (Mighty Aphrodite, 1995). В 1999 Бонем-Картер снялась в культовым триллере «Бойцовский клуб» (Fight Club).

полезные сервисы
франческо да милано
энциклопедический словарь

Франче́ско да Милано (Francesco da Milano) (1497? - 1543?), итальянский лютнист, композитор. Был прозван «божественным». Многочисленные сочинения для лютни - интрады, прелюдии, гальярды (изданы в 1536-1547 в 3 сборниках).

полезные сервисы
франциск ассизский
энциклопедический словарь

Франци́ск Асси́зский (лат. Franciscus Assisiensis, итал. Francesco d’Assisi), настоящие имя и фамилия Джованни Бернардоне (Bernardone) (1181/1182-1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). C 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовывались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нём собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».

* * *

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ - ФРАНЦИ́СК АССИ́ЗСКИЙ (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182-1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений («Похвала добродетели», «Похвала Богу» и др.). С 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике «Цветочки Св. Франциска Ассизского».

энциклопедия кольера

СВ. (Francesco d'Assisi)

СВ. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ отдает свою одежду нищему. Фрагмент фрески работы Джотто (церковь св. Франциска в Ассизи, Италия).

СВ. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ отдает свою одежду нищему. Фрагмент фрески работы Джотто (церковь св. Франциска в Ассизи, Италия).

(ок. 1181-1226), основатель ордена братьев-миноритов (францисканцев). Родился в Ассизи (Италия) ок. 1181 в семье процветающего купца. В юности отличался живым и легкомысленным нравом и готовился стать рыцарем. Однако, год, проведенный им в заточении в качестве военнопленного во время войны между Ассизи и Перуджей, а также знакомство с бедственным положением нищих и прокаженных в его родном городе навели его на глубокие раздумья и пробудили сочувствие к униженным. В 1206 Франциск покинул дом и посвятил себя уходу за прокаженными и восстановлению заброшенных церквей в окрестностях Ассизи, в одной из которых, Порциункуле, ему и открылось его истинное призвание. 24 февраля 1209 он услышал в церкви за литургией чтение 10 главы Евангелия от Матфея и истолковал его как обращенный лично к нему призыв жить в совершенной бедности и проповедовать Евангелие. Вскоре к нему присоединились ученики. В 1210 Франциск написал краткий устав нового монашеского ордена, вместе с товарищами отправился в Рим, чтобы просить папу утвердить этот устав, и получил разрешение от папы Иннокентия III. В 1212 к числу последователей Франциска присоединилась молодая девушка из знатной семьи по имени Клара, которой также предстояло в будущем стать святой, и Франциск поселил ее при первой из восстановленных им церквей, Сан-Дамиано; вскоре к ней присоединились другие сестры, - так возник орден бедных кларисс. Число братьев-францисканцев быстро росло, и Франциск стал отправлять их по двое на проповедь в другие страны. В 1217 было учреждено несколько провинций ордена. Франциск не хотел, чтобы одни братья имели власть над другими, поэтому провинциалы ордена стали называться "министрами", т.е. "слугами" братьев. Управление орденом он со временем возложил на плечи своих кустодов (возглавлявших отдельные общины) и министров-провинциалов. В 1223 папа Гонорий III официально утвердил окончательный устав ордена. Устав францисканцев радикально отличался от уставов ранее созданных монашеских орденов и правил, регулировавших монашескую жизнь. Франциск учил, что мир Божий и по природе и сути своей благ. С особым благоговением Франциск относился к человечеству Иисуса (именно он ввел в католический обиход устройство вифлеемских яслей на Рождество) и настаивал на том, что его орден должен подчиняться церкви и церковной иерархии. Лояльность к церкви привлекла в ряды братьев-миноритов многих людей, которых воодушевляла идея буквального исполнения евангельских заповедей и жизни в бедности, но отталкивали антицерковные братства. Эти миряне теперь могли вести жизнь в бедности и покаянии в рамках ордена как церковной организации, управляемой церковной иерархией, и даже женатые миряне, не принесшие трех монашеских обетов бедности, целомудрия и послушания, могли обрести свое место в ордене братьев-миноритов в качестве терциариев. Основные заветы Франциска состояли в следующем: помогать ближним, подвизаясь в миру, проповедуя Евангелие и заботясь о недужных и страждущих; буквально исполнять евангельские заповеди; отказаться от всего все ради Христа: богатым - от богатства, ученым - от учености. Братья не должны были иметь денег. Если они не получали платы за свою работу одеждой и пищей, то должны были жить подаянием. Своей популярностью орден в значительной степени был обязан личности самого Франциска, его заразительному энтузиазму, радостному умонастроению и любви, а в еще большей степени - примеру его подвижнической жизни. Его любовь простиралась на всех людей, включая мусульман, которым он проповедовал христианство, а также - на всех тварей и все творение. Животные доверяли ему, и он отвечал им любовью и почтительностью. Он вежливо попросил щебечущих птиц на рыночной площади не мешать его проповеди, а однажды обратился с проповедью к стае птиц, призвав их восславить своего Творца. Во всем он видел напоминание о Боге, и под конец своей жизни, больной и почти ослепший, сочинил Гимн брату Солнцу, песнь хвалы и благодарности Богу за все сотворенное. Последние годы жизни Франциска были также годами мистического опыта. Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов - знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку). Франциск скончался на вершине своей славы, 3 октября 1226 в Порциункуле, и уже два года спустя, в 1228, его давний друг и заступник, первый "кардинал-покровитель" ордена, ставший к этому времени папой Григорием IX, торжественно канонизировал Франциска. В том же году был заложен фундамент величественной церкви, в которой должны были упокоиться его останки, а позднее верхняя церковь базилики Св. Франциска Ассизского была расписана фресками Джотто, изобразившего сцены из жития святого.

См. также ФРАНЦИСКАНЦЫ.

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Франциск Ассизский. Сочинения. М., 1995

полезные сервисы
климент xi
энциклопедический словарь

КЛИМЕНТ XI - КЛИМЕ́НТ XI (Clemens) (в миру Джованни Франческо Альбани, Giovanni Francesco Albani) (1649-1721), папа Римский с 1700. Кардинал (1690). Активная дипломатическая деятельность Климента XI оказалась неудачной: в результате войны за испанское наследство (см. ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО) были игнорированы сюзеренные права папы в Неаполе, Сицилии, Парме и Пьяченце. В 1708 установил праздник Непорочного Зачатия Богородицы (8 сентября). В 1713 издал буллу «Unigenitus», осуждающую янсенизм (см. ЯНСЕНИЗМ). Буллой «Ex Illa Die» (1715) признал несовместимой с христианским вероучением защищаемую миссионерами-иезуитами практику китайских и малабарских христиан.

полезные сервисы
карузо энрико
энциклопедия кольера

КАРУЗО Энрико (Caruso, Enrico)

ЭНРИКО КАРУЗО

ЭНРИКО КАРУЗО

(1873-1921), итальянский драматический тенор, один из самых известных оперных певцов за всю историю музыкального театра. Родился 25 февраля 1873 в Неаполе. Несмотря на запрет родителей, которые хотели видеть сына инженером, Карузо уже в юности избрал путь музыканта. В 15 лет, после смерти матери, он начал зарабатывать на жизнь, выступая на церковных праздниках, а потом, во время службы в армии, произвел своим голосом такое впечатление на начальство, что ему был предоставлен учитель пения. Оперный дебют Карузо состоялся 16 ноября 1894: он выступил в опере Морелли Друг Франческо (L'Amico Francesco) в неаполитанском "Театро нуово". После многочисленных гастролей в Европе Карузо дебютировал в Лондоне (1902), а затем в Нью-Йорке в партии Герцога Мантуанского в вердиевском Риголетто ("Метрополитен-опера", 23 ноября 1903). С тех пор он становится главной звездой театра "Метрополитен-опера". Огромный репертуар Карузо включал главные партии ряда итальянских и французских опер, и он убедительно и красочно воплощал своих персонажей на сцене. Последний раз в спектакле театра "Метрополитен-опера" певец появился 24 декабря 1920. Умер Карузо в Неаполе 2 августа 1921.

ЛИТЕРАТУРА

Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л., 1972

полезные сервисы
петрарка франческо
энциклопедия кольера

ПЕТРАРКА Франческо (Petrarca, Francesco)

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА

(1304-1374) итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения. Родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция). После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям. В 1327, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура - больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи. Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций. В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни - эпическую поэму Африка (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу О славных мужах (De viris illustribus) - свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию Филология (Filologia), ныне утраченную. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата. 1342-1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу Исповеди св. Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна (Secretum Meum) в форме трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины. Тогда же написаны или начаты Покаянные псалмы (Psalmi poenitentialis); О достопамятных событиях (Rerum memorandum libri) - трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы Триумф Любви (Triumphus Cupidinis) и Триумф Целомудрия (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке - Канцоньере (Canzoniere). К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345. В Парме он продолжил работу над Африкой и трактатом О достопамятных событиях. Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог Буколических песен (Bucolicum carmen, 1346-1357), два прозаических трактата: Об уединенной жизни (De vita solitaria, 1346) и О монашеском досуге (De otio religioso, 1347) - о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере. Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры. В 1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму Триумф Смерти (Triumphus Mortis), приступил к поэме Триумф Славы (Triumphus Fame), а также начал Стихотворные послания (Epistolae metricae) и письма в прозе. Годы 1351-1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал Инвективы против врачей (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу Без адреса (Liber sine nomine). В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил Буколические песни и сборник Без адреса; начал пространное сочинение О средствах против всякой фортуны (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал Путь в Сирию (Itinerarium syriacum) - путеводитель для паломников в Святую Землю. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником Стихотворные послания, а также сборником Письма о делах частной жизни (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни. Тогда же Петрарка начал еще один сборник - Старческие письма (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг. В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой О невежестве собственном и других людей (De sui ipsius et multorum ignorantia).

В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква,

на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. В последние семь лет жизни Петрарака продолжал совершенствовать Канцоньере (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни Rerum vulgarium fragmenta - Отрывки на народном языке) и работал над Триумфами, куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных "триумфов": Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374. Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира. Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его "нерукотворным памятником" стали Канцоньере - 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре. Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, "сладостного нового стиля", Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически - как рассказ не только о мимолетной любви, но и о вечной красоте поэзии, - он привносит в свою "книгу песней" новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму. Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость. Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия. Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу. Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся "сладостным новым стилем", тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным. Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в Канцоньере обладают сугубо формальными достоинствами : в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм). Сонет Петрарки, одна из двух типических форм сонета (наряду с шекспировским), отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 в., он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее - Триумфам и, наконец Канцоньере, влияние которых оказалось самым стойким. Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, - Дж.Боккаччо, М.М.Боярдо, Л.Медичи и Т.Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А.Марк, Г.де ла Вега, Х.Боскан и Ф.де Эррера в Испании; К.Маро, Ж.Дю Белле, М.Сев, П.Ронсар и Ф.Депорт во Франции; Дж.Чосер, Т.Уайет, Г.Х.Сарри, Э.Спенсер, Ф.Сидни, Т.Лодж и Г.Констебл в Англии; П.Флеминг, М.Опиц, Г.Веккерлин и Т.Хек в Германии. В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У.Фосколо и Дж.Леопарди в Италии; А.Ламартин, А.Мюссе и В.Гюго во Франции; Г.У.Лонгфелло, Дж.Р.Лоуэлл и В.Ирвинг в Америке.

ЛИТЕРАТУРА

Хлодовский Р.И. Франческо Петрарка: Поэзия гуманизма. М., 1974 Данченко В.Т. Франческо Петрарка: Библиографический указатель русских переводов и критической литературы на русском языке. М., 1986 Девятайкина Н.И. Мировоззрение Петрарки: Этические взгляды. Саратов, 1988

Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. М., 1989 Петрарка Ф. Африка. М., 1992 Петрарка Ф. Сонеты. М., 1997

полезные сервисы