Толковый словарь
I ж.
1. Научная дисциплина, изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.
отт. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки.
отт. разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
2. Методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки или области знания.
3. Система идей, взглядов на мир и на место в нём человека.
II ж. разг.
Отвлечённые рассуждения, излишнее умствование.
ФИЛОСО́ФИЯ - сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? филосо́фии, чему? филосо́фии, (вижу) что? филосо́фию, чем? филосо́фией, о чём? о филосо́фии; мн. что? филосо́фии, (нет) чего? филосо́фий, чему? филосо́фиям, (вижу) что? филосо́фии, чем? филосо́фиями, о чём? о филосо́фиях
1. Философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Античная, средневековая философия. | Русская, западная философия. | Классическая, современная философия. | Предмет, метод философии. | Философия - одна из самых увлекательных областей человеческого знания.
2. Философией называется отдельная, отличная от других концепция наиболее общих законов развития природы, человеческого общества, мышления.
Философия Лейбница, Канта, Ницше. | Рационалистическая философия. | Религиозная, христианская философия. | Философия позитивизма.
3. Философия это научная дисциплина гуманитарного вуза.
Кафедра философии. | Учебные программы факультета философии. | Конспект лекций по курсу философии. | Реферат по философии.
4. Философией называют методологические принципы, теоретические концепции какой-либо науки, области знания и т. п.
Философия культуры, образования, творчества. | Философия истории. | Философия математики, физики. | Философия права. | Философия техники. | Философия политики.
5. Философией называют чью-либо систему жизненных принципов, сложившихся убеждений.
Житейская, обывательская философия.
6. Философией иронично называют отвлечённые, общие рассуждения, не имеющие практического применения.
Пускаться, удариться в философию.
Толковый словарь Ушакова
ФИЛОСО́ФИЯ, философии, мн. нет, жен. (греч. philosophia).
1. Наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Высший вопрос всей философии, говорит Энгельс, есть вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Философией марксизма является диалектический материализм. Материалистическая философия. Античная философия. Идеалистическая философия.
2. чего. Теоретические, методологические принципы, лежащие в основе какой-нибудь науки (научн.). Философия математики. Философия языкознания. Философия права.
3. Отвлеченные рассуждения, излишние умствования (разг.). «- Ему, и по заведенному порядку, следует в трактир итти, а он за философию. А от философии нападает на человека тоска.» А.Островский. «Ведь это философия, мамочка!» А.Островский. Разводить философию.
4. В старину - название среднего из трех классов духовной семинарии (риторика, философия, богословие).
Толковый словарь Ожегова
ФИЛОСО́ФИЯ, -и, жен.
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Античная ф. Гегелевская ф. Немецкая классическая философия.
2. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-н. науки. Ф. математики.
3. Отвлечённые, не идущие к делу рассуждения (разг.). Целую философию развёл по пустякам.
Мелкая философия на глубоких местах (ирон.) о наукообразных и бессодержательных рассуждениях.
| прил. философский, -ая, -ое (к 1 знач.).
Толковый словарь Даля
ФИЛОСОФИЯ - жен., греч. любомудрие, наука о достижении человеком мудрости, о познании истины и добра. Философическое сочиненье. Философский факультет. - камень, у алхимиков: мнимое искусство делать золото.
Словарь существительных
ФИЛОСО́ФИЯ1́, -и, ж
Наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления, исследующая познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое, эстетическое отношение человека к миру.
У него сидел известный профессор философии, приехавший из Харькова, собственно, затем, чтобы разъяснить недоразумение, возникшее между ними по весьма важному философскому вопросу (Л. Т.).
ФИЛОСО́ФИЯ2́, -и, ж чего. Совокупность методологических принципов, лежащих в основе какой-л. науки, области знания и т.п.
Философия истории.
Энциклопедический словарь
ФИЛОСО́ФИЯ -и; ж. [от греч. phileō - люблю и sophia - мудрость]
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления. Античная ф. // кого-чего. Учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества, мышления. Ф. Лейбница, Канта. Ф. позитивизма.
2. чего. Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки, области знания и т.п. Ф. истории. Ф. математики. Ф. права.
3. Разг. Сложившееся убеждение по поводу чего-л.; концепция. Его ф. сводилась к нескольким афоризмам. Житейская ф.
4. Ирон. Отвлечённые, общие, не идущие к делу рассуждения. Философию разводить некогда: дело не ждёт! Пускаться в философию.
* * *
филосо́фия (от фил... и греч. sophía - мудрость), рефлексия о последних (предельно общих) принципах (основаниях) бытия и познания, о смысле человеческого существования. Философия дистанцируется от любых форм наличного (сложившегося) знания, ставя их под вопрос и делая предметом рассмотрения их явные или неявные предпосылки. Эта динамика философской рефлексии, ориентированной на достижение целостного знания, развёртывается в характерной для неё форме антитетических понятий: «знание и мнение», «бытие и сущее», «бытие и становление», «бытие и сознание», «идея (сущность) и явление», «вечность и время», «дух и материя», «теория и практика» и т. д. В отличие от богословия теистических религий, опирающегося на авторитет Откровения, философия как таковая остаётся в пределах имманентных возможностей человеческого разума. В отличие от отдельных научных дисциплин, философия не ограничена в своём исследовании каким-либо специальным предметом и в зависимости от проблематики и подхода может использовать самые различные методы (эмпирический и логический анализ, дедуктивный, трансцендентально-критический, диалектический методы и др.). Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как реализм и номинализм, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), идеализм (спиритуализм) и материализм (натурализм), детерминизм и индетерминизм и др.
Важнейшие исторические вехи философии, её школы и направления: индийская философия, развивавшаяся в русле религиозного умозрения индуизма (веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика) и буддизма (мадхьямика, йогагара, саутрантика, вайбхашика); греческая философия, где философское мышление в процессе критического осмысления мифологической картины мира и обыденного сознания впервые стало автономной сферой человеческой деятельности (пифагореизм, сократической школы, платонизм и неоплатонизм, аристотелизм, стоицизм, эпикуреизм); средневековая философия, в качестве естественной теологии предваряющая постижение богословских истин сверхразумного Откровения (патристика, схоластика); философия нового времени, складывающаяся в размежевании с богословием и в процессе анализа и обоснования опыта естествознания XVII-XVIII вв. (картезианство, спинозизм, лейбницианство, британский эмпиризм и французский материализм, немецкий классический идеализм). Начиная с И. Канта, критика традиционной метафизики и различные опыты её возрождения и реконструкции характеризуют философию XIX-XX вв. (кантианство, шеллингианство, гегельянство, марксизм, позитивизм и неопозитивизм, «философия жизни», прагматизм, фрейдизм, феноменология, экзистенциализм, персонализм и др.).
* * *
ФИЛОСОФИЯ - ФИЛОСО́ФИЯ (от фил... и греч. sophia - мудрость), форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Исторические формы философии: философские учения Др. Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Н. Кузанский, Дж. Бруно); философия нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский материализм 18 в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвецкий, П. Гольбах); немецкая классическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Фрак, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, В. В. Розанов); философия русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.
Большой энциклопедический словарь
ФИЛОСОФИЯ (от фил... и греч. sophia - мудрость) - форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место в нем человека; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др.
Исторические формы философии: философские учения Др. Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Н. Кузанский, Дж. Бруно); философия нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский материализм 18 в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвецкий, П. Гольбах); немецкая классическая философия (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин); русская религиозная философия 19-20 вв. (В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, С. Л. Фрак, П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, В. В. Розанов); философия русского космизма (Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский); основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.
Академический словарь
-и, ж.
1. Наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Античная философия.
◊
- Всем нам - рано философствовать, нет у нас материала для этого, ведь философия - сводка всех знаний о жизни, а - мы с вами что знаем? М. Горький, Н. Е. Каронин-Петропавловский.
||
Чье-л. учение о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Философия Лейбница.
◊
Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу - в особенности. Ленин, Три источника и три составных части марксизма.
2. разг.
Сложившееся убеждение по поводу чего-л.; концепция.
- Поминайте меня, коли хотите, а не хотите, так и черт вас дери. Вот моя философия. Достоевский, Братья Карамазовы.
Обида за обиду и услуга за услугу - к этому сводилась нехитрая философия Гулии. Паустовский, Колхида.
3. чего.
Методологические принципы, лежащие в основе какой-л. науки, области знания и т. п.
Философия истории. Философия математики. Философия права.
4. разг. ирон.
Отвлеченные, общие, не идущие к делу рассуждения.
[Боркин:] Вас в церкви давно ждут, а вы тут философию разводите. Чехов, Иванов.
[Елизавета:] Ну вот, началась философия! Это ты у отца научился словами играть. М. Горький, Достигаев и другие.
5. разг. устар.
Название среднего из трех классов (риторика, философия, богословие) духовной семинарии.
[греч. φιλοσοφία]
Энциклопедия Кольера
ФИЛОСОФИЯ - стремление постичь, посредством систематического размышления, последнюю природу вещей. Греческое слово "философия" переводится буквально как "любомудрие". Иногда оно используется для обозначения системы отвлеченных идей, иногда - каких-то убеждений, касающихся важных для человека вещей. В последнем смысле у каждого человека, по-видимому, есть философия, сознает он это или нет. Однако философия не является набором готовых истин, поскольку не существует заключений, с которыми были бы согласны все философы. Кроме того, философия не имеет, как та или иная наука, собственной предметной области или особого объекта изучения. Иначе говоря, философия - не какое-то специальное знание, но своего рода деятельность; по словам У.Джемса, это - "особое упрямство в том, чтобы мыслить ясно"; систематическое приближение к пониманию изначальной природы вещей. Философия может начинаться с чего угодно. Попытки разума постичь природу камней, идей или Божества в равной степени относятся к философии, если приводят к фундаментальным заключениям. Такая деятельность имеет много общего с другими проявлениями человеческого духа, особенно с поэзией, религией и наукой. От поэзии она отличается тем, что опирается только на разум. Как и от религии, которая апеллирует к мистическому опыту, откровению и вере. Акцент на разуме, по-видимому, сближает философию с наукой.
Философия и наука. Во-первых, философия логически предшествует науке; во-вторых, философия является завершением науки. Ученый в своей повседневной работе вынужден использовать множество понятий, которые остаются довольно неопределенными; это - понятия времени, пространства, движения, причины, числа, доказательства, истины. Он использует их, как правило, не задаваясь вопросом об их значении или адекватности, и имеет на это все практические основания. Но, пока нет уверенности в их надежности, полученные ученым результаты остаются без фундамента. Философия ставит целью исследование этих понятий, определение их смысла и оценку адекватности. Ученый также некритически использует многие важные общие принципы. Он принимает логику как нечто собой разумеющееся; полагает, что в одинаковых условиях вещи всегда будут вести себя одинаково, а наблюдение обеспечивает доступ к независимо существующему материальному миру. Здесь также его допущения имеют практическое оправдание. Однако они далеко не бесспорны, и дело философа - подвергать их сомнению. Философия, таким образом, занимается исследованием предпосылок науки. Рассмотрим примеры. Физика исходит из принципа, что вся материя подчиняется законам механики. В то же время высшие (и не только высшие) организмы не похожи на машины, порой они явно ведут себя как преследующие определенные цели. Из этих наблюдений возникает древняя проблема соотношения механистического и телеологического подхода к объяснению природы. Точно так же физиолог обычно убежден, что все телесные изменения вызваны предшествующими физическими изменениями. Однако это приводит к явному конфликту со здравым смыслом, который подсказывает нам, что наши чувства и убеждения воздействуют на поведение тела. Так возникает проблема соотношения тела и разума. Далее, психолог полагает, что происходящие в нашем сознании события, как и всякие другие события, подчиняются законам и что каждое событие вызывается предшествующими событиями. Но многие занимающиеся этикой считают, что понятия правильного и неправильного теряют смысл, если мы не обладаем свободой воли, т.е. если наше поведение обусловлено событиями, которые случились в прошлом. Отсюда возникает древняя проблема соотношения свободы и детерминизма. Ни одна наука не занимается такого рода проблемами, ибо они не признают границ между научными дисциплинами, входя в сферу компетенции философии.
РАЗДЕЛЫ ФИЛОСОФИИ
Существует три главных раздела философии: методология, метафизика и теория ценностей.
Методология. Поскольку философия есть поиск знания о последних вещах, одним из ее главных предметов была природа самого знания. В ходе его исследования встают четыре основных вопроса: 1) что является источником знания? 2) какова природа истины и в чем ее критерий? 3) каково отношение между восприятиями и вещами? 4) каковы формы правильного рассуждения? Первые три вопроса относятся к эпистемологии (теории познания), четвертый - к логике. По вопросу об источнике знания философы разделились на две школы - рационалистов и эмпиристов. Ответ представителя эмпиризма заключается в том, что все знание имеет своим источником чувственный опыт; ответ рационалиста - что по крайней мере некоторые виды знания (например, самоочевидные суждения логики и математики) имеют своим источником свет самого разума. Многие философы, в частности Кант, пытались достичь компромисса между этими подходами. Ответы на второй вопрос, касающийся природы истины, достаточно близки к ответам на первый вопрос. Эмпирик скорее всего сочтет, что истина состоит в соответствии между идеями и данными чувств. Рационалист склонен усматривать ее либо во внутренней необходимости и самоочевидности самого суждения, либо в его совместимости с другими суждениями, составляющими некое связное целое. Еще одним подходом, отличающимся от этих двух, является прагматизм, согласно которому истинность того или иного верования заключается в том, насколько успешно оно "работает" в практической деятельности. На вопрос об отношении восприятий и вещей имеются три основных ответа, соответствующие позициям реализма, дуализма и идеализма. Последовательный реалист считает, что когда мы видим столы и стулья, камни и деревья, то ощущаем сами физические объекты, которые существуют "вне нас", независимо от того, воспринимаем мы их или нет. Дуалист, соглашаясь с реалистом, что физические вещи существуют независимо от нас, считает, что мы не ощущаем их непосредственно; воспринимаемое нами есть лишь совокупность изображений или символов вещей "вне нас". Идеалист полагает, что вообще нет вещей, независимых от опыта, все вещи можно свести к опыту без остатка. На вопрос о природе и формах правильного рассуждения отвечает отдельная философская дисциплина - логика. Спорящими сторонами здесь также являются рационалисты и эмпирики. Первые считают, что рассуждение идет по пути, проложенному объективной необходимостью; оно следует за связью признаков и суждений, которая для разума самоочевидна. Вторые, вместе с Миллем, полагают, что эта необходимость есть не что иное, как установившаяся привычка, возникающая из наблюдения постоянного соединения признаков. Большинство логиков склонялись к рационалистической точке зрения.
Метафизика. Это - центральная философская дисциплина. Метафизика занимается природой и структурой реальности, ее основные проблемы - онтологическая и космологическая. Онтология - философская дисциплина, исследующая вопрос об общей основе, или субстанции, всех вещей. Те, кто полагает, что существует только одна такая субстанция, называются монистами. Те, кто полагает, что существует две или более субстанции, называются плюралистами. Наиболее глубоко различаются по своей природе материя и сознание, и монизм, как правило, занимался сведением одной из этих субстанций к другой. Тех, кто сводит сознание к физическому миру, называют материалистами; среди них - Демокрит, Гоббс, а в недалеком прошлом бихевиористы. Тех, кто сводит материю к сознанию или опыту, относят к идеалистам; примерами могут служить Беркли и Юм. Декарт и многие другие философы были убеждены, что эти две формы существования несводимы друг к другу и одинаково реальны; таких философов называют представителями онтологического дуализма. Вторая основная проблема метафизики - космологическая проблема, или проблема устройства природы. Различные решения этой проблемы отражают различие взглядов в сфере онтологии. Материалисты, как правило, придерживаются механистических взглядов, т.е. полагают, что законы, "скрепляющие" Вселенную в единое целое, являются чисто механическими законами того типа, с которым мы встречаемся в физике. Идеалисты отвергают такое миропонимание, для них Вселенная - это совокупность духов или, по Гегелю, один всеобъемлющий дух (разум): мы могли бы увидеть, если бы обладали достаточным знанием, что его части образуют единую умопостигаемую систему. Дуалисты, как и следует ожидать, имеют не столь стройное мировоззрение. С их точки зрения, мир разделен на царство механических законов и царство целей. В одном из западных религиозных учений сочетаются представления о материальном царстве, управляемом физическими законами, и представления о том, что само это царство создано и контролируется духовным существом, которое упорядочивает все сущее в соответствии со своими собственными целями. Такое учение называется теизмом. Метафизика не всегда ставит проблемы космического масштаба. Предметом ее анализа может стать какая-то конкретная структура или конкретное отношение в рамках целого. Например, одной из наиболее известных метафизических проблем является проблема причинности: что мы имеем в виду, когда говорим, что A - причина B? На этот вопрос давались самые разнообразные ответы: согласно Юму, представление о причине возникает вследствие единообразного повторения явлений; некоторые рационалисты вроде Спинозы видели в причинности логическую необходимость, подобную той, что мы находим в геометрии. Метафизиков также интересовали проблемы, связанные с пространством и временем. Бесконечны они или имеют пределы? В любом случае мы сталкиваемся с серьезными трудностями. Являются ли пространство и время структурами, принадлежащими внешнему миру, или это просто формы, в которые разум облекает наши представления? Реалисты считают верным первое, Кант - второе. Далее, каково место человеческого Я в мире? Может быть, Я - это просто приложение к телу, исчезающее вместе с его смертью? Или Я способно к собственной независимой жизни? Задавать такие вопросы - значит погружаться, через один-два шага, в проблемы отношения тела и души, свободы воли и бессмертия, обсуждавшиеся на протяжении всей истории метафизики.
Теория ценностей. Человечество традиционно признавало три фундаментальные ценности: истину, благо и красоту. Строго говоря, философия есть поиск истины; она оставляет стремление к благу морали, а постижение прекрасного - искусству. Когда философия начинает заниматься благом и красотой, то делает это только для того, чтобы найти истину, связанную с этими ценностями. Философы считали, что такая истина имеет первостепенное значение, поскольку неправильное ее понимание способно направить жизнь человека по ложному пути. Раздел философии, разрабатывающий теорию благой жизни, называется этикой. Этика занимается исследованием двух главных проблем: 1) какова цель жизни, какого рода опыт имеет наивысшую ценность в жизни? 2) на каком основании мы считаем данное поведение правильным? Различные ответы на первый вопрос дают две главные школы. С точки зрения гедонизма, единственным подлинным благом, единственным свойством, придающим ценность всему остальному в жизни, является наслаждение. Этот взгляд пользовался популярностью со времен Древней Греции и до наших дней. Но среди этиков он не слишком распространен. Большинство из них считают, что существует множество подлинных ценностей; что знание, красота и любовь, например, обладают своей собственной ценностью, не сводимой к наслаждению, которое может их сопровождать. Некоторые философы стремились привести эти разнообразные блага к единому принципу, рассматривая их все как формы самореализации, способы развития или выражения данных человеку от природы сил. На второй существенно важный этический вопрос - на каком основании мы считаем данное поведение правильным или ошибочным? - отвечают также две главные школы. С точки зрения утилитаризма, если имеется ответ на первый вопрос - что есть внутренне значимое благо? - то легко дать ответ и на второй вопрос: правильным является тот поступок, который, из всех возможных поступков, приносит наибольшее количество блага, как бы мы ни трактовали смысл самого блага. Этот взгляд пользовался наибольшей популярностью среди этиков 19 в. Однако наряду с ним существовал и совершенно другой взгляд, а именно, что правильность или ошибочность поведения заключается в чем-то, присущем самому поступку, а не в его последствиях. Эта точка зрения называется интуитивизмом. Ее разделял Кант, считавший, что правильность поступка обусловлена подчинением закону разума: "Поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом поведения для всех". Это - иная формулировка этики Нового Завета, согласно которой праведность поведения заключается не столько в последствиях, сколько в мотиве или чувстве, лежащем в основе того или иного поступка. Еще одним разделом теории ценностей является эстетика - дисциплина, не столь хорошо развитая, как этика. Главные ее темы, обсуждавшиеся в прошлом, - природа красоты и цель (назначение) искусства. Поскольку по тому и другому вопросу предлагалось великое множество теорий, мы здесь отметим лишь по одной современной тенденции в каждой из тем. Благодаря влиянию Б.Кроче красоту многие стали анализировать в терминах выразительности, так что отталкивающая или хаотическая сцена может все же, если в ней тонко выражены определенные чувства, быть названа прекрасной. С другой стороны, с точки зрения формалистов и их защитников, назначение искусства - творение форм или образцов, удовлетворяющих эстетическому чувству независимо от того, обладают ли они сходством с оригиналом и передают ли какой-то иной смысл.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ФИЛОСОФИЯ (от фил... и греческого sophia - мудрость), мировоззрение, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем. Исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Основываясь на теоретическом и практическом отношении человека к действительности, философия выявляет взаимоотношения субъекта и объекта. Исторически сложившиеся основные разделы философии: онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика, этика, эстетика. В решении различных философских проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм (сенсуализм), материализм (реализм) и идеализм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм и др. Исторические формы философии: философские учения Древней Индии, Китая, Египта; древнегреческая, античная философия - классическая форма философии (Парменид, Гераклит, Сократ, Демокрит, Эпикур, Платон, Аристотель); средневековая философия - патристика и выросшая из нее схоластика; философия эпохи Возрождения (Г. Галилей, Б. Телезио, Николай Кузанский, Дж. Бруно); философия нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм, Г. Лейбниц); французский материализм 18 в. (Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах); немецкая классическая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель); философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин); русская религиозная философия 19 - 20 вв. (В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов); философия русского космизма (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Основные направления философии 20 в. - неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, персонализм, феноменология, неотомизм, аналитическая философия, философская антропология, структурализм, философская герменевтика. Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, природа человеческого познания, бытие и язык, судьбы современной цивилизации, многообразие и единство культуры.
Евразийская мудрость от А до Я.
ФИЛОСОФИЯ -
поиск мудрости. Амбивалентность античного понятия «мудрости», предполагающего одновременно и знание истины, и моральную практику, и представление о правильном образе жизни. Заметим, что следует различать, с одной стороны, философию в собственном смысле слова, или «первую философию», цель которой - непосредственное познание духа, мудрости, и с другой стороны - их приложение к целостному познанию и к человеческой реальности (психологической и социологической), к истории, экономике, политике, медицине и т.д. Но в философии есть глубинная задача, которая не решается в полной мере современной философией и сегодня в значительной степени преданная забвению. Она определяется этимологическим смыслом слова философия, который Пифагор определял как поиск путей к мудрости и правильному (на основе мудрости) образу жизни. Попытка возвратить философии ее первородный смысл предпринята в концепции софиогонии, созданной составителем этого словаря и являющейся одной из школ в евразийской философии. Софиогония рассматривает философию в исконном, первозданном, первоначальном смысле как учение о природе мудрости, путях ее постижения человеком и способах укоренения в повседневной жизни.
Словарь народов и культуры
Философия
(philosophy, греч. - любовь к мудрости), использование разума и его доводов для поиска истины и исследования природы реальности, прежде всего причин и природы вещей, принципов орг-ции сущего, восприятия, поведения человека в материальном мире. Предметом Ф. может выступать также исследование и выяснение представлений, методов и доктрин др. наук или собственно логики мышления философская логика); исследование представлений, методов и доктрин, относящихся к таким общим понятиям, как истина, возможность, знание (эпистемология), необходимость, бытие (онтология и метафизика), а также способов доказательства. Ф. применима в самых разл. сферах, определяемых сообразно содержанию исследуемых проблем: Ф. разума, напр., интересует, как разум взаимодействует с физ. миром; Ф. математики - в чем состоит доказательство; Ф. религии - существует ли Бог; Ф. науки - что является достаточным подтверждением гипотезы. Существует Ф. этики, Ф. политики и в принципе Ф. любой науч. дисциплины. Первые философы были также и первыми учеными, к-рые ставили вопросы о сущности окружающего мира и пытались найти ответы путем наблюдений (эмпиризм) и абстрактных рассуждений рационализм), а не с помощью магии или культа к.-л. божества. Эти мыслители были предшественниками Сократа, Платона и Аристотеля - трех великих философов, к-рые сформулировали мн. вопросы Ф., обсуждаемые по сей день. Ф. постоянно, по мере того, как очередная группа изучаемых ею вопросов переходит в компетенцию естественных наук, порождает новые науч. дисциплины. Психология, напр., как наука до сих пор находится в процессе отделения от Ф. Великим достижениям науч. мысли, как правило, сопутствовали и великие достижения мысли филос. Напр., галилеевские исследования механики планетарного движения в кон. 16 в. послужили стимулом для Декарта, занимавшегося проблемами знания и его обоснования; физик Альберт Эйнштейн (1879-1955) отдавал должное Юму как одному из философов, вдохновивших его на создание теории относительности. В 20 в. среди филос. направлений преобладали континентальная философия и логико-аналитическая философия. Внутри этих направлений существуют разл. течения соответственно позиции, к-рую их представители занимают по ряду принципиальных филос. вопросов. Напр., вплоть до недавнего времени весьма важной х-кой философа служила его принадлежность к дуализму или монизму, т.е. его отношение к субстанции: существует два ее вида - вещественный и духовный - или же только один - вещественный (материализм) либо духовный. Важным предметом дискуссий являются также вопросы о врожденных идеях, т.е. представлениях, скорее врожденных, чем приобретенных опытным путем, и о нашей способности воспринимать мир (реализм, идеализм). В отличие от ученых-эмпириков, философы стремятся прояснить логическую форму проблемы и выявить скрытые погрешности или природные св-ва разума, к-рые могут препятствовать ее пониманию. При этом экспериментальной базой для них служит только мысленный эксперимент. Значит, вклад в развитие Ф. вносит совр. физика: одна интерпретация законов квантовой физики способна лишить смысла нек-рые правила классич. логики. Кроме того, прогресс инж. технологий, компьютерной техники и психологии вплотную приблизил нас к созданию искусственного интеллекта - факт, к-рый не только интересен для гносеологов, но и поднимает существенные вопросы этич. характера. Наиб, важные области Ф. обращены к проблемам повседневной жизни. Напр., постулаты моральной и полит. Ф. используются в медицинской этике при решении проблем контрацепции и повышения рождаемости.
Поговорки
Разводить философию. Разг. Неодобр. Бесплодно рассуждать, не способствуя делу. БМС 1998, 595.
Афоризмы
Наука * История * Математика * Медицина * Открытие * Прогресс * Техника * Философия * Химия
Философия -
Философия не признает иного счастья, кроме себя, счастье, в свою очередь, не признает никакой философии, кроме себя; таким образом, и философ счастлив, и счастливец считает себя философом. -
Прудон Пьер (Proudhon)
Мысли философа - как звезды, они не дают света, потому что слишком возвышенны. -
Бэкон. Bacon.
Истинный философ есть тот, кто, не хвастая, обладает той мудростью, которою хвастают другие, не обладая ею. -
Д'Аламбер Жан (D'Alembert)
Философия легко торжествует над страданиями прошедшими и будущими; но настоящие страдания торжествуют над ней. -
Ларошфуко (La Rochefoucauld)
Шутка у философов столь умеренна, что ее не отличишь от серьезного рассуждения. -
Вовенарг (Vauvenargues)
Древние философы размышляли гораздо больше, чем читали. Книгопечатание все изменило. Теперь читают больше, чем размышляют. Вместо философии у нас одни комментарии. Именно это имеет в виду Жильсон, когда говорит, что на смену эпохе философов, занимавшихся философией, пришли профессора философии, занимающиеся философами. Дошло до того, что сегодня философский трактат, не ссылающийся ни на какие авторитеты, не подкрепленный цитатами и комментариями, никто не принял бы всерьез. -
Камю Альбер. Camus.
Философия открывает человеку убежище, куда не проникает никакая тирания, долину внутреннего мира, лабиринт сердца, и это раздражает тиранов. -
Ницше Фридрих (Nietzsche).
Истинная философия скорее старается разрешать, чем отрицать. -
Бульвер-Литтон (Bulwer-Lytton)
Благодетельное и назидательное влияние какой-нибудь философии... нисколько не доказывает верности ее, точно так же, как счастье, испытываемое сумасшедшим от своей idee-fixe (неотвязной мысли), нисколько не говорит в пользу разумности этой идеи. -
Ницше Фридрих (Nietzsche).
Философы - не более чем кузнецы, кующие плуги. После них многое еще должно быть сделано, чтобы получился хлеб. -
Берне (Borne)
ФИЛОСОФИЯ
Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости.
Августин Блаженный
По рассуждению Платона, человек создан для философии; по мнению Бэкона, философия сотворена для людей.
Томас Маколей
Все философии в конечном счете абсурдны, но некоторые абсурднее, чем другие.
Сэмюэл Батлер
Само имя философии вызывает достаточно ненависти.
Сенека
Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, - это философия.
Вольтер
Философия имеет дело с проблемами двух видов: решаемыми, которые все тривиальны, и нетривиальными, которые все нерешаемы.
Стивен Канфер
На вечные вопросы обычно даются временные ответы.
Лешек Кумор
Философия: неразборчивые ответы на неразрешимые вопросы.
Генри Брукс Адаме
Ясность - вежливость философии.
Люк де Вовенарг
Философия, собственно, не утверждает ничего, но утверждает это очень непонятными словами.
«Пшекруй»
Некоторые слова, происхождение которых успело забыться, из слуг превратились в хозяев, и теперь уже к ним подбираются понятия, подыскивается подходящее содержание - чтобы хоть куда-нибудь пристроить этих обнищавших, но гордых аристократов.
Кароль Ижиковский
Не плакать, не смеяться, а понимать.
Перефразированный Бенедикт Спиноза
Сова Минервы вылетает только с наступлением сумерек.
Гегель
Философия не дает бесценных результатов, но изучение философии дает бесценные результаты.
Тадеуш Котарбиньский
Философия одного века - это здравый смысл следующего.
Генри Уорд Бичер
(см. ЛОГИКА)
Орфографический словарь
Словарь ударений
Трудности произношения и ударения
филосо́фия и устарелое филозо́фия, философи́я.
Формы слов для слова философия
филосо́фия, филосо́фии, филосо́фий, филосо́фиям, филосо́фию, филосо́фией, филосо́фиею, филосо́фиями, филосо́фиях
Синонимы к слову философия
сущ., кол-во синонимов: 40
неотомизм, правила, суемудрие, взгляды, взгляды на жизнь, воззрения, убеждения, взгляды на вещи, умствование, символ веры, образ мыслей, натурфилософия, кредо, идеология, миропонимание, любомудрие, принципы, мировоззрение, видение, любомудрость, мудрствование, миросозерцание
ФИЛОСОФИЯ
ФИЛОСОФИЯ, устар. любомудрие, устар. любомудрость
Идиоматика
Идеография
▲ наука
↑ относительно, всеобщий, представление (о чем)
философия - наука о представлениях человека; наука о всеобщем; систематизация представлений;
наука о сущностях, смыслах;
наука об общих принципах природы, общества и мышления;
познание посредством понятий; самое общее знание;
размышления о природе вещей;
изучает связи человеческого сознания и объективного мира;
наука об отношении мышления к бытию;
тип мировоззрения; теоретизированная форма мировоззрения.
философ.
философствовать. философский (# обоснование).
философичность. философичный. философический.
умствование. умствовать.
схоластика. схоластик. схоласт. схоластичный. схоластический.
аксиология.
спекулятивная философия.
↓ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, РЕЛИГИЯ
см. смысл, идея, обобщение, понятие, мудрость
категория, рассуждение, усложненный
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
заниматься философией => действие, непрямой объект
Этимология
Название науки о мироустройстве образовано по тому же принципу, что и филология ; во второй части этого слова - греческое существительное со значением "мудрость" (женское имя София, кстати, и означает "мудрость"). В старые времена философию называли еще любомудрием.
Этимологический словарь
Древнерусское - философия.
Старославянское - философия (ученость).
Греческое - philosophia (любовь к мудрости).
Слово «философия» заимствовано из греческого языка. Первое упоминание «философии» относится к XII в.
Первоначально под «философией» понималась «совокупность всех наук».
В XVIII-XIX вв. популярным было противопоставление слов «философия» и «любомудрие».
Современные значения этого слова - «учение о бытии и об отношении человека и мира», «наука о законах развития природы, общества и разума», а также «методологические принципы, лежащие в основе каждой науки».
Производные: философский, философствовать, философ.
Заимств. из ст.-сл. яз., в который оно пришло из греч., где philosophia (буквально - «любомудрие», см. филология) - сложение phileō «люблю» и sophia «мудрость».
филосо́фия
др.-русск. философия "ученость" (Хож. игум. Дан., Жит. Стеф. Пермск.), ст.-слав. философиС© - то же (Супр.). Из греч. φιλοσοφία. Знач. совр. русск. слова обязано влиянию зап.-европ. языков, ср. нем. Philosophie, франц. philosophie.
Словарь иностранных слов
ФИЛОСОФИЯ (греч. philosophia - любомудрие, от philos - друг, и sophia - мудрость, слово, впервые употребленное Пифагором). Учение о физических, нравственных и умственных понятиях в их причинах, сущности и взаимодействиях; учение об основных началах и первичных причинах всего существующего.
Сканворды для слова философия
- Маловразумительные ответы на неразрешимые вопросы.
- «Любовь к мудрости».
- Наука об общих законах развития природы, общества и мышления.
- Отвлеченные рассуждения, излишнее умствование.
Полезные сервисы