Исламская республика. В феврале 1979 Хомейни приветствовали как политического и духовного наставника иранского народа. Был сформирован Исламский революционный совет из 15 членов, который управлял страной вместе с временным правительством во главе с Мехди Базарганом, лидером Движения за свободу Ирана. Первого апреля того же года страна была провозглашена Исламской Республикой Иран. В декабре вступила в силу новая конституция, объявившая Хомейни пожизненным факихом (Руководителем). В ноябре 1979 радикально настроенные иранские студенты, называвшие себя "последователями политики имама", захватили посольство США в Тегеране и объявили его сотрудников заложниками. Целью экстремистов было добиться возвращения шаха в Иран, чтобы предать его суду. В ответ президент США Джимми Картер приостановил импорт нефти из Ирана и заморозил иранские вклады в американских банках. Временное правительство ушло в отставку, а Базаргана на посту премьер-министра сменил консервативный клерикал Мохаммад Али Раджаи. Кризис с заложниками продолжился и после смерти шаха в Египте в июле 1980. К сентябрю при посредничестве Алжира было разработано соглашение, по которому американцы освобождались в обмен на размораживание иранских авуаров. Однако, несмотря на усилия президента Ирана Абольхасана Банисадра (которого впоследствии объявили изменником), выполнение соглашения блокировали сторонники жесткой линии, которые хотели добиться поражения Картера на президентских выборах в США в ноябре. Заложников освободили во время инаугурации Рональда Рейгана 20 января 1981. Абольхасан Банисадр находился на посту президента страны с января 1980. На выборах в меджлис, проводившихся в два тура в марте и мае, победу одержала Исламская республиканская партия (ИРП) Хомейни и ее союзники. Вскоре развернулась жестокая борьба между Банисадром и ИРП. Наиболее серьезный вызов был брошен Организацией борцов за святое дело иранского народа ("Моджахедин-е Халк") - шиитской организацией, отвергавшей клерикальную форму правления. В июне 1981 моджахедины подняли восстание, которое было сурово подавлено спустя полтора года. На следующий день после выступления моджахединов меджлис объявил импичмент Банисадру, который был смещен по указанию Хомейни. В июле были проведены новые президентские выборы, на которых победил премьер-министр Раджаи, чье место занял Мохаммад Джавар Бахонар. В конце августа Раджаи и Бахонар были убиты в результате взрыва бомбы, ответственность за который правительство возложило на моджахедов. В октябре официальным главой государства стал известный шиитский священнослужитель Сейед Али Хосейни Хаменеи. Премьер-министром был назначен Мир Хуссейн Муссави. В апреле и мае 1984 состоялись выборы в меджлис, которые выиграла ИРП. В августе 1985 Хаменеи был переизбран президентом страны. Основной задачей правительства была исламизация общества и очищение культуры от влияния Запада. Тысячи иранцев, получивших светское воспитание, эмигрировали в Турцию, Европу и Северную Америку. Термин "антиисламский" получил широкую трактовку, ибо под ним понимался не только образ жизни, противоречащий официальным догматам ислама, но также критика и высмеивание религиозных взглядов и духовенства. В результате выражение оппозиционных взглядов стало опасным: те, кто открыто выступали против политики и действий правивших страной шиитских лидеров могли быть посажены в тюрьму или даже казнены. Некоторые руководители Ирана увлеклись идеями экспорта революции. Вскоре возник конфликт с соседом Ирана - Ираком, где у власти находится светский военный режим, а большинство населения составляют шииты. В 1980 Ирак вторгся в юго-западный Иран, в частности для того, чтобы предупредить попытки организовать выступления иракских шиитов против собственного правительства. Война продолжалась в течение 8 лет, не принеся ни одной из сторон победы. Иранские официальные круги заявляют о более чем 160 тыс. погибших в войне, тогда как неофициальные источники сообщают о 300 тыс. Общие потери от разрушений превысили 300 млрд. долл.; особенно сильным ударам подвергались объекты нефтяной промышленности, расположенные на юге. Во время войны Иран вынужден был разместить 1,5 млн. беженцев, покинувших районы боевых действий. Кроме того, в эти же годы в стране скрылись от опустошительной войны на своей родине 2,3 млн. афганцев, а также ок. 500 тыс. иракских граждан курдской и иранской национальностей. После того как Иран все же согласился в 1988 на прекращение огня под эгидой ООН, были предприняты усилия по восстановлению контактов с арабскими странами зоны Персидского залива. Пропаганда Ираном экспорта революции, а также вооруженный конфликт с Ираком вызвали ухудшение отношений с большинством стран региона, особенно с Кувейтом и Саудовской Аравией, финансовая помощь которой во время войны имела решающее значение. Окончание боевых действий привело к ухудшению внутреннего положения в Иране. В конце 1980-х годов в политическом руководстве Ирана возникла трещина между реформаторами, желавшими восстановления отношений с Западом, и консерваторами, выступавшими против проведения такой политики. В результате ИПР стала быстро терять свою эффективность как орудие политической борьбы и в 1987 была распущена. На выборах в меджлис, проведенных в апреле и мае 1988, реформаторы получили солидное большинство. Правительство стало отходить от исламского радикализма внутри страны и агрессивной политики в международных делах. Тем не менее в феврале 1989 Хомейни приговорил к смерти британского подданного индийского происхождения Салмана Рушди, книга которого Сатанинские стихи была объявлена богохульной. Хомейни скончался 3 июня 1989. После внесения поправок в Конституцию его преемником на посту факиха был избран Хаменеи. В связи с этим в июле были проведены новые президентские выборы. Одновременно с ними состоялся референдум по поправкам к конституции, наиболее важной из которых была отмена поста премьер-министра. Президентом был избран спикер меджлиса Али Акбар Хашеми Рафсанджани, а предложенные поправки к конституции были одобрены населением. Рафсанджани сформировал Совет министров, который представлял собой сбалансированную коалицию реформаторов, консерваторов и технократов. Утверждение правительства меджлисом было воспринято как предоставление президенту мандата для проведения более примирительной политики в отношении Запада. Рафсанджани обещал восстановить в течение 10 лет разрушенное хозяйство, устранить недостатки в управлении экономикой и приватизировать крупные отрасли промышленности. Консерваторы выступили против всех его усилий, направленных на передачу контроля над государственной собственностью от исламских организаций частным владельцам. В 1990 и 1991 произошли выступления населения, протестовавшего против нехватки продовольствия и высоких цен, в следующем году серьезные беспорядки имели место в ряде крупных городов. Тем не менее на выборах в меджлис, проведенных в апреле и мае 1992, сторонники Рафсанджани получили более 70% мест. После агрессии против Кувейта в августе 1990 Ирак пошел на заключение официального мирного договора с Ираном, признав все его претензии, за чем последовало восстановление двусторонних дипломатических отношений. Иран осудил вторжение в Кувейт и соблюдал санкции ООН против Ирака, но в то же время высказался против развертывания многонациональных сил во главе с США в зоне Персидского залива и настаивал на выводе из региона всех западных войск. После освобождения Кувейта в начале 1991 вновь произошло ухудшение отношений Ирана с Ираком, где были жестоко подавлены выступления шиитов. Вместе с тем Рафсанджани достиг успеха в поисках путей расширения контактов с Западом. В июне 1991 США возобновили импорт иранской нефти, но продолжили линию на ограничение продаж Ирану новой военной техники. Серия убийств лидеров иранской оппозиции во Франции и Германии, организованная консерваторами в секретных службах Ирана, омрачила европейскую политику Исламской Республики. Отношения с государствами Персидского залива оставались напряженными ввиду продолжавшегося спора из-за трех островов в заливе (Абу-Муса, Большой и Малый Томб). Тем временем противникам Рафсанджани удалось расстроить планы правительства по проведению экономических, финансовых и административных реформ, в том числе касающихся приватизации. Осложнения на дипломатическом фронте, особенно активное противодействие со стороны США, стали препятствием на пути финансовых поступлений в страну, необходимых для послевоенного восстановления. Во время второго президентского срока Рафсанджани (1993-1997) правительству пришлось иметь дело с теми же политическими и экономическими проблемами, что усилило разочарование в проводимой государственной политике. Исламская система стала подвергаться критике со стороны представителей не только светских, но и религиозных кругов, в частности Абдул-Керима Соруша. Подобные настроения особенно распространились в среде молодежи и женщин, что способствовало убедительной победе на президентских выборах в мае 1997 аятоллы Мохаммеда Хатами - сторонника проведения реформ, политики либеризации, строительства гражданского общества, укрепления законности и улучшения отношений с Западом. Проигравшей стороной был консервативный кандидат аятолла Натек-Нури. Однако, хотя аятолла Хатами и получил на выборах 69% голосов, его усилия, направленные на выполнение предвыборных обещаний, наталкиваются на сильное внутреннее сопротивление. Падение мировых цен на нефть в 1997-1998 усугубило экономические проблемы Ирана, включая проблему выплаты долгов. На начало 1999 отношения между консервативными и реформаторскими силами в обществе достигли критической точки, чему способствовали убийства сотрудниками спецслужб нескольких духовных и политических деятелей, таких, как руководитель небольшой националистической партии (Народ Иран) Дариуша Фарухера.