Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

акимов

Словарь русских фамилий

АКИМАКИН АКИМИХИН АКИМИЧЕВ АКИМКИН АКИМОВ АКИМОЧКИН АКИМУШКИН АКИМЧЕВ АКИМЫЧЕВ АКИШЕВ ЕКИМОВ ЕКИМКИН ЯКИМЕНКО ЯКИМКИН ЯКИМОВ АКИМЕНКО АКИМЧИН ЯКЫМЕЦ ЯКИМКОВ ЯКИМИШИН ЯКИМИХИН ЯКИМЕЦ ЕКИМЕНКО ЕКИМОВСКИЙ АКИШИН ЯКИМЫЧЕВ АКИШИН ЯКИМЫЧЕВ

Церковное имя Иоаким (из др.-евр. - "поставленный богом) на почве русского языка превратилось в Аким, а в зависимости от диалектного произношения - "екающего" или "якающего" - в Еким или Яким. Имя Аким иногда связывалось с понятием "простак". "Эх я Аким простота! - восклицает про себя Чичиков, когда его внезапно осеняет идея аферы с мертвыми душами,- ищу рукавиц, а обе за поясом". А вспомните у Некрасова:. ..В деревне Босове Яким Нагой живет. (Ф,Н). Не исключено также влияние имени Ефим, Евфим(ий) - в древнерусском языке не было звука [ф], и для передачи иноязычных слов его заменяли на [х] -( Ефим -Ехим - Еким) (Н). Производные этого имени дали множество других фамилий.(Э). Акимихин - от Акимиха, жена или вдова Акима. Якименко - ураинская форма на -енко означала потомка (аналогично русскому слову типа гусенок, ребенок). Якимкин - отчество от уничижительной формы Якимка. Акишев может иметь тюркскео происхождение, см. Агишев

Сканворды для слова акимов

- Российский театральный режиссёр.

- Персонаж пьесы Максима Горького «Враги».

- Русский живописец, автор картин «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», «Геркулес на распутье».

- Русский живописец, автор картины «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по получении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Деянири, похищенной Кентавром Несусом».

- Русский живописец, автор картины «Прометей делает статую по приказанию Минервы».

- Русский живописец, автор картины «Крещение княгини Ольги в Константинополе».

Полезные сервисы

акимов анатолий михайлович

Энциклопедический словарь

АКИМОВ Анатолий Михайлович - АКИ́МОВ Анатолий Михайлович (25 марта 1915 - 10 августа 1984), советский и российский футболист (см. ФУТБОЛ) (вратарь и тренер). Заслуженный мастер спорта (1940), Заслуженный тренер РСФСР (1963). Один из сильнейших вратарей в истории советского футбола.

Выступал за московские клубы «Трехгорная мануфактура», «Дукат», «Промкооперация» (1932-1934), «Спартак» (1935-1937, 1939-1943), «Динамо» (1938), «Торпедо» (1944-1948, 1951-1952), ВВС (1949-1951). В чемпионатах СССР провел 191 матч. Двукратный чемпион СССР (осень 1936, 1939). Обладатель Кубка СССР (1939).

Выступал за сборную Москвы. Участник матчей с парижским «Рэсингом» (1936) и сборной Басконии (1937). Обладал отличной реакцией, хорошей техникой приема мяча, правильно выбирал позицию в воротах. Входил в состав сборной Москвы по ручному мячу. Тренировал ФШМ, «Спартак» (Ереван), «Волгу» (Горький), сборную Вьетнама, работал в Спорткомитете РСФСР.

Полезные сервисы

акимов бор. бор

Гуманитарный словарь

АКИ́МОВ Бор. Бор. (р. 1946) - артист балета, педагог. Окончил Моск. хореогр. уч-ще в 1965 (кл. М. Лиепы) и балетмейст. фак-т ГИТИС в 1978. В 1965-89 солист Большого т-ра. Первый исполнитель партий: Злой гений; Курбский ("Иван Грозный"), Клеон ("Икар"), Хорут ("Индийская поэма"). Среди др. его ролей: Зигфрид; Геолог ("Геологи"), Ильяс ("Асель"), Иванушка ("Конек-Горбунок"), Красс ("Спартак"), Юноша ("Шопениана"), Сергей ("Ангара"), Павел I ("Подпоручик Киже"), Ганс ("Жизель"). Танцовщику был особенно близок острый, сложный, экспрессивный яз. совр. хореографии. Наиб. интересными в исполнении А. представали отрицат. персонажи, а также герои, терзаемые внутр. противоречиями. С 1989 педагог-балетм. Большого т-ра. Работал педагогом в лондонской Королевской балетной школе, в балет. труппах т-ров "Ковент-Гарден", "Ла Скала" и др.

Б. Б. Акимов

Б. Б. Акимов

Полезные сервисы

акимов борис борисович

Энциклопедический словарь

Аки́мов Борис Борисович (р. 1946), артист балета, народный артист СССР (1989). С 1965 в Большом театре. Партии: Злой гений («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Курбский («Иван Грозный» С. С. Прокофьева), Клеон («Икар» С. М. Слонимского) и др. Танцовщику близок острый экспрессивный язык современной хореографии.

* * *

АКИМОВ Борис Борисович - АКИ́МОВ Борис Борисович (р. 25 июня 1946, Вена), российский артист балета, педагог; народный артист СССР (1989), лауреат Государственной премии СССР (1977).

По окончании Московского хореографического училища (педагоги Е. Н. Сергиевская, М. Э. Лиепа (см. ЛИЕПА Марис)) в 1965-1989 в Большом театре; совершенствовался под руководством А. Н. Ермолаева. Дебютировал в партии Геолога («Геологи» Н. Н. Каретникова). Первый исполнитель партий: Злой гений («Лебединое озеро» П. И.Чайковского, балетмейстер Ю. Н. Григорович (см. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич)), Курбский («Иван Грозный» на музыку С. С. Прокофьева, балетмейстер Ю. Н. Григорович), Клеон («Икар» С. М. Слонимского, балетмейстер В. В. Васильев (см. ВАСИЛЬЕВ Владимир Викторович)), Солист («Эти чарующие звуки», балетмейстер В. В. Васильев), Хорут («Индийская поэма» У. Р. Мусаева, балетмейстеры М. Г. Скотт, Ю. В. Папко), Нерсо («Гаянэ» А. И. Хачатуряна, балетмейстер М. С. Мартиросян). Другие партии: Иванушка («Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина), Ильяс («Асель» В. А. Власова), Красс («Спартак» А. И. Хачатуряна), Юноша («Шопениана» на музыку Ф. Шопена), Зигфрид («Лебединое озеро» П. И. Чайковского), Сергей («Ангара» А. Я. Эшпая), Павел («Подпоручик Киже» на музыку С. С. Прокофьева), Ганс («Жизель» А. Адана). Танцовщику, наделенному ярким даром артистизма, особенно был близок острый, экспрессивный язык современной хореографии. Созданные им персонажи отличались сложным, подчас противоречивым характером, силой скрытых страстей.

В 1978 окончил балетмейстрское отделение ГИТИСа (ныне РАТИ). В 1980-1988 педагог кафедры хореографии ГИТИСа, с 1989 педагог-балетмейстер Большого театра, а также работал по контракту в театрах «Ковент-Гарден» (Лондон), «Ла Скала» (Милан), «Асами-Маки-балет» (Токио), в Венской опере, Гамбургской государственной опере и Лондонской королевской школе. Снимался в кинофильме-балете «Грозный век» (по балету «Иван Грозный», 1978). Борис Акимов - автор музыки, сценария и режиссер-постановщик музыкально-поэтического вечера, посвященного 100-летию С. А. Есенина «Я помню, любимая, помню» (Большой театр, 1995). В 2000 -2004 художественный руководитель балета Большого театра, с 2001 возглавил Московскую государственную академию хореографии.

Большой энциклопедический словарь

Аки́мов Борис Борисович (р. 1946), артист балета, народный артист СССР (1989). С 1965 в Большом театре. Партии: Злой гений («Лебединое озеро» П. И. Чайковского, 1969), Курбский («Иван Грозный» С. С. Прокофьева, 1975), Нерсо («Гаяне» А. И. Хачатуряна, 1984) и др. Танцовщику близок острый экспрессивный язык современной хореографии.

Полезные сервисы

акимов георгий владимирович

Энциклопедический словарь

Аки́мов Георгий Владимирович (1901-1953), физикохимик, член-корреспондент АН СССР (1939). Труды по коррозии металлов. Государственная премия СССР (1943, 1946).

* * *

АКИМОВ Георгий Владимирович - АКИ́МОВ Георгий Владимирович (1901-53), физикохимик, член-корреспондент АН СССР (1939). Труды по коррозии металлов. Государственная премия СССР (1943, 1945, 1946).

Большой энциклопедический словарь

АКИМОВ Георгий Владимирович (1901-53) - физикохимик, член-корреспондент АН СССР (1939). Труды по коррозии металлов. Государственная премия СССР (1943, 1945, 1946).

Полезные сервисы

акимов иван акимович

Энциклопедический словарь

Аки́мов Иван Акимович (1754-1814), российский исторический живописец. Представитель классицизма («Великий князь Святослав...», 1773). Первый историограф русского искусства.

* * *

АКИМОВ Иван Акимович - АКИ́МОВ Иван Акимович (1754-1814), русский исторический живописец. Представитель классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) («Великий князь Святослав...», 1773). Первый историограф русского искусства.

Большой энциклопедический словарь

АКИМОВ Иван Акимович (1754-1814) - российский исторический живописец. Представитель классицизма ("Великий князь Святослав...", 1773). Первый историограф русского искусства.

Полезные сервисы

акимов михаил григорьевич

Энциклопедический словарь

Аки́мов Михаил Григорьевич (1847-1914), российский государственный деятель. В 1905-1906 министр юстиции в кабинете С. Ю. Витте, отвечал за проведение выборов в 1-ю Государственную думу. С 1906 член Государственного совета, в 1907-1914 его председатель, член фракции правых, выступал против реформ П. А. Столыпина.

* * *

АКИМОВ Михаил Григорьевич - АКИ́МОВ Михаил Григорьевич (8 ноября 1847, село Луговое (или Косеино) Петровского уезда Саратовской губернии - 9 августа 1914, Петербург), российский государственный деятель, юрист, министр юстиции (1905-1906), председатель Государственного совета (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ) (1907-1914). Михаил Акимов родился в состоятельной дворянской семье. Его отец, титулярный советник Григорий Алексеевич Акимов, и мать, Надежда Николаевна, урожденная Топорина, владели пятью тысячами десятин земли в Саратовской и Пензенской губерниях.

По окончании с серебряной медалью Пензенской гимназии, Михаил Акимов в августе 1864 года поступил на юридический факультет Московского университета, где обучался за свой счет. В июне 1869 года он окончил университет со степенью кандидата прав и решил начать службу в органах министерства юстиции. В начале 1870 года выпускник университета был направлен в Московский окружной суд на должность товарища прокурора. В марте 1872 года, выслужив чин титулярного советника, он получил назначение на должность товарища прокурора Владимирского окружного суда, где проработал около трех лет. Получив чин коллежского асессора, Акимов вновь занял должность товарища прокурора Московского окружного суда. В декабре 1876 года он был награжден орденом Станислава третьей степени. В должности товарища прокурора Михаил Акимов прослужил девять лет, проявив за это время незаурядные способности и высокую работоспособность. В начале 1879 года он был выдвинут на самостоятельную работу, занял пост киевского губернского прокурора. К этому времени Михаил Григорьевич был женат, его супругой стала фрейлина Мария Николаевна Делянова. В этом браке родилось четыре дочери и сын Николай (1882). Дочь София стала фрейлиной. В Киеве Михаил Акимов прослужил чуть более года, получил чин надворного советника и орден Владимира четвертой степени. Летом 1880 года он был переведен на должность прокурора Владимирского окружного суда.

В 1881 году Акимов вернулся в Киев, занял место товарища прокурора только что образованной Киевской судебной палаты. Через два года он стал председателем Одесского окружного суда, в 1887 году занял аналогичную должность в Пензенском окружном суде, затем вернулся в Одессу, где работал прокурором судебной палаты. В 1891 году Акимов сменил Н.В. Муравьева, который стал обер-прокурором Правительствующего Сената, на посту прокурора Московской судебной палаты. В этой должности Акимов прослужил три года, расследовал ряд важных дел, в частности об убийстве московского городского головы Николая Алексеева (1893). В 1894 году Акимов был назначен старшим председателем Одесской судебной палаты, а в 1899 году - сенатором (членом) Уголовного кассационного департамента Правительствующего Сената. В качестве сотрудника высшей судебной инстанции Российской империи он расследовал ряд исключительно сложных уголовных дел.

В 1905 году после отставки С.С. Манухина с поста министра юстиции председатель кабинета министров С.Ю. Витте назначил новым министром юстиции лично знакомого ему еще по Киеву тайного советника Михаила Акимова. Это назначение во многом носило случайный характер и обусловлено событиями Первой русской революции, до основания потрясшей весь государственный аппарат. Акимов был опытным, профессиональным юристом, имел большой опыт прокурорской и судейской работы, но всего этого было недостаточно для занятия высших государственных постов. Решающее значение имело то обстоятельство, что Акимов слыл правым, в отличие от своего предшественника - либерального Манухина.

Пост министра юстиции и генерал-прокурора Акимов занимал с 16 декабря 1905 года по 23 апреля 1906 года и активно поддерживал политический курс министра внутренних дел П.Н. Дурново - мужа своей сестры. Акимов имел родственные связи и с другим министром внутренних дел - А.Г. Булыгиным. Наиболее громким делом Акимова на посту министра юстиции был арест членов Петербургского совета рабочих депутатов; в том числе Г.С. Хрусталева-Носаря, Л.Д. Троцкого, А.Л. Парвуса (Гельфанда), всего около пятидесяти человек. Дурново опасался взрыва возмущения питерских рабочих, возможного бунта по примеру Московского вооруженного восстания, однако Акимов не побоялся взять ответственность на себя, лично санкционировал арест членов Петросовета.

Главной заботой Акимова на посту министра юстиции стало восстановления порядка и закона в стране. В условиях революционного хаоса многие российские прокуроры и судьи уклонялись от исполнения своих обязанностей, не возбуждали дела против революционеров. Этому способствовала и политика бывшего министра Манухина, который сдерживал активность консервативно настроенных прокуроров. Став министром, Акимов потребовал от своих подчиненных неукоснительного выполнения своего служебного долга, смело выдвигал на руководящие должности молодых энергичных прокуроров, отправлял в отставку слабодушных. В тоже время на должности товарища министра он оставил опытного юриста Ивана Щегловитого, который пользовался репутацией «красного».

Акимов упростил делопроизводство в своем министерстве, требовал составлять документы ясно и кратко, особое внимание уделял быстроте исполнения дел. С.Ю. Витте вполне был доволен действиями своего нового министра, который энергично наводил порядок в стране, действуя строго в духе Манифеста 17 октября. Министр юстиции настоял на издании закона, значительно упрощавшего судебную процедуру рассмотрения дел по делам о государственных преступлениях и погромах, провел закон о наказании за изготовление и хранение взрывчатых веществ, принял меры к «охранению культурных сельских хозяйств» от погромов, охрану которых возложили на войска.

М.Г. Акимов был убежденным монархистом и патриотом России. Он сыграл большую роль в составлении новых Основных государственных законов, утвержденных 23 апреля 1906 года. Акимов доказывал необходимость принятия этих законов до начала работы Государственной думы, так как в противном случае, по его мнению, она могла превратиться в Учредительное собрание. Он резко выступал против законопроекта о расширении функций военно-полевых судов, приговоры которых, как правило, заканчивались смертной казнью. По отзывам современников, М.Г. Акимов был «с виду несколько суровый», не переносил изворотливости и лжи, но с вниманием относился к подчиненным. Он был исключительно трудоспособным, смелым и резким человеком; не боялся бросить в лицо любому вельможе, нарушавшему закон, фразу: «Под суд попадете и поделом будете осуждены». В целом это был умный, знающий юрист, высоко порядочный человек, державшийся правых, консервативных взглядов, но умевший считаться с требованиями времени.

В апреле 1906 года председатель Совета министров С.Ю. Витте был отправлен в отставку, вслед за ним были освобождены от должностей почти все министры. Известно, что Николай II предлагал Акимову стать новым премье-министром, но тот уклонился от этого назначения, не чувствуя в себе силы справиться с этим делом. Новым министром юстиции в правительстве Горемыкина стал И.Г.Щегловитов.

23 апреля 1906 года Михаил Акимов был назначен членом Государственного совета с оставлением звания сенатора, а 10 апреля 1907 года стал председателем Государственного совета и занимал эту должность до 28 июня 1914 года. В 1908 году он был произведен в статс-секретари. В Государственном совете Акимов занимал правые, консервативные позиции, выступал противником реформ П.А. Столыпина. Он был крупным землевладельцем, ему принадлежало 6,5 тысяч десятин родовых и приобретенных земель в Саратовской, Пензенской и Тверской губерниях. Перед смертью в 1914 году Акимов получил высший гражданский чин - действительного тайного советника. Михаил Григорьевич был похоронен в фамильном склепе в Сердобском уезде Саратовской губернии (ныне Пензенская область).

Полезные сервисы

акимов ник. пав

Гуманитарный словарь

АКИ́МОВ Ник. Пав. (1901-68) - реж., художник. Нар. артист СССР. Основатель каф. художеств. оформления спектакля и техники сцены. Проф. Ленингр. гос. ин-та т-ра, музыки и кинематографии. В 1916-18 учился в студии при объединении "Мир иск-ва" под рук-вом М. В. Добужинского, А. Е. Яковлева, В. И. Шухаева в Пг. Как театр. худ. впервые выступил в Харькове в 1922, с 1923 работает в Ленинграде в т-рах малых форм ("Балаганчик", "Вольная комедия", "Кривое зеркало"). В 1927 А. - сопостановщик "Сэра Джона Фальстафа" по Шекспиру, в 1929 - "Врагов" Лавренева (БДТ), "Тартюфа" Мольера (Акдрама). Значит. работы той поры в качестве художника - "Конец Кри-ворыльска" Б. С. Ромашова, "Бронепоезд 14-69" В. В. Иванова, "Ярость" Ю. И. Яновского, "Робеспьер" Ф. Ф. Раскольникова, "Страх" А. Н. Афиногенова в Акдраме; "Разлом" Б. А. Лавренева, "Заговор чувств" Олеши, "Коварство и любовь" Шиллера - в Т-ре им. Вахтангова; "Человек с портфелем" A. M. Файко - в Т-ре Рев-ции. Владел разнообр. стилями (экспрессионизм, конструктивизм, натурализм, символизм), дерзко сочетая их с эл-тами кинематографа (крупный план, монтажность, полиритм кадров). Первая самостоят. работа А. как реж.-постановщика, художника, автора эскизов костюмов - "Гамлет" в Т-ре им. Вахтангова (1932) стала программной для его дальнейшего творчества, отмеч. остротой мысли и чувства современности.

С 1931 А. гл. художник Акдрамы. В 1935-49 и в 1956-68 - гл. реж. Ленингр. т-ра комедии. Строил репертуар с ориентацией на совр. зап. драмагургич. классику в новых переводах ("Собака на сене", "Валенсианская вдова" Лопе де Веги, "Школа злословия" Шеридана, "Двенадцатая ночь" Шекспира). Пост. мн. пьес Е. Шварца ("Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо") заострили реж. почерк А. В предвоен. период сложилась прославл. труппа т-ра: И. Гошева, И. Зарубина, Л. Сухаревская, Е. Юнтер, Б. Тенин, А. Вениаминов, Л. Колесов, С. Филиппов. В 1949 А. уволен за "формализм" и "западничество". С коллективом Нового т-ра (ныне - Открытый т-р) с 1952-56 поставил "Тени" Салтыкова-Щедрина, "Дело" Сухово-Кобылина, соединяя сатиру с тонким психологизмом. В 60-е гг. инсценировал: "Пестрые рассказы" по А. Чехову (1959), "Дон Жуан" Дж. Байрона. Создал своеобр. лабораторию молодых отечеств. комедиографов (Д. Угрюмов, Д. Аль, В. Левидов, В. Константинов, Б. Рацер). А. принимал участие во мн. худож. выставках в СССР, трижды - в международных (Париж, Милан, Нью-Йорк).

Соч.: О т-ре. Л.; М., 1962; Не только о т-ре. Л.; М., 1966.

Полезные сервисы

акимов николай павлович

Энциклопедический словарь

Аки́мов Николай Павлович (1901-1968), режиссёр и художник, народный артист СССР (1960). В 1935-1949 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли: «Тень» (1940, 1960) и «Дракон» (1944, 1962) Е. Л. Шварца, «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (1955). Профессор Ленинградского театрального института (с 1960).

* * *

АКИМОВ Николай Павлович - АКИ́МОВ Николай Павлович [3 (16) апреля 1901, Харьков - 6 сентября 1968, Ленинград, ныне Санкт-Петербург], российский театральный режиссер, художник, писатель, педагог, создатель ленинградского Театра Комедии. Народный артист СССР (1960).

Из семьи железнодорожного служащего. В 1915-19 учился живописи в Петрограде в мастерской художников «Мира искусств» - М. В. Добужинского (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович), А. Е. Яковлева (см. ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич), В. И. Шухаева (см. ШУХАЕВ Василий Иванович). В театр пришел как художник, но сразу обнаружил интерес к режиссуре. В 1920-х годах оформил много спектаклей разных жанров в театрах Москвы и Петрограда. Режиссерский дебют Акимова - «Гамлет» Шекспира - имел скандальный успех: критика дружно отвергла его концепцию (Акимов увидел в Гамлете жизнелюбивого представителя эпохи Ренессанса, полностью лишенного сомнений и меланхолии и полного решимости вернуть узурпированный престол), но единогласно отметила его блестящую зрелищность. В образном стиле Акимова-сценографа соединились любовь к классикам: Гольбейну (см. ГОЛЬБЕЙН Ханс Младший), Дюреру (см. ДЮРЕР Альбрехт), Брейгелю (см. БРЕЙГЕЛЬ Питер Старший), также острый интерес к техническим новациям сцены.

Склонность к комедийному жанру побудила Акимова создать в Ленинграде Театр Комедии (1935), ставший вскоре одним из лучших в стране. Яростный противник бытового натуралистического театра, Акимов в «Собаке на сене» (1936) и «Валенсианской вдове» (1939) Лопе де Вега, «Школе злословия» Шеридана (1937), «Двенадцатой ночи» Шекспира (1938) по-своему развивал идеи Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) о «спектакле-празднике». Парадоксально-иронический склад мышления привел его к счастливому союзу с Е. Л. Шварцем (см. ШВАРЦ Евгений Львович) (пьесы-сказки для взрослых «Тень», 1944 и 1960; «Обыкновенное чудо», 1956; «Дракон», 1944 и 1962, обе постановки были запрещены). Акимова сближало со Шварцем общее отвращение к пафосу и громким словам. Ирония и иносказание давали им возможность говорить правду. В 1949 Акимов был отлучен от своего театра на несколько лет, однако и эти годы отмечены творческим взлетом - постановкой в театре Ленсовета остросатирических «Теней» М. Е. Салтыкова-Щедрина (1951) и «Дела» А. В. Сухово-Кобылина (1954). С горьким сарказмом воспроизводя бездушную механику бюрократизма, Акимов сознательно избегает карикатурности, в его спектаклях зло творят не монстры, а приличные с виду люди на фоне прекрасных петербургских интерьеров. В 1956 Акимов вновь возглавил Театр Комедии. Среди лучших постановок - «Пестрые рассказы» по Чехову (1960), «Дон Жуан» по Байрону, «Милый лжец» Дж. Килти (1961, шла под названием «Милый обманщик»), где актрису Патрик Кемпбелл блистательно играла Е. В. Юнгер, жена и сподвижница Акимова.

Акимов был также самобытным мастером изобразительного искусства. В этой области воздействие немецких экспрессионистов сочеталось у него с холодным, отстраненным гротеском, свойственным неоклассике. Художественное наследие его обширно: эскизы декораций и костюмов, галерея портретов знаменитых деятелей культуры (Е. Л. Шварц, Шостакович (см. ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич), Товстоногов (см. ТОВСТОНОГОВ Георгий Александрович) и др.) хранятся в театральных музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Выдвинулся в число лучших русских художников 1920-х годов (драматические «спектральные» иллюстрации к собранию сочинений А. де Ренье (см. РЕНЬЕ Анри Франсуа Жозеф де), 1923-27). С ужесточением цензуры гротескная энергия его таланта все чаще уходила в сугубо неофициальную сферу (например, политические карикатуры 1950-х годов, которые он показывал только ближайшим друзьям); эта энергия, впрочем, ощущалась в его театральных афишах (например, афиша к сухово-кобылинскому «Делу» (1955) воспринималась как плакатно-дерзкий, пугающий символ бюрократического абсурда). Выступал как художник кино (эскизы декораций к фильмам «Кащей Бессмертный», 1945; «Золушка», 1947). Его статьи об искусстве написаны живым афористичным языком. Преподавал с 1955 в Ленинградском театральном институте (с 1960 - профессор). С 1989 Театр Комедии носит его имя.

Большой энциклопедический словарь

Аки́мов Николай Павлович (1901—1968), режиссёр и художник, народный артист СССР (1960). В 1935—49 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли: «Тень» (1940, 1960) и «Дракон» (1944, 1962) Е. Л. Шварца, «Дело» (1955) А. В. Сухово-Кобылина, «Дон Жуан» Дж. Байрона (1963). В его художественном наследии—эскизы декораций и костюмов, портреты деятелей театра (Шварц, Д. Д. Шостакович, Г. А. Товстоногов и др.), книжная графика и др. Автор книг «О театре» (1962) и «Не только о театре» (1966). Профессор Ленинградского театрального института (с 1960).

Полезные сервисы

акимов, николай павлович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

АКИМОВ Николай Павлович (1901 - 68), режиссер, художник, педагог. В 1935 - 49 и с 1955 главный режиссер Ленинградского театра комедии (с 1992 Санкт-Петербургский театр комедии, с 1989 имени Акимова). Ставил дерзкие, ироничные и элегантные спектакли, создавая на сцене условный, часто фантастический мир; стремился к активизации сценического оформления (выступал и как сценограф), добивался точности жанрового решения спектакля: "Тень" (1940, 1960) и "Дракон" (1944, 1962) Е.Л. Шварца, "Тени" М.Е. Салтыкова-Щедрина (1953), "Дело" А.В. Сухово-Кобылина (1955). Известен как график, портретист и плакатист. Организатор и руководитель художественно-постановочного факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.

Полезные сервисы

акимова софья вл

Гуманитарный словарь

АКИ́МОВА Софья Вл. (1887-1972) - певица (сопрано), педагог. Окончила Лейпцигскую высш. муз. школу по кл. фп. у К. Венделинга (1909), пением занималась у М. А. Славинской и С. М. Мирович. Солистка Мариинского т-ра (1913-29). Ведущая исполнительница сопрановых партий в операх Р. Вагнера. Одна из лучших ролей - Феврония в оп. "Сказание о граде Китеже", где А. выступала вместе с мужем И. В. Ершовым. Преподавала в Петерб. (Ленингр.) конс. (1919-25 и 1929-52), проф. (1939), засл. деят. иск-в Узб. ССР (1944). Среди учеников: Т. Н. Лаврова, М. А. Довенман, В. И. Кильчевский.

Полезные сервисы