Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

анатомически

анатомический

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

Формы слов для слова анатомический

Синонимы к слову анатомический

прил., кол-во синонимов: 3

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Новый словарь иностранных слов

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

анатомический зал или театр

анатомический кабинет

анатомический препарат

анатомический театр

Гуманитарный словарь

АНАТОМИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР (от лат. theatrum anatomicum) - в совр. употреблении - помещение для вскрытия трупов в мед. учреждениях, обычно в учебных целях. Исторически - специфич. явление культуры эпохи барокко: воплощение идеи vanitas в максимально соответствующих ей мат-ле и формах. Впервые появились в Италии в 15-16 вв., старейший постоянный А. Т. - Падуя, 1594. Первое знакомство русских с А. Т. состоялось во время "Великого посольства" Петра I в Голландию в Лейдене в 1698. Церемонии "анатомии" проводились как публичное действо, сопровождаемое музыкой. Помещение А. Т. представляло собою амфитеатр, в центре сцены находился стол для анатомирования, анатомы были в парадных одеяниях (эта традиция дожила до сер. 19 в.). Профессор зачитывал тексты Галена и Авиценны, а вскрывал трупы служитель или цирюльник. Зрителями были аристократы и др. уважаемые люди. В 1706 при вновь открытом Моск. госпитале по именному указу устроен первый рус. А. Т., в к-ром Петр I "сам при разнятии мертвых тел многократно присутствовал". В СПб. в здании Кунсткамеры (проект 1718) для А. Т. предназначался центральный круглый зал на 1-м этаже, куда вело высокое крыльцо гл. входа. В зале 4 секторами по окружности располагались скамьи для зрителей. Здесь иноземные анатомы разнимали тела нищих и преступников, умерших "монстров", содержавшихся в Кунсткамере, редких животных из Зоологич. сада - напр., льва. Театр функционировал лишь 19 лет: с открытия Кунсткамеры в 1728 до пожара здания в 1747. Позднее он представлял "анатомии" в разл. зданиях и постепенно прекратил свое существование. Зал А. Т. в Кунсткамере был по периметру оформлен препаратами анатомич. коллекций Ф. Рюйша. Это заспиртованные человеч. эмбрионы, младенцы и части тел, помещенные в живописных позах, с кружевными манжетами, воротниками и т. п.; скульптурные композиции из скелетов и засушенных внутр. органов, напр. дет. скелет, вытирающий слезы пустой глазницы кружевным платочком из засушенного легкого. Изготовление таких препаратов требовало как худож. вкуса, так и особых технологий, позволяющих веками сохранять останки и даже впечатление их свежести. Органы высушивали на воздухе, или смазывали древесным уксусом, или покрывали прозрачным лаком. Препараты сохраняли в растворе винного спирта, сулемы и т. д. Глаза нерожденных младенцев - искусственные, но создающие иллюзию натуральности. Голландец Ф. Рюйш, проживший б. 90 лет и трудившийся до последнего своего часа, - самый выдающийся среди анатомов, делавших эти препараты. Он был поэтом, художником, философом, его композиции представляли собой своего рода эмблемы, сопровождаясь латинскими девизами. Он открыл способ делать инъекции красящего вещества в сосуды; при этом, если ответвления сосудов мешали худож. композиции, Рюйш удалял их. Его огромную коллекцию и рецепты приготовления инъекционных масс купил в 1716 Петр I, заплатив цену, равную годовому доходу среднего нем. княжества. Коллекция была помещена в петерб. Кунсткамере, где и поныне находится 935 экспонатов (кроме Кунсткамеры, 20 препаратов - в анатом. коллекции Военно-Мед. академии, и несколько в Казанском мед. ин-те). Коллекция Рюйша размещалась, кроме зала А. Т., в др. помещениях Кунсткамеры. Воплощала также барочную идею varientas, включая бабочек, птиц, экзотич. животных - высушенных, бальзамированных, заспиртованных. Их дополняли цветы, жемчуга, бабочки-поденки - символы vanitas. Т. к. на пути в Россию почти все анатомо-поэтич. композиции разрушились, их "убирание" возлагалось на художницу Марию-Доротею Гзелль, жену художника Гзелля, к-рая золотила клешни крабов, делала подставки из бархата, оформляла кружевами младенч. ручки и ножки и т. п.

Тогда же родился жанр иллюстрированных "Анатомий" с гравированными композициями, изображающими скульптуры из анатомированных органов типа вышеописанных - как реально виденные, так и порожденные воображением художников. Крупнейшее в России собрание "Анатомий" находится в Централ. Военно-Морской б-ке (СПб.).

Несмотря на явный интерес Петра I - истинного человека барокко, однажды демонстрировавшего публике устройство организма на только что отрубленной голове его бывшей возлюбленной Марии Гамильтон, А. Т. и коллекции не получили широкого распространения в России, выполняя более учебные, нежели общекультурные функции. К феномену А. Т. типологически близки в эту эпоху публичные казни (особ. испанские auto de fé - "действо веры"). Очень частые в России в период раннего барокко (весь 17 в. царствования Петра I, в т. ч. знаменитая Стрелецкая казнь, и Анны I), они прекратились с воцарением Елизаветы I, отменившей смертную казнь (была восстановлена 120 лет спустя). Театрализация, отражающая единство практического и культурного, проявлялась не только в публичном анатомировании мертвых тел, но и в хирургии: вплоть до открытия антисептики хирурги нередко оперировали в парадных костюмах, превращая операцию в комментированное зрелище для избр. публики.

Словарь русского арго

Синонимы к слову анатомический театр

сущ., кол-во синонимов: 2

Словарь иностранных слов

Полезные сервисы