нареч. качеств.-обстоят.
1. С точки зрения анатомии как научной дисциплины, изучающей форму и строение отдельных органов, систем и организма в целом.
2. В соответствии с законами и принципами анатомии.
АНАТОМИ́ЧЕСКИЙ, анатомическая, анатомическое. прил. к анатомия. Анатомический препарат. Анатомический атлас. Анатомический театр (помещение, в котором производятся занятия по анатомии на трупах).
АНАТОМИ́ЧЕСКИЙ -ая, -ое. к Анато́мия. А-ие исследования. А. атлас. А-ие особенности детского организма. А-ое вскрытие. А. театр (специально оборудованное помещение при медицинском учебном заведении для вскрытия и препарирования трупов).
◁ Анатоми́чески, нареч.
-ая, -ое.
1. прил. к анатомия.
Анатомические исследования. Анатомический атлас.
2. Относящийся к анатомированию.
◊
анатомический театр
специально оборудованное помещение при научно-учебном учреждении для вскрытия и препарирования трупов.
анатоми́ческий, анатоми́ческая, анатоми́ческое, анатоми́ческие, анатоми́ческого, анатоми́ческой, анатоми́ческих, анатоми́ческому, анатоми́ческим, анатоми́ческую, анатоми́ческою, анатоми́ческими, анатоми́ческом, анатоми́ческ, анатоми́ческа, анатоми́ческо, анатоми́чески
анатоми́ческий
- прил. от сл. анатомия; а. театр - помещение при научно-учебном учреждении, где занимаются анатомированием (см. анатомировать); а. препарат - специально приготовленное с научной целью тело, часть его, орган или ткань животного или человека.
АНАТОМИЧЕСКИЙ ая, ое. anatomique adj.< , лат. anatomicus. Отн. к анатомии. Сл. 18. При разнимании анатомическом. УВМ 446. Анатомическия орудия. Чулков Пересмешник 2 100. Анатомическое глаза описание. Эйлер ПП 1 170. ♦ А. театр, театрум. ПСЗ 14 289. Специально оборудованное помещение при медицинском научно-исследовательском учреждении для вскрытия и препарирования трупов с целью изучения строения человеческого тела. БАС-2. Реальная правда в созданиях мысли и воображения не может быть живою правдою: она уже охолодавший труп под лекарским ножом, не в театре живых людей, а в театре анатомическом, по Французскому выражению. Вяземский Стар. зап. кн. // РА 1876 2 210. - Лекс. Лекс. 1762: анатомический; Нордстет 1780: анатоми/ческий; Сл. 18: анатоми/ческий 1715.
АНАТОМИ́ЧЕСКИЙ ТЕА́ТР (от лат. theatrum anatomicum) - в совр. употреблении - помещение для вскрытия трупов в мед. учреждениях, обычно в учебных целях. Исторически - специфич. явление культуры эпохи барокко: воплощение идеи vanitas в максимально соответствующих ей мат-ле и формах. Впервые появились в Италии в 15-16 вв., старейший постоянный А. Т. - Падуя, 1594. Первое знакомство русских с А. Т. состоялось во время "Великого посольства" Петра I в Голландию в Лейдене в 1698. Церемонии "анатомии" проводились как публичное действо, сопровождаемое музыкой. Помещение А. Т. представляло собою амфитеатр, в центре сцены находился стол для анатомирования, анатомы были в парадных одеяниях (эта традиция дожила до сер. 19 в.). Профессор зачитывал тексты Галена и Авиценны, а вскрывал трупы служитель или цирюльник. Зрителями были аристократы и др. уважаемые люди. В 1706 при вновь открытом Моск. госпитале по именному указу устроен первый рус. А. Т., в к-ром Петр I "сам при разнятии мертвых тел многократно присутствовал". В СПб. в здании Кунсткамеры (проект 1718) для А. Т. предназначался центральный круглый зал на 1-м этаже, куда вело высокое крыльцо гл. входа. В зале 4 секторами по окружности располагались скамьи для зрителей. Здесь иноземные анатомы разнимали тела нищих и преступников, умерших "монстров", содержавшихся в Кунсткамере, редких животных из Зоологич. сада - напр., льва. Театр функционировал лишь 19 лет: с открытия Кунсткамеры в 1728 до пожара здания в 1747. Позднее он представлял "анатомии" в разл. зданиях и постепенно прекратил свое существование. Зал А. Т. в Кунсткамере был по периметру оформлен препаратами анатомич. коллекций Ф. Рюйша. Это заспиртованные человеч. эмбрионы, младенцы и части тел, помещенные в живописных позах, с кружевными манжетами, воротниками и т. п.; скульптурные композиции из скелетов и засушенных внутр. органов, напр. дет. скелет, вытирающий слезы пустой глазницы кружевным платочком из засушенного легкого. Изготовление таких препаратов требовало как худож. вкуса, так и особых технологий, позволяющих веками сохранять останки и даже впечатление их свежести. Органы высушивали на воздухе, или смазывали древесным уксусом, или покрывали прозрачным лаком. Препараты сохраняли в растворе винного спирта, сулемы и т. д. Глаза нерожденных младенцев - искусственные, но создающие иллюзию натуральности. Голландец Ф. Рюйш, проживший б. 90 лет и трудившийся до последнего своего часа, - самый выдающийся среди анатомов, делавших эти препараты. Он был поэтом, художником, философом, его композиции представляли собой своего рода эмблемы, сопровождаясь латинскими девизами. Он открыл способ делать инъекции красящего вещества в сосуды; при этом, если ответвления сосудов мешали худож. композиции, Рюйш удалял их. Его огромную коллекцию и рецепты приготовления инъекционных масс купил в 1716 Петр I, заплатив цену, равную годовому доходу среднего нем. княжества. Коллекция была помещена в петерб. Кунсткамере, где и поныне находится 935 экспонатов (кроме Кунсткамеры, 20 препаратов - в анатом. коллекции Военно-Мед. академии, и несколько в Казанском мед. ин-те). Коллекция Рюйша размещалась, кроме зала А. Т., в др. помещениях Кунсткамеры. Воплощала также барочную идею varientas, включая бабочек, птиц, экзотич. животных - высушенных, бальзамированных, заспиртованных. Их дополняли цветы, жемчуга, бабочки-поденки - символы vanitas. Т. к. на пути в Россию почти все анатомо-поэтич. композиции разрушились, их "убирание" возлагалось на художницу Марию-Доротею Гзелль, жену художника Гзелля, к-рая золотила клешни крабов, делала подставки из бархата, оформляла кружевами младенч. ручки и ножки и т. п.
Тогда же родился жанр иллюстрированных "Анатомий" с гравированными композициями, изображающими скульптуры из анатомированных органов типа вышеописанных - как реально виденные, так и порожденные воображением художников. Крупнейшее в России собрание "Анатомий" находится в Централ. Военно-Морской б-ке (СПб.).
Несмотря на явный интерес Петра I - истинного человека барокко, однажды демонстрировавшего публике устройство организма на только что отрубленной голове его бывшей возлюбленной Марии Гамильтон, А. Т. и коллекции не получили широкого распространения в России, выполняя более учебные, нежели общекультурные функции. К феномену А. Т. типологически близки в эту эпоху публичные казни (особ. испанские auto de fé - "действо веры"). Очень частые в России в период раннего барокко (весь 17 в. царствования Петра I, в т. ч. знаменитая Стрелецкая казнь, и Анны I), они прекратились с воцарением Елизаветы I, отменившей смертную казнь (была восстановлена 120 лет спустя). Театрализация, отражающая единство практического и культурного, проявлялась не только в публичном анатомировании мертвых тел, но и в хирургии: вплоть до открытия антисептики хирурги нередко оперировали в парадных костюмах, превращая операцию в комментированное зрелище для избр. публики.