Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

богораз владимир германович

Энциклопедический словарь

Богора́з Владимир Германович - псевдонимы - Н. А. Тан, В. Г. Тан (1865-1936), этнограф, писатель. В начале 1880-х гг. народник, один из организаторов Южнорусской организации «Народной воли», в 1889-98 в сибирской ссылке. В 1905-07 один из создателей «Союза союзов», Всероссийского крестьянского союза, Трудовой группы в Государственной думе, сотрудник еженедельника «Без заглавия». С 1921 профессор ряда ленинградских вузов. Один из зачинателей изучения народов Севера, создатель письменности для них. Романы и повести из жизни первобытных людей и др.

* * *

БОГОРАЗ Владимир Германович - БОГОРА́З Владимир Германович (также Тан-Богораз, псевдонимы Н.А. Тан, В.Г. Тан, от настоящего имени Натан) (15 (27) апреля 1865, Овруч Волынской губернии - 10 мая 1936, близ Ростова-на-Дону), российский революционер, этнограф, писатель, общественный деятель. В начале 1880-х годов Богораз примыкал к революционным народникам (см. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ НАРОДНИКИ), был одним из организаторов Южнорусской организации «Народная воля», в 1889-1898 годах отбывал ссылку на Колыме, где начал научную деятельность. Богораз участвовал в экспедициях по изучению народов Крайнего Северо-Востока (1894-1896, 1900-1901), стал автором ряда трудов по этнографии и фольклору, учебников, словарей, одним из создателей письменности на языках народов Севера. С 1918 года он работал в Музее антропологии и этнографии Академии наук, с 1921 года был профессором ряда петербургских высших учебных заведений. Богораз был одним из зачинателей изучения истории, этнографии, культуры и быта народов Севера, инициатором создания Комитета Севера при Президиуме ВЦИК и Института народов Севера. Из его научных трудов выделяется монография «Чукчи» (1934-1939). Он опубликовал книгу «Чукотские рассказы» (1899), романы и повести из жизни первобытных людей «Восемь племен» (1902), «Жертва дракона» (1909), роман «Воскресшее племя» (1935) о возрождении после Октябрьской революции малого северного народа.

Большой энциклопедический словарь

БОГОРАЗ Владимир Германович (псевд. - Н. А. Тан - В. Г. Тан) (1865-1936), русский этнограф, писатель. В нач. 1880-х гг. революционный народник, Один из организаторов Южнорусской организации "Народная воли", в 1889-98 в сибирской ссылке. С 1921 профессор ряда ленинградских вузов. Один из зачинателей изучения народов Севера, создатель письменности для них. Романы и повести из жизни первобытных людей и др.

Полезные сервисы

богораз лариса иосифовна

Энциклопедический словарь

БОГОРАЗ Лариса Иосифовна - БОГОРА́З Лариса Иосифовна (Богораз-Брухман) (8 августа 1929, Харьков - 6 апреля 2004, Москва), российский общественный деятель, правозащитница.

Родилась в семье партийных и советских работников, участников Гражданской войны. В 1936 году ее отец был арестован и осужден по обвинению в троцкистской деятельности (см. ТРОЦКИЗМ). В 1950, окончив филологический факультет Харьковского университета, Богораз вышла замуж за Ю. М. Даниэля (см. ДАНИЭЛЬ Юлий Маркович) и переехала в Москву. До 1961 работала преподавателем русского языка в школах Калужской области, а затем Москвы. В 1961-1964 - аспирант сектора математической и структурной лингвистики Института русского языка АН СССР; работала в области фонологии. В 1964-1965 жила в Новосибирске, преподавала общую лингвистику на филологическом факультете Новосибирского университета. В 1965 защитила кандидатскую диссертацию.

Начало систематической правозащитной деятельности Богораз связано с судебным процессом над А. Д. Синявским (см. СИНЯВСКИЙ Андрей Донатович) и Даниэлем. В 1966-1967 она регулярно ездила в мордовские лагеря на свидания к мужу, в своих обращениях и открытых письмах привлекала внимание общественности к проблеме политических заключенных. Одним из ключевых моментов в становлении правозащитного движения стало совместное обращение Богораз и П. Литвинова «К мировой общественности» (11 января 1968) - протест против нарушений законности в ходе «процесса четырех» (Ю. Галансков (см. ГАЛАНСКОВ Юрий Тимофеевич), А. Гинзбург (см. ГИНЗБУРГ Александр Ильич), А. Добровольский, В. Лашкова). В этом документе правозащитники впервые апеллировали непосредственно к общественному мнению; даже формально он не был адресован ни советским партийным и государственным инстанциям, ни советской прессе.

25 августа 1968 Богораз приняла участие в демонстрации на Красной площади в знак протеста против ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию (см. ПРАЖСКАЯ ВЕСНА), была арестована и приговорена к четырем годам ссылки. Срок ссылки она отбывала в поселке Чуна Иркутской области, где работала на деревообрабатывающем комбинате разнорабочей. Вернувшись в Москву в 1972, Богораз не принимала непосредственного участия в работе диссидентских групп, однако время от времени выступала с различными общественными инициативами. Она протестовала против высылки А. И. Солженицына (см. СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич), участвовала в издании «Хроники текущих событий», в 1975 обратилась с открытым письмом к председателю КГБ СССР Ю. В. Андропову (см. АНДРОПОВ Юрий Владимирович) с требованием открыть архивы Лубянки. Богораз приняла негласное, но активное участие в создании и работе самиздатского исторического сборника «Память» (1976-1984).

В октябре 1986 вместе с другими московскими инакомыслящими начала кампанию за амнистию политических заключенных, которая увенчалась успехом в условиях перестройки. В январе 1987 М. С. Горбачев (см. ГОРБАЧЕВ Михаил Сергеевич) начал освобождать политических узников. Однако второй муж Богораз - А. Т. Марченко (см. МАРЧЕНКО Анатолий Тихонович) - скончался в Чистопольской тюрьме в декабре 1986. Осенью 1989, когда былРвосстановлена Московская хельсинкская группа, Богораз вошла в ее состав, некоторое время была председателем группы, вела активную общественную работу и в постсоветской России. Автор ряда статей по истории и теории прав человека.

Полезные сервисы

богораз николай алексеевич

Большой энциклопедический словарь

Богора́з Николай Алексеевич (1874—1952), хирург, заслуженный деятель науки РСФСР (1935). Профессор Ростовского (1918—41) и 2-го Московского (1943—52) медицинских институтов. В 1920 лишился обеих ног. Труды по применению сосудистого шва, пересадке органов и др. Предложил ряд операций (при циррозе печени, 1913, сегментарной остеотомии, 1925, фаллопластике, 1936, и др.), названных его именем. Фундаментальное руководство «Восстановительная хирургия» (тт. 1—2, 1940—48). Государственная премия СССР (1950).

Полезные сервисы

богоразоумѣниѥ

Словарь древнерусского языка

БОГОРАЗОУМѢНИ|Ѥ (1*), -˫А с. То же, что богоразоумиѥ:

нѣции. ѡтъ малы искры богоразумѣни˫а възгнѣщешесѩ и пока˫аниѥ приимше ѡтложиша злобу. (ϑεογνωσίας) ФСт XIV, 102а.

Полезные сервисы

богоразоумиѥ

Словарь древнерусского языка

БОГОРАЗОУМИ|Ѥ (21), -˫А с. Познание бога, божественного учения, мудрости:

ѡ(т) нестори˫анъ же чл҃вкослоужениѥ. себѣ слоужьбоу оустра˫аше. и извѣтъмь б҃оразоуми˫а. сътворивъ ˫азыкоу. (ϑεογνωσίας) КЕ XII, 273б; оумъ възвыси крилома б҃оразоуми˫а. и вьсего мѩ оустрои ˫ако своѥго оугодника. СбЯр XIII, 189; искати моужа разоумива, постьника, оукрашена поистинѣ страхомь б҃иѥмь, имыи б҃оразоумьѥ велико (ϑεογνωσίαν) ГА XIII-XIV, 239г; премудрии ловци, миръ весь б҃оразумьѥмь ѡбуимше, полну цр҃квную мрежю къ цр҃кви х(с)вѣ привлекосте. КТур XII сп. XIV, 64; д҃во всеч(с)та˫а б҃ие слово. всѣ(м) просвѣти ||=б҃оразумь˫а любовь. и члвч(с)коѥ торжьство лику англ(с)куму совкупи. Мин XIV (май, 2), 15-15 об.; вы своимъ б҃оразумьемь. распространите въ ср(д)цѣхъ вашихъ. плодъ дх҃вныи. СбУв XIV, 69 об.; къ твердомоу житию б҃оразоуми˫а оустремившесѩ. ПНЧ XIV, 15в; и на богоразумиѥ. спось||пѣшеньѥ имѣ˫а. (ϑεοσυνέτως) ФСт XIV, 111а-б; на древнее приведохо(м)сѩ б҃оразу(м)е. не наши(х) ради дѣлъ. но по луцину еуа(г)ю. ГБ XIV, 61б; радуiсѩ ˫ако сл҃нце омрачны˫а i темны˫а. i тъ просвѣти б҃оразумьемь. ПрП XIV-XV (2), 84б; избави ны вѣрующа˫а ему люты˫а то˫а и пагубны˫а лсти. и наоучи истинному б҃оразу(м)ю. (τὴν... ϑεογνωσίαν) ЖВИ XIV-XV, 117а; просвѣти б҃горазоумь˫а любовь. ПКП 1406, 3; иже [евангелисты]... къ вѣрѣ б҃оразуми˫а приведоша(с). Пал 1406, 90б.

Полезные сервисы

богоразоумьныи

Словарь древнерусского языка

БОГОРАЗОУМЬНЫИ (3*) пр. Основанный на божественном учении, исполненный божественного учения:

толикоу бо ѡ(т) любѩщимъ хоулоу столпъ хулимыи ползоу источи и толикоу лоучю б҃оразоумноую ||=въ варварьска˫а чювьстви˫а въси˫а. (ϑεογνωσίας) ГА XIII-XIV, 260б; къ вѣрѣ б҃оразумнѣи привѩзати Пал 1406, 95б; къ вѣрѣ б҃оразумнѣи прiведоша Там же, 129в.

Полезные сервисы

богоразумие

Словарь церковнославянского языка

 сущ. греч. θεογνωσία - Богопознание, разумение Бога. Многи убо и присно Бж̃iею бл̃годатiю просвѣтивъ, и къ бг̃оразумiю приведе (Прол. янв. 24, 2 к).

Полезные сервисы

богоразумный

Словарь церковнославянского языка

 служащий богопознанию.

Полезные сервисы