Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

никоновская церковь

лебедев герасим степанович

Энциклопедический словарь

Ле́бедев Герасим Степанович (1749-1817), первый российский индолог. В 1785-97 жил в Индии. Автор грамматик индийских языков и труда об экономике, географии и культуре Индии.

* * *

ЛЕБЕДЕВ Герасим Степанович - ЛЕ́БЕДЕВ Герасим Степанович [1749, Ярославль - 15 (27) июля 1817, Петербург], первый российский индолог. В 1785-1797 жил в Индии. Автор грамматик индийских языков и труда об экономике, географии и культуре Индии. Создал первый индийский театр европейского типа, где исполнялись пьесы, переведенные им с английского на бенгальский язык (см. БЕНГАЛЬСКИЙ ЯЗЫК).

Родился в семье священника, ставшего певчим Придворной капеллы. В возрасте 15 лет он обучился грамоте и музыке, играл на виолончели. В 1777 Лебедев выступал при дворах европейских стран, изучал музыку и иностранные языки. В 1785 он отправился в Индию, где ему был предложен контракт на два года на музыкальные выступления. В Индии он изучил тамильский язык (см. ТАМИЛЬСКИЙ ЯЗЫК), санскрит (см. САНСКРИТ), калькуттский диалект хиндустани (см. ХИНДУСТАНИ). Изучал также религию, космологию и мифологию индийцев. В начале 1790-х гг. он перевел с английского языка на бенгальский две комедии: «Притворство» В. П. Джордрелля и «Любовь - лучший врач», обработав их для индийских зрителей (сохранен лишь сюжет, действующие лица - индийцы, и действие происходит в Индии). В 1795 Лебедев основал в Калькутте свой театр, а также музыкальную труппу из 10 человек. Однако по состоянию здоровья в 1801 Лебедев вернулся в Россию. В том же году издал грамматику калькуттского диалекта хиндустани «The Grammar of thе pure and mixed East Indian dialects». В 1804 он открыл первую в Европе типографию с применением бенгальского шрифта. В 1805 выпустил книгу «Беспристрастное созерцание систем Восточной Индии брамгенов, священных обрядов их и народных обычаев»посвящением Александру I), в которой поместил свою биографию и рассказ об Индии. В 1815 он подготовил к печати «Арифметические восточных Индийцев таблицы, заключающие в себе сообразное основание философской и богословской Брамгенских Систем, числительные правила, служащие объяснением четвероякого рода денег…», в котором просил помощи в издании следующих трудов: «Азбука брамгенского священного языка, называемого шамкрито (а не санскритский, «Краткий словарь на бенгальском гражданском и простонародном языках с преложением на российский», «Несколько разговоров, употребительных в общежитии, на гражданском бенгальском и народном индийском языках, преложенных на российский и английский языки…», комедия «Притворство» на бенгальском и русском языках, «Брамгенская арифметика». В 1817 Лебедев начал писать «Систематические восточных Индийцев основания арифметики», но успел закончить лишь первый раздел, посвященный рассмотрению числовой символики в индийской философии и мифологии.. В начале 1810-х гг. он помогал Г. Р. Державину (см. ДЕРЖАВИН Гаврила Романович) в его работе над трактатом «Рассуждение о лирической поэзии…», подав ему записку об индийском стихосложении и позднее «О стихосложении индийцев», а также исследование «Имена отличнейших индийских песнопевцев…», содержащее три отрывка из поэмы «Бидде Шундор». Он также намеревался издать перевод поэмы Бхарота Чондро Рая «Шлоке мога мудграро, стихи нравоучительные» - первая в России попытка напечатать произведение индийской литературы в переводе с языка оригинала. Издание осуществлено не было. Лебедев был похоронен на Георгиевском (Большеохтинском) кладбище в Петербурге.

Полезные сервисы

неовизантийский стиль

Гуманитарный словарь

НЕОВИЗАНТИ́ЙСКИЙ СТИЛЬ (византийский стиль) - одно из направлений в архитектуре периода историзма и модерна, проявившееся преимущ. в церковном зодчестве. Ориентиром для него служили преимущ. центрические крестово-купольные храмы, к-рые к 6-8 вв. стали доминировать в византийском иск-ве, а впоследствии послужили образцами для др.-рус. церквей домонгольского периода. Худож. и идеологич. образцом прежде всего служил храм св. Софии в Константинополе.

Обращение к визант. мотивам впервые началось в царствование Екатерины II в связи с планами воссоздания Греч. империи и проявилось в эл-тах композиции Софийского собора ок. Царского Села (арх. Ч. Камерон). Визант. мотивы впервые применены в рус. зодчестве А. М. Горностаевым, в композиции - Д. И. Гриммом. Последнего считали основателем школы "греко-византийского зодчества" - Д. И. Гримм впервые целенаправл. обратился к изучению подлинных визант. памятников, сохранившихся в пределах Грузии и Армении ("Памятники христианской архитектуры в Грузии и Армении". СПб., 1866). Т. н. "русско-византийский" стиль К. А. Тона по стилистике не имел отношения к Н. С. Апологеты визант. стиля считали его более практичным и доступным, чем стиль моск. архитектуры, и столь же национальным; а переход от классического направления к византийскому представлялся более логичным, чем к "сложному и прихотливому московскому стилю", поскольку "формы его и проще, и классичнее форм московской архитектуры", особ. при строительстве из камня. Достиг максим. расцвета к нач. 1880-х гг., что, возможно, связано с усилением идей панславизма (Б. М. Кириков). Характерно, что все, кроме одного, конкурсные проекты на постройку храма на месте смертельного ранения имп. Александра II в С.-Петербурге были выдержаны в Н. С., но не получили одобрения имп. Александра III. Н. С. продолжал существовать параллельно с рус. стилем, занимая периферийное положение. Не претерпел столь значит. эволюции, как рус. стиль, в своем развитии. Часто сочетался с формами романского зодчества, рус. стиля и сводился к копированию внешних форм, наружной отделки (собор Св. Владимира в Киеве, 1862-82, И. В. Штром, П. И. Спарро, А. В. Беретти; Свято-Иоанновский мон. в С.-Петербурге, 1899-1902, Н. Н. Никонов), в нач. 20 в. испытал влияние модерна (В. А. Косяков, В. Н. Максимов), а также переднеазиатского зодчества (С. У. Соловьев, ц. в Кунцево под Москвой; Л. В. Руднев, ц. в Екатеринославе). Крупнейшие мастера, работавшие в Н. С.: Г. Г. Гагарин (храмы на Кавказе), Д. И. Гримм (соборы: Св. Владимира в Херсонесском мон., 1861-92; Св. Александра Невского в Тифлисе, совместно с Р. А. Гедике, проект 1866), Э. И. Жибер (собор в Самаре, не сохр.), В. А. Косяков (церкви в С.-Петербурге: Божией Матери Милующей в Галерной гавани, Божией Матери Казанской в Новодевичьем монастыре, соборы в Кронштадте и в Новониколаевске), А. Н. Померанцев (собор Св. Александра Невского в Софии, 1904-12), В. А. Шретер (проекты соборов в Тифлисе, 1866 и Оренбурге, 1879), Р. И. Кузьмин (греческая ц. Св. Димитрия Солунского в С.-Петербурге, 1861-66, не сохр.), К. К. Вергейм (церкви в С.-Петербурге: Св. Андрея Блаженного, 1871-77, не сохр.; Божией Матери Казанской на Большеохтинском кладбище, 1881-85, совместно с Ф. Л. Миллером, не сохр.), А. Н. Томишко, А. Л. Гун. В Н. С., считавшемся репрезентативным, часто строились соборные храмы на окраинах России, особ. на юге империи и на Балканах, где этот стиль считался органично продолжающим местные традиции (соборы в Тифлисе; в Севастополе - Св. Владимира городской, К. А. Тон, А. А. Авдеев, 1854-88, и в Херсонесе; в Ташкенте, А. Я. Урлауб, не сохр.; Рождества Христова в Риге, Р. Флуг; Воскресения Христова в Нарве, 1896, П. Алиш).

Лит.: Византийское зодчество // Зодчий. 1883. С. 39-40; Некрасов А. И. Византийское и русское искусство. М., 1924; Кириков Б. М. Храм Воскресения Христоваистории "русского стиля" в Петербурге) // Невский архив. М.; СПб., 1993. С. 204-245.

Полезные сервисы