Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

босх

Грамматический словарь

Босх ф. 3а ~ 0

Сканворды для слова босх

- Его «Святого Иеронима за молитвой» и «Несение креста» можно увидеть в Музее изящных искусств в Генте.

- Нидерландский художник, автор картин «Поклонение волхвов», «Концерт в яйце», «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи».

- У этого «предтечи сюрреализма», уроженца Нидерландов, художниками были родной дед, двоюродный дед и пятеро дядьёв.

- Нидерландский художник, автор картин «Распятие с донатором», «Ecce Homo», «Аллегория чревоугодия и любострастия».

- Нидерландский художник, автор картин «Несение креста», «Увенчание терновым венцом», «Сад земных наслаждений».

- Нидерландский художник, автор картин «Святые отшельники», «Страшный суд», «Распятая мученица».

- Нидерландский художник, автор картин «Смерть купца», «Воз сена», «Искушение святого Антония».

- Нидерландский художник, автор картин «Фокусник», «Святой Иоанн на Патмосе», «Блаженные и проклятые», «Ад и потоп».

- Центр творчества этого художника находится в Хертогенбосе.

- Нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения.

- Нидерландский художник, автор картины «Корабль дураков».

- Из сохранившихся произведений этого голландского художника только семь были им подписаны.

- В качестве псевдонима этот нидерландский художник, которого на самом деле звали Ван Акен, выбрал усеченное имя родного города.

- Подлинное имя этого художника Йероен Антнизон ван Акен.

Полезные сервисы

босх (бос ван акен, bosch van aeken) хиеронимус

Большой энциклопедический словарь

Босх (Бос ван Акен, Bosch van Aeken) Хиеронимус (около 1460 — 1516), нидерландский живописец. Писал многофигурные, наполненные причудливо-фантастическими образами и деталями композиции, в которых средневековый аллегоризм и морализирование сочетаются с элементами народной смеховой культуры («Искушение Святого Антония», триптихи «Воз сена» и «Сад наслаждений»).

Полезные сервисы

босх иероним

Энциклопедический словарь

БОСХ Иероним - БОСХ (Bosch; собственно ван Акен, van Aeken) Иероним (Хиеронимус) (около 1450, Схертогенбос, Брабант (Нидерланды) - 9 августа 1516, там же), нидерландский художник, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения (см. СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ) .

Босх принадлежал к роду потомственных художников; один из его предков был родом из Ахена («ван Акен» по-голландски); сам он выбрал в качестве псевдонима усеченное имя родного города. Был членом Братства Богоматери, объединявшего элиту местного общества. Из сравнительно небольшого числа сохранившихся произведений Босха лишь 7 подписаны и ни одно не датировано художником. Стилистически его творчество принято разделять на ранний (1475-80), средний (1480-1510) и поздний (с 1510) периоды.

Чаще всего это небольшие картинки нравоучительно-дидактического содержания («Извлечение камня глупости», Прадо, Мадрид; «Корабль дураков», Лувр, Париж); в те же годы была создана и расписная столешница с аллегориями Семи смертных грехов (Прадо). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной, «эмалевой» живописной манере старых нидерландцев. Доминирует чувство мучительной тревоги за абсурдное состояние человечества, погрязшего во всяческой скверне. Правда быта, едкая сатира сочетаются с замысловатой, темной символикой, и лишь в пейзажных далях (как это бывает у Босха почти всегда) сохраняется присущий Яну ван Эйку (см. ЭЙК) восторг перед божественной гармонией мироздания.

Главные шедевры Босха, обеспечившие ему посмертную славу - большие алтарные триптихи, самым ранним из которых считается «Воз сена» (Прадо, Мадрид). Многолюдное действо центральной части алтаря разыгрывается между Раем на левой и Адом на правой створках, - наглядными началом и концом земного пути беспутной человеческой массы. Сюжет главной сцены обыгрывает пословицу «мир - воз сена, каждый тащит с него, сколько может». Греховной сутолоке явно противостоят таинственные поэтические детали (например, изящная чета любовников, музицирующих на самом верху пресловутого воза) и прежде всего чувственная красота колорита, обретающего все большую легкость.

В триптихе с Искушением Святого Антония (Национальный музей старого искусства, Лиссабон) все видимое пространство обращается в земной ад, мерцающий зловещими сполохами, полный мерзких, фантастических, но в то же время натуралистически убедительных тварей. Живописные лессировки (см. ЛЕССИРОВКА) одновременно удивительно изысканны, а самое главное - сквозь весь морок проступает воля к самопознанию, обуздывающему разбушевавшуюся природную стихию. Тот же гуманистический мотив звучит в цикле одночастных картин о святых подвижниках («Св. Иероним в покаянии», Музей изобразительных искусств, Гент; и другие), где пейзаж, та же стихия на наших глазах «умиряется» от переднего плана к далям, словно демонстрируя плоды напряженной нравственной борьбы.

Так или иначе исход этой борьбы в целом предстает интригующе-неопределенным. В известнейшем и самом большом триптихе («Сад наслаждений», Прадо) действо, традиционно для Босха, разыгрывается между Раем слева и Адом справа - в центре же представлен поразительный «адо-рай», где прекрасное нагое человечество оказывается высшим грациозным плодом и в то же время пассивной жертвой растительно-животной природы, окружающей людей ловушками в виде гигантских ягод, насекомых, оживающих скал и прочих «сюрреалистических» деталей. Характерное для Босха обилие алхимико-астрологической символики достигает здесь апогея (исследователи не раз высказывали гипотезы о принадлежности мастера к какой-то тайной еретической секте). Напротив, в позднейшем из больших триптихов, с Эпифанией (Богоявлением) или Поклонением волхвов (там же), царит почти безмятежный покой; земная суета, представленная мелкими сценками, зримо растворяется в полях картины за сакральным событием переднего плана.

Чувство «покоя после битвы» предопределяет позднее «Искушение Святого Антония» (Прадо) - углубленный во внутреннее созерцание святой не обращает тут никакого внимание на мелкую нечисть.

Напротив, сцены Венчания Христа терновым венцом (Национальная галерея, Лондон) и Несения креста (Музей изобразительных искусств, Гент) полны напряженного драматизма; во второй картине зловещая толпа, окружающая Страстотерпца, парадоксально соединяет в своем облике хищное уродство с волнующе-тревожной (благодаря трепетному мерцанию цветовых бликов) красотой.

Философская насыщенность образов, созданных Босхом, ставят их на один уровень с произведениями Леонардо да Винчи (см. ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ) и А. Дюрера (см. ДЮРЕР Альбрехт). Подготовив своими бытовыми и пейзажными наблюдениями реализм голландской живописи 17 в., он в то же время оказался дальним предтечей модернистско-авангардной поэтики абсурда.

Полезные сервисы

босх хиеронимус

Энциклопедический словарь

Босх Хиеронимус - Бос ван Акен (Bosch Van Aeken) (около 1460 - 1516), нидерландский живописец. Писал многофигурные, наполненные причудливо-фантастическими образами и деталями композиции, в которых средневековый аллегоризм и морализирование сочетаются с элементами народной смеховой культуры («Искушение св. Антония», триптихи «Воз сена» и «Сад наслаждений»).

Энциклопедия Кольера

БОСХ Хиеронимус (Bosch, Hieronymus)

(ок. 1450-1516), фламандский живописец. Иеронимус Босх (настоящее имя Иеронимус ван Акен) родился в местечке Хертогенбос в Голландии ок. 1450; там он вступил в братство Богоматери и работал около сорока лет вплоть до своей смерти в 1516. Кроме этих скудных фактов, о жизни художника ничего не известно. Судя по тематике картин Босха, он смотрел отнюдь не оптимистически на возможность искупления человеческих грехов. В большинстве произведений художника человек словно погружен в море безумия, и когда в мир является Спаситель, Он подвергается жестоким насмешкам задыхающихся от ненависти людей. Даже святые на картинах Босха во время молитвы и покаяния одержимы мучениями и дьявольскими искушениями. На расписанной Босхом столешнице (Мадрид, Прадо) изображены семь смертных грехов, Смерть, Страшный Суд, Ад и Рай. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству. В медальоне с изображением Ада впервые появляются чудовища, которые затем заполонят большинство картин Босха. Некоторые из них известны западному искусству со времен Средневековья, другие - омерзительные создания-гибриды - порождены изощренной фантазией самого Босха. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха - его преднамеренный архаизм. Композиция построена в два яруса, что приводит к уплотнению и сжатию живописного пространства. В верхней части толпа увлекает за собой кроткого и смиренного Христа, а в нижней изображены ведомые на Голгофу два разбойника, один из которых уверовал перед смертью. Сжав пространство, сделав его плоским, художник добился того, что фигуры Христа и разбойников выступают на первый план. Контраст между образами Христа и злого человечества является главной темой серии Страсти Господни, в которой особое место занимает картина Несение креста (Гент, Музей изящных искусств). На поверхность картины буквально "налеплена" куча уродливых зверских физиономий. В середине -почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Босх хорошо усвоил важнейшую истину: изобразить добро отнюдь не просто. Только в противопоставлении очевидному, явному злу художник может дать некоторое понятие о сияющем свете Христа. Кисти Босха принадлежат несколько триптихов. Самый ранний из них, вероятно, Воз сена (ок. 1500, Мадрид, Прадо). В его центральной части изображен большой воз сена, окруженный множеством людей самых разнообразных профессий. Среди них господствуют неразбериха, злоба и насилие, а фантастические чудовища, которые возглавляют процессию, придают ей зловещий облик. Картина иллюстрирует старинную фламандскую пословицу: "Мир - это стог сена: каждый хватает сколько может". Таким образом Босх отдал должное человеческой глупости и жадности; для пояснения своей мысли он изобразил на первом плане аллегории семи смертных грехов. На фоне неба показан Христос с распростертыми руками, в страдании созерцающий безумие человечества. На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Когда створки закрыты, взору зрителей предстает пейзаж с фигуркой путника. Возможно, это аллегорическое изображение жизненного пути, где человека на каждом шагу подстерегают грехи.

Центральная часть триптиха. Фрагмент.

"Сад наслаждений". Прадо. Мадрид.

Ок. 1480 - 1485. Прадо. Мадрид.

части триптиха. Ок. 1500. Прадо. Мадрид.

В триптихе Искушение св. Антония (1505, Лиссабон, Национальный музей старинного искусства) изображен мир мерцающих на фоне неба призрачных видений и отвратительных созданий, ползающих среди мрачных развалин. Эти фантастические образы могут заключать в себе множество скрытых смыслов, но расшифровать их совсем не просто. Левая часть триптиха написана в красновато-коричневой цветовой гамме; напряженность лишь немного смягчается голубыми отблесками. С большим трудом можно обнаружить фигуру св. Антония, окруженного колдунами, которые, вероятно, служат черную мессу. Сад земных наслаждений (1504, Прадо) - самое большое (2,1ґ3,9 м) и самое загадочное из творений Босха. На внешней стороне створок триптиха изображен мир в третий день Творения; на внутренней представлены Рай и Ад. Придуманный художником мир кишит причудливыми образами: обнаженные люди собирают гигантскую землянику, занимаются любовью внутри хрустальных шаров или скачут верхом на певчих птицах, превосходящих размером самих людей. Этот сад мог бы показаться обителью счастья, если бы не нелепость населяющих его существ и не гротескный характер всего происходящего. Ученые безуспешно ищут ключ к разгадке удивительных образов Босха. В нем видят то алхимика, то гениального мыслителя, черпавшего вдохновение в трудах мистиков более раннего времени, то художника, находящегося в плену ритуалов еретической секты. Ни одно из этих объяснений не кажется удовлетворительным. Образы Босха - острые, ироничные, фантастические; в его мировоззрении преобладают эсхатологические мотивы.

ЛИТЕРАТУРА

Фомин Г. Иероним Босх. М., 1974

Полезные сервисы

босх, хиеронимус

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Хиеронимус Босх. Райский сад. Левая ствоpка тpиптиха Сад наслаждений.

Хиеронимус Босх. Райский сад. Левая ствоpка тpиптиха "Сад наслаждений".

БОСХ (Бос ван Акен) (Bosch van Aeken) Хиеронимус (около 1460 - 1516), нидерландский живописец. Причудливо сочетал черты средневековой фантастики, фольклорные, сатирические тенденции, реалистические наблюдения жизненных явлений, новаторски смелые поиски в области колорита (триптихи "Воз сена" и "Сад наслаждений").

Хиеронимус Босх. Искушение св. Антония. Центpальная часть тpиптиха. Фpагмент.

Хиеронимус Босх. Искушение св. Антония. Центpальная часть тpиптиха. Фpагмент.

Хиеронимус Босх. Ад. Правая ствоpка тpиптиха Сад наслаждений.

Хиеронимус Босх. "Ад".  Правая ствоpка тpиптиха "Сад наслаждений".

Полезные сервисы