АН
I. союз. (связывает два противопоставленных предл.). Служит для указания на то, что происходит нечто неожиданное; оказывается, а на самом деле, но вдруг. Ждут бывало с юга, глядь, - Ан с востока лезет рать! (Пушкин).
II. частица (в начале речи). Употребляется для усиления противопоставления, несоответствия тому, что предполагается, утверждается. Что, забыл? - Ан нет, помню.
* * *
АН - марка самолётов, разработанных под руководством О. К.Антонова и в ОКБ его имени. Среди них «Руслан», «Мрия».
* * *
АН - АН , марка самолетов, разработанных в конструкторском бюро О.К. Антонова (см. АНТОНОВ Олег Константинович), с 1989 Авиационный научно-технический комплекс имени О.К.Антонова (АНТК «Антонов», Киев). В состав АНТК входят конструкторское бюро, комплекс испытательных лабораторий, опытный завод, летно-испытательная и доводочная база, а также авиакомпания «Авиалинии Антонова». Решение о создании Опытного конструкторского бюро (ОКБ-153) на Новосибирском авиационном заводе под руководством Антонова было принято 31 мая 1946.
К тому времени Антонов был уже известным советским авиаконструктором. С 1930 он возглавлял работу планерного конструкторского бюро Осовиахима, в 1933-1938 - КБ планерного завода в Тушино. В годы Великой Отечественной войны работал в конструкторском бюро А.С. Яковлева (см. ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич) (ОКБ-115), в 1945 возглавил работу филиала яковлевского КБ на Новосибирском авиационном заводе.
В 1946 новосибирский филиал был преобразован в самостоятельное конструкторское бюро, которому было поручено спроектировать сельскохозяйственный самолет СХ-1 (Ан-2), первый полет которого состоялся 31 августа 1947. Кроме этой машины и ее модификаций в Новосибирске были созданы и построены малой серией планеры А-9 и А-10.
Летом 1952 ОКБ было переведено в Киев, а в конце 1953 получило задание по созданию военно-транспортного самолета с двумя турбовинтовыми двигателями. Работа над проектом велась около двух лет и 11 февраля 1956 самолет Ан-8 совершил первый полет. Уже в 1955 в ОКБ Антонова на основе Ан-8 началась разработка пассажирского Ан-10 и четырехмоторного Ан-12. 7 марта 1957 начались летные испытания Ан-10, а 16 декабря того же года на Иркутском авиационном заводе выполнил первый полет Ан-12. В 1962 создателям Ан-12 была присуждена Ленинская премия. Одновременно с созданием самолетов Ан-8, Ан-10, Ан-12 ОКБ создало серию цельнометаллических планеров А-11, А-13, А-15 и мотопланер А-13М. В 1956 началось создание легкого самолета Ан-14, впоследствии названного «Пчелкой». Первый полет на Ан-14 был выполнен 14 марта 1958 года.
В 1959 в поселке Гостомель под Киевом началось строительство базы для летных испытаний и доводки самолетов антоновского КБ. В 1957-1958 антоновцы работали над созданием пассажирского самолета Ан-24, который совершил свой первый полет 20 октября 1959. В последующие десятилетия на этом самолете выполнялось до 30% пассажирских перевозок в СССР. Эта успешная машина послужила базой для создания транспортного Ан-26, самолета для аэрофотосъемок Ан-30. В конце 1960 ОКБ приступило к разработке самолета Ан-22 «Антей» - первого в мире широкофюзеляжного самолета. Ан-22 превзошел по своим размерам все самолеты мира, потребовал проведения большого объема экспериментальных работ, решения ряда конструкторских и технологических проблем. Первый полет «Антея» состоялся 27 февраля 1965. Его серийное производство осуществлялось на Ташкентском авиационном заводе.
Развивая идеи, заложенные при создании Ан-14, в начале 1970-х гг., коллектив авиаконструкторов спроектировал многоцелевой самолет Ан-28, вмещающий 17 пассажиров. Его первый полет состоялся 29 января 1973. Самолет серийно производился на заводе в польском городе Мелец. В 1970-е гг. ОКБ Антонова начало проектирование транспортных самолетов с двухконтурными турбореактивными двигателями разработки ОКБ В.А.Лотарева (см. ЛОТАРЕВ Владимир Алексеевич). Первым самолетом, оснащенным ТРДД, стал транспортный Ан-72, который впервые поднялся в небо 31 августа 1977. На его базе был разработан самолет Ан-74 для эксплуатации в условиях Крайнего Севера, впервые взлетевший 29 сентября 1983. Серийное производство Ан-72 и Ан-74 было развернуто на Харьковском авиационном предприятии.
В 1976 специально для условий высокогорья и жаркого климата на базе Ан-26 был создан транспортный самолет Ан-32, который пользовался популярностью в Индии, странах Латинской Америки и Африки. К созданию тяжелого дальнего транспортного самолета Ан-124 «Руслан (см. РУСЛАН)» коллектив Антонова приступил в 1971. Впервые эта машина поднялась в воздух в 1982. Для коммерческих грузовых перевозок на базе самолета Ан-124 создан гражданский вариант Ан-124-100.
В 1984 после смерти Антонова новым генеральным конструктором был назначен П.В. Балабуев (см. БАЛАБУЕВ Петр Васильевич). Под его руководством предприятие приступило к созданию универсального сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 «Мрия (см. МРИЯ)», предназначенного для транспортировки крупногабаритных изделий в собранном виде общей массой до 250 тонн, в том числе и орбитального корабля ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Ан-225 был спроектирован и построен за три года. В декабре 1988 он совершил первый полет. В мае 1989 были выполнены полеты с «Бураном (см. БУРАН (космический корабль))» на Байконуре. В 1989 в составе АНТК имени Антонова было создано авиатранспортное подразделение. Позднее оно было преобразовано в авиакомпанию «Авиалинии Антонова», получило статус национального грузового перевозчика Украины. Экипажи и самолеты авиакомпании выполняют полеты на все континенты планеты.
Вслед за созданием Ан-225 коллектив конструкторов приступил к разработке среднего транспортного самолета короткого взлета и посадки Ан-70. Он может доставить на короткие необорудованные грунтовые посадочные площадки армейскую технику и вооружение, крупногабаритную гражданскую технику общей массой до 47 тонн. Первый полет самолета состоялся 16 декабря 1994. В 1990-е гг. был создан легкий многоцелевой самолет Ан-38, предназначенный для перевозки 27 пассажиров, почты и грузов общей массой до 2500 кг на местных воздушных линиях. 23 июня 1994 на Новосибирском авиационном объединении состоялся первый полет этого самолета. Там же было развернуто и серийное производство Ан-38.
Для замены на местных воздушных линиях Ан-24 был создан пассажирский турбовинтовой самолет Ан-140. Имея близкую к Ан-24 пассажировместимость - 52 человека, Ан-140 существенно превосходит его как по комфорту, так и по летным характеристикам: по дальности - на 75%, по скорости - на 20% и почти в два раза по топливной эффективности. У Ан-140 длина пробега при взлете и посадке на треть короче, чем у Ан-24. Первый полет Ан-140 состоялся 17 сентября 1997. Его серийное производство началось в было развернуто в Харькове, Самаре и на заводе в иранском городе Исфахане. К середине 2000-х гг. было построено более 22 тысяч самолетов марки Ан.
С 1990-х гг. АНТК «Антонов» занимается решением проблем перевозок пассажиров не только в небе, но и на земле. С применением авиационных технологий, алюминиевых сплавов и композитных материалов на фирме был создан единственный в странах СНГ и Восточной Европы низкопольный трамвай, семейство комфортабельных троллейбусов. Разработанная специалистами АНТК велотехника позволила спортсменам Украины завоевать золотые медали Олимпиады-2000 в Сиднее (Австралия).