Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

папство

Энциклопедия Кольера

ПАПСТВО - должность и священный сан папы Римского как главы Римско-католической церкви. Папа является епископом Римским, архиепископом и митрополитом Римской провинции, примасом Италии и патриархом Запада. Папу избирают римские кардиналы, которые затем помогают папе осуществлять его служение; когда кардиналы умирают или достигают 80-летнего возраста, папа назначает на их место новых. Папа управляет церковью через Курию, состоящую из различных конгрегаций, секретариатов и трибуналов. Важнейшая из них - Священная конгрегация по вопросам вероучения (прежде именовавшаяся Священной Палатой), ответственная за чистоту католического вероучения и христианской морали. Важнейший из трибуналов - Священная Римская Рота, рассматривающая дела, связанные с заключением и расторжением браков. Когда-то папа был светским правителем большей части центральной Италии. С 1929 он является главой Ватикана - крошечного суверенного государства, расположенного на территории Рима.

ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПАПСКОЙ ВЛАСТИ

Папство играло настолько важную роль в истории христианства, что неизбежно должно было стать предметом богословского осмысления не только для католических, но также для православных и протестантских теологов. Учение о папстве - одна из ключевых тем экклесиологии (области теологии, рассматривающей сущность и устройство Церкви).

Римское католичество. Согласно католическому преданию, папская власть была учреждена Иисусом Христом и вручена апостолу Петру. В Евангелии говорится, что Иисус произнес следующие слова: "...ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф 16:18-19). Действительно, евангелия и Деяния апостолов изображают Петра главою двенадцати апостолов, избранных Иисусом. Учение о том, что Иисус Христос вручил власть над церковью Петру и возложил на него ответственность за управление ею и что эта власть и ответственность наследуются преемниками Петра - епископами Римскими, известно как учение о преемстве Петра. Это учение лежит в основе традиционных католических воззрений на папскую власть. Согласно современному католическому вероучению, папу отличают от остальных епископов присущие только ему одному непогрешимость (infallabilitas) и первенство юрисдикции (primatus iurisdictionis). Особенно много споров было связано с догматом о папской непогрешимости. По традиции считается, что церковь непогрешима в провозглашении учения о вере и нравственности, сообщенного ей в божественном Откровении. Тем самым признается, что официальное учение церкви всегда истинно. Учительная роль церкви в католицизме обозначается термином "magisterium Ecclesiae" ("учительство церкви"). Когда папа, собор, епископ, проповедник, исповедник, богослов или катехизатор учат тому, что действительно принято церковью в качестве истины, они осуществляют magisterium Ecclesiae. Однако непогрешимым признается только официальное учение церкви, т.е. возвещаемые ею истины, получившие статус догматов. С развитием богословской мысли догмат может быть интерпретирован по-новому, однако не может быть отменен. Естественно, авторитет церковного учения не ставится под вопрос, когда оно не вызывает разногласий (например, что Иисус Христос - это вочеловечившийся Бог); проблемы возникают тогда, когда появляются разногласия по какому-то конкретному или частному положению (например, что использование контрацептивов морально неприемлемо). Первое из приведенных положений есть догмат, а второе, хотя оно и выдвинуто папой, не есть догмат. Учение о непогрешимости папы предполагает, что папа может выступать от имени всей церкви по вопросам вероучения, что он может единолично осуществлять magisterium Ecclesiae, придавая некоему общепринятому мнению догматический статус. В древности подобную роль, как правило, выполняли вселенские соборы. Однако уже в Средние века все чаще стала высказываться идея, что папа может один выполнять эту роль, а с началом Нового времени это представление получило значительное распространение среди христиан-католиков. В 1854 Пий IX, опираясь на принцип папской непогрешимости, объявил догматом учение о "Непорочном зачатии" (согласно которому на Деву Марию, мать Иисуса Христа, не распространяется проклятие первородного греха). I Ватиканский собор в 1870 утвердил принцип непогрешимости папы в качестве догмата со следующей формулировкой: "Римский Понтифекс, когда он говорит ex cathedra, т.е. при отправлении своих обязанностей пастыря и учителя всех христиан, и на основании свыше дарованной ему апостольской власти определяет учение, касающееся веры или нравов и обязательное для всей церкви, то обладает, в силу обещанной ему в лице св. Петра божественной помощи, непогрешимостью в определении касающихся веры или нравов учений, которую Божественный Искупитель даровал своей Церкви..." Этой властью в 1950 воспользовался папа Пий XII, провозгласив догмат о "Вознесении Девы Марии" (Assumptio), согласно которому Дева Мария по окончании своей земной жизни была взята на небо живою, т. е. душой и телом. Принцип первенства папской юрисдикции привлекал к себе гораздо меньше внимания, но по своей важности не уступал принципу непогрешимости. Согласно этому принципу, папа может выступать в качестве непосредственного пастыря всех христиан, т.е. своей властью замещать власть любого патриарха, епископа или пастыря во всей церкви. Именно на основании этого первенства юрисдикции папа получает право налагать дисциплинарные наказания и взыскания (или освобождать от таковых) на всех членов церкви без согласия местных епископов или поместных соборов; учреждать, изменять или упразднять епархии и назначать епископов на все кафедры; определять порядок отправления религиозных обрядов, канонизировать святых и надзирать за исполнением таинств; созывать вселенские соборы и председательствовать на них. Две причины побуждают считать первенство юрисдикции принципом более важным, чем даже принцип непогрешимости. Во-первых, принятие догматических определений на основании папской непогрешимости практикуется исключительно редко. Подавляющее большинство выдвигаемых папой доктрин формально не претендует на непогрешимость. Более того, "непогрешимые" догматические определения могут провозглашаться исключительно в тех случаях, когда в них предстоит закрепить некое положение, уже утвердившееся в сознании католиков в качестве догмата. Обычное заблуждение - думать, будто "непогрешимость" сообщает папе статус пророка, возвещающего новые истины, открытые ему непосредственно Богом; на самом деле она предполагает, что содержание "непогрешимого" определения - это некоторое учение, еще прежде возвещенное (по крайней мере - в скрытой форме) древней церкви Богом. Во-вторых, большинство католических теологов признает, что папа может быть низложен в том случае, если он впадет в ересь. Поскольку механизм для осуществления такой процедуры не выработан, подобное низложение оказалось бы чрезвычайным и крайне болезненным актом, однако теоретически подобная возможность существует. И напротив, традиционная католическая экклесиология не предусматривает никаких мер или средств, которые могли бы помешать злоупотреблению первенством папской юрисдикции, за исключением увещаний, молитв и, в самом крайнем случае, отмены решений папы его преемником. После II Ватиканского собора (1962-1965) вопрос о папской власти стал предметом горячих споров внутри самой Католической церкви. С одной стороны, консерваторы (такие, как папа Иоанн Павел II) стремились укрепить авторитет папы, настаивая на том, что католики обязаны не только почтительно принимать во внимание даже обыкновенные, не подпадающие под действие принципа непогрешимости мнения, выдвигаемые папой, но и подчиняться им. Показательной в этом смысле стала энциклика папы Павла VI Humanae Vitae (1968), в которой объявлялась нравственно неприемлемой практика использования противозачаточных средств. Разумеется, это не было определение ex cathedra. Миллионы состоящих в браке католиков не согласились с этим учением и продолжали поступать по своему разумению, вовсе не думая при этом, что неприятие данного учения папы делает их плохими католиками или грешниками. И многие прогрессивные католические теологи их поддержали. В конце концов, в прошлом церковь неоднократно меняла свои взгляды на вопросы морали - например, в отношении ростовщичества или рабства. Даже такой осмотрительный теолог, как К.Ранер, по поводу энциклики Humanae Vitae писал: "Если, по зрелом испытании своей совести, христианин-католик остается в уверенности, что - после ответственных и самокритичных размышлений - он принужден был прийти к точке зрения, расходящейся с установленной папой нормой, и если он придерживается этого и на практике в своей супружеской жизни... то такой католик не должен считать, что навлек на себя грех или оказал формальное неповиновение церковному авторитету". С другой стороны, наиболее прогрессивные теологи пытаются заново осмыслить сущность папской власти, задаваясь вопросами о том, действительно ли Иисус Христос намеревался установить единоначалие юрисдикции и действительно ли внебиблейские положения могут приниматься в качестве догматов, верить в которые обязаны все католики. Именно за такого рода вопросы Иоанн Павел II лишил Х.Кюнга права выступать в качестве католического теолога.

Православие. Восточная православная церковь и Римско-католическая церковь как самостоятельные и обособленные друг от друга организации складывались на протяжении нескольких веков. Почти не различаясь в том, что касается существенных моментов вероучения и богослужения, они резко расходятся в трактовке папской власти. В древней церкви, в последний век существования Римской империи, главенствующее положение среди всех христианских епархий занимали пять патриархатов (т.н. пентархия - "пятиначалие"): Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. С православной точки зрения, такая структура определялась геополитическим устройством Римской империи: Римская кафедра стала кафедрой старшего епископа всего христианского мира лишь потому, что Рим был столицей империи. Когда было выдвинуто учение о примате папы Римского, основанном на преемстве власти от апостола Петра, на Востоке были сделаны попытки обосновать первенство патриарха Константинопольского, опираясь на предание о том, что Константинопольская церковь была основана апостолом Андреем, который не только был братом Петра, но и впервые привел Петра к Иисусу Христу (Ин 1:35-42). Однако в большинстве своем православные богословы рассматривали власть, дарованную Петру, как прообраз епископской власти вообще, а не власти, принадлежащей епископу какой-то определенной кафедры. Осуждение папы Николая I патриархом Константинопольским Фотием в 867 и отлучение патриарха Константинопольского Михаила Керулария папскими легатами в 1054, разумеется, свидетельствовали о распре между Римом и Константинополем, но гораздо более важную роль сыграло утверждение латинского патриарха на Антиохийской епископской кафедре в 1100, во время Первого крестового похода, что было равносильно отказу Рима признавать законные полномочия православных епископов. Раскол стал непреодолимым после захвата Константинополя войсками крестоносцев в 1204, в ходе IV Крестового похода, в результате чего между греческим и латинским миром надолго установились враждебные отношения. В настоящее время православные богословы в большинстве своем склоняются к той точке зрения, что наивысшая власть в церкви при разрешении вопросов вероучения и первенство юрисдикции принадлежат пяти древним патриархатам (вместе с патриархатами, которые, подобно Московскому, возникли позже). При этом ни одной из этих епископских кафедр не приписывается главенствующее положение над другими: наивысшая духовная власть в церкви принадлежит вселенским соборам, на которых представлена вся церковь. Причина, по которой православная церковь не может признать первенство Римской кафедры, состоит в том, что Рим сам отпал от единства православного вероисповедания. Уже в 1136 православный епископ Никита Никомидийский говорил: "Римская Церковь, которой мы не отказываем в первенстве между ее сестер... из-за своих притязаний отделилась от остальных. Она узурпировала единоначалие, которое не принадлежало ей и которое раскололо епископов и Церкви Востока и Запада..." В ожидании возвращения Рима в единство православия иерархом, занимающим наивысшее положение в Восточной церкви, считается патриарх Константинопольский.

Протестантизм. Реформация была озабочена решением основополагающих проблем, связанных с отношениями между Богом и человеком, однако исторически она вылилась в форму отрицания папской власти. Главенство папы признавалось повсеместно в Западной церкви, и оно установилось настолько давно, что деятели Реформации в 16 в. столкнулись с настоятельнейшей необходимостью оправдать свой разрыв с Римом и, в конечном счете, вывести решение проблем веры из сферы компетенции папы, с авторитетом которого оно прочно ассоциировалось. Мартин Лютер по складу своего характера был чрезвычайно эмоциональным религиозным писателем, и, быть может, его собственное величайшее уважение к авторитету помешало бы ему осуществить дело жизни, если бы он прежде не убедил себя самого в неприемлемости папских притязаний. В Шмалькальденских статьях (1537) он заявил, что "папа есть подлинный антихрист, который превознес себя выше Христа и противопоставил себя ему, поскольку папа не позволит христианам спастись иначе, как его собственной властью... Именно это имеет в виду св. Павел, говоря о противящемся Богу и превозносящем себя над Ним [[2 Фес 2:3-4]]". Убежденность в том, что папа - это антихрист, стала общим местом в учении большинства протестантских церквей. Современные протестантские церкви, в большинстве своем, отказались от радикального антипапизма первых реформаторов. Большинство протестантских теологов, скорее всего, согласились бы признать, что Петр был главой апостольской коллегии, однако сослались бы на отсутствие в Писании каких-либо подтверждений тому, что преемниками Петра, унаследовавшими эту роль, были папы. Хотя некоторые консервативные в доктринальном отношении протестантские церкви продолжают учить, что папа - это антихрист, большинство современных протестантов рассматривают единоначалие папы как исторически обусловленную форму церковного управления и скорее как человеческое заблуждение, чем орудие дьявола. В современной культуре, проникнутой духом экуменизма, резкое осуждение других форм религии стало признаком дурного тона. Кроме того, враждебность современных светских идеологий по отношению ко всем религиям вызвала усиление симпатий различных церквей друг к другу. Тем не менее непогрешимость папы и первенство юрисдикции по-прежнему остаются в числе наиболее важных препятствий для объединения католиков и литургических протестантов, таких, как лютеране и англикане.

ПАПСТВО В ДРЕВНЕЙШИЙ ПЕРИОД

В 1 в. н.э. Рим был одним из важнейших центров христианства, и уже в древности складывается предание, согласно которому здесь подвизались Петр и Павел. Хотя католическая традиция рассматривает Петра как первого папу, в папских документах имена Петра и Павла часто связывались воедино. В конце 1 в. Климент Римский направил увещательное послание к коринфским христианам. Обычно это послание считают первым послеапостольским папским документом, хотя в действительности мы не знаем доподлинно, как была устроена Римская церковь в эпоху Климента. Самое раннее свидетельство признания авторитета Римской епископской кафедры относится к правлению папы Виктора I (189-199). В Риме Пасху праздновали в воскресенье после 14 нисана по еврейскому календарю, между тем как в Малой Азии Пасха праздновалась 14 нисана (независимо от того, на какой день недели оно приходилось). Когда папа Аникита обратился к восточным церквам с требованием принять римский обычай, Поликарп Смирнский отправился в Рим, чтобы изложить доводы в пользу восточной традиции. Он убедил Аникиту отозвать свое требование, и спор остался неразрешенным. Когда же папой стал Виктор, он предложил епископам собрать поместные соборы на Востоке и на Западе, чтобы там они изложили свою точку зрения. После чего он возобновил первоначальное требование папы Аникиты и отлучил от церкви восточных епископов, которые ослушались его приказа. Впоследствии Поликарп Смирнский снял проклятие, и на условиях, о которых мы ничего не знаем, малоазийские церкви мирно приняли римский обычай. Аврелиан, римский император с 270 по 275, решил передать Антиохийскую церковь партии антиохийских христиан, поддерживаемой италийскими епископами, в частности - епископом Римским. Таким образом, в течение трех первых веков христианства, когда церковь была вне закона и периодически подвергалась гонениям, христианские общины обращались в Рим, однако лишь изредка, в особенно трудных и важных случаях.

Организация церковной иерархии. В эпоху гонений невозможно было создать устойчивую структуру церкви. Однако гонения завершились с обнародованием Миланского эдикта (313), провозглашавшего терпимость в отношении христиан, и ряда эдиктов конца 4 в., запрещавших языческие культы и провозгласивших христианство религией Римской империи. На протяжении 4 в. структура церковной иерархии приобрела свой законченный вид. Естественно, что в главных своих чертах административное устройство древней церкви воспроизводило территориально-административные структуры римской государственной власти, оформившиеся в правление императора Диоклетиана и его преемников. Административной единицей в Римской империи были муниципии, объединявшиеся в провинции, которые, в свою очередь, входили в 12 областей, или диоцезов, 7 из которых находились под управлением восточного императора, а 5 - под управлением западного. Грубо говоря, каждому муниципию соответствовала своя епископская кафедра. Епископства объединялись в провинции, а епископ главного города провинции становился митрополитом или архиепископом, остальные же епископы подчинялись его юрисдикции. Особенно большим авторитетом с 4 в. пользовались епископы самых крупных городов - Рима, Константинополя, Антиохии, Александрии, Иерусалима и Карфагена, главным из которых считался Рим. Константинополь стал второй по значению епископией, поскольку начиная с 4 в. он был столицей Восточной Римской империи. Третий канон Константинопольского собора (381) провозглашал, что "епископ Константинопольский по преимуществам чести будет следующим после епископа Римского, поскольку Константинополь есть Новый Рим". Так что Константинопольская епархия развивалась и процветала прежде всего вследствие роста политического влияния самой столицы. Видя в Константинополе потенциального соперника, папы отвергли это соборное постановление. Семьдесят лет спустя восточные епископы дали Константинополю, до тех пор подчинявшемуся Гераклейской епископской кафедре, статус и права митрополии над Понтом, Малой Азией и Фракией. В каноне Халкидонского собора, подтверждающем дарованные Константинополю права, говорилось, что отцы собора предоставили привилегии епископской кафедре Старого Рима, потому что он был столицей империи, и что поэтому они были бы вправе, если сочтут это необходимым, предоставить такие же привилегии Новому Риму. Папа Лев I оспорил этот канон, заявив, что прерогативы Рима восходят непосредственно к апостолу Петру, а не обусловлены политическим положением Рима или решениями соборов.

Положение папства в древней церкви. На протяжении четвертого столетия римский Понтифекс часто выступал в качестве авторитетного судьи по вопросам веры и церковной дисциплины. Так, Сильвестр I подтвердил решения I Никейского собора (325), направленные против арианства. Его преемник, Юлий I, руководил через своих легатов Сардикийским собором (343-344), где он выступил в защиту Афанасия Великого, осужденного восточными епископами и обратившегося к епископу Римскому, чтобы тот рассмотрел его дело. Этот собор прямо постановил, что "Рим есть престол Петра, к которому должны обращаться все епископы любых провинций". Временами папы уступали в престиже таким великим епископам, как Амвросий Медиоланский или Августин Гиппонский. Однако авторитет папства никогда не подвергался сомнению, поскольку он связывался более с самой кафедрой, чем с личностью конкретного папы. Даже такие папы, как, например, Дамас, который с трудом контролировал свою собственную епископию, мог настаивать на примате папской власти, говоря: "Святая Римская церковь превознесена надо всеми другими не постановлениями соборов, но словами Господа нашего, рекшего: "ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою". В 4 в. восточные епископы апеллировали к Риму лишь в исключительных случаях. Однако западные епископы взяли за правило обращаться за решением обычных проблем, касающихся послушания, клира, церковных наказаний и браков, к римскому Понтифексу. Ответы папы на такого рода вопросы получили название декреталий - официальных посланий, первое из которых было отправлено папой Сирицием в 385 в ответ на вопросы епископа Гимерия Таррагонского. В 5 в. папство еще более укрепило свое влияние. Папы настаивали на том, что не только епископы, но и все вообще христиане имеют право апеллировать к епископу Римскому. Учреждение института папских легатов также относится к 5 в. Папы делегировали легатам свою власть на постоянной или временной основе, делая их своими представителями (нередко - в странах и областях, удаленных от Рима). Несколько случаев применения папской власти в 5 в. оказались особенно важными для укрепления и развития папства. В начале этого века папа Иннокентий I издал постановление о том, что обычаям, принятым в Римской церкви, повсеместно должно отдаваться предпочтение перед любыми местными обычаями. Помимо этого, Иннокентий осудил пелагианскую ересь, сославшись на слова Августина, ставшие крылатыми: "Дискуссия закончена!" В 404 Иоанн Златоуст, епископ Константинопольский, несправедливо низложенный императором, обратился за поддержкой к папе. Папа Иннокентий отлучил от церкви противников Иоанна и принудил их подчиниться. Однако из всех пап древней церкви, пожалуй, наиболее ясно осознавал свои права и наиболее эффективно использовал свое влияние как на восточных и западных епископов, так и на светских владык папа Лев I (440-461). Во всех западных провинциях он установил строгую дисциплину и искоренял ереси с твердостью власть имущего. Свидетельством все возрастающей светской власти папы явилась его поездка в 452 в Мантую, где ему удалось убедить предводителя гуннов Аттилу отказаться от вторжения в центральную Италию, исполнив задачу, бывшую явно не по силам римским войскам или перепуганному императору. Три года спустя Лев Великий встретил короля вандалов Гейзериха за стенами Рима и взял с него обещание пощадить население города.

ПАПА ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ

ПАПА ЛЕВ I ВЕЛИКИЙ

Однако важнейшей победой папы Льва I было то, что он добился от восточных епископов официального признания авторитета папы Римского в решении вопросов вероучения. Во время монофизитских споров Лев Великий направил Константинопольскому патриарху Флавиану Томос - догматическое послание, содержавшее изложение ортодоксальной доктрины. Когда Эфесский собор восточных епископов отказался принять Томос, папа Лев осудил непокорных епископов и в 451 созвал Вселенский собор в Халкидоне. Через своих легатов папа потребовал, чтобы собравшиеся в Халкидоне епископы приняли "изложение веры, содержащееся в нашем догматическом послании". Постановив, что "устами Льва говорил Петр", восточные епископы приняли вероопределение Льва Великого. Такая идентификация папы с князем апостолов свидетельствовала о несомненном признании Восточной церковью главенства пап.

ПАПСТВО В ЭПОХУ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

С конца 4 в. папы были озабочены консолидацией церкви и защитой ее от варварских нашествий. В периоды этих нашествий папы и епископы Римской империи приобретали владения и власть, выпущенную из рук агонизирующей римской администрацией. Такое сосредоточение в руках епископов не только церковных, но и политических полномочий привело к серьезным проблемам. Однако в период раннего Средневековья двое пап, Григорий I (590-604) и Николай I (858-867), особенно решительно выступали за укрепление и развитие папства.

Григорий I. Будучи отпрыском аристократического римского рода, Григорий до избрания его папой был монахом, а позднее - представителем папы в Константинополе. Григорий Великий был ревностным поборником прерогатив Римской кафедры. Он протестовал против титула "вселенского патриарха", который усвоил себе патриарх Константинопольский, и переписывался с епископами в Испании, Северной Африке, Равенне, Медиолане и Иллирии с целью положить конец расколу и подавить ересь. Папа Григорий стал инициатором обращения вестготов и лангобардов и направил в Англию св. Августина Кентерберийского с целью обращения в христианство англов и саксов. В пределах своей митрополии Григорий Великий назначал и смещал епископов, наводил порядок в епархиях и побуждал нерадивое духовенство обратиться к исполнению своего долга. Кроме того, он осуществлял и совершенствовал управление обширными церковными владениями в Италии.

ПАПА ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ

ПАПА ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ

Николай I. Считается, что в правление Николая I папство достигло высшей точки на первой ступени своего развития. Папа Николай принудил Лотаря II, правителя Лотарингии, покинуть свою наложницу и возвратиться к законной жене Тьетберге. Кроме того, он отменил решение одаренного, но слишком независимого архиепископа Хинкмара Реймского, низложившего одного из своих епископов-суффраганов, и отлучил от церкви архиепископа Равеннского за бунт против папской власти. Однако исторически более важным оказался его конфликт с замечательным ученым, патриархом Константинопольским Фотием. В 863 папа Николай отлучил Фотия от церкви на том основании, что предшественник последнего был насильственно принужден к отречению. В 867 Фотий, в свою очередь, отлучил Николая в результате спора о том, в чьей юрисдикции должна находиться Болгария. Эти споры до крайности обострили отношения между Римом и Константинополем.

Папство и франки. В 8 в. сложился союз между папством и молодой франкской династией Каролингов. Франки прониклись почтением к Риму и папству под влиянием англосаксонского миссионера св. Бонифация. Папам была необходима поддержка франков ввиду политической угрозы со стороны лангобардских правителей Италии и враждебных отношений с византийскими правителями, вызванных тем, что в споре об иконопочитании папы осудили иконоборцев. В 751 Пипин Короткий обратился за поддержкой к папе Захарию, который подтвердил его права на престол короля франков. Папа Стефан I повторно помазал Пипина на царство в Сен-Дени в 754. В 774 Карл Великий, унаследовавший от отца, Пипина, корону Франкского государства, сделался также правителем Лангобардии; одновременно папа перестал быть номинальным подданным византийского императора и был признан суверенным владыкой Рима под франкским протекторатом. Хотя папы к тому моменту были в течение некоторого времени фактическими правителями прилегающей к Риму области, события 774 привели к возникновению Папского государства. Наконец, в 800 Карл Великий был коронован папой Львом III как император.

Упадок папской власти. После смерти Карла Великого (814) в Западной Европе наступил политический кризис. Как и другие учреждения, папство стало жертвой политического и социального хаоса этой эпохи и утратило власть, престиж и моральный авторитет. Папы этого времени были ставленниками тех или иных римских политических партий или назначались германским императором.

ПАПСТВО В ЭПОХУ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Утверждение феодализма привело Римско-католическую церковь в самое плачевное состояние. В эпоху социальных потрясений, вызванных нашествиями варваров, епископы и другие наделенные властью церковные мужи взяли на себя осуществление гражданских и политических функций, на которое оказались неспособны гражданские власти. Затем, с развитием феодального строя в 10 и начале 11 в., император Священной Римской империи и другие крупные феодалы предпочитали наделять земельными владениями епископов, а не светских вассалов, поскольку первые не могли иметь династических притязаний, представлявших угрозу для суверена. Вследствие этого многие епископы и аббаты оказались не только церковными, но и могущественными мирскими владыками. Епископов избирали в качестве вассалов - не столько за их духовные качества, сколько за административные способности и готовность исполнять волю суверена. Такие церковные деятели, которые были поглощены мирскими делами и контролем за своими доходами, зачастую мало интересовались религией. Их нередко можно было обвинить в симонии (торговле церковными должностями) и сожительстве с наложницами. В эти десятилетия упадка назрела и была признана необходимость реформы, однако феодальная система отношений, при которой светские государи могли осуществлять эффективный контроль над епископами и аббатами, делала подобную реформу трудной задачей.

РЕФОРМА ПАПСТВА

Клюни. Средневековое реформаторское движение, начало которому было положено в аббатстве Клюни, охватило монашеские круги, а затем, с приходом к власти папы св. Льва IX (1049-1054) и его преемников, - и само папство. В 910 герцог Гильом Аквитанский основал монастырь Клюни, освободив его от всякого светского контроля и подчинив непосредственно папе. Несмотря на все свое обмирщение, папы в 10 в. опекали и защищали Клюни, предоставив целой череде пожилых благочестивых аббатов возможность реформировать и совершенствовать монашескую духовную жизнь. Клюнийская реформа быстро распространилась при посредстве дочерних клюнийских монастырей и других обителей, реформированных монахами из Клюни. По мере того, как реформа шла вширь, монахи Клюни становились епископами важнейших епархий, а со временем - и папами. Поначалу реформаторское движение не было связано с политикой. Его основной целью было нравственное возрождение духовенства. Однако в 11 в. реформаторы убедились, что довести реформу до конца возможно лишь в том случае, если будет упразднена практика назначения священнослужителей светской властью и на церковные должности будут назначаться люди, пригодные для этого в духовном отношении.

Реформа папства. Начавшись в среде монашества, реформистское движение достигло папского престола с водворением на нем Льва IX, прежде епископа Туля. Новый папа объединил вокруг себя наиболее деятельных реформаторов того времени (в их числе был и монах Гильдебранд), которым предстояло начать борьбу за освобождение папства от контроля светской власти и сделать его очагом долговечных и эффективных реформ. Лев IX трижды пересекал Альпы, чтобы посетить Францию и Германию. Повсюду созывались совещания с целью пресечь злоупотребления, отменить симонию, укрепить целибат духовенства и сместить недостойных клириков. Значительный шаг вперед был сделан на Латеранском соборе, созванном папой Николаем II (1059). Графы Тускуланские были против избрания Николая и пытались навязать своего кандидата. Чтобы пресечь такого рода влияние на папский престол со стороны местной аристократии, папа Николай выступил инициатором провозглашения Латеранским собором нового порядка избрания пап - прямым голосованием одних только кардиналов. Римскому духовенству и народу было позволено высказывать свое согласие, но не более того, а за императором Священной Римской империи было оставлено право подтверждать избрание. Хотя этот новый порядок выборов был направлен главным образом против римской аристократии, он способствовал также и выведению выборов папы из сферы компетенции имперских властей, свидетельством чему стали выборы папы Александра II в 1061 в обход кандидата, указанного императором.

Григорий VII. Реформа папства и Католической церкви в целом достигла своей кульминации в понтификат Григория VII (1073-1085), который, будучи монахом под именем Гильдебранда, являлся фактическим лидером реформистски настроенной части Курии на протяжении 15 лет. Целью папы Григория было окончательно вывести церковь из-под контроля светских властей, чтобы она могла беспрепятственно осуществлять свои подлинные задачи. Таким образом, он попытался ликвидировать утвердившийся в веках порядок и установить такие отношения между церковью и государством, которые предполагали бы превосходство церкви, основанной Богом, над всеми человеческими институтами. Для достижения этих целей Григорий использовал все средства, способствовавшие централизации церковной власти в процессе осуществления реформ. Он возродил практику назначения постоянных и временных легатов, используя их гораздо более широко, чем это бывало прежде. Кроме того, он часто созывал в Риме соборы, на которые приглашались епископы не только из Италии, но и из других стран. То и другое должно было ограничить власть митрополитов, для чего использовались также иные средства. Рассмотрение дел, до недавнего времени находившихся в ведении митрополитов, теперь было поручено легатам, а в отдельных случаях легатами осуществлялся даже надзор над выборами епископов. Помимо этого, папа Григорий распорядился, чтобы специалисты в области канонического права свели воедино канонические постановления и сборники канонов с целью уяснить и расширить границы юрисдикции папы во внутрицерковных делах. Средством примирения множества противоречивших друг другу канонов стал принцип, предложенный Ивом Шартрским и Бернольдом Констанцским: если два закона противоречат друг другу, то закону, исходящему от высшей инстанции, должно отдаваться предпочтение перед законом, установленным местной властью. К середине 12 в. этим и аналогичными принципами руководствовались уже повсеместно, и Франциск Грациан использовал их в своем знаменитом Согласовании расхождений в канонах (Concordia discordantium canonum). Все эти меры способствовали централизации власти в руках папы.

Борьба с Генрихом IV. Вместе с тем проблема церковной реформы, перенесенная в плоскость обыденной жизни, выдвигала на первый план вопрос о юрисдикции над церковной иерархией: кто должен назначать епископов и определять круг их обязанностей и требования, которым они должны соответствовать, - папа или король? В этом споре можно было привести определенные доводы в пользу той и другой стороны. Короли и император Священной Римской империи полагали, что именно они должны осуществлять контроль над епископами, поскольку последние подотчетны своим мирским владыкам. Папский престол настаивал на том, что епископское служение носит прежде всего духовный характер, и потому епископы должны нести ответственность главным образом перед своими митрополитами и папой. Этот вопрос положил начало конфликту между папой Григорием VII и императором Священной Римской империи Генрихом IV, когда последний низложил Аттона, архиепископа Миланского, рукоположенного предшественником папы Григория, поставив вместо него антиреформистски настроенного Тедальда. На Лентенском соборе (1075) папа Григорий провел постановление о запрете светских инвеститур, отстранил ряд германских епископов и запретил мирянам присутствовать на мессе, которую служат женатые священники. Генрих IV в ответ на это созвал в Вормсе синод германских епископов, и те, встревоженные реформаторским рвением нового папы, объявили его узурпатором и потребовали, чтобы он отрекся от папского престола. В свою очередь Григорий ответил на это беспрецедентным шагом, объявив Генриха низложенным и освободив его подданных от каких-либо обязательств по отношению к императору. Германские епископы воспользовались этим в качестве оправдания, чтобы свергнуть императора с престола. Генрих поспешил заключить с папой Григорием мир, что и было сделано в Каноссе.

Вормсский конкордат. При пре

Полезные сервисы

церковные соборы

Энциклопедия Кольера

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ - обладающие догматическими и каноническими полномочиями собрания епископов, созываемые для обсуждения важнейших вопросов церковной жизни и вероучения и принятия соответствующих решений. В Римско-католической церкви "вселенскими" называются соборы, на которые приглашены все епископы и которые тем самым представляют весь христианский мир; соборы же, на которые приглашается только часть высшего духовенства, считаются "поместными", или "частными". Последние могут быть "провинциальными" или "пленарными" - в зависимости от того, созываются ли они в рамках отдельной епархии (или диоцеза) или же в рамках всей страны. Церковные соборы (в том числе и поместные) пользуются юридическим авторитетом в религиозных вопросах, который превосходит законодательные полномочия отдельных епископов. В этом заключается отличие соборов от епископских конференций, которые не являются законодательными собраниями. В соответствии с римско-католическим каноническим правом общецерковный собор созывается лишь папой Римским, и постановления этого собора вступают в силу только в том случае, если они подтверждены и одобрены Св. Престолом. В принципе, для участия в соборе приглашались только "резидентные" епископы (т.е. те, которые действительно управляют епархией), но позднее эта привилегия была распространена на кардиналов и титулярных епископов, аббатов, глав монашеских орденов или особых мужских монашеских конгрегаций, которые (как, например, иезуиты) не подчиняются епископам или кардиналам. Все вышеперечисленные обладают правом решающего голоса, остальные участники собора (в частности, теологи) - только совещательным голосом. Соборы называются по месту, где они проводились. Римско-католическая церковь признает вселенскими 21 собор (Пизанский собор 1409, созванный как вселенский, впоследствии был дезавуирован). Восточные (православные) церкви признают вселенскими только 7 первых соборов, состоявшихся до разделения церквей, а протестанты признают авторитет лишь первых четырех из них. 21-й (по католическому исчислению) Вселенский собор - II Ватиканский собор - был созван папой Иоанном XXIII в 1962 и продолжался при его преемнике Павле VI до 1965. Ниже перечислены вселенские соборы, признаваемые Римско-католической церковью, с кратким изложением их решений. (1) I Никейский (325). Осудил арианство и вынес определение относительно "единосущия" Сына Отцу, которое позже вошло в Никейский символ веры. (2) I Константинопольский (381). Осудил македониан, отрицавших божественность Святого Духа. Подтвердил и дополнил вероопределение, принятое на I Никейском соборе. (3) Эфесский (431). Осудил несторианство, отрицавшее ипостасное единство (единство божественной и человеческих природ) в воплотившемся Слове - Христе. Признал правомерность именования "Богородица" применительно к Деве Марии. (4) Халкидонский (451). Осудил монофизитство, или евтихианство, постановив, что Христос обладал двумя природами и был истинным Богом и истинным человеком. (5) II Константинопольский (553). Осудил за уклонение в несторианство нескольких епископов и богословов, прежде всего - Феодора Мопсуестийского, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского. (6) III Константинопольский (680-681). Осудил монофелитов и постановил, что Христос обладал двумя волями - божественной и человеческой. (7) II Никейский (787). Осудил иконоборцев и постановил, что почитание икон и священных изображений не есть идолопоклонство. (8) IV Константинопольский (869-870). Осудил Фотия, патриарха Константинопольского. (9) I Латеранский (1123). Первый общецерковный собор Западной церкви. Утвердил Вормсский конкордат и принял закон о церковных инвеститурах. (10) II Латеранский (1139). Принял меры для преодоления схизмы антипапы Анаклета II и издал постановления против ростовщичества, симонии и других пороков. (11) III Латеранский (1179). Осудил ереси вальденсов и альбигойцев, и утвердил закон об избрании папы двумя третями голосов кардиналов на конклаве. (12) IV Латеранский (1215). Принял ряд постановлений, направленных на реформу церкви, учредил обязательную ежегодную исповедь и причащение на Пасху и утвердил догмат о пресуществлении в таинстве евхаристии. (13) I Лионский (1245). Осудил императора Священной Римской империи Фридриха II за преследования церкви. (14) II Лионский (1274). Добился временного воссоединения Восточных (православных) церквей с Римом и постановил, что выборы нового папы должны начинаться спустя десять дней после кончины его предшественника. (15) Вьеннский (1311-1312). Упразднил орден тамплиеров, призвал к крестовому походу для освобождения Святой Земли, принял учение об отношении души и тела в человеке и осудил т.н. спиритуалов - секты фратичеллов, дульчинистов, бегардов и бегинок. (16) Констанцский (1414-1418). Принял ряд постановлений, касающихся реформы папства и церкви, осудил Уиклифа, приговорил к сожжению Яна Гуса и положил конец великой западной схизме, низложив и заключив в тюрьму антипапу Иоанна XXIII (Балтазара Коссу). (17) Флорентийский (1438-1443). Утвердил примат папы в противовес сторонникам соборной реформы, настаивавшим на том, что общецерковный собор должен обладать большей властью, чем папа, и предпринял попытку воссоединиться с Восточными (православными) церквами. (18) V Латеранский (1512-1517). Разграничил полномочия папы и общецерковного собора, осудил философов, учивших, что душа смертна и едина для всего человечества, и призвал к крестовому походу против турок. (19) Тридентский (1545-1563). Созван для противодействия протестантской Реформации. Провозгласил, что в вопросах вероучения следует руководствоваться Писанием и Преданием, уточнил учения о мессе, таинствах, оправдании, чистилище, индульгенциях, призывании святых, почитании священных изображений, принял решения о браке, о подготовке и посвящении в сан священников. (20) I Ватиканский (1869-1870). Принял определения природы Откровения и веры, отношения между верой и разумом и непогрешимости папы. Осудил пантеизм, материализм, деизм, натурализм и фидеизм. (21) II Ватиканский (1962-1965). Созван для обновления церкви, чтобы сделать ее способной успешно осуществлять свою миссию в 20 в. Выработал определения сущности церкви, христианского единства, литургической реформы, принял решения о роли епископов как пастырей церкви, усилении активности мирян, об отношении между Библией и теологией, о христианском образовании, социальном учении церкви и религиозной свободе в гражданском обществе.

ЛИТЕРАТУРА

Ковальский Я.В. Папы и папство. М., 1991 Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995 Карташев А.В. Вселенские соборы. М., 1994 Рожков В. Очерки по истории Римско-Католической Церкви. М., 1998

Полезные сервисы

арианство

Энциклопедия Кольера

АРИАНСТВО - одна из древнейших ересей в христианстве, учившая о тварности Иисуса Христа и отвергнутая церковью. Осуждение арианства стало мощным импульсом к формулированию ортодоксального учения о Троице, утверждающего полноту божественности во Христе как Сыне Божьем. Тем самым арианские споры сыграли решающую роль в развитии христианского понятия Бога. Арианство возникло в начале 4 в. и в первое время получало официальную поддержку со стороны правителей Римской империи. Арианские церкви сохранялись у готов и других германских народов еще в 6 и 7 вв. Древние христиане строго придерживались унаследованной от иудаизма доктрины единобожия. Вместе с тем, они стояли перед необходимостью решить христологическую проблему, т.е. объяснить природу Иисуса Христа, в котором они видели Сына Божия. В евангелиях они обнаруживали тексты, по видимости противоречащие друг другу. Например, Евангелие от Иоанна открывается словами: "В начале было Слово [[Logos = Христос]], и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Ин 1:1); однако в том же евангелии Иисус говорит о себе: "Отец Мой более Меня" (Ин 14:28). Были ли они двумя богами? И был ли Христос ниже Бога Отца? С течением времени христианские мыслители, в своих попытках прояснить христологические проблемы, стали описывать природу и личность Христа в терминах греческой философии. В 3 в. многие богословы обращались к этому вопросу. Савеллий учил, что Бог именуется Отцом как Творец, Сыном как Искупитель и Св. Духом как Освятитель, но что все три наименования обозначают лишь три проявления вовне единого неделимого Бога. Ориген утверждал, что Сын есть самостоятельное божественное Лицо, но что Он не вполне равен Отцу. Тертуллиан рассматривал Отца, Сына и Св. Духа как три отдельных Лица, хотя и признавал единство божества. Павел Самосатский, епископ Антиохии, был низложен в 268 за отрицание того, что Христос был предвечным божественным существом, родившимся в мире как человек. Проблема была налицо, однако оставалось неясным, как ее следует разрешить. Арианские споры начались ок. 320, когда Александр, епископ Александрийский, созвал поместный собор, осудивший учение александрийского пресвитера Ария (256-336). Арий учил, что было время, когда не было Сына. Он утверждал, что только Бог (Отец) безначален, и, следовательно, Христос был тварным человеком и не совечен Богу. После осуждения Арий странствовал по Сирии и Малой Азии, ища поддержки среди влиятельного духовенства. Император Константин I (306-337), сочувствовавший христианству, хотя еще не принявший крещения, надеялся использовать христианство как силу, способную обеспечить идеологическое единство Римской империи. Его встревожили арианские споры, указывавшие на существенные разногласия внутри самой церкви. Летом 325 он созвал церковный собор в Никее, чтобы разрешить эту проблему. Около 300 епископов, в большинстве своем из восточных областей империи, прибыли на Никейский собор, который считается I Вселенским собором христианской церкви. Ария защищал влиятельный Евсевий Никомидийский, однако собор осудил его как еретика и принял вероопределение (Никейский символ веры), согласно которому Иисус Христос, Сын Божий, есть "Бог от Бога, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, несотворенный, единосущный (homoousios) Отцу". Хотя епископы по-разному толковали греческое слово homoousios, казалось, что конфликту положен конец. Однако ариане продолжали отстаивать свою позицию и заручились поддержкой многих восточных епископов, полагавших, что никейская формула неадекватно отобразила различие между Богом Отцом и Богом Сыном, открывая пути заблуждениям савеллианского толка. Сам Константин, по-видимому, был больше заинтересован в согласии, чем в ортодоксии. Его сын Констанций II (337-361) активно поддерживал арианство. Тем временем в самой антиникейской партии произошел раскол. Одни ариане считали, что Сын неподобен (anomoios) Отцу, другие - что Он подобен (homoios) Отцу. По всей видимости, большинство греческих богословов придерживались мнения, что Сын подобосущен (homoiousios) Отцу. С другой стороны, никейскую формулу homoousios (единосущный) энергично защищал Афанасий, епископ Александрийский (328-373). Имперские власти пять раз изгоняли Афанасия с его епископской кафедры, однако он продолжал писать книги и памфлеты против ариан. Его позиция получила поддержку в основном у западных богословов. Постепенно стал складываться антиарианский консенсус - отчасти благодаря полемическим сочинениям Афанасия, а также других церковных писателей - греческих (Григорий Назианзин и Григорий Нисский) и латинских (Иларий Пиктавийский и Марий Викторин), отчасти вследствие того, что Констанций II, приверженец формулы homoios (подобен), преследовал как сторонников определения homoousios ("единосущников"), так и сторонников определения homoiousios ("подобосущников"). Ариане пользовались императорским покровительством и в период правления Валента (364-378), однако в 381 вселенский собор в Константинополе вновь подтвердил христологическую доктрину Никейского собора и, кроме того, принял догмат о полноте божественности Святого Духа. Соборные вероопределения и богословские сочинения, порожденные антиарианскими спорами, послужили основой тринитарного учения о Божестве (Бог, единый в трех Лицах, равных между собой), принятого в качестве официального вероисповедания Римской империи в 381 и по сей день исповедуемого Римско-католической, восточными православными и многими протестантскими церквами. Быть может, не меньшее значение, чем собственно христологический спор между арианами и их оппонентами, имел сотериологический аспект этого спора, т.е. его выводы применительно к богословскому учению о спасении. Древние христиане верили, что спасение в конечном счете означает обжение: достигшие спасения делаются "причастниками Божеского естества" (2 Петр 1:4). Ариане были готовы принять употребление слова "Бог" в отношении Иисуса Христа, но лишь как указание на то, что он был первым тварным существом, подвергшимся обожествлению. Они полагали, что Христос обладал способностью ко греху и что только благодаря совершенному совпадению его свободной воли с волей Отца он, по усыновлению, стал Сыном Божьим. Поэтому они думали, что христиане, подражая совершенству Христа, могут сподобиться такого же божественного усыновления. Противники же ариан считали, что Бог Сын, равный в своей божественности Богу Отцу, воспринял человеческое естество, чтобы искупить мир от греха и смерти, благодаря чему христиане через усыновление могут стать тем же, чем он был предвечно по своей природе. Поэтому в христианской жизни ариане делали акцент на подражании преуспевшему в достижении этой цели человеку-Христу, между тем как христианская ортодоксия подчеркивала необходимость участия благодати, даруемой Христом и через Христа. Хотя после Константинопольского собора (381) арианство утратило свои позиции в латинском и греческом мире, оно по-прежнему процветало среди германских народов. Арианин Ульфила (Вульфила), возведенный в 341 в сан епископа, отправился в качестве миссионера к готам, жившим в нижнем течении Дуная. Он обратил большое число готов и перевел часть Библии на готский язык. Христианство в его арианской форме через готов стало распространяться и среди других германских народов, таких, как бургунды, вандалы и алеманны, еще до того, как они вторглись в пределы Римской империи. В 5 в. после распада Западной Римской империи, на месте которой возник ряд германских королевств, арианство оставалось официальной религией остготов Италии, вестготов Испании, бургундов юго-восточной Галлии и вандалов Северной Африки. То, что подавляющее большинство подданных этих государств (в прошлом - римских провинций) исповедовало ортодоксальную никейскую веру, затрудняло для арианских королей задачу консолидации этих государств и управления ими. Кроме того, арианство отлучило своих приверженцев от великой традиции христианской латинской учености, по своему характеру - почти всецело ортодоксальной. Потому не готы и другие ариане, но франки и англо-саксы, два германских народа, изначально обращенные в никейское, а не в арианское христианство, заложили основы средневековой европейской цивилизации. В 550-е годы вандалы и остготы, завоеванные Византийской империей, отошли от арианства. Бургунды присоединились к ортодоксии в 517, а вестготы - в 587. Арианство продолжало существовать в среде некоторой части лангобардов в Италии до 7 в. К началу средневековой эпохи арианство как таковое уже исчезло, однако близкие к нему "субординационистские" учения, ставящие Христа ниже Бога Отца, многократно возникали в истории христианства (в частности, среди социниан в 16 в.).

ЛИТЕРАТУРА

Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

Полезные сервисы