Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

маколей томас бабингтон

Энциклопедия Кольера

МАКОЛЕЙ Томас Бабингтон (Macaulay, Thomas Babington) (1800-1859), английский эссеист, историк и государственный деятель. Родился 25 октября 1800 в Ротли-Темпл (графство Лестершир). Его отец, Закари Маколей, был бизнесменом, противником рабства и редактором "Христианского обозрения" ("Christian Observer"). Маколей получил образование в двух небольших частных школах. Окончил Тринити-колледж Кембриджского университета, где удостоился литературных премий за стихотворения Помпеи в 1819 и Вечером в 1821; в 1824 стал членом совета Тринити-колледжа и стал получать 300 фунтов в год - жалованье, в котором он очень нуждался после краха отцовского предприятия. Допущенный к адвокатуре, но так и не начав юридической практики, он писал в литературные журналы и поддерживал аболиционистов. В августе 1825 его этюд о Милтоне в "Эдинбургском обозрении" получил широкое признание за вдохновенный, энергичный, волнующий стиль, который Маколей в дальнейшем совершенствовал и который оказал влияние на английскую прозу. В 1830 был избран в парламент от "карманного округа" Калн. Энергично боролся за парламентскую реформу. Сила и красноречие его выступлений завоевали всеобщее восхищение, способствовали принятию Билля о реформе 1832 и сделали его одной из ключевых фигур тогдашнего лондонского вигского общества. Назначенный членом, а затем секретарем контрольного совета по делам Индии, в 1832 Маколей был избран в парламент по списку вигов от Лидса. Членство в совете колледжа закончилось в 1831, и теперь только жалованье чиновника давало ему возможность поддерживать семью и расплачиваться по отцовским долгам. Тем не менее в то самое время, когда он был вынужден продать свои призовые медали, Маколей пригрозил уйти в отставку в ответ на неадекватный правительственный план освобождения рабов; план был изменен, а отставка не принята. В декабре 1833 он был назначен членом Верховного совета при вице-короле Индии с жалованьем в 10 000 фунтов в год. В душе лондонец, он остро переживал свое индийское "заточение", хотя теперь его семья была избавлена от нужды. Наследство в 10 000 фунтов, оставленное дядей, позволило ему через три с половиной года оставить должность. Благодаря ему английский язык сделался основным в системе индийского образования; кроме того, он практически в одиночку написал проект индийского уголовного кодекса, ставшего законом в 1860. По возвращении в Лондон в 1838 Маколей был избран в парламент от Эдинбурга в 1839; был военным министром в правительстве Мелборна вплоть до 1841. Когда виги вновь пришли к власти в 1846, Маколей стал главным казначеем. После неудачи на выборах 1847 был избран в палату общин от Эдинбурга в июле 1852, хотя и не числился официальным кандидатом. В это время он уже страдал болезнью сердца, от которой так полностью и не оправился. Маколей вышел в отставку в 1856, а в следующем году ему был пожалован титул барона Ротли. В эти годы Маколей все в большей степени склонялся к занятиям литературным трудом. В 1838 начал работать над Историей Англии (History of England from the Revolution of 1688) и продолжал писать для "Эдинбургского обозрения", в котором в общей сложности были опубликованы 27 его эссе в 1825-1844. Известность получили также Песни Древнего Рима (Lays of Ancient Rome, 1842) и второе издание эдинбургских Критических и исторических очерков (Critical and Historical Essays, 1843). Первые два тома Истории Англии, вышедшие в свет в 1848, завоевали необычайный успех. В 1849 Маколей был избран на почетную должность лорда-ректора университета Глазго. В 1854 он издал сборник Речи (Speeches), а в 1855 третий и четвертый тома Истории. Пятый том, оставшийся незаконченным, был издан посмертно в 1861.

Умер Маколей в Лондоне 28 декабря 1859.

ЛИТЕРАТУРА

Маколей Т. Полное собрание сочинений, тт. 1-16. СПб, 1860-1866

Полезные сервисы

милль джон стюарт

Энциклопедия Кольера

МИЛЛЬ Джон Стюарт (Mill, John Stuart)

ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ

ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ

(1806-1873), английский философ и экономист. Родился в Лондоне 20 мая 1806 в семье Джеймса Милля, шотландского экономиста и философа, занимавшего высокий пост в Ост-Индской компании. Кальвинистские взгляды, шотландское образование и дружба с Иеремией Бентамом и Давидом Рикардо привели к тому, что Джеймс Милль стал строгим и догматичным последователем утилитаризма. Решающее значение для его философии имела локковская теория сознания. Согласно Джеймсу Миллю, при рождении человека сознание представляет собой как бы лист чистой бумаги, на котором далее записывается опыт. Следуя этой теории, он дал своему сыну домашнее образование, отличавшееся чрезвычайной интенсивностью и строгостью. От природы Джон Милль был одаренным мальчиком, поэтому система его отца находила подтверждение на практике: ребенком Джон читал по-гречески и даже начал писать историю Рима. Когда ему исполнилось четырнадцать лет и образование было сочтено законченным, он получил, как сам выразился, "фору в четверть века перед современниками". За это пришлось заплатить высокую цену: у Милля не было друзей-ровесников, он не играл в игры, был физически слабым ребенком и чурался общества. Ему не дозволялись дни отдыха, детские шалости и развлекательное чтение. Кроме того, мальчику вменялась обязанность передавать знания сестрам и братьям, на которых у его отца уже не было времени. Единственным утешением служило общество Иеремии Бентама, который был близким другом семьи и отличался веселым нравом и эксцентричным поведением. Милль также провел год на юге Франции вместе с братом Бентама, изобретателем Сэмюэлем и его семьей (1820-1821). Там он впервые "вдохнул вольный и теплый воздух континента" и приобрел вкус ко всему французскому. Обладая значительными интеллектуальными способностями, Милль в то же время отличался в юности упрямством, был нелюдим и холоден. В 1823 он поступил на работу в Ост-Индскую компанию и продвигался по службе, как и его отец, пока не достиг положения главного эксперта и материальной независимости до конца жизни. Приблизительно в то же время его заключают в тюрьму на день или два за распространение среди рабочих брошюр Фрэнсиса Плейса о средствах предупреждения беременности - Милль надеялся, что это поможет остановить волну детоубийств. Зимой 1826 в возрасте двадцати лет он пережил нервный срыв, главным образом по причине переутомления, а отчасти потому, что бесконечные дискуссии и разнообразные проекты усовершенствования человечества перестали его интересовать. Через полгода после выздоровления он был полон решимости во что бы то ни стало вернуть атрофированные эмоции. Милль с жадностью читал Вордсворта и познакомился с ним лично. Воспламененный идеями сен-симонистов, он поехал в Париж в разгар событий 1830. Милль стал близким другом поэта и эссеиста Дж.Стирлинга и, следуя его советам, присоединился к кругу поклонников С.Т.Колриджа, в то время верховного жреца консерватизма. Милль намеренно искал встречи с людьми, идеи которых значительно отличались от идей его отца; он чувствовал непреодолимое отвращение ко всему узкому и сектантскому. Иногда его мнения о людях резко менялись, как это было с Томасом Карлейлем, рукопись которого - Французская революция - Милль, не имея такого намерения, случайно уничтожил и к автократическому мистицизму которого он относился крайне негативно. Высоко ценимый Миллем Огюст Конт в конце концов, по его мнению, стал страдать манией величия. Иногда его оценки оказывались более плодотворными - как в случае с Алексисом Токвилем, работа которого О демократии в Америке послужила фундаментом собственной политической теории Милля: демократия сама по себе не является панацеей от всех бед и даже может породить тиранию невежественной толпы, если не сопровождается умственным и нравственным воспитанием народа. Однако все эти проблемы вскоре поблекли для Милля рядом с "главным благословением" его существования" - Гарриет Тэйлор. Красивая, умная и от природы властная женщина, Гарриет выросла в узком религиозном кругу унитариев, которые считали существенно важной целью улучшения в социальной (не политической) сфере жизни. Рано выйдя замуж за предпринимателя Джона Тэйлора, она затем, признавая все достоинства этого человека, поняла, что он не может дать ей того, в чем она так нуждалась. Гарриет была наделена способностью к интуиции и свободному от предрассудков мышлению и проникала в суть проблем, которые более осторожному Миллю казались неразрешимыми. Милль безнадежно влюбился, а она нашла в нем благодарного учителя и проводника идей, которые по тем временам было трудно и даже опасно высказывать женщине. Отчасти из-за отвращения, которое они питали к рабскому положению, в которое ставят людей сексуальные отношения, отчасти из чувства долга перед мужем Гарриет их связь оставалась невинной на протяжении почти двадцати лет. Однако соблюдение брачной клятвы вряд ли радовало Джона Тэйлора - характер их отношений не оставлял никаких сомнений, а свидания и совместные поездки за рубеж неизбежно вызывали скандалы. Несмотря на неприятие Миллем кодекса поведения, завещанного ему отцом, Джон Милль и Джеймс Милль предприняли согласованные действия в поддержку Билля о реформе 1832 и против нового вигского парламента. При помощи Уильяма Мольсворта, Чарлза Буллера, Джорджа Грота и других Джон Милль попытался продолжить дело отца и основал партию философских радикалов, органом которой в течение нескольких лет было ежеквартальное периодическое издание "Лондонское и Вестминстерское обозрение" ("London and Westminster Review"); главным редактором последнего предполагали назначить радикально настроенного вига лорда Дарема. Внутренние расхождения в партии, отсутствие поддержки со стороны общественного мнения и финансовые затруднения, а также смерть Дарема в 1840 привели к концу это начинание. Убежденный в том, что "умственное возрождение Европы должно предварить ее общественное возрождение", Милль теперь направил свои усилия на создание учебной литературы. В своей Системе логики (A System of Logic, 1843) он подверг критике те направления философии, согласно которым знание и поведение исходят из врожденных идей и "морального чувства". Напротив, доказывал он, знание имеет своим источником опыт, соединенный со способностью к ассоциации идей; моральные науки, как и науки физические, руководствуются принципом причинности. Милль продолжил эту борьбу в восьми изданиях Логики, в работах Утилитаризм (Utilitarianism, 1863), Исследование философии сэра Уильяма Гамильтона (Examination of Sir William Hamilton's Philosophy, 1865) и других сочинениях. Следующая работа Милля - Принципы политической экономии (Principles of Political Economy, 1848; второе издание со значительными дополнениями 1849) - основывалась на идеях Рикардо, хотя заключения носили более радикальный характер. По мнению автора, к экономическим мотивам наряду с личной выгодой следует отнести привычку и обычай. Он оспорил представления классической школы о неизменности естественного закона, показав, что заработная плата, рента и прибыль могут быть изменены по воле человека. Вместо системы наемного труда Милль предлагал ввести систему кооперативных сообществ, в которых работники совместно владеют капиталом и осуществляют контроль над управляющими. Оставляя за каждым человеком право на средства, которые тот заработал собственным трудом, Милль требовал ввести жесткие налоги на доходы, которые не основаны на труде, включая наследство. В результате, полагал он, прекратится образование нового капитала, будут остановлены развитие промышленности и рост населения. В таком "статическом" обществе будет больше свободного времени, которое можно было бы тратить на образование и решение социальных проблем. Милль подытожил свои взгляды на социальные вопросы в Автобиографии (Autobiography, 1873): "Объединить индивидуальную свободу и общее владение природными ресурсами планеты, а также обеспечить равную долю для всех в выгодах, следующих из совместного труда". В 1849 умер муж Гарриет, и в 1851 она и Джон вступили в брак. Холодность родственников со стороны Милля привела к тому, что он порвал с ними отношения. Следующие семь лет Джон и Гарриет спокойно жили в Блэкхите, где обсуждали все те работы, которые вышли в свет в дальнейшем, и даже делали вместе первые наброски будущих трудов. Милль публиковал свои работы, лишь когда чувствовал, что их время наступило. Что касается Автобиографии и Трех эссе о религии (Three Essays on Religion, 1874), то они были опубликованы посмертно. В 1858, когда контроль над Ост-Индской компанией перешел в руки государства, Милль вышел в отставку и решил вместе с Гарриет устроить каникулы на Средиземном море. В течение нескольких лет он болел туберкулезом, и, по всей видимости, болезнь передалась Гарриет. Во время путешествия она внезапно скончалась в Авиньоне. Милль тяжелейшим образом переживал случившееся. Он купил домик рядом с кладбищем в Сен-Веране и жил там почти все оставшиеся годы. Его приемная дочь Элен Тэйлор принесла в жертву свою личную жизнь, чтобы заполнить, насколько возможно, пустоту, оставшуюся в жизни Милля после смерти Гарриет. Немного оправившись после несчастья, Милль в 1859 опубликовал знаменитое Эссе о свободе (Essay on Liberty), в котором "столь значительный вклад внесен тою, кого я потерял". В 1861 он написал работу Угнетение женщин (The Subjection of Women, опубл. в 1869). В обеих книгах проводился принцип равенства, который Милль разделял с первых дней знакомства с Гарриет и мог быть назван главным правилом их совместной жизни. Милль медленно возвращался к нормальной жизни. В 1865 он был избран членом парламента от Вестминстера, оплота либералов. Участвовал в нескольких общественных протестах, когда его чувство справедливости было задето, в частности касавшихся жестоких репрессий на Ямайке губернатора Эдварда Джона Эйра. Милль также первым в истории права Нового времени поднял вопрос об участии женщин в голосовании. Впрочем, политического апломба ему недоставало, и в 1868 он не прошел на выборах, главным образом потому, что оказал поддержку кандидату в парламент атеисту Чарлзу Брэдлоу. В 1867 Милль принял участие в учреждении общества за равноправие женщин и пытался убедить его участниц в том, чтобы они более настойчиво выступали в защиту своих прав, выступал за введение государственной собственности на природные ресурсы и заканчивал автобиографию. В Авиньоне он проводил свободное время, занимаясь ботаникой в компании энтомолога Ж.Фабра. Умер Милль в Авиньоне 8 мая 1873. Работы Милля по логике и экономике по большей части можно считать устаревшими, в этике его позиция осталась неясной, поскольку он так и не смог составить сколько-нибудь убедительный список морально приемлемых поступков, "совершаемых в заботе о себе и своих интересах". Милль, по-видимому, не желал разбираться в важнейших событиях и тенденциях своего времени, поскольку недооценил значение работ современников - Ч.Дарвина и К.Маркса, а также перспектив и опасностей эпохи полной механизации труда. Большая часть его рекомендаций по конкретным вопросам приблизила их решение (равенство женщин, обязательное образование, кооперативы, всеобщие и равные права, самоуправление доминионов, контроль над рождаемостью, более разумные законы о разводе, о национальных парках), часть из них были отброшены как химерические (пропорциональное представительство по схеме Хейра, национализация земли, введение системы открытого голосования). Рекомендации эти были изложены в его работах Мысли о парламентской реформе (Thoughts on Parliamentary Reform, 1859) и Размышления о представительном правлении (Considerations on Representative Government, 1861). Не всегда его суждения о текущих событиях были вполне здравыми. Ненависть к Наполеону III не позволила ему увидеть более серьезную опасность со стороны германского милитаризма. Лояльность в отношении собственной компании привела к тому, что он препятствовал необходимым изменениям системы правления в Индии. В то же время авторитет Милля был чрезвычайно высоким, охватывая различные классы общества; его знали и почитали во многих странах Европы. "Те, кто знал Милля только по его сочинениям, знали этого человека только наполовину, и это была не лучшая его половина", - сказал Фицджеймс Стивен, один из самых известных его оппонентов. У.Гладстон, лидер Либеральной партии, называвший его "святым церкви рационалистов", и его крестный сын Б.Рассел - оба считали, что величие Милля основывалось на его исключительно высоком моральном авторитете. Это была абсолютно цельная личность. Скрупулезно справедливый, он не зная страха добивался того, что считал правильным. Чрезвычайная дисциплина ума позволила ему добиться замечательной прозрачности и убедительности в изложении идей; она также наделила его способностью отличать истину от предрассудка, рассматривать каждый вопрос с различных точек зрения, не теряя собственных убеждений в трясине необходимых компромиссов. Всякое знание он считал результатом синтеза различных идей. Подходы, отличающиеся от его собственных, он ни в коем случае не отвергал, а если считал, что в них имеется что-либо ценное, стремился использовать в собственной системе идей. Самым ужасным было бы для него то, что он называл "спокойным сном окончательно решенного вопроса". Милль известен прежде всего своим Эссе о свободе, в котором сформулированы причины, по которым общество, преследуя собственные жизненно важные интересы, должно обеспечить людям максимальную свободу от морального или физического давления. "Ценность государства в конечном счете измеряется ценностью индивидов, которые его составляют; государство, которое... ущемляет людей для того, чтобы сделать их послушными инструментами в своих руках, даже в том случае, когда провозглашает благие намерения... вскоре обнаружит, что с маленькими людишками невозможно достичь ничего великого, а совершенствование аппарата управления, которому все приносилось в жертву, в конечном итоге ничего не дало...". Эти слова посвящения "другу, жене, вдохновительнице и отчасти автору всего лучшего в моих сочинениях" с годами нисколько не потеряли значения.

ЛИТЕРАТУРА

Милль Дж.С. Автобиография. М., 1896 Милль Дж.С. О свободе. СПб, 1906 Милль Дж.С. Система логики, тт. 1-2. М., 1914 Милль Дж.С. Основы политической экономии, тт. 1-3. М., 1980-1981

Полезные сервисы

пиль роберт

Энциклопедия Кольера

РОБЕРТ ПИЛЬ

РОБЕРТ ПИЛЬ

(Peel, Robert) (1788-1850), британский государственный деятель 19 в., основатель консервативной партии. Родился 5 февраля 1788 в Бери (графство Ланкашир), был старшим сыном Роберта Пиля, предпринимателя, успешно занимавшегося хлопковым производством и получившего в 1800, при Уильяме Питте Младшем, титул баронета. Окончил Харроу и Крайст-Черч-колледж Оксфордского университета. В 1909 был избран в парламент. Получив первый опыт государственной деятельности в качестве помощника министра сначала в военном министерстве, а затем в министерстве колоний, в 1812 Пиль был назначен на должность статс-секретаря по делам Ирландии. Занимая эту должность в течение шести лет, Пиль проявил незаурядные способности администратора. В 1814 во многом благодаря его усилиям удалось подавить активность Католического совета (центрального комитета организованного католического движения в Ирландии) и тем самым остановить первую организованную политическую агитацию в Ирландии со времени англо-ирландской унии 1801. Чтобы справиться с состоянием беззакония, характерным для ирландского общества, Пиль предложил в 1814 закон о сохранении мира, благодаря которому было инициировано создание национальной полиции, позже получившей название Ирландской королевской полиции. Его решение проблемы голода в Ирландии в 1817 было одним из самых значительных успехов правительства. Когда в 1818 Пиль покинул Ирландию, у него была репутация одного из самых способных молодых людей в правительстве. Кроме того, он стал энергичным сторонником партии "протестантов" в парламенте, выступавших против отмены старых законов о католиках. По этим законам, восходившим к 17 в., католикам запрещалось быть членами парламента и занимать высокие государственные посты. Сыграв значительную роль в отклонении билля об эмансипации католиков 1817, Пиль был избран в том же году членом парламента от Оксфордского университета. Хотя Пиль дважды отказывался от незначительных постов в правительстве, он по-прежнему занимал активную проправительственную позицию в палате общин. В 1819 он возглавил важный комитет по денежному обращению и добился возвращения к наличным платежам и золотому стандарту. После реорганизации правительства в 1822 Пиль стал министром внутренних дел и провел реформу уголовного законодательства. В 1823-1830 были систематизированы древние статуты, была усовершенствована пенитенциарная система, были смягчены наказания за уголовные преступления и ускорен процесс судопроизводства. Пытаясь справиться с ростом преступности, Пиль настоял на необходимости совершенствования системы определения виновности. В 1829 он основал в Лондоне муниципальную полицию. В честь сэра Роберта английских полицейских окрестили "бобби". Встревоженный ростом влияния профсоюзов и беспорядками в промышленных районах, Пиль начал энергично проводить в жизнь фабричное законодательство и стремился сохранять баланс сил между работодателями и наемными работниками. Он не вмешивался в чисто экономические конфликты; тем не менее в условиях начавшихся в 1826 стачек в сфере промышленности Пиль сумел навести порядок без применения чрезвычайных мер. Когда в 1827 Р. Б. Ливерпул ушел с поста премьер-министра, Пиль отказался от своей должности, поскольку расходился с Дж.Каннингом в вопросе о католиках. Однако в 1828 он вернулся в правительство Веллингтона, вновь став министром внутренних дел и одновременно лидером палаты общин. После образования в 1823 Католической ассоциации сила движения за отмену законов о католиках заметно возросла. Неохотно уступив нажиму со стороны премьер-министра, Пиль провел в 1829 билль об эмансипации католиков, по которому католики получали практически равные политические права с протестантами. В результате он потерял место в парламенте, а утратившее многих сторонников правительство потерпело поражение на выборах и ушло в отставку в ноябре 1830. Хотя Пиль и был выдвинут в другом избирательном округе, раскол в партии оставил его в изоляции; он периодически выступал против принятия билля о парламентской реформе, предложенного новым правительством вигов в 1831, но в 1832 отказался войти в правительство Веллингтона, чтобы провести альтернативный проект реформы. Благодаря умеренной позиции в отношении вигского Билля о реформе ему удалось во многом восстановить свою репутацию. Неожиданное решение Уильяма IV об отставке правительства вигов в 1834 поставило перед Пилем почти невыполнимую задачу формирования нового правительства. Тем не менее первые сто дней его премьерства (ноябрь 1834 - апрель 1835) были отмечены его публичным заявлением о новых принципах консерватизма, известным как Тамуэтский манифест, и Пиль стал признанным лидером партии. Несмотря на то, что Пилю не удалось победить на выборах 1835, малочисленная консервативная партия увеличила свое представительство в палате общин, добавив 100 новых членов. В 1835-1841 руководимая Пилем консервативная партия постоянно увеличивала влияние, чему способствовали хорошо организованные выборы. Конфликт с королевой Викторией в связи с требованием о замене некоторых придворных дам вигской ориентации не дал Пилю возможности занять пост премьер-министра в 1839. Однако на выборах 1841 он одержал победу над вигами в ходе прямого голосования по вопросу о доверии правительству, и вскоре консервативная партия добилась большинства в 70 голосов в палате общин. Последнее правительство Пиля (сентябрь 1841 - июнь 1846) было одним из самых блестящих в 19 в., в него входили шесть бывших и будущих премьер-министров, четыре будущих губернатора Индии. Некоторые из этих способных молодых министров, такие, как Гладстон, Сидней Герберт и Эдуард Кардвелл, в дальнейшем образовали ядро группы выдающихся политиков середины 19 в., названных пилитами. Основными целями внутренней политики Пиля были уменьшение стоимости жизни для беднейших слоев населения и поощрение промышленного развития через стабилизацию финансовой системы и общее снижение пошлин. В своем первом знаменитом бюджете 1842 он вновь ввел подоходный налог, существовавший еще в эпоху наполеоновских войн, снизил тарифы на ввоз многих видов товаров и сырья, отменил пошлины на экспорт промышленных товаров. Банковский акт 1844 завершил создание британской банковской и валютной системы 19 в., а значительное увеличение доходной части бюджета сделало возможным дальнейшее значительное снижение налогов и тарифов во втором фритредерском бюджете 1845. Процветание страны свело на нет чартистское движение, которое приобрело особенно воинствующий характер в 1839-1842. Даже промышленники на севере страны, объединенные в Лигу против хлебных законов и использовавшие в 1842 в своих целях агитацию чартистов, обратилась к более конституционным методам пропаганды. В области внешней политики, особенно в отношениях с Францией и США, правительство Пиля проводило твердую, но примирительную политику. Договор Уэбстера - Ашбертона 1842 наконец разрешил спорный пограничный вопрос между штатом Мэн и провинцией Нью-Брансуиком в Канаде. Договор 1846 по Орегонским землям покончил с еще одним пограничным спором между США и Великобританией. Движение в Ирландии за отмену союза, ставшее угрожающе влиятельным после 1842, было остановлено принятием жестких мер в 1843. С другой стороны, была создана комиссия под руководством лорда Девона для изучения и реформы ирландской аграрной системы; в 1845 были приняты акты, учреждавшие ирландские университеты для католиков и диссентеров. Голод в Ирландии, вызванный гибелью урожая картофеля в 1845, и плохие урожаи по всей Англии вынудили Пиля принять решение об отмене пошлин на импорт иностранного зерна. Окончательное решение об отмене хлебных законов было принято в июне 1846. В консервативной партии вновь наступил раскол, и после целой серии дебатов, в ходе которых Б.Дизраэли составил себе имя блистательными обличениями премьер-министра, большинство членов партии, руководимые Дж.Бентинком, отделились от группы, которую возглавлял Пиль. Пиль ушел в отставку и в дальнейшем воздерживался от участия в чисто партийной оппозиционной борьбе. Он давал консультации и оказывал содействие правительству вигов под руководством Дж. Рассела, которое продолжало фритредерскую политику Пиля.

Умер Пиль в Лондоне 2 июля 1850.

Полезные сервисы