Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бертолуччи бернардо

Энциклопедический словарь

Бертолу́ччи Бернардо (Bertolucci) (р. 1941), итальянский режиссёр. В кино с 1962. Фильмы: «Двойник» (1968), «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972), «Двадцатый век» (1976), «Трагедия смешного человека» (1981), «Последний император» (1987), «Под покровом неба» (1991), «Маленький Будда» (1995). Проявляет склонность к масштабным эпическим постановкам, попеременно увлекался идеями марксизма, фрейдизма, буддизма и др.

* * *

БЕРТОЛУЧЧИ Бернардо - БЕРТОЛУ́ЧЧИ (Bertolucci) Бернардо (р. 1941), итальянский режиссер и поэт. Испытал сильное влияние П. П. Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло), унаследовав от него социальный критицизм и исповедальность. Наиболее значительные фильмы: «Конформист», 1970 (по А. Моравиа); «Последнее танго в Париже», 1972; «Двадцатый век», 1976 (эпическая панорама итальянской жизни на протяжении полувека); «Последний император», 1987; «Ускользающая красота», 1996.

* * *

БЕРТОЛУ́ЧЧИ (Bertolucci) Бернардо (р. 16 марта 1941, Парма, Италия), итальянский режиссер, драматург, поэт.

Учился в Римском университете. За свою книгу стихов удостоен премии Виареджо (1962). Первой пробой работы в кино стали его любительские фильмы на 16-миллиметровой пленке «Канатная дорога» (1957) и «Смерть свиньи» (1958). Близкое знакомство с П. П. Пазолини (см. ПАЗОЛИНИ Пьер Паоло) позволило ему стать ассистентом режиссера на съемках «Аккаттоне» (1961), а следом в стилистике своего учителя и мэтра снять первый полнометражный игровой фильм «Костлявая кума» (1962) - социологический репортаж об обитателях римского дна. В 1964 поставил свой второй фильм «Перед революцией», историю духовного «недовозмужания» юноши буржуазного круга с явными биографическими аллюзиями, который стал одним из ведущих фильмов молодежной итальянской контестации (протестного кино), в ее романтическом преломлении.

В период контестации снял полнометражный документальный телефильм «Нефтепровод» (1965-66), работал над незавершенным фильмом «Канал» (1966), поставил короткометражный игровой фильм «Агония» для альманаха «Любовь и гнев» (1967). В вольной экранизации «Двойника» Ф. М. Достоевского - фильм «Партнер» (1968) - впрямую выявлялась как идейная двойственность главного героя (что крайне характерно для творчества Бертолуччи в целом), так и точка заката самой контестации, утрата ею доминирующего положения в итальянском кино.

На рубеже 1960-1970-х гг. он открыто примыкает к движению итальянского политического кино, не поступаясь при этом собственными внутренними установками. В телефильме «Стратегия паука» (1969), развернутой экранизации наброска Х. Борхеса (см. БОРХЕС Хорхе Луис) «Тема предателя и героя», исследует природу героизма и предательства в контексте революционной борьбы. В адаптации одноименного романа А. Моравиа (см. МОРАВИА Альберто) «Конформист» (1970), следуя висконтиевской трактовке природы фашизма («Гибель богов»), вскрывает подоплеку сотрудничества с тиранией как замещение неудовлетворенных, преимущественно сексуальных комплексов.

В получившей несправедливо скандальную известность ленте «Последнее танго в Париже» (1972) создает романтическую версию современной трагедии любви. В 1976 создает эпопею «Двадцатый век», программно ангажированную, снятую с левых позиций сагу о борьбе социальных классов в Италии, сюжет которой охватывает три четверти 20 столетия и которая, в свою очередь, во многом знаменовала переход итальянского кино от злободневной актуальности политического кинематографа к произведениям историко-аналитическим. После фильмов «Луна» (1979) и «Трагедия смешного человека» (1981) надолго порывает с итальянской тематикой.

После переезда в Англию начинается его «космополитический» период творчества как современного художника - гражданина мира. На материале китайской истории создает глубоко оригинальный аналог «Двадцатого века» в его азиатском преломлении - фильм «Последний император» (1987, две премии «Оскар» (см. ОСКАР (в кино)) и «Золотой глобус»), заслуженно снискавший громкую мировую славу. Экранизацией одноименного романа Пола Боулза стала его психологическая драма на африканском материале «Под покровом неба» («Чай в пустыне», 1990). «Маленький Будда» (1993) оказался адаптацией преимущественно для американской аудитории хрестоматийных постулатов буддизма. После 15 лет жизни за границей снял в Италии фильм «Я танцую одна» («Ускользающая красота», 1995), своеобразную антологию ведущих тем и мотивов собственного творчества. Соавтор сценариев всех собственных картин.

Полезные сервисы

мастроянни марчелло

Энциклопедический словарь

Мастроя́нни Марчелло (Mastroianni) (1923-1996), итальянский актёр. Талант перевоплощения, сочетание лиризма и тонкой характерности проявились в фильмах режиссёра Л. Висконти, Ф. Феллини, В. Де Сика, М. Антониони, М. Феррери, Н. Михалкова и др.; «Белые ночи», «Сладкая жизнь», «Ночь», «Развод по-итальянски», «Восемь с половиной», «Подсолнухи» (советско-итальянский), «Большая жратва», «Город женщин», «Джинджер и Фред», «Очи чёрные» и др.

* * *

МАСТРОЯННИ Марчелло - МАСТРОЯ́ННИ (Mastroianni) Марчелло (28 сентября 1923 - 19 декабря 1996), итальянский актер театра и кино.

В конце 1940-х Лукино Висконти (см. ВИСКОНТИ Лукино) ввел его в свои спектакли: «Розалинда, или Как вам это понравится», «Орест», «Троил и Крессида». В кино дебютировал в «Отверженных» (1947) Риккардо Фреды. Добивается успехов и заметной известности в фильмах: «Августовское воскресенье» (1949), «Девушки с площади Испании» (1952), оба Лючано Эммера, «Повесть о бедных влюбленных» (1953) Карло Лиццани, «Дым любви» (1954) Джузеппе Де Сантиса (см. ДЕ САНТИС Джузеппе).

Сыграв в 1950-х годах в висконтиевских спектаклях «Смерть коммивояжера» и «Трамвай Желание», был приглашен им на роль Мечтателя в экранизации «Белых ночей» (1957) по Ф. М. Достоевскому. Впоследствии вынужденно заменил Алена Делона (см. ДЕЛОН Ален), который не мог принять участия в съемках, и исполнил роль Мерсо в висконтиевской экранизации «Постороннего» (1967) по А. Камю. Открытый для кинематографа Висконти, Мастроянни становится в новое время универсальным актером, обладающим богатой палитрой художественной выразительности, причем как в драматических, так и в комедийных ролях. Бесспорных высот достигает исполнением главных ролей в фильмах «Ночь» (1960) Микеланджело Антониони (см. АНТОНИОНИ Микеланджело), «Семейная хроника» (1962) Валерио Дзурлини, «Развод по-итальянски» (1962) Пьетро Джерми (см. ДЖЕРМИ Пьетро)и в фильмах Витторио Де Сика (см. ДЕ СИКА Витторио): «Вчера, сегодня, завтра» (1963), «Брак по-итальянски» (1964), «Подсолнухи» (1969), в которых его дуэт с Софией Лорен (см. ЛОРЕН София) получил признание во всем мире.

Однако наиболее плодотворным для Мастроянни становится его многолетнее сотрудничество с Федерико Феллини (см. ФЕЛЛИНИ Федерико), в фильмах которого актер зачастую выступает в качестве alter ego автора - «Сладкая жизнь» (1960), «8 1/2» (1963), «Феллини - блокнот режиссера» (1969, США, телефильм), «Рим» (1972), «Город женщин» (1980), «Джинджер и Фред» (1985), «Интервью» (1987).

Сыграв в кино свыше 120 преимущественно главных ролей, создал своего рода визуальную энциклопедию итальянского характера на экране. Представил на суд зрителей яркую серию разнообразных ролей в фильмах Э. Сколы: «Драма ревности все детали в хронике» (1970, премия Международного Каннского кинофестиваля), «Разрешите представиться? Рокко Папалео» (1971), «Мы так любили друг друга» (1974), «Необычный день» (1977), в котором коренным образом был трансформирован дуэт Мастроянни с Софией Лорен, «Новый мир» (1962, совместно с Францией), «Макароны» (1985), «Который час (1988), «Сплендор» (1989). Совершенно иной, «интровертивный» круг ролей исполнял актер у Марка Феррери в фильмах «Вчера, завтра и послезавтра» (1965), «Сука» (1972), «Большая жратва» (1973), «Не тронь белую женщину» (1975), «Прощай, самец (1978), «История Пьеры» (1983).

Едва ли не каждый из крупных режиссеров открывал в Мастроянни близкую ему ипостась, добиваясь, как правило, блестящего результата - Мауро Болоньини в фильме «Красавчик Антонио» (1960); Элио Петри в «Десятой жертве» (1965) и «Тодо модо» (1975); Паоло и Витторио Тавиани в «Аллонзанфан» (1975); Лина Вертмюллер (см. ВЕРТМЮЛЛЕР Лина) в «Кровавой стычке между двумя мужчинами из-за одной вдовы, предположительно по политическим мотивам» (1978); Лилиана Кавани (см. КАВАНИ Лилиана) в «Шкуре» (1981) и «За дверью» (1982); Марко Беллоккио в «Генрихе IV» (1984); Тео Ангелопулос (см. АНГЕЛОПУЛОС Тео) в «Пчеловоде» (1986), Роберт Олтмен (см. ОЛТМЕН Роберт) в «Готовом платье» (1994). В 1987 Никита Михалков (см. МИХАЛКОВ Никита Сергеевич) снял Мастроянни в главной роли в собственной версии чеховской «Дамы с собачкой» - фильм «Очи черные» (премия Международного Каннского кинофестиваля).

Полезные сервисы