ВОЛОЧЕ́БНЫЕ ПЕ́СНИ - один из традиц. видов обрядовых обходных песен. Особенно широко распространены в Белоруссии, но изв. также в ряде рус. областей (Смоленской, Псковской, Калужской, Орловской). Назв. происходит, скорее всего, от глагола "волочиться" - ходить, передвигаться с места на место. В. П. исполнялись в составе соотв. обряда в первые дни Пасхи группами мужчин, пелись как под окнами домов, подвергавшихся обходу, так и по дороге от деревни к деревне. Связь с Пасхой выражалась в В. П. в припевах ("Христос воскресе на весь свет!"), в упоминаниях в качестве действ. лиц "святых праздников", апостолов, Ильи-пророка. Др. пост. мотивы В. П.: сбор волочебников для обходов, приход их к чьему-то дому, обращение к хозяевам с просьбой одарить их вином, яичками, пирогами и т. д., пожелание дому благополучия и достатка, в т. ч. богатого урожая (перечислялись как успешные все этапы предстоящих с.-х. работ). В содержание В. п. включались также мотивы замужества, любви молодых. Сквозь значит. слой христ. мотивов и образов в В. п. просматривается древнее начало: в истоках это аграрные песни-благопожелания, исполнявшиеся с магич. целью перед нач. посевных работ. В муз. плане В. п. близки к колядкам и веснянкам.
волочебные песни
Гуманитарный словарь
ВОЛОЧЕ́БНЫЕ ПЕ́СНИ - один из традиц. видов обрядовых обходных песен. Особенно широко распространены в Белоруссии, но изв. также в ряде рус. областей (Смоленской, Псковской, Калужской, Орловской). Назв. происходит, скорее всего, от глагола "волочиться" - ходить, передвигаться с места на место. В. П. исполнялись в составе соотв. обряда в первые дни Пасхи группами мужчин, пелись как под окнами домов, подвергавшихся обходу, так и по дороге от деревни к деревне. Связь с Пасхой выражалась в В. П. в припевах ("Христос воскресе на весь свет!"), в упоминаниях в качестве действ. лиц "святых праздников", апостолов, Ильи-пророка. Др. пост. мотивы В. П.: сбор волочебников для обходов, приход их к чьему-то дому, обращение к хозяевам с просьбой одарить их вином, яичками, пирогами и т. д., пожелание дому благополучия и достатка, в т. ч. богатого урожая (перечислялись как успешные все этапы предстоящих с.-х. работ). В содержание В. п. включались также мотивы замужества, любви молодых. Сквозь значит. слой христ. мотивов и образов в В. п. просматривается древнее начало: в истоках это аграрные песни-благопожелания, исполнявшиеся с магич. целью перед нач. посевных работ. В муз. плане В. п. близки к колядкам и веснянкам.