Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

выставки всемирные

Гуманитарный словарь

ВЫ́СТАВКИ ВСЕМИ́РНЫЕ - конкурсы - демонстрации достижений развитых стран в экономике и культуре. Начало традиции В. В. положено в сер. 19 в. - столетия важных научных открытий, изобретений и бурного технич. прогресса. Первой страной - устроительницей первой В. В. стала ведущая промышл. держава - Великобритания. В 1851 в Лондоне состоялась "Великая выставка изделий промышленности всех наций", к-рую посетили б. 6 млн. чел. В Гайд-парке для нее был сооружен т. н. Хрустальный дворец из стекла и металла, своими размерами и архит. решением поразивший современников (ср. четвертый сон Веры Павловны в ром. Н. Чернышевского "Что делать?"). Девиз выставки: "Пусть все народы работают совместно над великим делом - совершенствованием человечества". Среди 17 тыс. экспонатов выставки посетителей поражали знаменитый бриллиант Кохинор (массой 186 карат) и пшеница, выращенная из зерен, найденных в др.-египетских пирамидах. Наиб. внимание специалистов и представителей деловых кругов привлекали разл. паровые и с.-х. машины. Лидерами и гл. конкурентами здесь стали англ. и амер. экспоненты. В качестве новинок американцы демонстрировали изделия из каучука, швейную машину "Зингер", револьвер Кольта и мн. др. В Лондонской выставке достойным образом была представлена и Россия. Изделия из серебра, бронзы, уральских и алтайских самоцветов и минералов, листовое железо и листовая медь тагильских з-дов, златоустовская сталь и оружие, оренбургские пуховые платки, железо и рельсы Боткинского з-да, изящная салонная мебель, сукно, парча, шелковые ткани и др. экспонаты давали представление как о природных богатствах России, так и о ее культуре и экономич. потенциале. К кон. 20 в. состоялось б. 40 всемирных и крупных междунар. выставок, каждая страна и отд. фирмы стремились поддержать и упрочить свой авторитет, завоевать новые рынки сбыта, расширить деловые контакты, познакомиться с передовой технологией и лучшими образцами изделий др. участников, с достижениями научной и инженерно-технич. мысли. Почти на всех наиб. значимых выставках были представлены и рос. экспозиции. Участию России во второй, Парижской (1855) В. В. помешала Крымская война. В 1862 в Лондоне состоялась следующая В. В., значительно б. представительная (до 28 тыс. экспонатов), где были впервые представлены синтетич. красители (лидеры - Англия, Франция) и стальные броневые плиты, имевшие важное значение для развивающегося броненосного флота. В числе рус. посетителей здесь побывали Ф. М. Достоевский, впервые выехавший за границу, А. К. Саврасов, Д. В. Григорович и Д. И. Менделеев. К предыдущему перечню экспонатов Рус. отдела добавились образцы природных богатств Сибири - руда, кам. уголь, соль, меха, изделия из мамонтовой кости и др. На след. В. В. (1867, Париж) для экспонирования продуктов земледелия, пром-сти и художеств были возведены на Марсовом поле б. 200 больших и малых павильонов, среди к-рых наиб. популярностью пользовалась т. н. Галерея машин. Особые экспозиции были посвящены быстро развивавшемуся фотоделу. Новинками стали урановая руда и сплавы алюминия. Рус. экзотика на выставке была представлена деревянной избой, украшенной резными наличниками и резьбой по фасаду. Внутри находились крест. утварь и манекены в нарядных костюмах. Экспозицию посетили б. 11 млн. чел. На В. В. 1873 (Вена) особенно был заметен прогресс в химич. науке и пром-ти. С.-х. отделы впервые занимали достойное и равное место наряду с промышл., однако аграрные экспонаты были представлены неполно. Посетивший Вену изв. публицист Н. К. Михайловский в ж. "Отечеств. записки" подробно и интересно описал увиденное.

К 100-летию США пр-во страны выступило с инициативой устроить очередную В. В. на Американском континенте - в Филадельфии (1876). Здесь среди машин и механизмов разл. назначения появились пишущие машинки, новые модификации швейных, первый телефонный аппарат А. Г. Белла и др. Рус. экспозиция была одной из наиб. посещаемых. Рос. делегацию приняли радушно и проявляли к ней самый живой интерес, отмечали в своих отчетах по итогам поездки в США рус. специалисты. Одним из них был Д. И. Менделеев, подготовивший в результате командировки иссл. "Нефтяная пром-сть в североамериканском штате Пенсильвания и на Кавказе" (1877). Прошедшую в Париже в 1878 В. В. можно назвать экспозицией электричества и электротехники. Удивление и восторг посетителей вызвали электрические осветит. приборы рус. ученого П. Н. Яблочкова и американца Т. Эдисона, освещавшие павильоны и терр. выставки. Наряду с др. технич. вопросами ученые (в т. ч. и русские) обсуждали в ходе выставки проблемы воздухоплавания и конструирования летат. аппаратов. В. В. в Париже (1889) (к 100-летию Вел. франц. рев-ции) стала триумфом машинной техники и инженерного ис-тва. Символом и центром экспозиции явилась знаменитая Эйфелева башня - золотисто-серебряное 3-ярусное металлич. сооружение высотой 305 м, весом ок. 9 тыс. т (франц. инж. Г. Эйфель). Мировое признание принесли американцу Т. Эдисону его изобретения - телефон, телеграф, фонограф и др. электротехнич. приборы. Рус. отдел, по отзывам нек-рых современников, выглядел довольно слабо, но рус. муз. концерты под управлением Н. А. Римского-Корсакова вызвали восхищение взыскат. париж. публики. Посетили выставку б. 32 млн. чел. Всемирная промышл.-худож. выставка в Чикаго (1893) была приурочена к 400-летию открытия Америки Колумбом. Готовясь к ней, устроители от имени пр-ва США обратились в Мин-во иностр. дел России с настоят. просьбой о том, чтобы в рус. экспозиции были представлены отчеты и дневники плавания капитана Витуса Беринга, в результате к-рого была открыта Аляска. Посетителей поражали огромные размеры выставки, величеств. здания, число стран-участниц (б. 50). Рус. отдел, помимо традиц. экспонатов, знакомил посетителей с песенным и муз. творчеством России, к-рое представляли "Рус. хор" (создан в США рус. политэмигранткой Е. Э. Линевой-Паприц) и композиторы А. К. Глазунов и В. И. Главач. 8 концертов рус. музыки и песни имели у слушателей огромный успех.

Парижская В. В. (1900) подводила итоги уходящего столетия, определяя пути развития цивилизации в наступающем 20 в. Демонстрировались поразит. успехи электротехники, новые виды силовых установок - карбюраторные и дизельные двигатели, паровые турбины, первые успехи воздухоплавания, технич. достижения кинематографа и мн. др. Традиц. для России перечень изделий уральских мастеров был дополнен картой Франции, составл. из драг. металлов, камней и минералов; дворец-павильон из ажурного чугунного литья принес успех и известность каслинским мастерам. Внимание привлекали также модели, карты и общая панорама строившейся Транссибирской магистрали - самой длинной ж. д. в мире. Впервые появилась за рубежом рус. дерев. расписная матрешка. Признанием авторитета России явилось включение в междунар. жюри выставки рус. специалистов (химики Д. И. Менделеев и Д. П. Коновалов, металлург Д. К. Чернов, географ П. П. Семенов-Тян-Шанский, художники И. Е. Репин и А. И. Бенуа и др.).

Социальные и политич. катаклизмы 20 в., мировые войны и их последствия нарушили регулярность в проведении В. В. Первая в 20 в. В. В., где участвовала Сов. Россия, проводилась в Париже в 1925. Одним из активных участников разработки концепции и подготовки рос. экспозиции был В. В. Маяковский. В 1928 представители 35 стран подписали Конвенцию о междунар. и всемирных выставках и создали постоянное действующее Междунар. бюро выставок, к-рое стало планировать и координировать их орг-цию. Одна из последних предвоенных В. В. состоялась в Париже в 1937 под девизом "Иск-во и техника в совр. жизни". Сов. экспозиция, центром которой стала 24-метровая скульптурная группа В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница", посвящалась достижениям социалистич. индустриализации. Эти же аспекты отражала экспозиция СССР и на В. В. 1939 в Нью-Йорке, названной "Мир завтрашнего дня". Первая после 2-й мировой войны и последовавшего за ней периода т. н. холодной войны В. В. открылась в Брюсселе в 1958. Сенсацией выставки и триумфом отечеств. науки стали представленные на ней модели первых искусств. спутников Земли. В 1967 эстафету В. В. вновь принял Американский континент. В этом году в Монреале под девизом "Земля людей" с успехом прошла очередная В. В., в к-рой участвовали 62 страны, в т. ч. СССР, павильон к-рого был самым большим на выставке. Из Канады В. В. на 15 лет переместились в Японию, к-рая поразила мир высокими темпами научно-технич. и экономич. развития. В 1970 В. В., названную ЭКСПО-70, принял г. Осака. Объединенные девизом "Прогресс и гармония для человечества", в ее работе участвовали 77 стран. В павильоне СССР у япон. посетителей особый интерес вызвали экспозиции, посв. Сибири и Д. Востоку. "Человечество и Мировой океан" - тема В. В. на Окинаве (1975), собравшей 40 стран-участниц. 3-я японская В. В. (1985) была устроена в г. Цукуба, недалеко от Токио. 48 стран демонстрировали свои экспозиции, объединенные темой "Жилище человека и окружающая среда" В. В. "ЭКСПО-92", посв. 500-летию открытия Америки Колумбом, проходила в 1992 в Севилье (Испания) под девизом "Встреча двух миров". Нац. комиссия СССР, созданная в 1990, после распада Сов. Союза (1991) была преобразована в Рос. нац. комиссию, к-рая в ходе работы вынуждена была менять структуру экспозиции, поскольку гл. экспонентом выступала Россия. На проходивших в рамках выставки "Днях России" особое внимание уделялось вкладу России в развитие контактов и культурных связей между Старым и Новым Светом. Весной 1998 в Лиссабоне состоялась последняя В. В. 20 в. - ЭКСПО-98, приуроченная к 500-летнему юбилею экспедиции Васко да Гамы и проходившая под девизом "Океан - достояние будущего". В пасильоне "Россия" были представлены достижения нашей страны в области освоения океана.

Отчетливо прослеживающаяся в последние десятилетия тенденция к специализации экспозиций и резко возросшие телекоммуникационные возможности снизили актуальность и прежнее значение В. В. Сыграв свою роль, они стали вехами в истории развития современной цивилизации, примером делового и культурного сотрудничества между народами.

Лит.: Двойченко-Маркова Е. М. Ученые России на междунар. выставке в Филадельфии в 1876 // Новая и новейшая история. 1975. № 4. Соколов А. С. Россия на Всемирной выставке в Чикаго в 1893 // Американский ежегодник. 1984. М., 1984; Белкин Г. Междунар. выставка в Париже // Новый мир. 1937. № 8.

Павильон России на Всемирной Парижской выставке. 1900

Павильон России на Всемирной Парижской выставке. 1900

Полезные сервисы

выставки художественные

Гуманитарный словарь

ВЫ́СТАВКИ ХУДО́ЖЕСТВЕННЫЕ - публичный показ худож. произв. В. Х. могут быть всемирные, междунар., в пределах страны, респ., обл., гор. и др. В. Х. различаются по отд. видам и жанрам иск-в, принадлежности к разл. направл. и группировкам, тематическим, гос. и частным коллекциям; срокам проведения (временные и постоянные), по кол-ву и составу участников. В. Х. могут быть офиц. и нелег. (персональные, групповые и т. д.). История В. Х. восходит к публ. показу художн. произв. в Др. Греции (6 в. до н. э.). В России первые регулярные В. Х. относятся к 18 в. (организованы АХ). В 1862 Россия впервые представила худож. отдел на Всемирной выставке в Лондоне. Крупнейшим событием в истории В. Х. явилась орг-ция Товарищества передвижных худож. выставок в 1871. Значит. роль в пропаганде и распространении изобразит. иск-ва принадлежит в 19 в. меценатам, коллекционерам, собирателям (бр. Третьяковы, С. И. Морозов, С. И. Щукин, И. С. Остроухов, А. П. Боголюбов и мн. др.). На рубеже 19-20 вв. выставочная деятельность активизируется: выставки "Мира искусства", "Союза русских художников", "Бубнового валета" и т. п., ретроспективные выставки ("Исторические портреты", 1870, "Русская портретная живопись за 150 лет", 1902, и т. д.). В 10-20-е гг. 20 в. - выставки гл. обр. художников новейших теч., нередко в ущерб традиц. рус. реалистич. иск-ву. Во 2-й пол. 20-40 - нач. 50-х гг. выставки свидетельствуют об усилении и полной политизации худож. культуры России, о сведении роли и значении иск-ва к воспит. функции, о распространении идеологии тоталитаризма. Новый этап развития отеч. иск-ва, связанный во многом с направлением "сурового стиля", находит отражение в серии В. Х. кон. 50-х - нач. 60-х гг. и завершается критикой нового направл. на выставке "30 лет МОСХ" (1963), очередным усилением гос.-парт. контроля в обл. культуры. Во 2-й пол. 70-80-х гг. В. Х. проводятся как молодежные: "Наш современник", "Сов. Россия" и т. д.; проходит ряд В. Х., портрета, натюрморта, пейзажа. С сер. 70-х гг. организуются выставки работ неформ. художн. (выставки Тов-ва эксперимент. выставок, Ленинград, 1975-76, "Новая реальность", выставка работ студии Э. Белютина, Москва, 1990, и др.); расширяются контакты за рубежом ("Париж - Москва, 1979; "Москва - Париж", 1981, "Территория искусств", Ленинград, 1990, и др.). В. Х. приобретают все б. проблемный, концептуальный характер, раскрывая пути развития отеч. и заруб. иск-ва, творчество направлений, групп или отд. мастеров ("Советское иск-во 20-30-х гг.", 1988; "Виктор Михайлович Васнецов", ЦВЗ, 1990-91; "Другое иск-во", 1991 и т. д.).

Лит.: Выставки советского изобразительного ис-ва: Справ.: В 5 т. М., 1965-81; Малахов Н. Отечеств. иск-во на выставках за рубежом. М., 1980.

Полезные сервисы