ГЕ́ЛЬЦЕР Вас. Фед. (1841-1909) - артист балета, педагог. Отец Е. В. Гельцер. Окончил экстерном Моск. театр. уч-ще в 1856, был принят в Большой т-р (прослужил до 1906). Среди его многочисл. ролей: Иванушка ("Конек-Горбунок"), Марцелина ("Тщетная предосторожность"), Ганс ("Жизель"), Бирбанто ("Корсар"), Царь нубийский ("Дочь фараона"), Квазимодо ("Эсмеральда"), Фея Карабос ("Спящая красавица"), Клод Фролло ("Дочь Гудулы"), а также спец. написанная для него партия Малайца в оп. "Песнь торжествующей любви". Г. - уникальный мастер реалистич. балетной пантомимы, близкий по манере к стилю моск. Малого т-ра. Был одинаково убедителен в комедийных, характерных и трагедийных ролях. Свою коронную партию Иванушки-дурачка исполнил б. 300 раз. В 1894-1901 реж. балетной труппы, с 1889 преподавал пластику на драм. курсах Моск. театр. уч-ща, а с 1898 жестикуляцию и мимику в балетных классах того же уч-ща. Один из авторов сценария балета "Лебединое озеро".
гельцер ек. вас
Гуманитарный словарь
ГЕ́ЛЬЦЕР Ек. Вас. (1876-1962) - балерина. Дочь В. Ф. Гельцера. Окончила Моск. театр. уч-ще в 1894 (кл. Х. Мендеса). В 1894-96 артистка Большого т-ра, в 1896-98 танцует в петерб. Мариинском т-ре и совершенствуется у Х. Иогансона. В 1898-1934 балерина Большого т-ра. Первая исполнительница партий: Евника ("Евника и Петроний"), Рыбачка ("Любовь быстра"), Саламбо ("Саламбо"), Тао Хоа (Красный мак). Среди др. ролей: Лиза ("Тщетная предосторожность"), Сванильда ("Коппелия"), Сандрильона ("Волшебный башмачок"), Наяда ("Наяда и рыбак"), Тереза ("Привал кавалерии"), Аврора ("Спящая красавица"), Раймонда ("Раймонда"), Одетта - Одиллия ("Лебединое озеро"), Медора ("Корсар"), Китри ("Дон-Кихот"), Эсмеральда ("Эсмеральда"). В 1910 участвует в "Рус. сезоне" и гастролирует в Брюсселе и Берлине, в 1911 в Англии и США. С 1935 концертировала во мн. городах страны, последнее ее выступление в 1944. Г. называли "самой русской из балерин". Акад. каноны классич. танца, к-рые всегда утверждала Г., сочетались у нее с природным демократизмом, наступательно-страстным жизнелюбием, стремлением жить на сцене согласно правде чувств. Иск-во Г. - целая эпоха в жизни балета Большого т-ра: от освоения балетов М. Петипа через искания А. Горского к премьере хореографич. спектакля новой эстетики - балета "Красный мак".
Е. К. Гельцер в роли Раймонды в балете "Раймонда" А. К. Глазунова
Полезные сервисы
гельцер екатерина васильевна
Энциклопедический словарь
Ге́льцер Екатерина Васильевна (1876-1962), артистка балета, народная артистка Республики (1925). В 1894-1935 (с перерывами) в Большом театре. Партии: Саламбо («Саламбо» А. Ф. Арендса), Раймонда («Раймонда» А. К. Глазунова), Эсмеральда («Эсмеральда» Ч. Пуни), Тао Хоа («Красный мак» Р. М. Глиэра) и др. Участвовала в Русских сезонах в Париже (1910). Яркая представительница русской школы классического танца. Государственная премия СССР (1943).
* * *
ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна - ГЕ́ЛЬЦЕР Екатерина Васильевна (1876-1962), российская артистка балета, народная артистка России (1925). Работала в Большом театре. Яркая представительница русской школы классического танца. Государственная премия СССР (1943).
Большой энциклопедический словарь
ГЕЛЬЦЕР Екатерина Васильевна (1876-1962) - российская артистка балета, народная артистка России (1925). Работала в Большом театре. Яркая представительница русской школы классического танца. Государственная премия СССР (1943).