Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

городецкие прялочные донца

Энциклопедический словарь

ГОРОДЕЦКИЕ ПРЯЛОЧНЫЕ ДОНЦА - ГОРОДЕ́ЦКИЕ ПРЯ́ЛОЧНЫЕ ДО́НЦА, промысел, возникший в середине 18 века в окрестностях села Городец (см. ГОРОДЕЦ) Нижегородской губернии по производству уникальных прялочных донец с резьбой и инкрустацией мореным дубом.

Нижегородские прялки (см. ПРЯЛКА) состояли из двух частей: донца с копылком или «головкой» и гребня, на который надевали кудель. Когда на прялке не работали, гребень вынимался из копылка и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно. Изготовлением таких донец в конце 18 века стали заниматься жители сел Ахлебаихи, Репина, Савина, Курцева и Кускова, расположенных по берегам реки Узолы.

Дуб для инкрустации добывался тут же в реке, на дне которой дубовые кряжи пролежали не одно десятилетие и, потемнев от воды, приобрели иссиня-черный цвет. Выловленная в реке древесина становилась пригодной к работе только после нескольких лет просушки на свежем воздухе. Сердцевинную часть дубовой колоды мастера кололи на тонкие, примерно пятимиллиметровые пластинки, из которых ножом вырезались вставки. В композиции будущего донца эти вставки - кони, птицы, мундиры солдат, фраки кавалеров, юбки и головные уборы дам - являлись центральными элементами. Дальше мастер намечал будущий рисунок, накладывая вырезанные фигуры на заранее подготовленное осиновое донце и очерчивая их карандашом. Композиция, как правило, располагалась в два-три яруса, разделенных резными орнаментальными полосами. По нанесенному контуру долотом выбиралась выемка на толщину вставок, которые крепились дубовыми шкантами. Место для отверстий под шканты выбиралось с учетом рисунка, например на конской сбруе, что придавало дополнительную декоративность изделию. После закрепления дубовых фигур мастер контурной резьбой (см. КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ) наносил детали рисунка, обозначая отдельные элементы скобчатыми порезками. Завершалась работа выполнением орнаментальных полос, объединяющих ритмичным геометрическим узором все части рисунка. Для украшения «головки» донца сложился устойчивый тип композиции: фигура коня с одной стороны и птицы - с другой. Среди сюжетов, разрабатываемых в резных донцах, наиболее часто встречаются кони у сказочного дерева, всадники, выезд с каретой или коляской, генерал на коне, а под ним - шеренга солдат.

В середине прошлого века мастера стали оживлять инкрустированные донца сначала только подкраской фона, затем резьбы, а впоследствии и введением красочных сюжетных рисунков. Самое раннее подобное донце, сохранившееся до наших дней, датировано 1859 годом. Постепенно сложился оригинальный тип городецкой росписи по дереву (см. ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ). Роспись, технологически более простая, к 1880-м годам окончательно вытеснила трудоемкую инкрустацию.

Полезные сервисы

городецкий

Орфографический словарь

Грамматический словарь

Словарь русских фамилий

Сканворды для слова городецкий

Полезные сервисы

городецкий владимир михайлович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

городецкий ефим наумович

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

городецкий сер. митрофан

Гуманитарный словарь

ГОРОДЕ́ЦКИЙ Сер. Митрофан. (1884-1967) - поэт, критик, переводчик. Род. в Петербурге, в семье писателя-этнографа. В 1902-07 учился на ист.-филол. ф-те Петерб. ун-та, изучал рус. фольклор. Известность Г. принесла кн. стихов "Ярь" (1906), в к-рой поэт обращался к сюжетам из слав. мифологии ("Славят Ярилу", "Стрибог", "Яга" и др.). С 1906 по 1912 Г. последовательно примыкал к символизму, мистич. анархизму, акмеизму, выступая с многочисл. эстетич. "манифестами", часто излишне категоричными и поверхностными (так, притчей во языцех стала фраза, открывающая одну из подобных статей: "Всякий поэт должен быть анархистом. Потому что как же иначе?"). Автор поэтич. сб. "Перун" (1907), "Дикая воля" (1908), "Русь" (1910) и др., повестей и рассказов ("Кладбище страстей", 1909; "Дни любви", 1914; и др.). Вместе с Н. С. Гумилевым Г. - основатель "Цеха поэтов". С энтузиазмом принял 1-ю мир. войну, писал патриотич. стихи, сотрудничал в изд-ве "Лукоморье". 1917 встретил на Кавказе, куда попал как воен. корр. газ. "Русское слово". С 1920 активно сотрудничает с большевиками, зав. отделом агитации Кавказского отделения РОСТА, входит в политуправление Касп., затем Балт. флотов. С 1922 - в Москве, зав. лит. частью Т-ра Революции, Т-ра им. Моссовета, Большого т-ра. В 1924 создает моск. "Цех поэтов", до кон. 20-х гг. выпускает неск. поэт. сб. ("Серп", 1921; "Миролом", 1923; "Грань", 1929). В 30-х гг. занимается переводами, пишет оперные либретто, преподает в Лит. ин-те.

Полезные сервисы

городецкий сергей митрофанович

Энциклопедический словарь

Городе́цкий Сергей Митрофанович (1884-1967), русский поэт. Один из организаторов «Цеха поэтов» (см Акмеизм). В сборнике «Ярь» (1907) - темы и образы русского фольклора. Поэмытом числе «Красный Питер», 1922).

* * *

ГОРОДЕЦКИЙ Сергей Митрофанович - ГОРОДЕ́ЦКИЙ Сергей Митрофанович [5 (17) января 1884, Петербург - 7 июня 1967, Обнинск Калужской обл.], русский поэт, прозаик, переводчик, драматург, критик, мемуарист.

Родился в семье крупного чиновника, литератора. По окончании 6-й петербургской гимназии в 1902 поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета (но курса не окончил). В 1903 познакомился с А. А. Блоком (см. БЛОК Александр Александрович) и был с ним близок на протяжении нескольких лет, оставил воспоминания. Литературная известность Городецкого началась в конце 1905 или начале 1906, когда на «среде» Вяч. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович) он прочитал свои стихи, с восторгом принятые слушателями и самим Ивановымдальнейшем приводил стихи Городецкого как пример современного мифотворчества, высшей цели символизма как искусства). Летом 1906 Городецкий дебютировал в ведущих символистских журналах «Весы» (см. ВЕСЫ (журнал)) и «Золотое руно». (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)) Стихи 1905-1906 составили первый и безусловно лучший сборник его стихов «Ярь» (1907). Критика символистского лагеря приветствовала книгу, а Городецкого считала главной литературной надеждой своей школы. В его книге привлекала попытка осмыслить славянское прошлое как эпоху, заложившую основы современного мирочувствования, не просто стилизовать народное творчество, которое Городецкий хорошо знал и собирал, но на его основе создать собственный миф, уходящий корнями в исконное бытие человечества. Постепенно утрачиваемые людьми ощущение природы как естественного окружения, присутствие природного начала в себе, переживание мифологического сознания как живого и действенного, умение в сегодняшнем воспринять вечное и т.д. в стихах Городецкого становятся неотъемлемой частью мира, в котором живут герои его стихов, будь то полуфантастическое прошлое или повседневное настоящее. При этом внешняя форма и язык его стихотворений также были отмечены критиками как поиск новых слов, как создание своих собственных слов по типу славянских. Не всегда эти поиски, однако, признавались удачными. Вместе с тем направление движения к истокам русского и славянского языка, воспринимаемое как интуитивное, но основанное на изучении законов лингвистики, было существенным новаторством в поэзии середины 1900-х годов. Поиски вели поэта не только в древнее сознание языка, но и в те его слои, которые хранились в детской речи и творчестве: уже с 1906 он сочинял стихи для букваря, задумывал детскую газету, собирал стихи и рисунки детей, а в 1908 издал книгу, названную именем дочери «Ия: Стихи для детей и рисунки сочинял и рисовал целых два года Сергей Городецкий».

Книга Городецкого оказалась одним из первых явлений искусства начала 20 в., обратившихся к славянскому язычеству (живопись Н. К. Рериха (см. РЕРИХ Николай Константинович), музыка И. Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович), раннее творчество Велимира Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и др.) и в этом качестве интересна.

Успех ее стимулировал активную литературную и отчасти политическую (летом 1907 он провел некоторое время в тюрьме за попытку провоза запрещенной литературы) деятельность Городецкого. В 1907 вышел сборник стихов «Перун», в 1908 - «Дикая воля». Поэт печатается в ведущих символистских журналах, становится объектом литературной полемики. Защищая свои позиции, Городецкий резко, но очень неубедительно полемизировал с авторами «Весов», доходя время от времени до прямых оскорблений, что повлекло в 1908 исключение его из числа сотрудников журнала.

Вместе с тем его художественное творчество стало оцениваться современниками все более и более критически. Брюсов писал: «Перун» был встречен неодобрительно всеми серьезными критиками», а о следующей книге: «О «Дикой воле» говорить не хочется». Еще более строгими были отзывы о книге стихов, носившей обязывающее название «Русь» (1910). Ее должны были носить по всей стране бродячие торговцы и продавать крестьянам (поскольку она была издана «народным издателем» И. Д. Сытиным (см. СЫТИН Иван Дмитриевич) большим тиражом (7 тыс) и стоила дешево. Весьма резко о ней отозвался Иванов: «... Ни народной музыки, ни народной молитвы, ни народной надежды нет».Если в первой книге была поэтическая энергия, - в последующих началось бессильное повторение тех же образов; проникновение в душу народа обернулось сусальным патриотизмом; попытки почувствовать «дикую волю» превращались в аляповатые картинки.

Однако Городецкий не пожелал всерьез отнестись к мнениям критиков, предпочтя считать себя правым. Неудачей обернулись и все другие опыты Городецкого конца 1900-х и самого начала 1910-х годов. Беспомощной оказалась как первая книга его рассказов «Кладбище страстей» (1910), к тому же конфискованная за порнографию, так и вторая, написанная «крикливо и фальшиво» (так отозвался о ней М. А. Кузмин (см. КУЗМИН Михаил Алексеевич)).

В начале 1910-х годов, оказавшись в литературной изоляции, он с радостью вместе с Н. С. Гумилевым (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович) возглавил поэтический кружок «Цех поэтов». Возникший осенью 1911 (первое собрание состоялось в квартире Городецкого) кружок на первых порах был пристанищем поэтов самых разнообразных вкусов и устремлений, от символиста Вл. В. Гиппиуса до будущего футуриста В. Хлебникова. Однако уже в начале 1912 внутри кружка начала вырабатываться программа нового литературного направления, получившего название акмеизм.

В эти годы символизм переживал кризис, у Городецкого появилась возможность возглавить антисимволистское и таким образом «отомстить» за унижения, испытанные недавно. Он первым стал выступать с отрицанием наследия «отцов», протестуя против символизма во имя мифа, находил, что символисты самораспинаются в своем стремлении в запредельную даль. Осенью 1912 Городецкий выпустил книгу стихов «Ива», которая должна была стать одним из образцов становящегося акмеизма. Однако большинством критиков книга была воспринята как повторение известного.

В первом номере журнала «Аполлон (см. АПОЛЛОН (журнал) за 1913 была опубликована статья Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», в которой он попытался, разбирая стихи Гумилева, Ахматовой, (см. АХМАТОВА Анна Андреевна) Нарбута (см. НАРБУТ Владимир Иванович), Зенкевича (см. ЗЕНКЕВИЧ Михаил Александрович), сформулировать новые принципы мировидения, провозглашаемые акмеизмом. Городецкого. Однако неспособность к теоретическому мышлению привела к тому, что статья Городецкого воспринималась как пародия. Вместе с тем элементарность логики его манифеста оказала влияние на понимание акмеизма («У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще»).

Нельзя недооценивать и значение поэзии Городецкого, особенно книги «Цветущий посох» (1914) для становления и развития акмеизма. Однако весной 1914 «Цех поэтов» распался и фактически перестал существовать акмеизм как литературная школа. Начало Первой мировой войны Городецкий встретил рядом слабых стихотворений, среди которых наиболее печальную известность снискало «Сретенье Царя» (1914). Естественный патриотический порыв не был в них претворен в поэтическую реальность, а оставался чисто декларативным.

Весной 1916 Городецкий отправился на Кавказский фронт, откуда посылала в московскую газету «Русское слово» свои репортажи, оказывал помощь армянам и курдам - жертвам турецкой резни и войны. С 1917 преимущественно печатался в тифлисской газете «Кавказское слово», активно издавался в Тифлисе и Баку (сборник стихов «Ангел Армении», поэма «Шофер Владо», «Судьба России», 1918, роман «Алый смерч», 1919).

Сведения о его жизни на Кавказе неполны. Судя по всему, он вынужден был скрывать, что находился на службе у грузинских меньшевиков и у англичан, оккупировавших Грузию. Летом 1920 приехал в Петроград, где опубликовал, желая завоевать доверие новой власти, несколько погромных по отношению к старой интеллигенции статей.

В 1921 Городецкий переехал из Баку в Москву, где прожил остальную жизнь, за исключением военных лет, проведенных в Ташкенте и Душанбе. Это была жизнь преуспевающего советского писателя. Он писал агитационные и антирелигиозные стихи, стихи для детей, заведовал литературной частью в московских театрах, писал критические статьи, стал известен переводами и переделками старых оперных либретто («Жизнь за царя» М. И. Глинки именно с легкой руки Городецкого получила название «Иван Сусанин»).

Как многие советские поэты, активно занимался переводами, преимущественно со славянских языков. За переводческую деятельность был награжден болгарским орденом «Кирилла и Мефодия», а за всю литературную работу - советским орденом «Знак почета».

Довольно многочисленные воспоминания Городецкоготом числе о Блоке, Есенине, Брюсове, композиторе А. К. Лядове (см. ЛЯДОВ Анатолий Константинович)) нуждаются в серьезных уточнениях и комментариях, поскольку в них присутствует солидная доля мистификации.

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы