- Персонаж оперы Александра Бородина «Князь Игорь».
гзелль георг
Гуманитарный словарь
ГЗЕЛЛЬ Георг (1673-1740) - швейц. живописец, учился в Вене, работал в Голландии, откуда по приглашению Петра I в 1717 приехал в СПб. Работал в разных живописных жанрах (портреты, натюрморты, религ. картины, плафоны). Из сохранившихся работ - портрет гр. П. А. Толстого (1720-е гг.), иконы с изображениями апостолов для лютеранской церкви св. Петра (1729), картины на еванг. сюжеты в Петропавловском соборе (1730-31). Мастер среднего европ. уровня, Г. создавал натюрморты, к-рые украшали покои как во дворцах, так и в домах частных лиц и оценивались современниками как "превосходные" (Я. Штелин). Менее уверенно Г. чувствовал себя в плафонной живописи (плафоны на темы триумфа России в Приемной и Тронной Летнего дворца Петра I, 1725-27). Поскольку место придворного живописца было занято, Г. довольствовался выполнением отд. гос. и частных заказов. Поступив на службу в новоучрежденную Академию наук (1725), писал раритеты Кунсткамеры - "Портрет великана Буржуа" (1720-е гг.), "Портрет бородатой женщины" (1734) и т. п. С 1726 преподавал рисунок в академ. г-зии, а с 1732 - в Рисовальной палате АН. Среди его учеников - знаменитый впоследствии рисовальщик петерб. видов М. И. Махаев.
Лит.: Коваленская Н. Н. Рус. живопись первой половины 18 века // История рус. иск-ва. Т. V. М., 1960; Малиновский К. В. Записки Якоба Штелина об изящных искусствах в России. Т. I. М., 1990.
Полезные сервисы
гзм!
гзовская ольга владимировна
Энциклопедический словарь
ГЗОВСКАЯ Ольга Владимировна - ГЗО́ВСКАЯ Ольга Владимировна (23 октября 1883, Москва - 2 июля 1962, Ленинград; похоронена в Москве), русская актриса театра и кино. Родилась в семье чиновника польского происхождения. После окончания гимназии выступала в любительских спектаклях. В 1905 окончила театральную школу при Малом театре и была зачислена в его труппу, где до 1910 (с небольшими перерывами на гастроли) сыграла с огромным успехом ряд ролей: Ариэль, Беатриче, Дездемона («Буря», «Много шума из ничего», «Отелло» В. Шекспира), Марина Мнишек («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского), Клеопатра («Цезарь и Клепатра» Б. Шоу), Керубино («Безумный день, или женитьба Фигаро» П. Бомарше).
В 1910 Гзовская перешла в труппу Московского Художественного театра, где сыграла Офелию («Гамлет» В. Шекспира), Туанет («Мнимый больной» Ж. Б. Мольера), Мирандолину («Хозяйка гостиницы» К. Гольдони), Лауру («Каменный гость» А. С. Пушкина). В эти же годы Гзовская много снимается в кино, в частности, у Я. Протазанова (см. ПРОТАЗАНОВ Яков Александрович).
В 1922-1932 Гзовская совместно со своим мужем В. Гайдаровым гастролировала по Европе. После возвращения на Родину надежды на то, что театры распахнут перед ней двери, не оправдались. Вместе с Гайдаровым она занялась в Ленинграде, а также в Новосибирске (во время эвакуации) концертной деятельностью (сценические композиции по произведениям Л. Н. Толстого и др.), работой в лекториях, кружках театральной самодеятельности и т. п. Ее последней ролью в Ленинградском академическом театре драмы им. А. С. Пушкина была роль бабушки в пьесе Б. А. Лавренева «Лермонтов». Гзовская - автор книги «Пути и перепутья. Портреты» (М., 1976).
По свидетельствам современников, Гзовская поражала своим талантом, даром блестящей импровизации, поразительной пластикой и умением несколькими штрихами раскрыть сущность характера.