Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

деррида

Грамматический словарь

Дерри́да́ ф. 0

Сканворды для слова деррида

- Французский философ и теоретик литературы, основатель деконструктивизма.

Полезные сервисы

деррида (derrida) жак

Большой энциклопедический словарь

ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930) - французский философ, близкий к структурализму. Выступает с критикой метафизики как основы европейской культуры. Преодоление метафизики связывает с отысканием ее исторических истоков посредством аналитического расчленения ("деконструкции") понятий, составляющих основу онтологии, и прежде всего - понятия бытия. "Грамматология" (наука о письме) Деррида утверждает примат письменности перед звучащим словом (логосом).

Полезные сервисы

деррида жак

Энциклопедический словарь

Деррида́ Жак (Derrida) (р. 1930), французский философ, теоретик языка. Выступает с критикой метафизики, преодоление которой связывает с «деконструкцией» (аналитическим расчленением) её основных понятий, и прежде всего - понятия бытия. «Грамматология» (наука о письме) Деррида утверждает примат письменности перед звучащим словом (логосом).

* * *

ДЕРРИДА Жак - ДЕРРИДА́ Жак (Jacques Derrida) (15 июля 1930, Эль-Биар, Алжир - 9 октября 2004, Париж), французский философ, теоретик литературы, основатель деконструктивизма, один из ведущих представителей постструктурализма (см. ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ).

Жак Деррида родился в богатой еврейской семье, начальное образование он получил в хедере, затем отправился во Францию получать светское образование. После окончания лицея (1953) поступил в Эколь нормаль суперьер в Париже, где познакомился с Л. Альтюссером (см. АЛЬТЮССЕР Луи), М. Фуко (см. ФУКО Мишель Поль), П. Бурдье (см. БУРДЬЕ Пьер), Ж. Женеттом. В 1960-1964 годах Деррида преподавал в Сорбонне, был ассистентом С. Башляр, Ж. Кангийема, П. Рикера (см. РИКЕР Поль). В 1962 году вышла его первая работа, в которой можно обнаружить все основные темы его будущих исследований, - «Введение» к «Началам геометрии» Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд).

С 1964 года Деррида работал профессором философии парижской Гранд Эколь. В 1966 году Рене Жирар пригласил его на коллоквиум в Балтиморе, с этого времени начинается сотрудничество Деррида с рядом американских университетов. В 1967 публикуется несколько центральных произведений Деррида, его работы получают признание по всему миру, однако во Франции академическая среда относится к нему весьма сдержанно. В 1972 участвует в коллоквиуме в Серизи, посвященном творчеству Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), в 1974 году становится одним из основателей авторитетной серии современной философской литературы «Философия в действии» (La philosophie en effet). В 1980 Деррида защищает диссертацию в Сорбонне. В 1981 участвует в движении в защиту чешских интеллектуалов, приезжает в Прагу, где его арестовывают по обвинению в распространении наркотиков; только после вмешательства Ф. Миттерана (см. МИТТЕРАН Франсуа) и французского правительства чешские власти освободили Деррида. В 1983 Деррида становится первым директором только что основанного Международного философского колледжа, затем избирается в Высшую школу социальных наук на должность старшего преподавателя. На протяжении 1980-х гг. Деррида принимает участие во многих политических акциях, например, встречается с палестинскими интеллектуалами, а также снимается в нескольких фильмах («Disturbance» Гэри Хилла). В 1989 году он выступает с докладом на коллоквиуме, организованном Юридической школой Сардоцо в Нью-Йорке, с которого начинается период деконструктивистских исследований в области теории права и справедливости. В 1990 философ посетил СССР по приглашению Академии наук, им были прочитаны лекции, посвященные теме «национализма в философии», также Деррида провел несколько встреч и семинаров с российскими философами. По материалам этой поездки была издана книга «Жак Деррида в Москве».

Главными источниками исследований Деррида стали критически переосмысленные феноменология (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) Э. Гуссерля, фундаментальная онтология М. Хайдеггера (см. ХАЙДЕГГЕР Мартин), спекулятивная логика Гегеля, а также общая структуралистская парадигма, завоевавшая признание в 1960-е гг. Большое значение для Деррида приобрела традиция литературного авангарда. Его критический подход, впоследствии получивший название «деконструкция (см. ДЕКОНСТРУКЦИЯ)», отправляется от анализа учения Гуссерля о знаке, которому посвящена работа «Голос и феномен» и предисловие Деррида к «Началам геометрии» Гуссерля. По мнению Деррида, в гуссерлевском описании знака и классификации разных типов означивания просматривается типичная для западной метафизики привилегия присутствия (данности смысла, самоданности сознания, изначальности природы или субстанции и т. п.). Знак выступает в качестве метафизического понятия, которое, однако, способно поставить под вопрос саму метафизику, если нам удастся показать, что процесс означивания не может быть исключен в результате феноменологической редукции. Деррида демонстрирует, что первично данный в интуиции феноменологический смысл не может быть внешним или предшествующим по отношению к знаку, то есть структура знака оказывается более общей, нежели структура самого присутствия. Процедура подобного показа (деконструкция) намечает основную канву работ Деррида, связанных с ограничением действия центральных посылок западной метафизики, истолкованной как онто-тео-телеология (то есть теория, исходящая из примата «живого настоящего», присутствия, отождествляемого с Высшим Сущим и высшей целью). Работы Деррида, не облекаясь в формы завершенного учения, всегда остаются соотнесенными с частными, сингулярными, событиями европейского мышления - так, он занимается анализом произведений Арто (см. АРТО Антонен), Фрейда (см. ФРЕЙД Зигмунд), Руссо (см. РУССО Жан Жак), Леви-Строса (см. ЛЕВИ-СТРОС Клод), Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), обнаруживая в них возможность деконструкции общей метафизической интенции стирания знака в пользу присутствия и связанного с присутствием «голоса» («фоноцентризм» метафизики). Неустранимость динамической и экономической работы означивания (или различения, differance), которая налагает ограничение на задание независимой инстанции присутствия, метафизического центра, приводит Деррида к установлению такого уровня онтологической игры, который, не будучи метафизическим «началом», «архе», описывается в качестве предшествующего по отношению к самой философии присутствия. Подобный уровень у Деррида в наиболее общем виде получает название «архиписьма» (archi-ecriture), чем подчеркивается фундаментальность письменной коммуникации, традиционно противопоставляемой устной.

Основные положения Деррида были сформулированы в работах 1960 - 1970 гг., среди которых следует выделить «О грамматологии», ставшую своеобразной «библией» постструктурализма, а также сборники статей «Письмо и различие» и «Края философии». В «Диссеминации» Деррида вводит образ рассеяния, разбрасывания, преследующего метафизическую экономию смысла как собирания, сохранения и «снятия». В «Позициях», сборнике интервью и бесед, Деррида разъясняет свою философскую позицию, эксплицируя ее отношение к классической семиологии, гегелевской диалектике и диалектическому материализму. Деррида, последовательно уклоняясь от какого бы то ни было оформления собственной практики письма в виде философской теории (которая, по мысли Деррида, неминуемо связана с метафизическим приматом присутствия), создает ряд экспериментальных работ, в которых деконструкция остается в своеобразном подвешенном состоянии; среди них необходимо выделить «Похоронный звон» (Glas) - текст, построенный на бесчисленном множестве пересечений между Гегелем и Ж. Жене (см. ЖЕНЕ Жан). Произвольная игра с «означающими» позволяет Деррида подтвердить свой тезис об обязательном наличии «внешнего» для любого «внутреннего» или «глубинного» конституирования смысла, показывая, таким образом, основания и мотивы традиционного для философии запрета на литературную и поэтическую игру, которая интерпретируется Деррида в контексте прочтения основных идей Ж. Батая (см. БАТАЙ Жорж) о письме как суверенной операции, выполняющей не «редукцию к смыслу» (то есть феноменологическую редукцию), а «редукцию смысла». В то же время Деррида считает, что «письмо» не может быть объявлено простым «противником» разума, чем-то иррациональным, поскольку простая оппозиция разума и не-разумности вписана в структуру любого метафизического рассуждения, как раз и испытывающего деконструкцию. Письмо оказывается не отдельным онтологическим регионом, противопоставленным другому, а условием любого расчленения, различения, которое предполагает собственную не-первичность, «дополнительность».

В 1980 - 1990 гг. Деррида большое внимание уделяет проблемам коммуникации, подписи и «собственного имени», интерсубъективности, справедливости и демократии. По мысли Деррида, собственное имя (и имя собственное), столь значимое для западной культуры, всегда функционирует «по краям» языка, это слово, которое стремится перестать быть словом, что не избавляет его от необходимости быть вписанным в систему языковых различий. Деррида выступает с критикой получившей в 1980-х гг. распространение теории перформативных языковых актов, способных восстановить очевидную истину языковых выражений, отсылающих к собственному осуществлению в процессе произнесения (так, выражение «Приказываю!» при своем произнесении уже является приказом). В то же время Деррида пытается найти новые ресурсы для таких традиционных понятий западной мысли, как справедливость, демократия, закон. Деконструкция не равна обычной идеологической критике, предполагающей, что за всякой практикой исполнения справедливости скрывается насилие и установившийся в обществе порядок незримого принуждения, а за каждым декларируемым законом стоит лишь «обосновывающий» его «закон силы». Для Деррида деконструкция закона и его «буквы» приводит не к открытию «духа» закона, а к области «недеконструируемого», которая служит в качестве самого исполнения справедливости, которое может быть справедливым только потому, что оно не скреплено никаким предданным смыслом того, «что значит быть справедливым». Политико-философские занятия Деррида включают в себя обращение к текстам Маркса (см. МАРКС Карл), который в 1990 гг. сдается в архивы истории такими теоретиками всемирного либерализма, как Ф. Фукуяма (см. ФУКУЯМА Фрэнсис). По мнению Деррида, коммунизм остается наиболее значимой попыткой наметить пределы метафизической и, соответственно, капиталистической экономии производства, смысла и человеческих отношений. Несмотря на ряд метафизических импликаций, тексты Маркса остаются горизонтом любого современного философского и политико-философского исследования.

Энциклопедия Кольера

ДЕРРИДА Жак (Derrida, Jacque)

(р. 1930), французский философ; его методы анализа и критики западной философии, языка и литературы оказывают сильное влияние на современную мысль. Наиболее значима его техника "деконструкции" - особый тип разборки системы для выявления того, что ею было подавлено или вытеснено. Деррида родился 15 июля 1930 в Эль-Биаре (Алжир). Учился в Высшей нормальной школе в Париже, в 1964 начал преподавать философию. Заметной фигурой французской философии Деррида становится в 1967, когда выходят три его книги: Голос и феномен (La Voix et le phnomne), Письмо и различие (L'criture et la diffrence) и Грамматология (De la Grammatologie). С 1968 по 1974 он постоянно преподает в университете Джонса Хопкинса, а после 1974 - в Йельском университете. Деконструкция Жака Деррида демонстрирует, как то или иное философское положение оказывается подорванным, разрушенным самим текстом или в самом дискурсе, его утверждающем. Западная философия базируется на том, что Деррида называет "логоцентризмом", на взгляде, согласно которому существует некая инстанция смысла, истины, логики (logos), служащая основанием. Это допущение порождает иерархические различения, такие, как смысл/форма, сущность/случайность, серьезный/несерьезный, буквальный/переносный, трансцендентальный/эмпирический, где первое понятие рассматривается как первичное, а второе оказывается производным, осложняющим или раскрывающим первое. Деконструировать эти оппозиции означает прежде всего обратить иерархию, показав, что качества, относимые ко второму понятию, таковы, что именно первое понятие следует трактовать как вариант второго, а не наоборот: например, что буквальное есть не что иное, как частный случай переносного, фигурального (буквальное забыло о своей фигуральности). Решающим примером для Деррида является случай речи и письма, который обсуждается в Грамматологии. Мыслители трактовали речь как естественную, непосредственную форму языка и недооценивали письмо, видя в нем лишь производную форму, суррогат живой речи. Тем самым они оттесняли на задний план важнейшие свойства языка, чтобы основать его понимание на идеализированной модели речи, особенно на опыте собственной речи, когда значение кажется непосредственно присутствующим. Письмо оставлялось в стороне как безличная и пустая техника записи; однако можно показать, что эта казалось бы пустая повторяемость есть условие существования любых знаков и что саму речь следует рассматривать как версию письма - письма в обобщенном значении, являющегося условием как речи, так и письма в узком смысле. Такая инверсия подрывает логоцентрическую иерархию и раскрывает те свойства языка, которые были вытеснены и подавлены. Можно суммировать то, что сделал Деррида в своих многочисленных работах, в следующих пяти пунктах. (1) Деррида демонстрирует живучесть логоцентризма в западной мысли и неразрешимость его парадоксов, и вместе с тем маловероятность его преодоления, поскольку любая критика логоцентризма опирается, в конечном счете, на логоцентрические понятия. (2) Деррида указывает на важность элементов, кажущихся маргинальными, и на зависимость систем от того, что они вытесняют и подавляют. (3) Деррида разрабатывает технику интерпретации, необычную для философии, поскольку она использует ресурсы риторики текста, и продуктивную для литературной критики, исследующей язык и его парадоксальность. (4) Хотя Деррида не предлагает собственной теории языка, его деконструкция других теорий показывает, что значение является продуктом самого языка, а не его источником, и что оно никогда не может быть вполне определенным, поскольку является результатом контекстуальных сил, которые не могут быть ограничены. (5) Наконец, его работы ставят под вопрос различные понятия, на которых мы привыкли основываться, такие, как происхождение, присутствие, человеческое Я, показывая, что они скорее результаты, нежели чистые данности или основания. В своих ранних работах Деррида анализирует тексты Платона, Канта, Руссо, Гегеля, Гуссерля и Фрейда. В более поздних работах - Гла (Glas, 1974), Истина в живописи (La Verit en peinture, 1978) и Почтовая открытка (La Carte postale, 1980) - он экспериментирует с конструкциями, которые могут быть названы скорее литературными, чем философскими. Его работа - это непрерывное исследование и оспаривание границ литературного и философского.

Полезные сервисы

деррик

Толковый словарь

м.

Подъемный кран с поворотной стрелой.

Энциклопедический словарь

ДЕ́РРИК [дэ́], -а; м. [англ. derrick] Грузоподъёмный кран с поворотной стрелой.

Академический словарь

-а, м.

Грузоподъемный кран с поворотной стрелой.

[англ. derrick]

Орфографический словарь

де́ррик, -а

Словарь ударений

де́ррик [дэ]

Формы слов для слова деррик

де́ррик, де́ррики, де́ррика, де́рриков, де́ррику, де́ррикам, де́рриком, де́рриками, де́ррике, де́рриках

Синонимы к слову деррик

сущ., кол-во синонимов: 2

вышка (23)

кран (32)

кран, вышка

Морфемно-орфографический словарь

де́ррик/.

Грамматический словарь

де́ррик м 3a

Эпонимы

Деррик - подъемный кран с поворотной стрелой; назван по имени Т. Деррика.

Томас Деррик - Thomas Derrick

знаменитый английский палач эпохи королевы Елизаветы. Служил под командой Роберта Девере (Robert Devereux), графа Эссекса при осаде Кадиса (1596 г.); был обвинен в изнасиловании, признан виновным и приговорен к повешению, но помилован Эссексом, когда согласился стать палачом в Тибирине, в Лондоне, возле нынешней Мраморной арки. Позже, в 1601 г., Эссекс был признан виновным в заговоре и приговорен к смерти; Деррик его казнил. Всего Деррик произвел более 3000 казней. Он придумал специальное устройство для казни (снабженное блоками), на котором тело казнимого поднималось, «вздергивалось», а не падало вниз, как обычно. Именем Деррика сначала назвали новую виселицу, а потом подъемный кран.

Новый словарь иностранных слов

де́ррик

- , деррик-кран (англ. derrick) подъемный кран со стрелой и опорной поворотной мачтой, раскрепленной подкосами или растяжками (вантами).

Сканворды для слова деррик

- Вид подъёмного крана.

Полезные сервисы

деррик-кран

Слитно. Раздельно. Через дефис

де/ррик-кра/н, де/ррик-кра/на

Орфографический словарь

де́ррик-кра́н, -а

Формы слов для слова деррик-кран

де́ррик-кра́н, де́ррик-кра́ны, де́ррик-кра́на, де́ррик-кра́нов, де́ррик-кра́ну, де́ррик-кра́нам, де́ррик-кра́ном, де́ррик-кра́нами, де́ррик-кра́не, де́ррик-кра́нах

Словарь иностранных слов

деррик-кран

- (дэ), деррик-крана, м. (англ. derrick-crane - см. деррик).

тех. Подъемный кран со стрелой и опорной поворотной мачтой; то же, что деррик.

Полезные сервисы

дерриковый

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. деррик, связанный с ним

2. Свойственный деррику, характерный для него.

Орфографический словарь

де́рриковый

Полезные сервисы

дерриксит

Синонимы к слову дерриксит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

дерриксон

Сканворды для слова дерриксон

- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Доктор Стрэндж», «Избави нас от лукавого», «День, когда Земля остановилась».

- Американский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Шесть демонов Эмили Роуз», «Восставший из ада 5: Инферно», «Синистер».

Полезные сервисы

деррис

Синонимы к слову деррис

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы