Джулья́рдская шко́ла (Julliard School), одна из крупнейших консерваторий США. Основана в 1946 в Нью-Йорке в результате слияния Института музыкального искусства (основан в 1905) и так называемой Джульярдской аспирантуры (основана в 1924), финансировавшихся меценатом О. Д. Джульярдом (с 1920 - Музыкальным фондом его имени). С 1968 - в Линкольн-центре. Имеет балетное отделение (с 1951), оперную студию («Театральный центр», с 1968). Свыше 900 студентов.
кориа чик
Энциклопедический словарь
КОРИА Чик - КОРИ́А Чик (Corea Chick) (наст. Армандо Энтони Кория, Armando Anthony Corea) (р. 12 июня 1941, Челси, шт. Массачусетс), американский джазовый (см. ДЖАЗ) пианист, исполнитель на электронных клавишных инструментах, композитор, один из основоположников джаз-рока (см. ДЖАЗ-РОК).
С 6 лет играл на фортепиано, с 8 - на ударных инструментах. Регулярного музыкального образования не получил (несколько месяцев провел в Джульярдской музыкальной школе, в школе Беркли в Бостоне, в Гарвардском университете). Дебютировал в бэнде своего отца (диксиленд (см. ДИКСИЛЕНД)), затем играл в оркестрах Билли Мэя и Уоррена Ковингтона. В 1962 переехал в Нью-Йорк и вошел в оркестр Монго Сантамарии. В 1964-66 играл в квинтете Блю Митчелла, а в 1967-68 - в квартете Стэна Гетца (см. ГЕТЦ Стэн). Первый успех принесла пластинка Tones For Joan"s Bones, записанная в стиле хард-боп (см. БОП (джазовый стиль)). Еще большую известность принесла работа в группе Майлза Дэвиса (см. ДЭВИС Майлз) (1968-70). В 1971 организовал с контрабасистом Дэйвом Холлендом и барабанщиком Барри Альтшулем фри-джазовое трио Circle, к которому позже присоединился саксофонист Энтони Брэкстон. В 1972 собрал ансамбль Return To Forever (Стэнли Кларк (см. КЛАРК Стенли), Джо Фаррелл, Аирто Морейра, Флора Пурим) - лучшую группу 1970-х гг. в стиле фьюжн (см. ФЬЮЖН) с использованием латиноамериканских ритмов. Мировую славу принесли композиции La Fiesta, Cristall Silence, Spain, Spanish Song и др.
В 1973 журнал Down Beat назвал Кориа композитором номер один, а с 1975 он постоянно занимал верхнюю строчку в анкете популярности как исполнитель на электропиано. В 1976-77 гг. получил три премии «Грэмми (см. ГРЭММИ)». Большой интерес вызвал его дуэт с Херби Хэнкоком (см. ХЭНКОК Херби) (1978-79). Продолжая выступления с Return To Forever (до 1984), пианист успевал сотрудничать с Майклом Бреккером, Китом Джарретом (см. ДЖАРРЕТ Кейт), Гэри Бертоном (дуэт Кориа - Бертон посетил Москву и Санкт-Петербург весной 1981). Записывал сольные альбомы с авторской музыкой, как бы отдавая дань своим кумирам - Бартоку (см. БАРТОК Бела) и Стравинскому (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович). В 1984 записал «Концерт для двух клавиров» Моцарта. С 1985 в основном представлял на сцене два проекта Chick Corea Electric Band и Chick Corea Acoustic Band (в последнем участвовали басист Джон Патитуччи и барабанщик Дэйв Векл). С этим трио выступали саксофонист Боб Берг и вокалист Бобби Макферрин (см. МАКФЕРРИН Бобби).
Кориа - первый универсальный пианист и композитор, не ограничившийся только джазом. В одном из интервью он сказал: «Я стремился соединить дисциплину и богатство красок симфонического оркестра, обаяние гармонии, мелодики и формы с ритмической энергией джаза и фольклора разных народов».
Предоставлено издательством «Скифия» (Санкт-Петербург)
Полезные сервисы
дэвис майлз
Энциклопедический словарь
ДЭВИС Майлз - ДЭ́ВИС (Davis) Майлз (25 мая 1926, Элтон, шт. Иллинойс - 28 сентября 1991, Нью-Йорк), американский джазовый трубач, композитор, руководитель ансамблей, выдающийся новатор. Начав карьеру джазового музыканта в квинтете Чарли Паркера (см. ПАРКЕР Чарли Берд), он через несколько лет стал родоначальником нового направления кул-джаз (см. КУЛ-ДЖАЗ), затем представлял модальный джаз и первым создал джаз-рок (см. ДЖАЗ-РОК)-группу.
Начал играть на трубе в 13 лет. Намеревался стать академическим исполнителем, однако довольно быстро добился признания как джазмен, выступая с ансамблями Сонни Стита и Кларка Терри. В ноябре 1945, учась в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке, вошел в квинтет Чарли Паркера. Не обладая виртуозной техникой Диззи Гиллеспи (см. ГИЛЛЕСПИ Диззи), постепенно вырабатывал собственное звучание - длинные ноты без вибрато, частое использование сурдины, короткие фразы и многозначительные паузы.
В конце 1945 года уехал в Сент-Луис, чтобы присоединиться к оркестру Бенни Картера (см. КАРТЕР Бенни), но работа в биг-бэнде (см. БИГ-БЭНД) ему не понравилась, и поэтому он через несколько месяцев вернулся в Нью-Йорк и вновь играл с Паркером. В 1946 заменил Диззи Гиллеспи в оркестре Билли Экстайна, в то же время выступал с Сонни Ститом и Джином Аммонсом. В 1948 судьба опять свела его с Паркером, кроме того его партнерами стали Сонни Роллинз (см. РОЛЛИНС Сонни), Джон Льюис и Макс Роуч. В 1948 собрал нонет, который вошел в историю джаза как CAPITOL BAND - первый ансамбль так называемого «прохладного джаза». Термин «кул» впервые появился на пластинке Дэвиса The Birth Of The Cool (1949), на которой были записаны композиции и аранжировки Джерри Маллигана, Джона Льюиса, Гила Эванса и Джона Каризи.
К сожалению, карьера Дэвиса была неровной, в 1950-е гг. он увлекся наркотиками и после записей 1950-51 гг. с составом METRONOME ALL STARS не появлялся на сцене 4 года. Только в 1955 он собрал ансамбль, в который вошли Джон Колтрейн (см. КОЛТРЕЙН Джон), Рэд Гарленд, Пол Чемберс, Фили Джо Джонс (иногда присоединялся Кэннонбол Эддерли). Во второй половине 1950-х гг. Дэвис становится признанным лидером современного джаза и начинает экспериментировать в области формы и гармонии, заменяя традиционные аккордовые последовательности остинатными басовыми формулами (альбомы Milestones, 1958, Kind Of Blue,1959). В то же время он записывает (на трубе и флюгельгорне) с оркестром Гила Эванса сюиты, которые можно отнести к «третьему течению» - Miles Ahead (1957), Porgy And Bess (1958), Sketches Of Spain (1959). В 1960-е гг. Дэвис собрал новый квинтет, в который пригласил молодых виртуозов - Уэйна Шортера, Херби Хэнкока (см. ХЭНКОК Херби), Рона Картера (см. КАРТЕР Рон), Тони Уильямса, триумфально гастролировал в Европе и выпустил альбомы, которые считаются вершиной развития акустического джаза - Davis In Europe (1963), Seven Steps To Heaven (1963), My Funny Valentine (1965), E.S.P.(1965), Miles Smiles (1967) и другие.
Новый виток популярности возник в конце 1960-х гг., когда Дэвис обратил внимание на электроинструменты, на энергетику рок-музыки, отказался от использования тем, напоминающих джазовые стандарты, разработал новый тип аранжировки (продолжительные композиции цементировались короткими риффами) и пригласил в свою группу молодых исполнителей - Джо Завинула (см. УЭЗЕР РИПОРТ), Джона Маклофлина (см. МАКЛОФЛИН Джон), Чика Кориа (см. КОРИА Чик), Дэйва Холленда, Ленни Уайта, Билли Кобхама, Стива Гроссмана, Аирто Морейру. С ними он записал ряд джаз-роковых альбомов - Filles De Kilimanjaro (1968), In A Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970). В 1970-е гг. Дэвис утвердил на сцене новый тип джазового шоу, после чего стал частым гостем американских и европейских джаз- и рок-фестивалей. Однако здоровье Дэвиса ухудшалось. Смерть близких ему музыкантов, воспаление легких, автокатастрофа и повреждение коленного сустава, наркотики и неприятности с полицией - все это привело к сильной депрессии, и после 1975 он не появлялся на сцене 6 лет. О выздоровлении и возвращении возвестил альбом The Man With A Horn (1981). В оркестре вновь появились новые имена (он всегда умел открывать таланты) - Джон Скофилд, Кенни Гаррет, Майк Стерн, Эл Фостер, Маркус Миллер, Боб Берг и другие. Новый стиль, который можно охарактеризовать как фанк (см. ФАНК)-рок-джаз, был представлен альбомом Tutu (1986). Дэвис продолжал гастролировать вплоть до своей кончины в 1991. Самые популярные темы Дэвиса - Four, All Blues, Tune Up, Blues By Five, Seven Steps To Heaven, Solar, Milestones, So What.
Полезные сервисы
давидович белла михайловна
Энциклопедический словарь
Давидо́вич Белла Михайловна (р. 1928), пианистка, заслуженная артистка РСФСР (1972). Ученица Я. В. Флиера. В 1962-78 преподавала в Московской консерватории. С 1978 за рубежом, преподаёт в Джульярдской школе (США). Первая премия на Международном конкурсе им. Ф. Шопена (1949, Варшава).
* * *
ДАВИДОВИЧ Белла Михайловна - ДАВИДО́ВИЧ Белла Михайловна (р. 1928), российская пианистка, заслуженная артистка России (1972). В 1962-78 преподавала в Московской консерватории. С 1978 за рубежом, преподает в Джульярдской школе (США). 1-я премия на Международном конкурсе им. Ф. Шопена (Варшава, 1949).