Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

довженко

Грамматический словарь

Довже́нко ф. 0, §22

Сканворды для слова довженко

- Украинский кинорежиссёр, чьё имя присвоено Киевской киностудии художественных фильмов.

- Украинский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Звенигора», «Арсенал», «Земля».

- Украинский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Иван», «Аэроград», «Щорс».

- Украинский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Сумка дипкурьера», «Ягодка любви», «Вася-реформатор».

- Украинский кинорежиссёр, постановщик фильмов «Мичурин», «Прощай, Америка!».

Полезные сервисы

довженко ал-др петр

Гуманитарный словарь

ДОВЖЕ́НКО Ал-др Петр. (1894-1956) - кинорежиссер, писатель, сценарист. В 1914 окончил Глуховский учит. ин-т, был учителем. В 1926 дебютировал на Одесской киностудии как сценарист и сореж. эксцентрич. комедийного ф. "Вася-реформатор", вел пед. работу (1949-51), с 1955 преподавал во ВГИКе. Любовь к Украине, прекрасное знание ее историч. культуры, фольклора, нар. преданий и сказаний оказали влияние на творчество Д., отличающееся исключит. поэтичностью, своеобразием, неповторимой индивидуальностью и высочайшей художественностью. "Звенигора" (1928) - первый фильм режиссера, в к-ром органично соединились история и сказка, эпос и лирика, прошлое и наст. "Арсенал" (1929) - романтич. и реалистич. рассказ о восстании рабочих киев. оруж. з-да. Все след. ф. Д. ставит по своим сценариям. "Земля" (1930) - кинопоэма о сложных событиях и характерах в годы коллективизации в укр. деревне. Критики на Брюссельском МКФ в 1958 признали ф. одним из 12 лучших ф. всех времен и народов. "Щорс" (1939) - героич. эпопея о Гражд. войне. Д. стал первым крупным мастером игрового кино, кто, сделав в годы войны два поэтич. док. фильма об освобождении Украины, принял активное участие в разработке новых выразит. средств воен. кинопублицистики.

Последние годы Д. работал над ф. "Поэма о море" (1958, к-рый, как и ряд др. по сценариям Д., поставила после его смерти его друг и жена реж. Ю. Солнцева). Среди др. ф.: "Иван" (1932), "Аэроград" (1935), "Мичурин" (1949).

Соч.: Твори: В 5 т. Киів, 1964-66; Собр. соч.: В 4 т. М., 1966-69; "Я принадлежу к лагерю поэтическому...". М., 1967.

Лит.: Бажан М. О Довженко. Киев, 1930; Эйзенштейн С. Рождение мастера // Иск-во кино. 1940. № 1-2; Соболев Р. А. Довженко. М., 1980; Довженко в воспоминаниях современников. М., 1982; Козинцев Г. Об А. П. Довженко // Собр. соч.: В 5 т. Л., 1983. Т. 2.

Полезные сервисы

довженко александр петрович

Энциклопедический словарь

Довже́нко Александр Петрович (1894-1956), кинорежиссёр, драматург, народный артист РСФСР (1950). Один из основоположников отечественной кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи: «Звенигора» (1928), «Арсенал» (1929), «Земля» (1930), «Щорс» (1939) и др. По сценариям Довженко его женой и сорежиссёром Ю. И. Солнцевой поставлены фильмы: «Поэма о море» (1958), «Повесть пламенных лет» (1961), «Зачарованная Десна» (1964). Государственная премия СССР (1941, 1949), Ленинская премия (1959, посмертно). В 1957 имя Довженко присвоено Киевской киностудии.

* * *

ДОВЖЕНКО Александр Петрович - ДОВЖЕ́НКО Александр Петрович [30 августа (11 сентября) 1894, с. Сосницы Черниговской области - 25 ноября 1956, Москва], советский кинорежиссер, сценарист, автор рассказов и повестей. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1940). Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской премии (1959 - посмертно за литературный сценарий «Поэма о море»).

Родился в многодетной крестьянской семье на Черниговщине. В 1914 окончил Глуховский учительский институт. Учился в Киевском университете и Коммерческом институте в Киеве. Преподавал физику, естествознание и гимнастику в гимназии (1914-1917). В 1920-1921 принимал участие в создании Киевского отдела народного образования, в 1921-1923 - на дипломатической службе в Польше и Германии. Учился живописи в Мюнхене и в Берлинском художественном училище. В 1923-1926 - художник-иллюстратор одной из харьковских газет. С 1926 - режиссер-постановщик на киностудиях Одессы, Киева, Москвы.

В годы революций и Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА в России) молодой школьный учитель, вдохновленный идеями украинской национальной государственности, сначала оказывается в рядах сторонников Центральной Рады (см. ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАДА), а после жестокого разочарования в ее политике - коммунистов (впоследствии пережитое нашло отражение в фильме «Арсенал», 1929). Коммунистическому идеалу Довженко хранил верность всю жизнь, но интерпретировал его чрезвычайно своеобразно.

Уже в первой своей картине «Звенигора» (1928) Довженко пытается соотнести ритмы социальной и естественной жизни народа, отсюда возникает в кинематографе Довженко тенденция к удлинению кадра, опора на внутрикадровое (преимущественно природное) движение, что весьма нетипично для советского киноавангарда 1920-х годов. Полное подчинение силам природы поставило человека на край гибели, делая его бессильным перед лицом любой стихии - как естественной, так и исторической. Поэтому пиетет перед историческим прошлым у художника, как правило, отсутствует. История представляется ему цепью катастроф. Спасение же - в разгадке тайн природы, ее языка, в сотворчестве с ней - приобщение к вечности. Такую возможность и предоставляет народу, по Довженко, революция, выступающая реальным воплощением многовековых народных чаяний, нашедших отражение в фольклоре. Фольклорные мотивы, постоянно используемые режиссером в фильмах, есть воплощение народного сознания, его мудрости и ограниченности одновременно. Фольклорная метафора в «Звенигоре» возникает у Довженко от полноты ощущения идеала и незнания действительного исторического пути к нему (мотив заколдованного клада).

С еще большей остротой коллизия эта возникает в следующем фильме Довженко, «Арсенал» (1928), посвященном революции на Украине, где центральным событием оказывается большевистское восстание в Киеве в январе 1918 против правительства Петлюры. Решенный в традициях историко-революционной эпопеи, фильм дает образ народа-массы как жертвы стихии. Другим воплощением массы и одновременно антагонистом ее оказывается рабочий Тимош, осознающий свое историческое предназначение и потому вырастающий в знаменитом финале до легендарного сверхгероя, неуязвимого в своем бессмертии для вражеских пуль. Наивысшей в своем творчестве гармонии и силы достигает Довженко в последнем немом фильме «Земля» (1930), как бы спрессовавшем в традиционном для тех лет сюжете об убийстве кулаками молодого сельского активиста весь опыт мировой культуры. Пафос сотворчества человека с природой, действия по ее законам, а не насилие над ней, определили внутреннюю гармонию фильма и отказ от монтажной эстетики. В споре между старым и новым в «Земле» безоговорочно побеждало вечное. Именно в «Земле» с максимальной полнотой воплотились идеалы Довженко, которые, совершенно очевидно, расходились с государственными.

В последующих произведениях Довженко пытается примирить свой авторский идеал с официальной доктриной, что лишает эти картины гармонии и цельности «Земли», но придает им затаенный внутренний драматизм. Признавая неизбежность разрыва с традициями народной жизни, Довженко оставляет за собой право воспринимать этот разрыв как историческую и личную драму, равно как и противостояние двух ипостасей образа народа - массы и героя, овладевающего стихиями. Все это находит воплощение в его произведениях 1930-1940-х годов: «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1939), «Мичурин» (1948).

В 1934 Довженко покидает Украину, спасаясь от волны репрессий против национальной интеллигенции, и находит в Москве приют и покровительство Сталина, намеревающегося сделать Довженко придворным художником. По его личному указанию Довженко создал миф о герое Гражданской войны Щорсе в одноименном фильме. Однако он также пытался облагородить настоящее идеальным образом прошлого, как некогда в «Земле» - будущим. Драматичен образ главного героя - монументального богатыря, скрывающего от всех свои переживания. Именно в период работы над «Щорсом» сценарий Довженко из краткого монтажного плана превращается в самостоятельное литературное произведение, существующее параллельно с фильмом. Литературе отныне более всего доверяет Довженко самые сокровенные мысли и чувства, особенно после того, как жестокому разгрому Сталина подвергся сценарий «Украина в огне» (1943). Страх перед угрозой гибели целого народа, вновь обострившийся в те дни у Довженко, вызвал к жизни сценарий о трагедии народа, брошенного в первые недели войны на произвол судьбы.

Дальнейшие кинематографические замыслы Довженко либо пресекались, либо безжалостно искажались, как это произошло с замечательно поэтичной «Жизнью в цвету» (1946-47), превращенной в канонический историко-биографический опус «Мичурин» (1949). Основное внимание в эти годы Довженко уделяет работе над эпохальным замыслом национального романа «Золотые ворота». Эта работа дала толчок к созданию сценария о строительстве Каховского водохранилища «Поэма о море» (1936), где внутренняя борьба Довженко с самим собой достигает предельной и неразрешимой остроты: идеал и реальность взаимно отторгают друг друга. И накануне первого съемочного дня Довженко умер в Москве, так и не получив разрешения вернуться на воспетую и оплаканную им Украину.

Большой энциклопедический словарь

ДОВЖЕНКО Александр Петрович (1894-1956) - российский и украинский кинорежиссер, драматург, народный артист России (1950). Один из основоположников советской кинематографии, создатель киноэпопей, проникнутых поэзией, отразивших коренные сдвиги эпохи: "Арсенал" (1929), "Земля" (1930) и др. Ленинская премия (1959, посмертно), Государственные премии СССР (1941, 1949).

Полезные сервисы

довженковец

Толковый словарь

Довженковец, вца, м.

Работник украинской киностудии им. Александра Довженко.

• В нынешнем году довженковцы покажут зрителям несколько десятков картин (Изв.). СМ-78, 71.

Полезные сервисы

довженковский

Орфографический словарь

довже́нковский (от Довже́нко)

Полезные сервисы