АНАКСАГОР (ок. 500 - ок. 428 до н.э.), древнегреческий философ-досократик, родился в Клазоменах в Малой Азии. В молодости (в 480 до н.э., возможно, с войском Ксеркса) прибыл в Афины. Анаксагор не только распространял здесь свое учение, но вошел в группу окружавших Перикла интеллектуалов и оказал влияние на личность и воззрения этого государственного деятеля. В 450 или 432 до н.э. Анаксагор был обвинен в неблагочестии, но с помощью Перикла ему удалось бежать в Лампсак в Малой Азии, где он продолжал проповедовать свое учение до конца своих дней и умер, окруженный всеобщим уважением. Как и другие представители ионийской школы, Анаксагор занимался астрономией и биологией, а также историей, политикой и, возможно, географией. Он утверждал, что Солнце - это раскаленный докрасна камень, "размером превосходящий Пелопоннес", лунный свет рассматривал как отражение солнечного. Земля, по мнению Анаксагора, представляет собой плоский диск; упорядоченный космос возник из первоначального хаоса, причем жизнь зародилась во влаге. Анаксагор считал, что все формы органической жизни обладают душой и в различной степени причастны космическому разуму, а восприятие возникает вследствие возбуждения органов чувств. Концепции такого рода были характерны для ионийской школы в целом, однако метафизика Анаксагора содержала новый отправной пункт: разделяя убеждение Эмпедокла, что физический мир представляет собой "смесь", Анаксагор пришел к выводу, что этой "смесью" управляет множество пропорций, и именно различием в них определяются различия в физических вещах. Кроме того, у элеатов он позаимствовал принцип бесконечной делимости и, следовательно, неделимости; эта теория предполагала существование материального континуума, первоначально однородной смеси, впоследствии разделившейся, где пропорции всех вещей постоянно меняются, а сами вещи так и не достигают полного отделения друг от друга. Вещи нельзя разделить, "словно разрубив топором", и потому "во всем есть частица всего". Силу, управляющую космическим процессом, Анаксагор именует нусом (умом), причем нус у него не только начинает космическое вращение, но знает все вещи и их упорядочивает.
ЛИТЕРАТУРА
Рожанский И.Д. Анаксагор. М., 1983 Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989