сущ., кол-во синонимов: 1
монета (298)
ДРЕЙЕР Йохан Людвиг Эмиль - ДРЕ́ЙЕР (Dreyer) Йохан Людвиг (Джон Луис) Эмиль (1852-1926), астроном. Родился в Дании, с 1874 в Ирландии, последние годы жизни в Англии. Составил каталог (NGC) св. 13000 туманностей и звездных скоплений (1887-1908). Труды по истории астрономии.
Дре́йер Карл Теодор (1889-1968), датский кинорежиссёр. Фильмы: «Страсти Жанны д’Арк» (1927), «День гнева» (1943), «Слово» (1955), «Гертруда» (1965) и др.
* * *
ДРЕЙЕР Карл Теодор - ДРЕ́ЙЕР (Dreyer) Карл Теодор (3 февраля 1889 - 20 марта 1968), датский режиссер, сценарист.
Оставшись сиротой, рано начал зарабатывал на жизнь пианистом в кафе, писал газетные статьи, а с 1912 - титры для компании «Нордиск». Заинтересовавшись всерьез кинематографом, создает сценарии (по ним поставлено 22 фильма), работает монтажером. В 1918 выпускает первую режиссерскую работу - мелодраму «Президент».
В 1919 появляется его монументальный постановочный фильм «Страницы из книги сатаны». Следуя примеру «Нетерпимости» Д. У. Гриффита (см. ГРИФФИТ Дэвид Уорк), Дрейер объединяет в своем повествовании разные эпизоды (Голгофа, испанская Инквизиция, Великая французская революция и события 1918 года в Финляндии), которые, по его мнению, складываются в модель истории человечества, разделенного политическими интересами и религиозной нетерпимостью. В этой картине проявились не только творческие амбиции Дрейера, но и его интерес к изобразительным возможностям композиции кадра, освещения, монтажа и ритма.
Кризис датского кино заставляет режиссера искать продюсеров за границей, и его следующий фильм «Вдова пастора» (1920), где обнаруживается интерес Дрейера к человеческой психологии и очевидно его умение передавать ее на экране средствами немого кинематографа, поставлен в Швеции. Обращаясь к различному материалу в фильмах «Вдова пастора», «Возлюби ближнего своего» (1922), «Уважай свою жену» (1925), режиссер добивался максимальной достоверности атмосферы, декораций, деталей быта и игры актеров, придавая огромное значение выразительности крупного плана. Время от времени возвращался в Данию, где снял свою любимую оперетту «Однажды» (1922), но чаще выступал независимым режиссером, вступая в постоянные конфликты с продюсерами.
Интерес к внутренней жизни человека, раздираемого противоречиями и стоящего перед выбором, проявился в поставленной в Германии ленте «Михаэль» (1924) и в главной картине всей его творческой жизни - «Страсти Жанны Д"Арк», снятой в 1928 во Франции. История постановки превратилась в легенду: Дрейер отверг сценарий, основанный на известной биографии своей героини и обратился к подлинным протоколам допросов; был воссоздан замок в Руане; cъемки шли в порядке хронологии и продолжались полтора года; от актеров требовалось внешнее сходство и готовность играть без грима. Оператор Р. Матэ использовал жесткорисующую оптику, которая на крупном плане передавала все неровности кожи, а также применял нижние ракурсы, для чего во дворе замка появилось множество ям. В результате фильм превратился в монументальное полотно изуверского процесса и одновременно в немой монолог Жанны Д"Арк, чьи переживания и даже ход мысли воплощались на экране с помощью крупных планов, виртуозного монтажа и драматургии света и тени.
После провала картины в прокате Дрейер нашел продюсера для своего нового фильма «Вампир» лишь в 1932. Удивительный экскурс в мир подсознательных грез, сновидений и галлюцинаций, «Вампир» остался примером творческого использования изображения, музыки, шумов и монтажа для создания экспрессивной атмосферы, выражающей субъективный взгляд личности. Неуспех фильма заставил Дрейера вернуться в журналистику, и его следующая игровая лента - монументальная драма «День гнева» об «охоте на ведьм» в Норвегии средних веков - была поставлена только в 1943.
После войны он снимает серию документальных картин, а также религиозно-философский фильм «Слово» (1955, главный приз МКФ в Венеции) и стилистически изысканную ретро-ленту «Гертруда» (1964), которые стали общепризнанными шедеврами.
ДРЕЙЕР Карл Теодор (1889-1968) - датский кинорежиссер. Фильмы: "Страсти Жанны д Арк" (1927), "День гнева" (1943), "Слово" (1955), "Гертруда" (1965) и др.
ДРЕЙЕР Карл Теодор (Dreyer, Carl Theodor)
(1889-1968), датский кинорежиссер. Родился 3 февраля 1889 в Копенгагене. После не очень успешного занятия журналистикой в 1912 пришел на работу в студию "Нордиск" - писал титры, был монтажером, сценаристом. Для своего режиссерского дебюта, фильма Президент (Praesidenten, 1920), написал сценарий и сделал эскизы декораций. Тщательно выстроенная композиция сцен и проницательный отбор характерных актеров (или типажных непрофессионалов) отличали этот и все последующие фильмы Дрейера. Второй фильм Драйера, Страницы из книги сатаны (Blade af satans bog, 1921), стал выражением его глубокой религиозности. Несколько лет Дрейер писал варианты сценария к фильму Страсти Жанны д'Арк (La passion de Jeanne d'Arc, 1928). Поставленный во Франции с интернациональным составом актеров и художников, широко использовавший замедленные крупные планы и титрованные диалоги, фильм стал естественным переходом к звуковому кино. Однако после своей первой звуковой картины Вампир, или Страшное приключение Дэвида Грея (Vampyr, 1932) убежденный противник коммерческого кино, бескомпромиссный идеалист Дрейер ничего не снимал почти 12 лет, и только успех его непритязательной серии документальных фильмов увенчался подписанием контракта на съемки Дня гнева (Vredens dag, 1942), давшего страшную картину пуританской "охоты на ведьм" в Дании 17 в. За полвека работы в кинематографе Дрейер сделал лишь 14 художественных фильмов. Последние 20 лет жизни он потратил на тщетные поиски спонсоров для фильма о жизни Христа. В 1955 фильм Слово (Ordet, по одноименной драме К.Мунка) получил "гран-при" на кинофестивале в Венеции. В последнем своем фильме Гертруда (1964) режиссер продемонстрировал многие из приемов, сделавших его знаменитым. Умер Дрейер в Копенгагене 20 марта 1968.
К.Т. Дрейер. Кадр из фильма "День гнева".
ДРЕЙЕР (Dreyer) Карл Теодор (1889 - 1968), датский кинорежиссер. Для творчества Дрейера характерны высокая изобразительная культура при воплощении на экране историй философского, религиозного или мистического плана: "Страсти Жанны Д’Арк" (1927), "День гнева" (1943), "Слово" (1955), "Гертруда" (1965) и др.