Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
законодательные органы
Энциклопедический словарь
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - ЗАКОНОДА́ТЕЛЬНЫЕ О́РГАНЫ, государственные представительные учреждения, на которые конституцией (см. КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)) в качестве основной функции возложено осуществление законодательной власти. Законодательным органам обычно принадлежит право утверждения государственного бюджета и контроля за деятельностью органов исполнительной власти (правительства, президента), а также полномочия избрания (утверждения, смещения) определенного круга высших должностных лиц (судей, аудиторов счетных палат, омбудсманов), ратификации международных договоров, объявление амнистии. В федерациях и децентрализованных унитарных государствах различают общенациональные и региональные законодательные органы. В Российской Федерации законодательными органами являются Федеральное Собрание и представительные учреждения субъектов Российской Федерации, например Государственный совет в Татарии, Законодательное собрание в Пензенской области, Городская дума в Москве.
Высшим органом законодательной власти является парламент, в Российской Федерации - Федеральное Собрание. Объем полномочий законодательного органа зависит от формы правления. В парламентских государствах исполнительная власть несет ответственность перед законодательной властью. В президентских республиках законодательная власть принимает только законы, но отчасти обладает правом контроля за исполнительной властью. Законодательные органы формируются путем выборов, в Российской Федерации они не образуют единую иерархическую систему, как это было характерно ранее для Советов. Специфической формой работы законодательных органов являются сессии и слушания.
• В силу этой конституции законодательная власть в царстве принадлежала сейму, распадавшемуся на две палаты: на сенат и палату депутатов. В.Ключевский. Курс русской истории.
• Созидательный характер носят, естественно, социалистическое право в целом и конкретные законодательные акты Советской власти. «Правда», 18.8.1978.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСКИЙ. Относящийся к законодателю, свойственный ему.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - ЗАКОНОДА́ТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, порядок деятельности органа законодательной власти (см. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ) по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте представительного органа. Для законодательного процесса характерна четкая юридическая регламентация. В Российской Федерации законодательный процесс обычно включает пять стадий. Кроме того, существует предзаконодательный процесс, охватывающий этап от появления идеи о необходимости разработки нового закона до подготовки текста законопроекта.
По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. Первой стадией собственно законодательного процесса является внесение законопроекта в Государственную думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной думе, которое осуществляется в трех чтениях, если дума не примет по данному законопроекту иного решения. Третья стадия - принятие закона Государственной думой. Федеральный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, федеральный конституционный закон - большинством в две трети. На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Подписание и обнародование закона президентом Российской Федерации составляет пятую стадию законодательного процесса.
Прохождение закона по стадиям законодательного процесса может варьироваться в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и президента Российской Федерации. От законодательного процесса следует отличать законотворчество, которое является более широким понятием. Существенная роль в законодательном процессе принадлежит ученым-юристам, юридическим учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку проектов законов и проводящим их экспертизу, а также структуры органов законодательной власти палаты, комитеты, согласительные комиссии, правовые управления аппаратов палат.
Одним из способов преодоления разногласий между палатами парламента является метод законодательного челнока. Спорный законопроект пересылается из одной палаты в другую до тех пор, пока не будет достигнут консенсус или законопроект не будет отвергнут окончательно. Метод законодательного челнока применяется в парламентах Аргентины, Венесуэлы, Франции. Взаимоприемлемое решение достигается самими палатами на пленарных заседаниях, что затягивает законодательный процесс.