Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
зауервейд александр иванович
Энциклопедический словарь
Зауерве́йд Александр Иванович (1783-1844), живописец-баталист. «Первый живописец» российского Генштаба (с 1825); стремился к документально точному воссозданию общей картины боя («Битва под Лейпцигом»).
* * *
ЗАУЕРВЕЙД Александр Иванович - ЗАУЕРВЕ́ЙД Александр Иванович (1783-1844), русский живописец-баталист (см. БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР) . Стремился к документально точному воссозданию общей картины боя и жанровых деталей.
Большой энциклопедический словарь
ЗАУЕРВЕЙД Александр Иванович (1783-1844) - российский живописец-баталист. Стремился к документально точному воссозданию общей картины боя и жанровых деталей.
ТИММ Вас. Фед. (1820-95) - график, живописец, рисовальщик, баталист, жанрист. Род. в местечке Зоргеннфрей ок. Риги. Сын рижского бургомистра. Нач. худож. образование получил дома. В 1834-36 учился в АХ у А. И. Зауервейда. В 1844-48 совершил две поездки за границу. В Париже работал под рук. О. Берне. Побывал в Алжире. Получил известность в париж. худож. салонах благодаря батальным картинам, реалистич. этюдам и акварелям ("Русский фельдъегерь", "Араб-импровизатор у Бабель-Уэдской башни, в Алжире"). С 1851 по 1862 издавал в Пб. "Рус. худож. листок", для к-рого выполнял портреты и литографии, повествующие о воен. событиях (напр., оборона Севастополя) и явлениях обществ. жизни России. В 1855 получил звание акад. батальной живописи. Прославился как иллюстратор-жанрист академич. направления. Автор илл. к произв. рус. писателей (напр., И. П. Мятлева). Работы Т. были высоко оценены В. Г. Белинским.
Т. много путешествовал по России, посетил Кавказ. Последние годы жизни провел в Берлине, где заведовал частным керамич. заведением.
Лит.: В. Ф. Тимм: Альбом / Сост. А. Эглит. М.; Л., 1962.
Дом Главнокомандующего Отдельным кавказским корпусом в Тифлисе. Худ. В. Ф. Тимм. 1851
ФЕДО́ТОВ Пав. Анд. (1815-52) - живописец и график. Родонач. критич. реализма в рус. изобразит. иск-ве. Род. в семье бывшего солдата. Получил образование в кадет. корпусе. Во время офицер. службы и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные кл. АХ (1834-45), занимался в батальном кл. А. Зауервейда. Решающее влияние на творчество Ф. оказал К. Брюллов. В первых произв. Ф. выступал как сатирич. бытописатель ("Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант", 1844; "Свежий кавалер", 1846; "Смерть Фидельки", серия, 1844). Первонач. перегруженность деталями постепенно сменяется лаконизмом; основой худож. метода становится непосредств., конкретное наблюдение жизни; образ эволюционирует от карикатурного к трагич. Ф. первым ввел в рус. бытовой жанр драм, сюжетную коллизию и соц. заостренность ("Сватовство майора", 1848; "Завтрак аристократа", 1849-51). Портреты, созд. Ф., отличают живописное единство, глубина психологич. характеристики ("Е. Г. Флуг", ок. 1850; "Н. П. Жданович за клавесином", 1849). Создал ряд илл. кпроизв. Н. Гоголя, Ф. Достоевского и др. После кратковрем. признания Ф. оказался без средств к существованию, подвергался гонениям со стороны властей и прессы. Поздние произв. Ф. проникнуты чувством трагизма существования и состраданием человеч. горю ("Вдовушка", 1851-52; "Анкор, еще анкор!", 1851-52). Умер в сумасшедшем доме в возрасте 37 лет.
Лит.: Сомов А. И. П. А. Федотов. СПб., 1878; Булгаков Ф. И. Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные. СПб., 1893; Шкловский В. Повесть о художнике Федотове. М., 1965.
ЧЕ́СКИЙ Ив. Вас. (1777-1848) - мастер резцовой гравюры на меди. Худож. образование получил в Имп. АХ в С.-Петербурге (1790-е гг.). Манера Ч. отличается четкостью и ясностью штриха, наблюдательностью, живостью восприятия. Среди произв.: "Ландшафт с охотниками" (1807, оригинал Г. Дюге), портрет В. А. Жуковского (1821-22), илл. к басне И. Крылова "Конь и всадник" (1825, оригинал А. Зауервейда).