Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

издательское дело

Энциклопедический словарь

Изда́тельское де́ло - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции.

* * *

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО - ИЗДА́ТЕЛЬСКОЕ ДЕ́ЛО, отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции.

Большой энциклопедический словарь

ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО - отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции.

Гуманитарный словарь

ИЗДА́ТЕЛЬСКОЕ ДЕ́ЛО - область деят-ности, связ. с выпуском печатной продукции, составная часть книж. дела (наряду с книж. торговлей, библиографией и др.). И. Д. в России началось с появлением первых типографий (сер. 16 в.).

В России изд-ва почти всегда находились под контролем гос-ва. Так, первая печатня И. Федорова возникла в сер. 16 в. с ведома и по инициативе царя Ивана IV; в дальнейшем более 200 лет гос. изд-ва безраздельно господствовали в книж. деле.

Значительный подъем И. Д. в России начался в нач. 18 в. в связи с преобразованиями Петра I. С 1702 начала выходить первая рус. печатная газета "Ведомости". Важную роль в развитии И. Д. сыграло введение гражданского шрифта для печатания светских изданий. Центром И. Д. становится типография Петерб. АН. В 1783 была отменена монополия на изд. деят-ность. Возникают и начинают быстро развиваться провинц. типографии и типографии, принадлежащие частным лицам (Н. И. Новикова, В. А. Плавилыцикова, Глазуновых и др.).

В 1-й пол. 19 в. важную роль в развитии книгоиздания сыграли усовершенствование техники печати, новые изобретения и открытия, внедренные в процесс книгопроиз-ва. Увеличивается произ-во бумаги, улучшается ее качество. Появление стереотипных машин позволяет увеличивать тираж изданий. Издатели 19 в. имели, как правило, собств. типографию, книготорговую лавку и б-ку. Особую роль в развитии И. Д. в России 1-й пол. 19 в. сыграла деят-ность А. Ф. Смирдина. Во 2-й пол. 19 в. появились оппозиц. парт. нелегальные и эмигрантские изд-ва ("вольная печать"). Частные изд-ва превратились к кон. 19 в. в предприятия с огромным размахом и оборотом. Характерными для изд. мира России кон. 19 - нач. 20 в. являются фигуры А. С. Суворина, К. Т. Солдатенкова, М. О. Вольфа, Ф. Ф. Павленкова, А. Ф. Маркса, П. П. Сойкина, И. Д. Сытина, бр. Сабашниковых, бр. Гранат. В условиях либерализации широкое распространение получили легальные и полулегальные парт. изд-ва разл. направленности. Большая часть изд-в была сосредоточена в столицах. К 1913 Россия вышла на второе место в мире, уступая лишь Германии, по выпуску книг - 30 079 книг и брошюр тиражом 118 млн экз.

После 1917 сов. власть стремится поставить под контроль всю систему книгоиздания, ликвидируются (одни сразу, а др. постепенно) частные изд-ва, а также вновь возникшие кооперативные и изд-ва обществ. орг-ций. Политика централизации И. Д. выливается в создание Госиздата, под контролем которого оказывается деят-ность всех изд-в в стране. В небывалых размерах восстанавливается предварит. цензура. В годы НЭПа возрождаются и появляются новые частные и кооперативные изд-ва ("Брокгауз и Ефрон", "Земля и фабрика", "Никитинские субботники" и др.). Благодаря сочетанию деят-ности гос., ведомств., кооперативных и частных изд-в в 1927 страна вышла на первое место в мире по общему объему произ-ва печатной продукции. Однако уже в 1925-26 гос-во взяло курс на свертывание и запрещение негосударственных изд-в, что к кон. 1920-х гг. привело к их полному разорению. И в нач. 1930-х гг. в стране происходит полное огосударствление И. Д. В итоге значительно расширилась география книгоиздания, выросли тиражи, были осуществлены издательские проекты по выпуску серий, библиотек, изданий рус. классики. Вышли в свет 3 издания Большой сов. энциклопедии, ряд отраслевых энциклопедий и энциклопедических словарей, значимость к-рых сохраняется и по сей день. Однако на рубеже 1970 - нач. 1980-х гг. в стране наблюдается наиб. острый и продолжительный дефицит книжной продукции за все годы сов. власти. К концу 1980-х гг. в стране наблюдается значительное падение объемов книгоиздания. В 1992 было выпущено менее 30 тыс. названий, и Россия оказалась лишь на десятом месте в мире по выпуску книжной продукции. В 1990-е гг. в И. Д. происходит перестройка репертуара изданий в соответствии с учетом спроса и предложения. Резко возрастает кол-во изданий худож. и детской, учебной и справочной лит-ры. В целях поддержки гос-вом И. Д. формируется Федеральная целевая программа книгоиздания - комплекс мер, направленных на обеспечение науки, культуры, образования и т. д. необходимой лит-рой. Все более утверждается практика издания книг за счет автора. Растет число частных изд-в и издающих организаций. В 1997 в России было выпущено 45 тыс. названий книг и брошюр тиражом 436 млн экз.

Лит.: 400 лет русского книгопечатания: В 2 т. М., 1964; Малыхин Н. Г. Очерки по истории книгоиздательского дела в СССР. М., 1965; История книги и издательского дела: Сб. науч. тр. / БАН СССР. Л., 1977; Ленский Б. В. Книгоиздание в системе книжного дела // Книга: Исслед. и материалы. М., 1995. Сб. 71. С. 5-18.

Полезные сервисы

издательское депо

Словарь народов и культуры

Издательское депо

(publishing), отрасль культуры и произ-ва, связанная с подготовкой, выпуском и распространением печатной продукции. Издательство осуществляет подготовку материалов к печати, передает их в типографию и затем в сеть распространения. Существенной составляющей работы издателя являются договорные отношения между издателем и автором, определяющие права и обязанности обеих сторон. В договоре или контракте, составленном с учетом авторского права, оговариваются гонорар, время действия договора, право на перевод и доп. реализацию и др. пункты. Совр. издательства включают разл. специализированные отделы и службы: редакционный, производственный, бухгалтерию, отделы дизайна, маркетинга и реализации, тогда как сама печать нередко производится в др. стране, где расценки существенно ниже. Важным нововведением в книгоиздательском деле стали т.н. карманные издания, т.е. книги малого формата в бумажных обложках, впервые выпущенные издательством Пенгуин букс. Появление этого вида книг расширило рынок для разнообразной лит-ры. С 1960-х гг. книги стали все чаще выставляться на продажу в обществ, местах, напр., в аэропортах, продовольственных магазинах. Развитие новых технологий хранения, передачи и распространения информации ведет к конкуренции между новым и традиц. способом орг-ции И.д. Микрокомпьютеры со специализированными программами и лазерные принтеры, к-рыми оснащены настольные издательские системы, пришли на смену дорогостоящему процессу набора текста и сильно сократили кол-во этапов редакционноиздательской работы. В наст, время настольные издательские системы - перспективная область в сфере информационных технологий.

Полезные сервисы