Калато́зов Михаил Константинович (1903-1973), кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). В кино с 1923. Фильмы Калатозова отличаются повышенной эмоциональностью, драматизмом, остротой и выразительностью режиссёрских решений: «Соль Сванетии» (1930), «Валерий Чкалов» (1941), «Летят журавли» (1957), «Неотправленное письмо» (1960), «Красная палатка» (1970, итало-советский) и др. Государственная премия СССР (1951).
* * *
КАЛАТОЗОВ Михаил Константинович - КАЛАТО́ЗОВ (Калатозишвили) Михаил Константинович (15 (28) декабря 1903, Тифлис, ныне Тбилиси - 27 марта 1973, Москва), российский кинорежиссер, оператор и деятель культуры, народный артист Грузинской ССР (1965), народный артист СССР (1969). Фильмы: «Соль Сванетии» (1930), «Валерий Чкалов» (1941), «Летят журавли» (1957; «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля, 1958), «Красная палатка» (1970, итало-советский) и др. Государственная премия СССР (1951).
* * *
Ранняя трудовая деятельность
Трудовую деятельность начал в 1917, спустя шесть лет пришел на Тбилисскую киностудию, где работал монтажером, ассистентом оператора. В 1925 был оператором, а также снялся в качестве актера в фильме «Дело Тариэла Мклавадзе» И. Н. Перестиани (см. ПЕРЕСТИАНИ Иван Николаевич). В фильмах «Гюлли» (1927) и «Цыганская кровь» (1928) выступал соавтором и оператором.
Режиссерский дебют в немом кино
Режиссерский дебют Калатозова - кинокартина «Их царство» (1928, сорежиссер Н. В. Гогоберидзе), построенная на хроникальном материале меньшевистской Грузии 1918-1920 годов. Этот фильм обнаружил стремление Калатозова к поэтическому, образному постижению реального мира. Пластика изображения, острые ракурсы, необычные эффекты освещения поднимают до уровня шедевра последний немой художественно-документальный фильм Калатозова «Соль Сванетии» («Джим Шванте», 1930, также один из операторов). Черно-белая графика горных пейзажей Верхней Сванетии, экспрессия в построении кадра и в смене планов, романтичность режиссерской манеры сделали «Соль Сванетии» заметным явлением советского кинематографа своего времени.
«Валерий Чкалов»
С приходом звука и угасанием поэтической эстетики в кино Калатозову пришлось пережить трудные годы. Лента «Гвоздь в сапоге» (1932) не попала в прокат. В 1933-1934 режиссер был аспирантом ленинградского отделения Государственной Академии искусствознания. В 1934-1938 работал директором Тбилисской киностудии. Только в 1939 вернулся к режиссуре, сняв на «Ленфильме» картины «Мужество» (1939) и «Валерий Чкалов» (1941), в которых патетически воспевал отвагу советских героев-летчиков. «Валерий Чкалов» (в главной роли Владимир Белокуров (см. БЕЛОКУРОВ Владимир Вячеславович)) имел шумный успех и упрочил режиссерскую репутацию Калатозова.
В годы войны
В годы Великой Отечественной войны снял военную драму о ленинградской блокаде «Непобедимые» (1942, совместно с С. А. Герасимовым (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Аполлинариевич)), затем «Киноконцерт к 25-летию Красной Армии» (1943, с Герасимовым и Е. Л. Дзиганом (см. ДЗИГАН Ефим Львович)), после чего вновь перешел на административную работу. В качестве уполномоченного Кинокомитета он в 1943-1945 был в США, затем до 1948 руководил главкомом по производству фильмов, был заместителем министра кинематографии СССР.
«Верные друзья»
Вернувшись в режиссуру, Калатозов снимает политически одиозные ленты «Заговор обреченных» (1950, по Н. Е. Вирте (см. ВИРТА Николай Евгеньевич), премия Карловарского кинофестиваля, Сталинская за 1951 год) и «Вихри враждебные» (1953, по Н. Ф. Погодину (см. ПОГОДИН Николай Федорович), выпуск 1956). Затем Калатозов поставил неожиданно для многих лирическую комедию «Верные друзья» (1954, премия Карловарского кинофестиваля) снискавшую широкую популярность у зрителей. Следующая картина «Первый эшелон» (1956, сценарий Погодина) была посвящена освоению целины.
«Летят журавли»
Пиком творчества Калатозова и одной из лучших лент отечественного кинематографа стала экранизация пьесы «Вечно живые» В. С. Розова (см. РОЗОВ Виктор Сергеевич) - фильм «Летят журавли» (1957, главный приз Каннского кинофестиваля (см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1958 года). Лирическая манера Розова, патетичность Калатозова, виртуозность операторского искусства С. П. Урусевского (см. УРУСЕВСКИЙ Сергей Павлович), блестящая игра Татьяны Самойловой (см. САМОЙЛОВА Татьяна Евгеньевна) и Алексея Баталова (см. БАТАЛОВ Алексей Владимирович) наполнили фильм атмосферой полной творческой свободы.
Фильмы 1960-х годов
В последующие годы Калатозов пытался наполнять свои фильмы экспрессией поэтического кино, но, несмотря на постоянное сотрудничество с Урусевским, достичь органичности картины «Летят журавли» так и не удалось. Много сил было отдано фильму «Неотправленное письмо» (1960, по рассказу В. Д. Осипова) об открытии группой геологов месторождения алмазов в сибирской тайге и их трагической гибели в лесном пожаре.
Эмоционально страстная политическая картина «Я - Куба» (1964, соавтор сценария Е. А. Евтушенко (см. ЕВТУШЕНКО Евгений Александрович)) интересна операторскими решениями Урусевского, но не имеет прочной драматургической основы. Последняя картина Калатозова «Красная палатка» (1970) основана на истории полярной экспедиции Умберто Нобиле 1928 года. В фильме было задействовано множество как советских, так и европейских кинозвезд. Тема противоборства человека со стихией решалась режиссером в приподнято романтическом ключе.