Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гварди франческо

Энциклопедический словарь

Гва́рди Франческо - Гуарди (Guardi) (1712-1793), итальянский живописец венецианской школы. Религиозные, мифологические, исторические картины («Александр перед телом Дария»); в поэтических видах Венеции со сценами городской жизни («Подъём воздушного шара», 1784) виртуозно передавал игру света и тени, влажный воздух, растворяющий очертания предметов.

* * *

ГВАРДИ Франческо - ГВА́РДИ Франческо (полн. Франческо Лаццаро Гварди или Гуарди, Guardi) (крещен 5 октября 1712, Венеция - 1 января 1793, там же), итальянский живописец.

Ранний период (1720-е - середина 1750-х)

Сын живописца Доменико Гварди и младший брат известного художника Джованни Антонио Гварди (1699-1760), руководившего мастерской отца, Франческо всю жизнь провел в Венеции. Здесь в начале 18 в. обосновалась семья Гварди и родились его сестра Мария Цецилия, вышедшая замуж в 1719 за Дж. Б. Тьеполо, и его младший брат Никколо (1715-1786), тоже сотрудничавший с братьями в мастерской. Отец Гварди был родом из селения Мастеллина в Валь ди Соле в области Трентино. В 1690 семья переехала в Вену, где сначала он учился в частной школе художника П. Штруделя. До 1760 Джованни Антонио руководил большой мастерской и пользовался авторитетом в художественных кругах, став в 1756 членом Академии. Его мастерская выполняла большие заказы - алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для индивидуальных заказчиков, картины с изображением цветов в манере венских живописцев. Известно, что в мастерской Дж. А. Гварди выполнялись копии с полотен Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, А. Бассано, С. Риччи, Д. Фетти, Ш. Маффеи, портретов современных французских художников. В 1730-1745 мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего ее фортификационными постройками, М. фон Шулентурга, участника войны с турками. Дж. А. Гварди писал парадные портреты фельдмаршала, любителя венецианской живописи 16-17 столетий.

Возможно, Франческо помогал старшему брату в исполнении пейзажа в картине «Семь скорбей Богоматери, четверо евангелистов» (Дрезден, Картинная Галерея); в 1740-1750-е годы - в написании сцен на сюжеты из античной истории, хранящихся в Осло, на вилле Богштадт («Муций Сцевало», «Триумф Аврелия», «Великодушие Сципиона», «Смерть Софонисты»), выражавших популярные в середине столетия идеалы служения долгу и чести. Большинство итальянских исследователей считают работой обоих братьев - панно и две боковые створки для деревянного парапета органа в венецианской церкви Св. Архангела Рафаила. На панно изображена сцена из неканонической «Книги Товита». При виде этих работ вспоминаются произведения Д. Фетти, С. Риччи, Дж. Б. Пьяцетты (см. ПЬЯЦЦЕТТА Джованни Баттиста), Дж. Б. Тьеполо (см. ТЬЕПОЛО Джованни Баттиста), наследников традиции венецианской живописи Возрождения, в русле которой развивалось и творчество обоих Гварди. Живопись створок органа словно вторит его чудесной музыке, и обе они звучат, как последние уходящие ноты изысканного мира грез рококо.

Первая самостоятельная подписная работа Франческо «Святой в экстазе» (Тренто, Городской музей) датируется 1739. Она считается вольной копией полотна Пьяцетты. Диагональную композицию последнего художник повторяет, словно в зеркальном изображении, передавая движение двух крупных фигур слева направо в сжатом пространстве. Другие, тоже подписные произведения Франческо - два вертикального формата панно с изображением аллегорических фигур - Веры и Надежды (1747, Сарасота, Музей Ринглинг) значительно отличаются от предыдущей работы. Аллегории написаны с большой конкретностью в традиции позднебарочной живописи и изображены на фоне правдиво переданного морского пейзажа с дюнами, лодкой, чинящими сети около нее вдали у моря рыбаками.

Вопрос о том, когда и почему Франческо Гварди, начинавший как мастер исторических композиций (figurista), но, возможно, писавший пейзажи в заказах мастерской брата, вдруг обратился исключительно к ведуте (см. ВЕДУТА) и каприччо, остается загадкой в творчестве братьев. Некоторые исследователи склонны считать, что это произошло еще в 1730-е годы, то есть во время работы в мастерской Дж. А. Гварди. Возможно, это произошло под влиянием прославленного соотечественника - Каналетто (см. КАНАЛЕТТО Джованни Антонио). Интерес к ведуте возник у Франческо в атмосфере Венеции, где высоко ценился этот вид живописи. Как талантливый художник он ощутил возможность быть более независимым в выборе темсередине 1750-х годов - не было уже в живых М. Риччи, Л. Карлевариса, М. Мариески в Венеции, Г. Ван Виттеля - в Риме; Баллотто пребывал с 1747 за границей, а Каналетто мало работал, возвратившись из Англии в 1756). Для Франческо в пейзаже открывался путь свободной деятельности, в то время как в исторической живописи работали многочисленные последователи Дж. Б. Пьяцетты и Дж. Б. Тьеполо.

Середина 1750-х - 1793

Первые пейзажные композиции были навеяны полотнами М. Риччи и М. Мариески. Раннее полотно «Каприччо» (Веллингтон, Национальная Галерея) со скомпонованным воображением художника видом на перспективу залива с руинами античного храма и средневекового замка вдали на берегу справа, фигурками рыбаков на первом плане - не уступает лучшим каприччо Парко Риччи в тонкой передаче настроения и декоративном мастерстве. Подобно Риччи, Гварди писал и сцены бурь на море («Буря», Милан, Кастелло Сфорцеско). Передача световоздушной атмосферы, как в лучших работах Риччи, кажется приближенной к наблюдению естественного состояния природы. В ранних ведутах Франческо обращается к изображению ансамблей пьяцца Сан Марко и Пьяцетты, которые любил писать и Каналетто («Пьяцца Сан Марко», Лондон, Нац. Галерея; «Ведута Пьяцетты», Венеция, Ка д"Оро). Пространство в них достаточно определенно делится на светлую и темную зоны, фигурки людей написаны яркими звучными красками, морской пейзаж вдали приносит больше естественности и свежести.

Оба эти пейзажа предшествовали серии из 12 полотен Ф. Гварди с изображением празднеств в честь избрания дожем в 1763 Альвизе IV Мочениго (большинство из них хранится в Лувре). Хотя полотна серии были созданы по работам Каналетто, Гварди привнес в них много фантазии, совершенно иными средствами передал связь фигур и пространства. Полотна не просто документально передают радостную атмосферу городских праздниковдни приема дожем послов в Зале коллегий Дворца дожей, отплытия и возвращения дожа на «Буцентавре» из церкви Сан Николо на острове Лидо, процессии «andate» на пьяцца Сан Марко, коронации дожа на лестнице Гигантов, пребывания дожа в церквях Санта Мария делла Салюте и Санто Дзаккария), сцены получают определенную эмоциональную трактовку, благодаря умению Гварди более гибкими колористическими средствами передать не только их театральную мажорную красочность, а индивидуальный временной ритм.

Серия пейзажей, исполненных по гравюрам Брустолона, датируется точно, что не относится к последующим работам художника - его ведутам и каприччи зрелого периода. Талант Ф. Гварди в наибольшей степени раскрылся в произведениях 1770-90-х годов. Он писал в эти два десятилетия ведуты парадного, документального характера и более камерные виды, каприччи. Излюбленным сюжетом его ведут становится изображение, как у Каналетто, церкви Санта Мария Салюте и острова Сан Джорджо Маджоре, который он тоже писал от Пьяцетты. Чуть измененная точка зрения и передача новых нюансов освещения превращала эти полотна в некую музыкальную тему с вариациями. Пространство в пейзажах раскрыто в глубину, прозрачный гладкий широкий мазок придает мягкость тональным градациям, чутко изменяющимся в соответствии с характером освещения.

Образ Венеции запечатлен и в рисунках Гварди. Исполненные в смешанной технике пера и кисти тушью, бистром или коричневыми чернилами, рисунки Гварди передают тончайшие нюансы изменчивой световоздушной среды Лагуны. Они высоко ценились коллекционерами еще при жизни художника. Поэтичны и поздние каприччи Гварди 1770-80-х годов («Каприччо с Пульчинеллами», Бергамо, Каррарская Академия; «Вид в Венеции», Москва, ГМИИ им. А. С. Пушкина), Кажется, что в них запечатлены известные и в то же время являющиеся плодом фантазии художника уголки Венеции - маленькие площади с церквами или с фантастическими постройками, дворики, узкие улочки, вид на которые открывается сквозь старые арки. Среди построек изображены не только фигурки горожан, но и пульчинелл, участвующих во всем происходящем на улицах. Персонажи-маски соседствуют со всем происходящим на улицах города. Эти поэтичные «скерци ди фантазия» являются законченными произведениями, но невольно вызывают сравнение с этюдом по артистизму и легкой живописной грации исполнения.

В 1780-е годы Гварди работал с сыном Доменико над украшением венецианского театра Манин, названного в честь последнего дожа Республики Св. Марка. В 1784 художник стал членом Академии, удостоившись этого звания лишь в 72 года. В 1782 П. Эдвардсом, английским представителем в Венеции, ему была заказана серия картин, посвященных торжественным событиям в жизни Венеции - приезду в 1782 наследника русского престола цесаревича Павла с супругой под именем графов Северных («Концерт», Мюнхен, Старая Пинакотека; «Вечер в театре Сан Бенедетто», Париж, частн. собр.) и посещению Венеции Папой Пием VI («Благословление Пием венецианцев», «Понтифик в церкви Санти Джованни Паоло», обе - Лондон, Эптон-Хаус).

Особое место в творчестве Ф. Гварди занимают поздние работы - «Серая Лагуна» (Милан, Галерея Польди-Пеццоли), «Пейзаж с воздушным шаром» (1784, Берлинские государственные музеи (см. БЕРЛИНСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ)), «Рио деи Мендиканти» (Бергамо, Каррарская Академия), «Дворик виллы» (там же), «Пожар в квартале Сан Маркуола» (Венеция, Галереи Академии; реплика - Музей Коррер). Они стали высшими достижениями не только в творчестве самого художника, но и всей европейской пейзажной живописи 18 столетия.

Полотно «Серая Лагуна» завершало эту серию поздних работ. Серебристо-серое прозрачное водное зеркало Лагуны оживлено лишь розовеющими в лучах солнца у самого горизонта еле виднеющимися постройками города. Огромное пространство воды и светлого неба вызывает чувство необычайного простора. Далекое и близкое передано с удивительной живописной свободой средствами тонального колорита. Это полотно, как и «Рио деи Мендиканти», как «Пейзаж с воздушным шаром» рождает элегическое настроение, ассоциирующееся уже в восприятии 19 столетия с ностальгией по последним годам уходящего века и образу Венеции, все более превращающейся в мечту, несбыточную грезу. В поздних пейзажах Гварди воплотился синтез правды (vero) и естественности чувства (naturalezza di senso), о которых писали его современники, искавшие эти качества и в современном им искусстве. К подобной передаче натуры будут стремиться и пленэристы 19 столетия, для которых искусство венецианского художника станет одним из высших образцов пейзажной живописи Венеции.

Полезные сервисы

каналетто джованни антонио

Энциклопедический словарь

Канале́тто Джованни Антонио (Canaletto), настоящая фамилия Каналь (Canal) (1697-1768), итальянский живописец. Пейзажи-панорамы («ведуты»), главным образом изображения архитектурных ансамблей и памятников Венеции с красочными сценами городской жизни, сочетают эффектный пространственный размах и строгость построения планов, прозрачно-насыщенную цветовую композицию и тонкие нюансы передачи световоздушной среды.

* * *

КАНАЛЕТТО Джованни Антонио - КАНАЛЕ́ТТО (Canaletto) (собств. Каналь, Canal) Джованни Антонио (18 октября 1697, Венеция - 20 апреля 1768, там же), итальянский живописец, самый крупный мастер венецианской ведуты (см. ВЕДУТА).

В Риме и Венеции. 1719-1746

Учился Каналетто (прозвище он получил из-за фамилии отца - «Маленький Каналь») у своего отца, театрального декоратора Бернардо Каналь. Работал в Риме (1719-1720 и, возможно, в 1740-х гг.), в Венеции. Начинал как художник-сценограф, помогая отцу в оформлении спектаклей для венецианских и римских театров. Под влиянием работавших в Риме Г. Ван Виттеля и Л. Карлевариса обратился к написанию городских видов. Возможно, он знал ведуты Дж. П. Паннини и В. Кодацци с изображением римских античных построек. Сделанные во время пребывания в Риме зарисовки с натуры, Каналетто использовал в каприччи римского периода - «Арка Септимия Севера» (1719, частное собрание), «Каприччи с руинами» (1720-1721, Венеция, Фонд Чини). Большими пятнами темных и светлых тонов он следует в ранних каприччо распределению света и тени. Композиции строятся по принципу угловой перспективы и вид на мощные постройки, изображаемые часто у моря, открывается с боковой точки обзора.

С 1723 он работал в Венеции, став членом гильдии венецианских живописцев. В ведутах 1730-х гг. Каналетто отказывается от принципа построения иллюзорного перспективного пространства, овладевая новыми приемами, связывая с ними и живописные поиски. Используя камеру-обскуру (см. КАМЕРА-ОБСКУРА), он фиксирует ракурс избираемого, как правило, широкого панорамного вида (камера художника хранится в музее Коррер), четко выстраивает пространство, как бы приближая его к зрителю. Топографическая точность всегда сочетается в его произведениях с несколько приподнятым над реальностью, декоративным восприятием цвета, которым он передает красочную и праздничную атмосферу Венеции. В 1730-е гг. к художнику приходит известность в связи с исполненными им сериями для английского консула Джозефа Смита и герцога Бедфорда. В эти же годы он начинает публиковать офорты со своих произведений, что приносит всеевропейскую известность. В ведутах, посвященных празднествам в честь дожа, - «Прием французского посла во дворце дожей» (1729, Санкт-Петербург, Эрмитаж), «Отплытие «Буцентавра» дожа от мола в день Вознесения» (1735-1741, Лондон, Национальная галерея), переданы сцены многолюдных торжеств. Каналетто всегда педантично фиксирует все подробности исторического события.

Полихромия полотен с изображением праздничной Венеции в дни торжеств, связанных с выездами дожа, приемами послов, праздников в честь святых, сменяется более приглушенной гаммой в картинах, на которых запечатлена будничная жизнь города. Пейзажи «Мастерская мраморщиков в Сан Витале» (1730, Лондон, Национальная галерея) и «Рио деи Мендиканти» (1730, Милан, частное собрание) исполнены мелким точным мазком («tocco forte»), в них нет напряженной динамики крупных цветовых пятен, как в ранних римских каприччо. В соответствии с перспективными задачами Каналетто варьирует силу тона, передавая все более дифференцированные градации света и тени, смягчая геометрическую четкость планов, объемов зданий, приводя к единому тональному звучанию цвета неба, воды, архитектуры, костюмов.

Как поэтические воспоминания о Венеции всегда воскресают в памяти полотна Каналетто с воспроизведением самых живописных участков города с церковью Санта Мария делла Салюте и островом Сан Джорджо с церковью Палладио Сан Джорджо Маджоре («Въезд в Большой канал». 1745, Вашингтон, Национальная галерея; «Бачино ди Сан Марко». 1745, Бостон, Музей искусств).

Одновременно с ведутами в 1730-1740-е гг. Каналетто писал и каприччи. Венецианские и римские постройки, нередко соединенные в одном виде, смотрятся как грандиозная театральная декорация («Колизей с аркой Константина». 1743, Хэмптон-Корт, королевские собрания; «Каприччо с венецианской церковью Сан Франческо делла Винья», 1744, частное собрание).

Английский период. 1746-1756

В периоды 1746-1750 и 1751-1756 Каналетто работал в Англии. Годы, проведенные там, были очень плодотворными в его творчестве. Он написал здесь даже автопортрет, запечатлев себя на фоне Собора Св. Павла. Овальная форма полотна уподобляет его окну, из которого художник смотрит на лондонские виды. В Англии Каналетто писал ведуты бассейна Темзы с дворцами («Темза от Вестминстерского моста», 1746-1747, Прага, Национальная галерея), средневековые соборы и капеллы («Капелла в Итоне», 1754, Лондон, Национальная галерея), сцены многолюдных сборищ на Темзе («Праздник на Темзе», частное собрание), напоминающие венецианские работы. Он стремился правдиво передать средствами тонального колорита характер северного пейзажа, не столь праздничного и яркого, как итальянский, но привлекающий художника своей естественной красотой. Его привлекало написание английских парков с их бесконечной пространственной перспективой и затерянными в их зелени неопалладианскими павильонами.

Заключительный период. 1756-1768

По возвращении в Венецию в 1756 Каналетто, главным образом, повторяет старые сюжеты каприччи, не создав уже больше произведений по художественные качествам равным его более ранним полотнам. Он работает для издателей, исполняя рисунки для серий видовых гравюр, сам занимается техникой офорта, к которой обратился еще в начале 1740-х гг. В 1763 шестидесятилетний художник лишь после европейского признания был принят в члены Академии. Отдавая дань таланту этого крупного венецианского пейзажиста, его современник, аббат Москини написал на надгробии художника: «Антонио Каналь, венецианский художник-ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».

Полезные сервисы