ср.
Издание книга 1..
КНИГОПЕЧА́ТАНИЕ, книгопечатания, мн. нет, ср. (книжн.). Весь процесс печатания и издания книг. Книгопечатание у нас сильно растет.
|| только технический процесс печатания текста на бумаге (ист.). Это было еще до изобретения книгопечатания.
КНИГОПЕЧА́ТАНИЕ, -я, ср. Печатание и издание книг.
| прил. книгопечатный, -ая, -ое. Книгопечатное дело.
Книгопечатание
-я, только ед., с.
1) Типографское печатание текста и иллюстраций.
Изобретение книгопечатания.
2) Издание книг.
Расширение книгопечатания.
Родственные слова:
книгопеча́тный
Энциклопедический комментарий:
Термин "книгопечатание" обычно используют, говоря об истории изготовления печатной книги. Для современного книгопечатного производства чаще используется термин "полиграфия". Первые опыты книгопечатания были предприняты в 1041-48 гг. китайцем Би Шэном. Возникновение книгопечатания в Европе относят к 40-м гг. XV в. и связывают с именем И. Гутенберга. Книгопечатание быстро проникло в различные страны Европы. Первые славянские печатные книги на кириллице вышли в 1491 г. в краковской типографии Ш. Фиоля. Первая типография на территории нашей страны основана около 1523 г. в Вильне Ф. Скориной. Начало книгопечатания в Москве относят к 50-м гг. XVI в. и связывают с деятельностью т. н. анонимной типографии, выпустившей не менее 7 книг. Первая точно датированная русская печатная книга "Апостол" напечатана в 1564 г. И. Федоровым и П. Мстиславцем. В 1574 г. во Львове И. Федоров выпустил в свет первый известный нам славянский учебник грамоты "Азбука".
КНИГОПЕЧА́ТАНИЕ, -я, ср
Процесс печатания и издания книг.
Книгопечатание на Руси появилось при Иоанне Федорове, прозванном в народе первопечатником, он носил длинный библиотечный пыльник и круглую шапочку, вязанную из чистой шерсти (С. Сок.).
КНИГОПЕЧА́ТАНИЕ -я; ср.
1. Типографское печатание текста и иллюстраций. Изобретение книгопечатания.
2. Издание книг.
◁ Книгопеча́тный, -ая, -ое. К-ая продукция.
* * *
книгопеча́тание - комплекс производственных процессов по изготовлению печатной книги с наборной формы. Первые опыты книгопечатания предприняты в 1041-48 в Китае (Би Шэн). В Европе книгопечатание возникло в 40-х гг. XV в. (И. Гутенберг). В Москве в 50-х гг. XVI в. действовала так называемая анонимная типография. Первая точно датированная русская печатная книга Апостол напечатана в 1564 в Москве И. Фёдоровым и П. Мстиславцем. Создание печатной машины (1814) положило начало современной полиграфии.
* * *
КНИГОПЕЧАТАНИЕ - КНИГОПЕЧА́ТАНИЕ, комплекс производственных процессов по изготовлению печатной книги с наборной формы. Первые опыты книгопечатания предприняты в 1041-48 в Китае (Би Шэн). В Европе книгопечатание возникло в 40-х гг. 15 в. (И. Гутенберг). В Москве в 50-х гг. 16 в. действовала т. н. анонимная типография. Первая точно датированная русская печатная книга «Апостол» напечатана в 1564 в Москве И. Федоровым и П. Мстиславцем. Создание печатной машины (1814) положило начало современной полиграфии.
КНИГОПЕЧАТАНИЕ - комплекс производственных процессов по изготовлению печатной книги с наборной формы. Первые опыты книгопечатания предприняты в 1041-48 в Китае (Би Шэн). В Европе книгопечатание возникло в 40-х гг. 15 в. (И. Гутенберг). В Москве в 50-х гг. 16 в. действовала т. н. анонимная типография. Первая точно датированная русская печатная книга "Апостол" напечатана в 1564 в Москве И. Федоровым и П. Мстиславцем. Создание печатной машины (1814) положило начало современной полиграфии.
КНИГОПЕЧА́ТАНИЕ - способ изготовления кн., открывший новую эпоху в ист. книж. дела. И до изобретения набора кн. печатали ксилографич. методом (с досок), но только после изобретения печатн. станка в сер. 15 в. К. стало массовым и сравнительно дешевым способом изготовления кн. В России К. появилось в сер 16 в. (анонимная типография в Москве, И. Федоров, но только в 18 в. было достигнуто преобладание печ. кн. над рукописной. К. наз. обычно только книж. произ-во раннего, нач. периода.
Лит.: 400 лет русского книгопечатания. М., 1964; 500 лет после Гутенберга: 1468-1968. М., 1968.
Станок Московского печатного двора. 16 в. Модель 1624 г.
кни́гопеча́тание, кни́гопеча́тания, кни́гопеча́таний, кни́гопеча́танию, кни́гопеча́таниям, кни́гопеча́танием, кни́гопеча́таниями, кни́гопеча́тании, кни́гопеча́таниях
Книгопеча́тание -
комплекс процессов по изготовлению печатной книги. Книгопечатание
предполагает печатание текста с наборной формы, составленной из
отдельных элементов - литер. Термин «книгопечатание» обычно
применяется по отношению к истории изготовления книги. Для современного
книгопечатного производства чаще используется термин
«полиграфия».
Древнейший образец бескрасочного оттискивания текста с помощью
рельефных форм - глиняный диск из Феста (о. Крит, 17 в. до н. э.). Самый
ранний способ воспроизведения текстов и иллюстраций с переносом
красочного слоя - ксилография, т. е. печатание с гравированной на дереве
формы. Первые известные оттиски, изготовленные ксилографическим
способом, датируются 8 в. (Корея, Китай, Япония). В Европе в 1‑й
половине 15 в. появились первые книги, оттиснутые ксилографическим
способом, на страницах которых воспроизведены иллюстрации с небольшим
пояснительным текстом, вписанным от руки, а позднее - также
воспроизведённым способом гравюры на дереве.
Диск из Феста.
Первые опыты книгопечатания путём переноса красочного слоя с наборной
формы на бумагу были предприняты в 1041-48 в Китае Би Шэном,
изготовлявшим отдельные литеры из глины. В 15 в. в Корее были применены
металлические литеры из бронзы. Возникновение европейского способа
книгопечатания связано с именем И. Гутенберга и относится к 40‑м гг.
15 в. К. Маркс считал книгопечатание «...самым мощным рычагом для
создания предпосылок необходимого духовного развития»
(Маркс К., Машины. Применение природных сил и науки, «Вопросы
истории естествознания и техники», 1968, в. 25, с. 36). Изобретение
книгопечатания сделало возможным быстрое закрепление и массовое
распространение научных исследований, информации, полученной в
результате возникновения новых производств и ремёсел, географических
открытий. Книгопечатание способствовало тому, что образование
потеряло религиозный характер и сделалось светским, содействовало
становлению и развитию литератур на национальных языках, унификации орфографии и графических форм письма. Печатная книга стала средством
распространения и пропаганды форм общественного сознания, орудием
социальной и идеологической борьбы. Это в значительной степени
обусловлено техническими преимуществами книгопечатания, и прежде
всего тем, что оно обеспечило возможность повторного воспроизводства
текстов, массовость тиражей.
В изданиях Гутенберга типографским способом воспроизводился лишь
текст, инициалы и орнаментальные украшения делались от руки. Первый
опыт типографского воспроизведения орнаментики был предпринят
П. Шёффером в 1457 на страницах так называемой Майнцской псалтыри.
Печатная книга с гравированными на дереве иллюстрациями впервые выпущена
в Бамберге в 1461 А. Пфистером.
Книгопечатание быстро распространилось по странам Европы: в Италии с
1465 (Субиако, близ Рима), в Швейцарии около 1468 (Базель), во Франции с
1470 (Париж), в Бельгии с 1473 (Алст), в Венгрии с 1473 (Будапешт), в
Польше около 1473 (Краков), в Испании с 1474 (Валенсия), в Чехословакии
(Пльзень) и Англии (Вестминстер) с 1476, в Австрии (Вена) и Дании
(Оденсе) с 1482, в Швеции с 1483 (Стокгольм), в Португалии с 1487
(Фару). Значительным центром книгопечатания в 15 в. становится
Венеция, где до 1500 было основано около 150 типографий. Первые книги
славянского глаголического шрифта (см. Глаголица) были напечатаны в 1483, кирилловского
шрифта (см. Кириллица) - в 1491
(Краков, типограф Ш. Фиоль). Крупнейшие типографы 15 в. - Шёффер,
А. Кобергер (Германия), Э. Ратдольт (Германия - Италия), Н. Иенсон,
А. Мануций, У. Ган (Италия), И. Амербах, И. Фробен, Н. Кеслер
(Швейцария), У. Кэкстон (Англия). Мануций в 1490 в Венеции объединил
вокруг себя знатоков греческого языка и издавал
древнегреческих авторов с тщательной текстологической подготовкой
печатаемых сочинений.
До 1500 примерно в 260 городах Европы возникли типографии; было
напечатано около 40 тыс. книг общим тиражом свыше 10 млн. экз. Книги,
изданные в Европе до 1 января 1501, называются инкунабулами.
В 16-17 вв. в Европе сложились типографско-издательские династии
Этьеннов (Франция), Плантенов (Бельгия), Эльзевиров (Нидерланды). Робер
Этьенн Первый, в частности, составил и издал толковый словарь латинского языка - «Сокровищница латинского языка»
(т. 1-2, 1531). Среди фундаментально подготовленных текстологически и
снабженных научным аппаратом изданий Эльзевиров (их книги по имени
издателей называются «эльзевирами») - труды по арабскому и древнееврейскому языкам.
В 1517 белорусский просветитель Ф. Скорина напечатал книги
кирилловским шрифтом в Праге, а в 1522 основал в Вильне (ныне Вильнюс)
первую типографию. Возникновение книгопечатания в Москве
датируется около 1553, когда появилась так называемая анонимная
типография, выпустившая не менее 7 изданий. В 1564 Иван Фёдоров и Пётр
Мстиславец закончили печатать первую точно датированную русскую
печатную книгу «Апостол». Иван Фёдоров напечатал в Москве также два
издания «Часовника», затем в 1566 переехал в Заблудов (ныне на
территории ПНР), где в 1568-1569 напечатал «Учительное евангелие» (на
его страницах помещено «Слово Кирилла Туровского» - первый
напечатанный памятник древнерусской литературы) и «Псалтырь с
Часословцем» (1569-70). Третья типография Ивана Фёдорова, ставшая
первой типографией на Украине, была основана во Львове в 1573; здесь
напечатано в 1573-74 новое издание «Апостола», а в 1574 - «Азбука»,
первый печатный русский учебник. Четвёртая типография Ивана Фёдорова
основана в 1578 в Остроге, где в тот же год было напечатано новое
издание «Азбуки», а в 1580-81 - первое полное издание славянской Библии
кирилловского шрифта (так называемая Острожская библия).
Возникновение книгопечатания в Москве было тесно связано с
централизацией государственной власти, с реформационными русскими
религиозными течениями, со стремлением правительства Ивана Грозного
унифицировать тексты богослужебных книг, с гуманистическими,
просветительскими воззрениями передовых людей. Применительно к нуждам
книгопечатания в начале 18 в. в России по инициативе Петра I был
создан гражданский шрифт, получивший
широкое распространение.
Основой печатных процессов со времён Гутенберга был ручной печатный
станок, древнейшее изображение которого относится к 1499, а первое
полное техническое описание сделано в 1607 В. Дзонко. Реконструкция
станка в 16 - 18 вв. сводилась к механизации отдельных процессов, а
также к последовательной замене деревянных частей металлическими. Первый
цельнометаллический станок изготовил около 1800 Ч. Стенхоп.
Большую роль в развитии книгопечатания сыграла так называемая
типометрия - типографская система мер, предложенная П. С. Фурнье в
1737, усовершенствованная Ф. А. Дидо и позднее применяемая без
существенных изменений; с её помощью измеряются типографские шрифты,
линейки и пробельные материалы, а также элементы печатной формы.
Резкому удешевлению иллюстрированной печатной книги способствовало
создание в 18 в. новых репродукционных процессов - торцовой ксилографии
и литографии, преобладавших в книгопечатании до конца 19 в.
В 19 в. типографская мануфактура превратилась в машинную
полиграфическую индустрию благодаря появлению печатных, наборных и
брошюровочно-переплётных машин. Переворот в печатной технике совершила
запатентованная в 1863 У. Баллоком ротационная машина, печатавшая с
полуцилиндрических стереотипов (цельных рельефных копий
типографского набора и клише) на бумажном полотне, сматываемом с рулона;
в 1869 Х. Скотт снабдил эту машину фальцевальным аппаратом. Решающий шаг
в механизации наборного процесса - изобретение строкоотливной машины
линотип (1886) и буквоотливной машины монотип (1897). В 19 в. были
созданы и фотомеханические способы воспроизведения иллюстраций -
фототипия, гелиогравюра, фотоцинкография, автотипия. В начале 20 в.
создан способ офсетной печати, при котором краска с печатной формы
передаётся под давлением на промежуточную эластичную поверхность
резинового полотна, а с неё на бумагу или другой печатный материал. Всё
это потребовало дальнейшей рационализации наборного процесса, что было
осуществлено с изобретением в конце 19 в. фотонаборных машин, широко
внедрённых в производство в 50-60‑е гг. 20 в. В книгопечатании
наступил переход к автоматической системе машин, к широкому
применению электронных счётно-решающих устройств, электрическим и
магнитным способам формирования изображений, к внедрению
синтетических материалов.
Механизация производственных процессов создала условия для появления
в книгопечатании ряда развитых капиталистических стран крупных фирм,
сосредоточивших в своих руках различные отрасли книжного дела;
первоначально универсальные, эти фирмы в дальнейшем, как правило,
специализируются в области определённой печатной продукции.
В СССР развитие книгопечатания после 1917 столкнулось с проблемой
перестройки и, главное, значительного расширения полиграфической базы,
которая была далеко недостаточна для удовлетворения быстро растущей
потребности в печатной продукции. В. И. Ленин поставил перед
Наркомпросом задачу «...в один год - даже при теперешней нищете - дать
народу... все необходимые учебники и всех необходимых классиков
всемирной литературы, современной науки, современной техники» (Полн.
собр. соч., 5 изд., т. 42, с. 332). Выполнение этой задачи осложнялось
многонациональным характером советского государства, но уже в
20‑х гг. началась широкая научная работа по созданию новых
письменностей для ранее бесписьменных народов и усовершенствованию
ряда существующих письменностей (см. Всесоюзный центральный комитет нового алфавита).
Это потребовало решения многих технических задач, в первую очередь
разработки значительного количества новых типографских шрифтов.
Имеющиеся в некоторых регионах полиграфические предприятия
перестраивались и расширялись, но преимущественно они заново
создавались во многих союзных и автономных республиках. В 80‑х гг. в
СССР действовало свыше 4 тыс. таких предприятий, выпускающих печатную
продукцию на нескольких десятках языков народов
СССР, а также на многих иностранных языках.
Булгаков Ф. И., Иллюстрированная история книгопечатания и
типографского искусства, т. 1, СПБ, [1889];
Щелкунов М. И., История, техника, искусство книгопечатания,
М. - Л., 1926;
Немировский Е. Л., Возникновение книгопечатания в Москве.
И. Фёдоров, М., 1964;
его же, Начало славянского книгопечатания, М., 1971;
Пятьсот лет после Гутенберга. 1468-1968, М., 1968;
его же, Иоганн Гутенберг, М., 1980;
В. И. Ленин, КПСС о печати. Сборник документов и материалов, 2 изд.,
М., 1974;
Функе Ф., Книговедение. Исторический обзор книжного дела,
М., 1982;
Bogeng G. A. E., Geschichte der Buchdruckerkunst,
Hellerau - Lpz. - B., 1930-41;
Barge H., Geschichte der Buchdruckerkunst von
ihren Anfängen bis zur Gegenwart, Lpz., [1940];
Vladimirovas L., Knygos istorija, Vilnius,
1979;
Steinberg S. H., Five hundred years of printing,
3 ed., Harmondsworth, 1979.
Е. Л. Немировский.
сущ.
Пост. пр.: нариц.; неодуш.; абстр.; ср. р.; скл. на -ие/-ий.
После возникновения книгопечатания2
ЛЗ Комплекс производственых процессов по изготовлению печатных книг.
Непост. пр.: только ед. чис.; Р. п.
Основа словоформы: книгопечатани[й--]
Основа слова: книгопечатани[й--]