Когнитивное развитие
(cognitive development), приобретение, систематизация и использование ребенком знаний от младенчества до совершеннолетия. Наиб, авторитетная теория К.р. была выдвинута Пиаже, к-рый дал подробное описание этапов интеллектуального развития ребенка. На сенсорно-моторном этапе (от рождения до полутора лет) ребенок приобретает осн. знания о предметах, причинах, пространстве и времени; на конкретно-операциональном этапе (до 11 лет) ребенок постепенно вырабатывает понимание кол-ва, объема, принадлежности и измерения в конкретных ситуациях; на осн. операциональном этапе (с 11 лет до совершеннолетия) подросток приобретает умение логически мыслить в отношении гипотетических ситуаций. Др. теоретики, напр. Брунер и рус. психолог Лев Выготский (1896-1934), придают еще большую роль языковому фактору (язык) при К.р. Существует мнение, что нек-рые специфические процессы человеческого мышления происходят в виде речи для себя и развиваются по мере приобретения языковых навыков в первые пять лет жизни. Т.о., в развитии мышления заложены обществ.-культурные языковые аспекты. При др. подходе к когнитивной психологии процесс изменения способностей ребенка к обработке информации моделируется на компьютере. Сторонники такого подхода считают, что осн. различия между ребенком и взрослым не столько качеств., сколько количеств, порядка, а развитие - это рез-т изменений в способности обрабатывать информацию.