Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
попевка
Гуманитарный словарь
ПОПЕ́ВКА - термин и понятие др.-рус. муз. теории. Наименьшая единица интонац. словаря др.-рус. монодии, обладающая неизм. невменным начертанием, гласовым обозначением и наименованием, распевающая силлабич. или внутрислоговым типом интонирования слово, отрезок или краткую фразу гимнографич. текста. Как термин П. впервые появляется в муз.-теоретич. руководствах (певч. азбуках) с нач. 16 в. Системное изложение П. осуществляется с нач. 17 в. в спец. разделах азбук - кокизниках. Помимо знаменного распева термин и понятие "П." становится употребит. во вновь появившемся путевом распеве, сохраняя принципы строения и способ использования в муз. ткани песнопений.
Графич. выражением П. служат устойчивые группы невм, к-рые включают от 3 до 7 знаков, имеющих самостоят. певч. значение. Система П. строится на 24 графич. архетипах - кадансовых оборотах (3-знаковых комплексах, использ. в рядовых певч. рукописях с 12 в.), к-рые служат материалом для вариантных преобразований с помощью как изменения одного из знаков архетипа (производный), так и добавления группы предшествующих архетипу или производному невм (от 1 до 4 знаков) - подводов. Распев подводов определяет интонац. наполнение знаков архетипа или производного.
Попевочный фонд знаменного распева содержит до 200 интонац.-графич. формул, обладающих своим кадансом, дискретных, основанных на поступенном мелодич. движении. По месту, занимаемому в муз. форме песнопения, П. разделяются на начальные, срединные, предконечные и конечные. В песнопении, группе песнопений и в Чинопоследовании в целом П. создают особый муз.-поэтич. ритм, раскрывая внутр. содержание гимнографич. текста.
Лит.: Бражников М. В. Др.-рус. теория музыки. Л., 1972; Кручинина А. Н. О семиографии попевок знаменного роспева в муз. теоретич. руководствах кон. 15 - сер. 17 в. // Проблемы истории и теории др.-рус. музыки. Л., 1979; Алексеева Г. В. Др.-рус. певческое иск-во: (Муз. организация знамен. роспева). Владивосток, 1983.
А́ЗБУКА ПЕ́ВЧЕСКАЯ - общее назв. руководств по теории знаменного пения, назв. в связи с употреблением в нек-рых списках 17 в. заголовка "Азбука знамению". В 15-16 вв. преим. назв.: "Имена знамением", "Петия знаменного указ" и др. Древнейшие из сохранившихся А. П. датируются 15 в. (простейший их тип - "перечисление", типология М. В. Бражникова). В А. П. вошла лишь часть употреблявшихся в распевах невм (как наиб. характерные для нотации знаковые семейства, так и отд. невмы). Тип азбуки-перечисления сохранялся на протяжении 16-17 вв., претерпевая определ. изменения в репертуаре невм, кол-во к-рых увеличивалось, и последовательности их изложения. Наиб. информативностью азбуки-перечисления обладали в 15 в., в последующие периоды они сохранялись гл. обр. "по традиции", т. к. уже в 16 в. сформировался тип "азбуки-толкования", состоящей из двух разделов: "како поется" и "по гласам" (типология М. В. Бражникова). В "толковании" распев каждой невмы получил словесное объяснение. Раздел "како поется" содержит информацию о познаковой системе распева, когда каждая невма сохраняет свое мелодико-ритмич. содержание вне зависимости от местоположения и окружения др. невмами; раздел "по гласам" демонстрирует еще только входящую в 1-й пол. 16 в. в употребление систему пения "по попевкам" - устойчивым знаковым последовательностям, содержащим развитые мелодич. обороты, б. ч. не совпадающие с индивид. знамением каждой невмы, входящей в начертание. Также здесь впервые в теории знаменного пения вводится гласовое разграничение распевов. Из двух принципов пения - "по знакам" и "по попевкам" - преим. развитие получил второй, что нашло отражение в новых типах рук-ва по знаменному пению, сформировавшихся к нач. 17 в.: "кокизниках" и "фитниках". В 17 в. наряду с традиционно сохранившимися знаменными рук-вами возник ряд своеобр. науч. трактатов, посв. проблемам теории знаменного пения: "Ключ знаменной" инока Христофора, "Предисловие пометкам", "Извещение о согласнейших пометах" А. Мезенца и др.
Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.