Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
Недавно искали
конституционное правление
Словарь народов и культуры
Конституционное правление
(constitutional government), форма правления, сдерживающего произвольное использование обществ, власти посредством конституции в целях обеспечения подотчетности правителей руководимому ими народу. При К.п. власти должны считаться с установленными юрид. и полит, ограничениями, отражающими права тех, кем правят. Это обеспечивается обычно рассредоточенностью (плюрализм) обществ, власти. Наиб, известными конструктивными тому гарантиями являются разделение властей и принцип господства права. По Конституции США (к-рую мн. позже сформированные демократии приняли за основу), власть распределяется между законодат. собранием, исполнит, и судебными органами, при этом предусматривается система сдержек и противовесов, препятствующая чрезмерной концентрации власти у к.-л. из этих ветвей. Предусматривается также проведение частых выборов на федер. и местном уровне и на уровне штатов. Наконец, конституц. Билль о правах (состоящий из первых десяти поправок к Конституции) закрепляет законные ср-ва для восстановления справедливости. Т.о., любая демокр. конституция создает равновесие прав и обязанностей между гражданами и пр-вом и, в частности, поддерживает веру в то, что правление основано на согласии и имеет опред. ограничения; действия, выходящие за пределы этих ограничений, становятся предметом юрид. возражений и судебного пересмотра. Осн. совр. формой К.п. хотя и не единств., является либеральная демократия. Конституция при этом обеспечивает стабильную и законную основу для гарантии признания и надежного закрепления личных прав, учета разл. интересов; полит, партии мирно ведут конкурентную борьбу за власть, а пр-ва подотчетны народу на основе регулярно проводимых свободных выборов. К.п. может быть подвержено разл. серьезным испытаниям. Плюралистический баланс интересов в об-ве может быть разрушен; личная свобода может пострадать в рез-те постоянного давления со стороны гос. власти; высшие должностные лица или др. полит, лидеры могут узурпировать власть или обойти конституц. преграды на пути к личному господству; чрезмерное партийное дробление может помешать подчинению установившимся правилам; слабое полит, или эконом, руководство может подорвать веру в действующую систему; наконец, недовольные группы нас. и разл. рода меньшинства могут прибегать к насилию и спровоцировать авторитарную реакцию. Неудивительно поэтому, что стабильное и успешно действующее К.п. является главнейшим полит, достижением незначит. числа стран.
Конституцио́нное пра́во - отрасль права, включающая принципы государственное устройства, порядок избрания главы государства, его компетенцию, систему органов законодательной и исполнительной власти, порядок их формирования, их компетенцию. К сфере Конституционного права относятся также основы избирательного права, судебные системы. Важнейшим разделом Конституционного права являются права и свободы граждан, их объём и гарантии осуществления. Основной источник Конституционного права - Конституция (Основной закон) государства.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО,
1) отрасль права, включающая принципы государственного устройства, порядок избрания главы государства, его компетенцию, систему представительных органов государства, порядок их формирования, их компетенцию. К сфере конституционного права относятся также основы избирательного права, судебной системы. Важнейшим разделом конституционного права являются права и свободы граждан, их объем и гарантии осуществления. Основной источник конституционного права - конституция (основной закон) государства. В России сфера конституционного права обычно охватывалась понятием государственного права; в 1990-е гг. шире применяется термин "конституционное право".
2) Название соответствующей отрасли юридической науки.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ - КОНСТИТУЦИО́ННОЕ ПРАВОСУ́ДИЕ, (конституционная юстиция) - деятельность судебных (см. СУД) органов по рассмотрению дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом. Конституционное правосудие призвано обеспечить верховенство конституции, защиту конституционных прав и свобод, соблюдение принципа разделения властей. Конституционное правосудие является формой конституционного контроля (надзора). Оно осуществляется конституционными судами, верховными или общими судами, а также квазисудебными органами (например, конституционными советами). В Российской Федерации к органам конституционного правосудия помимо Конституционного суда Российской Федерации относятся также конституционные суды (уставные суды) субъектов Российской Федерации.
КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ Российской Федерации - КОНСТИТУЦИО́ННОЕ СОБРА́НИЕ Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)), представительный орган, обладающий полномочиями учредительной власти. Конституционное собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом в случае, если предложение о пересмотре основных положений Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. К ведению Конституционного собрания относится разработка проекта новой Конституции Российской Федерации; принятие проекта новой конституции России двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного собрания; вынесение проекта новой конституции на всенародное голосование; установление порядка вступления в силу новой конституции.
Состав и порядок работы Конституционного собрания определяются федеральным конституционным законом. Рабочим органом, непосредственно занимающимся разработкой проекта новой конституции, согласованием окончательного варианта проекта для вынесения на пленарное заседание Конституционного собрания, является Рабочая палата. Она формируется в случае принятия решения о доработке или разработке проекта новой Конституции РФ. Рабочая палата избирает председателя и заместителей председателя палаты, утверждает регламент своей работы. Число членов Рабочей палаты определено в количестве 90 человек. Избранный состав Конституционного собрания правомочен принять новую Конституцию Российской Федерации в течение одного года, после чего полномочия этого органа прекращаются.
КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ - КОНСТИТУЦИО́ННОЕ СОВЕЩА́НИЕ, конференция представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, созванная президентом Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)) в 1993 году для завершения подготовки проекта новой Конституции Российской Федерации (президентский проект). В Конституционное совещание входили пять групп представителей: федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий; товаропроизводителей и предпринимателей.
Конституционное совещание открылось в Москве 5 июня 1993 года. Проект новой конституции, который был представлен президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным, обсуждался группами представителей до 25 июня 1993 года. В результате обсуждения проекта было внесено более 500 поправок к тексту проекта, изменено более 200 положений первоначального текста. Лишь три статьи проекта сохранились в первоначальной редакции. Первый этап деятельности Конституционного совещания завершился 12 июля 1993 года подписанием доработанного и согласованного проекта Конституции Российской Федерации. В октябре-ноябре 1993 года проект прошел окончательную доработку в специальных органах Конституционного совещания - Общественной палате и Государственной палате, Комиссии конституционного арбитража, после чего был вынесен президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным на референдум 12 декабря 1993 года.