Толковый словарь
I м.
1. Искусство гармонического сочетания в многоголосном музыкальном произведении двух или нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих голосов, мелодий в одно гармоническое целое.
2. Один из главных разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.
II м.
Мелодия, сопровождающая основную тему.
Толковый словарь Ушакова
КОНТРАПУ́НКТ, контрапункта, мн. нет, муж. (нем. Kontrapunkt) (муз.). Искусство сочетать самостоятельные, по одновременно звучащие мелодии в одно целое. Высший расцвет контрапункта - творчество Баха и Генделя.
|| Отдел теории музыки, посвященный изучению правил многоголосия. Изучать контрапункт.
Толковый словарь Ожегова
КОНТРАПУ́НКТ, -а, муж. В музыке: одновременное движение нескольких самостоятельных мелодий, голосов, образующих гармоническое целое (многоголосие), а также учение о таком движении.
| прил. контрапунктический, -ая, -ое и контрапунктный, -ая, -ое.
Энциклопедический словарь
КОНТРАПУ́НКТ -а; м. [нем. Kontrapunkt] Муз.
1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.
2. Один из главных разделов теории музыки, посвящённый изучению таких сочетаний.
◁ Контрапункти́ческий, -ая, -ое. К-ие комбинации (основанные на правилах контрапункта). Контрапу́нктный, -ая, -ое. Преподавать в контрапунктном классе.
* * *
контрапу́нкт (нем. Kontrapunkt) (муз.), 1) одновременно сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.
2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.
3) То же, что полифония.
4) Подвижной контрапункт - повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.
* * *
КОНТРАПУНКТ - КОНТРАПУ́НКТ (нем. Kontrapunkt), в музыке
1) одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.
2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.
3) То же, что полифония (см. ПОЛИФОНИЯ).
4) Подвижной контрапункт - повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.
Большой энциклопедический словарь
КОНТРАПУНКТ (нем. Kontrapunkt) - в музыке - 1) одновременное сочетание 2 и более самостоятельных мелодий в разных голосах.2) Мелодия, присочиняемая к данной мелодии.3) То же, что полифония.4) Подвижной контрапункт - повторное проведение полифонического построения с изменением интервалов между мелодиями или времени их вступления друг относительно друга.
Академический словарь
-а, м. муз.
1. Искусство сочетания нескольких самостоятельных, но одновременно звучащих мелодий, голосов в одно гармоническое целое.
2. Один из главных разделов теории музыки, посвященный изучению таких сочетаний.
[нем. Kontrapunkt]
Энциклопедия Кольера
КОНТРАПУНКТ - искусство одновременного сочетания нескольких мелодических линий. В истории музыки термин "контрапункт" прилагается в специальном смысле к стилю, возникшему в 14 в. и пришедшему на смену т.н. дисканту 13 в. В более широком и общепринятом значении термин контрапункт употребляется в характеристике музыки всех последующих эпох. Термин "полифония" во многом синонимичен термину "контрапункт", им тоже часто характеризуются музыкальные сочинения, написанные с применением контрапункта. Первый расцвет контрапунктического стиля приходится на 16 в. Вершиной его считаются хоровые сочинения Палестрины (ок. 1525-1594), хотя и у Палестрины и даже ранее можно усмотреть (принимая во внимания т.н. проходящие ноты) элементы гармонического письма. При сочинении в контрапунктическом стиле перед композитором стоит проблема сочетания отдельных голосов (вокальных или инструментальных партий) так, чтобы они контрастировали друг другу ритмически и чтобы каждая из них имела при этом свой мелодический облик. Таким образом, если каждый голос интересен мелодически, ни один из них не может быть доминирующим, - в отличие от "солирующего" голоса в гомофонном стиле. Хотя искусство Палестрины в сочинении контрапунктических произведений для хора без сопровождения осталось непревзойденным, мастерство контрапункта достигло второй вершины в инструментальных и хоровых произведениях И.С.Баха (1685-1750). Контрапункт Баха опирается на более развитую гармоническую систему и отличается большей свободой мелодических линий. У Баха гармонический остов контрапункта особенно заметен в партии "фигурированного баса" (basso continuo), исполнявшейся на органе или на клавире. Контрапункт в 20 в. П.Хиндемит (1895-1963) пришел к выводу, что контрапункт в предшествующие три с половиной столетия оказался слишком тесно связанным с гармонической основой, что препятствовало развитию, индивидуализации отдельных голосов. "Линеарный контрапункт" Хиндемита в определенном смысле есть возврат к допалестриновскому стилю, хотя в плане употребления диссонансов этот стиль вполне современен. По мысли Хиндемита, диссонантное, конфликтное соотношение партий заставляет слушателя воспринимать их как самостоятельные линии - в отличие от контрапункта, опирающегося на традиционную гармонию. Этой теории противоречит тот факт, что, отказываясь от традиционной гармонии, композитор строит свой стиль не на произвольно выбранных интервальных соотношениях, а на собственной системе диссонантной гармонии. Следовательно, слушательское восприятие все равно оказывается привязанным к гармонической основе.
Виды контрапункта. Учение о контрапункте является важной ветвью теории музыки. При обучении этому искусству выделяются отдельные виды контрапункта. По классификации И.Й.Фукса (1660-1741), трудности сочинения и сочетания независимых мелодических линий преодолеваются на пяти этапах. Первый - "нота против ноты" (лат. punctum contra punctum, от чего и произошло слово "контрапункт"): здесь ритм "добавленного голоса" (противосложение) идентичен ритму основного голоса (cantus firmus). Второй этап состоит в сочинении двух нот противосложения на одну ноту кантуса; третий этап - в сочинении четырех нот на одну ноту кантуса. На четвертом этапе вводятся синкопы (обычно это задержания); на пятом этапе сочинение становится более свободным. В т. н. строгом контрапункте попытка сочинять по нормам 16 в. часто сочетается с употреблением старых церковных ладов. Свободное контрапунктическое письмо основывается скорее на закономерностях мажоро-минора, нежели на ладах, и в отличие от строгого контрапункта здесь присутствуют модуляции, развитая гармоническая основа и более диссонирующие проходящие ноты.
ЛИТЕРАТУРА
Курт Э. Основы линеарного контрапункта. М., 1931 Протопопов В.В. История полифонии, вып. 1-5. М., 1962-1987
Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОНТРАПУНКТ (немецкое Kontrapunkt, от латинского punctus contra punctum, буквально - точка против точки),
1) в полифонической (многоголосной) музыке одновременное сочетание 2 и более мелодических линий в разных голосах - простой контрапункт. Повторение этого сочетания, при котором соотношение мелодий изменяется, - сложный контрапункт.
2) То же, что полифония.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова контрапункт
контрапу́нкт, контрапу́нкты, контрапу́нкта, контрапу́нктов, контрапу́нкту, контрапу́нктам, контрапу́нктом, контрапу́нктами, контрапу́нкте, контрапу́нктах
Синонимы к слову контрапункт
сущ., кол-во синонимов: 1
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь иностранных слов
КОНТРАПУНКТ (ново-лат., собственно: противоточие, потому что прежде, вместо нот, ставили точки). Искусство гармонического сочетания многих голосов для образования одной мелодии.
Сканворды для слова контрапункт
- Звучание основного голоса вместе с другими.
- Многоголосие в музыке.
Полезные сервисы