Ло́сский ф. <п 3а>
лосский вл. ник
Гуманитарный словарь
ЛО́ССКИЙ Вл. Ник. (1903-58) - правосл. богослов, сын Н. Лосского. В раннем возрасте увлекся зап. средневековьем. Его преподавателями в Петерб. ун-те были И. Гревс, О. Добиаш-Рождественская, Л. Карсавин, пробудивший в нем интерес к Отцам Церкви. Высланный с семьей (массовая высылка интеллигенции в 1922) на Запад, Л. учился в Праге у Н. Кондакова, а с 1924 - в Сорбонне у Ф. Лота и Э. Жильсона, с к-рым оставался в тесных науч. и дружеств. отношениях до самой смерти. Он общался с передовой франц. интеллигенцией и именно по просьбе друзей писал тр. о православ. богословии. Однако гл. своей работой он считал изучение ср.-век. Запада и законч. перед самой смертью докт. дисс. о Майстере Экхарте (изд. посмертно с предисловием Э. Жильсона - Отрицательное богословие и познание Бога у Майстера Экхарта. Париж, 1960; на франц. яз.). Эта работа, с его т. зр., была лишь подготовкой к б. обширному и значит. тр. - сравнит. иссл. двух феноменов 14 в.: нем. мистики и афонского исихазма. В его представлении именно тр., посв. дух. реальностям Запада, способны открыть доступ православ. свидетельству, для чего надо извлечь из недр самого Запада родств. ему темы и реальности, к-рые выходят за обычные рамки рим. схоластики и догматики. Основа богословия Л. - патристич. наследие и апофатич. богословие "Ареопагитик". Л. всегда оставался в юрисдикции Моск. Патриархата, был близок к митр. Сергию (с 1943 - Патриарху). Он вступил в православ. Братство Св. Фотия (впоследствии его возглавил). Члены Братства стремились понять Божеств. Промысел православ. рассеяния среди зап. инославия и ответить на вопросы, что является глубочайшей сутью православия и в какой мере оно связано с опред. нац. культурой. Л. был деканом и проф. догматич. богословия Богослов. ин-та во имя Св. Дионисия Парижского, созд. после 2-й мир. войны. Курсы его лекций были изданы посмертно на франц., англ. и рус. языках. В 1935 по просьбе митр. Сергия Л. провел критич. богослов. анализ кн. С. Булгакова "Агнец Божий", на осн. к-рого митр. Сергий осудил нек-рые богослов. положения последнего. Сам Л. воспринимал свой анализ лишь как исполнение послушания, Братство же настояло на публ. текста (Спор о Софии. Париж, 1936). При этом Л. считал Булгакова, несмотря на нек-рые опасные, на его взгляд, уклоны мысли, самым выдающимся богословом нашего века. Всецело преданный Церкви и науке, Л. никогда не занимался политикой, не погружался в партийные споры рус. эмиграции, оставаясь при этом монархистом. Во время войны Л., стремясь попасть в действ. армию, пошел пешком через всю Францию, принял участие в движении Сопротивления, помогал спасать евреев. Л. был одним из наиб. глубоких свидетелей православия на Западе. Два его классич. тр. - "Очерк мистического богословия Восточной Церкви" и "Догматическое богословие" - изд. в пер. на рус. яз. в "Богословских трудах" (Сб. 8), а многочисл. статьи - в Моск. Патриархии за разл. годы (см. также "Богослов. труды", Сб. 14, 26).
Лит.: Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие // Богослов. труды. 1972. Сб. 8. С. 215-230; Клеман О. Владимир Лосский, богослов Святого Духа // Вестн. Западноевроп. Экзархата. Париж, 1959. Т. 30/31. С. 137-206; Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991; Василий, архиеп. (Кривошеин). Памяти Лосского // Богослов. труды. Т. 26. С. 156-158.
Полезные сервисы
лосский владимир аполлонович
Энциклопедический словарь
Ло́сский Владимир Аполлонович (1874-1946), певец (бас), режиссёр, педагог, заслуженный артист Республики (1925). Ученик К. Эверарди. Пел в Киевской опере, Большом театре. С 1909 работал во многих театрах как режиссёр (в 1920-46, с перерывом, в Большом театре).
Большой энциклопедический словарь
Ло́сский Владимир Аполлонович (1874—1946), певец (бас), режиссёр, педагог, заслуженный артист Республики (1925). Ученик К. Эверарди. Пел в Киевской опере, Большом театре. С 1909 работал во многих театрах как режиссёр (в 1920—46, с перерывом, в Большом театре).
Полезные сервисы
лосский владимир николаевич
Энциклопедический словарь
Ло́сский Владимир Николаевич (1903-1958), православный богослов. Сын Н. О. Лосского. Родился в России. С 1922 в Праге, затем в Париже. Во время немецкой оккупации Франции участвовал в Движении Сопротивления. Критиковал софиологию С. Н. Булгакова («Спор о Софии», 1936). Сочинения: «Мистическое богословие Восточной Церкви» (1944), «Смысл икон» (1952, совместно с Л. А. Успенским), «Ви?идение Бога» (издание 1962), «По образу и подобию Бога» (издание 1967).
* * *
ЛОССКИЙ Владимир Николаевич - ЛО́ССКИЙ Владимир Николаевич (1903-58), русский православный богослов, сын Н. О. Лосского (см. ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич). Родился в России, с 1922 в Праге, затем в Париже. Во время немецкой оккупации Франции активно участвовал в движении Сопротивления. Критиковал софиологию С. Н. Булгакова (см. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич) («Спор о Софии», 1936). Сочинения - «Мистическое богословие Восточной Церкви» (1944), «Смысл икон» (1952, совместно с Л. А. Успенским), «Видение Бога» (1962), «По образу и подобию Бога» (1967).
Большой энциклопедический словарь
ЛОССКИЙ Владимир Николаевич (1903-58) - русский православный богослов, сын Н. О. Лосского. Родился в России, с 1922 в Праге, затем в Париже. Во время немецкой оккупации Франции активно участвовал в движении Сопротивления. Критиковал софиологию С. Н. Булгакова ("Спор о Софии", 1936). Сочинения - "Мистическое богословие Восточной Церкви" (1944), "Смысл икон" (1952, совместно с Л. А. Успенским), "Видение Бога" (1962), "По образу и подобию Бога" (1967).
Полезные сервисы
лосский ник. онуфриевич
Гуманитарный словарь
ЛО́ССКИЙ Ник. Онуфриевич (1870-1965) - философ-интуитивист, представитель персонализма, историк рус. философии. В 1922 выслан за границу. Жил в Чехословакии, Франции, США. Похоронен на рус. кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. На формирование его системы повлияли идеи Лейбница, А. Козлова, В. Соловьева. По ряду положений, особенно в обл. гносеологии, Л. весьма близок С. Франку. Сам Л. называл свою философию по-разному: "интуитивизм", "органич. мировоззрение", "конкретный идеал-реализм", "мистич. эмпиризм".
Теория познания Л. осн. на учении о непосредств. познании как эмпирич., так и идеальной реальности. Это учение, в свою очередь, осн. на убеждении, что "все имманентно всему", из к-рого следует непосредств. данность мира человеку в опыте. Центр. познават. способностью человека Л. считает не мышление, а восприятие, в к-ром познаваемое дается человеку полностью и абсолютно. Всякое знание (в т. ч. и любое умозаключение) интуитивно, все суждения синтетичны, все истины абсолютны (если то, чем мы располагаем, действительно является знанием). Объяснение в его системе принципиально не отличается от описания содержания восприятий ("Обоснование интуитивизма", 1906; "Чувственная, интеллектуальная, мистическая интуиция", 1938).
Принцип "все имманентно всему" справедлив лишь в том случае, если мир - органич. целое, первичное по отн. к частям, а не конгломерат самостоят. эл-тов. В этом плане воззрения Л. представляют собой своеобразную интерпретацию идеи всеединства и (отчасти) учения о Софии ("Мир как органическое целое", 1917).
Отвергается "отвлеченный идеализм" нем. классич. философии, спецификой к-рого Л. считает ограничение сферы идеального абстрактно-безличным царством отношений (законов). Л. же в идеальное бытие включает не только отношения, но и носителей их - конкретные реальности, центры сил, субстанциальных деятелей. Центр. онтологич. эл-том мира считается личность. Сам Л. называл свой персонализм иерархическим. В этом аспекте своей метафизики Л. выступает продолжателем идей Лейбница. При этом центр. понятие лейбницианства - монада - интерпретируется Л. в смысле наличия (дарованности Богом) в монаде потенц. и актуальной свободы. Это позволяет Л. дать иное в сравнении с Лейбницем объяснение проблемы мирового зла.
Философия Л. признавала возможность непосредств. созерцания сверхчувств. субстанций - духов и Бога. Царство Божие - совершенный организм, поэтому лишь в нем находит совершенное воплощение принцип "все имманентно всему", положенный в осн. системы Л.
"История рус. философии" Л. была издана на англ. яз. в 1951 и сразу приобрела широкую известность. Высокий теоретич. уровень при анализе филос. и богослов. проблем и блестящий стиль изложения сочетаются, однако, с нек-рой пристрастностью в оценках и односторонностью в освещении материала, что, по-видимому, связано с непосредств. участием в развитии рус. религ. философии, личным знакомством (симпатиями и антипатиями) со мн. ее представителями.
Соч.: Избранное. М., 1991; Условия абсолютного добра. М., 1991; Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992; Бог и мировое зло. М., 1994; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995; Воспоминания. Жизнь и философский путь // Вопросы философии. 1991. № 10-12; История русской философии. М., 1991.
Лит.: Старченко И. И. Мир, интуиция и человек в философии И. О. Лосского. М., 1991; Гайденко П. П. Идеал-реализм и диалектика органической целостности (И. О. Лосский) / Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.
Н. О. Лосский
Полезные сервисы
лосский николай онуфриевич
Энциклопедический словарь
Ло́сский Николай Онуфриевич (1870-1965), философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Праге, в 1947-50 в Нью-Йорке. Основные труды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и др.
* * *
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич - ЛО́ССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965), российский философ, один из крупнейших представителей интуитивизма (см. ИНТУИТИВИЗМ) и персонализма (см. ПЕРСОНАЛИЗМ) в России. В 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Праге, в 1947-50 в Нью-Йорке. Основные труды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли (см. СВОБОДА ВОЛИ) и др.
Большой энциклопедический словарь
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965) - российский философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Праге, в 1947-50 в Нью-Йорке. Основные труды по психологии, логике, проблемам интуиции, свободы воли и др.
Энциклопедия Кольера
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965), русский философ. Родился в с.Креславка Двинского уезда Витебской губернии. Окончил физико-математический и историко-филологический факультеты Петербургского университета, впоследствии стал профессором этого университета. Был выслан из Советской России в 1922. Лосский преподавал в университетах Чехословакии, с 1947 (после переезда в США) - в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. Наиболее фундаментальные труды философа - Обоснование интуитивизма (1906), Мир как органическое целое (1917), Основные вопросы гносеологии (1919), Свобода воли (1927), Условия абсолютного добра (1949). Лосский характеризовал собственное учение в гносеологическом плане как систему "интуитивизма", а в плане онтологическом - как "иерархический персонализм". Впрочем, обе эти традиционные философские сферы в его учении глубочайшим образом взаимосвязаны и любая граница между теорией познания Лосского и онтологией имеет достаточно условный характер. Уже сама возможность интуитивного познания как "созерцания других сущностей такими, какими они являются сами по себе" базируется на онтологических предпосылках: мир - это "некое органическое целое", человек (субъект, индивидуальное "я") - "сверхвременное и сверхпространственное бытие", связанное с этим "органическим миром". Таким образом, "единство мира" становится решающим условием и основой познания, получая наименование "гносеологической координации". Сам же процесс познания определяется активностью субъекта, его "интенциональной" (целевой) интеллектуальной деятельностью. Интеллектуальная интуиция, по Лосскому, позволяет субъекту воспринимать внепространственное и вневременное "идеальное бытие" (мир отвлеченного теоретического знания - "в платоновском смысле"), которое является конституирующим принципом "реального бытия" (во времени и пространстве). В признании связи двух родов бытия и соответственно существенной рациональности действительности Лосский усматривал принципиальное отличие собственного интуитивизма от иррационалистического интуитивизма А.Бергсона. Кроме того, в метафизике Лосского утверждается существование сверхрационального, "металогического" бытия, которое прямо связывается им с идеей Бога. Персонализм Лосского выражается прежде всего в его учении о "субстанциальных деятелях", индивидуальных человеческих "я", которые не только познают, но и творят "все реальное бытие". Лосский (оспаривая Декарта) готов признать "субстанциальных деятелей" единственной субстанцией, "сверхпространственной и сверхвременной сущностью", выходящей "за пределы различия между психическими и материальными процессами". Всегда совместное творчество "деятелей" образует "единую систему космоса", однако эта система не исчерпывает всего универсума. Существует "металогическое бытие", о котором свидетельствует "мистическая интуиция", живой религиозный опыт и философское умозрение, приходящее, согласно Лосскому, к идее "сверхкосмического принципа" бытия. Именно стремление к "абсолютной полноте" бытия определяет выбор личности, ее опыт преодоления "онтологической пропасти между Богом и миром". В религиозной метафизике Лосского путь человека и всего тварного мира к Богу имеет абсолютную ценность. Этот принцип стал основой "онтологической теории ценностей" Лосского, его этики. Подлинно нравственные действия всегда содержательны и полны смысла уже по той причине, что являются ответом личности на Божественную Любовь, ее собственным опытом любви к Богу и другим людям, приближением к Царству Божию, где только и возможно в совершенной полноте единство "Красоты, Нравственного Добра (Любви), Истины, абсолютной жизни". Умер Лосский в Париже 24 января 1965.
Лосский Н.О. Сочинения. М., 1990
Полезные сервисы
лосский, николай онуфриевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870 - 1965), философ, один из крупнейших представителей интуитивизма и персонализма в России. В 1922 выслан за границу, до 1945 жил в Чехословакии, в 1946 - 52 - в США. Главную задачу философии видел в построении "теории о мире как едином целом" на основе прежде всего религиозного опыта. Основные сочинения: "Обоснование интуитивизма" (1916), "Мир, как органическое целое" (1917), "Свобода воли" (1927), "Условия абсолютного добра" (1931), "Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция" (1938), "История русской философии" (1951).