Мамври́йский ду́б (библ.)
мамврийский дуб
Орфографический словарь
Словарь иностранных слов
МАМВРИЙСКИЙ ДУБ (от собств. им.). Дуб, под которым, по пред., Авраам встретил трех странников.
Мамври́йский ду́б (библ.)
МАМВРИЙСКИЙ ДУБ (от собств. им.). Дуб, под которым, по пред., Авраам встретил трех странников.
БРЮЛЛО́ВЫ (фон Брюлло) - петерб. семья художников и архитекторов. Родоначальник - акад. орнамент. скульптуры, немец с франц. фамилией Brulleau. Его сыновья:
Ал-др Пав. (1798-1877) - проф. архитектуры АХ, рисовальщик, акварелист. Род. в Пб. в семье акад. орнамент. скульптуры. В 1809 вместе с братом Карлом принят в АХ. После окончания АХ в 1821 направлен в Италию. Член.-корр. Франц. Ин-та архитектуры, д. чл. Миланской АХ и Королевского Ин-та архитектуры, акад. Один из первых мастеров романтизма в рус. архитектуре. Работы 30-х гг. в СПб. и его окрестностях: загородный дом гр. Самойловой в Славянке ок. Павловска (1831), костел в имении кн. Витгенштейна Дружноселье ок. Гатчины (1834) - решены с использованием мотивов античного зодчества. Б. создал готическую правосл. церковь в Шуваловском парке ок. Парголова (1831) и романскую кирху Св. Петра на Невском пр-те, устроил Михайловский т-р (ныне Малый т-р оперы и балета им. М. П. Мусоргского). Б. победил в конкурсе проектов Пулковской обсерватории. В 1837 построил штаб Гвардейского корпуса, оформив вост. границу Дворцовой площади; принимал участие в отделке залов Зимнего (1838) и Мраморного (1845-49) дворцов в неоренессансе, неоготике и помпейском стиле, иногда соединяя эл-ты разных стилей в одном интерьере (Александровский зал Зимнего дворца). Особый интерес представляет собств. дача Б. в Павловске - редчайший образец дачной романтич. архитектуры (1840-е гг.). Творчество Б. отразило переходный этап в развитии рус. зодчества 19 в., объединив худож. концепции классицизма и романтич. стилизаторство.
Лит.: Оль Г. А. Александр Брюллов. Л., 1983.
Карл Пав. (1799-1852) - худ., проф. живописи. В возрасте 10 лет вместе со старшим братом А. Брюлловым поступил в АХ, где занимается под рук-вом А. Е. Егорова, А. И. Иванова, В. К. Шебуева, И. П. Мартоса. В 1821 получил зол. медаль за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского". Среди ранних работ также - полотно "Нарцисс" (1819). В 1822 направлен в Италию на средства Об-ва поощрения художников. По повелению имп. его фам. "Брюлло" изменена на "Брюллов". В Риме познакомился с Ф. А. Бруни, работал в мастерской Б. Торвальдсена. Для АХ выполнил копию "Афинской школы" Рафаэля; создал ряд полотен, посв. Италии: "Итал. утро" (1823), "Эрминия у пастухов" (1824), "Сатир и вакханка" (1824), "Итал. полдень" (1828), "Вирсавия" (1830). Светлый колорит, создающий впечатление ничем не омрач. радости жизни, передача ярких человеч. чувств, эмоциональность приближают полотна Б. к романтизму. Художник отступает от канонов академич. живописи, стремясь к естественности изображения. В 1823-33 по заказу А. Демидова Б. создал полотно "Последний день Помпеи", где проявил себя в этой работе как сильнейший колорист и рисовальщик, передав динамикой движения переживания охвач. ужасом людей. Идеальность представл. типов, характер построения композиции сближают работу Б. с классицизмом, но напряженность, динамика картины выводят ее за рамки академич. живописи. Картина была высоко оценена в Италии. Глава итал. художеств. школы Камуччини объявил Б. художником-колоссом, В. Скотт назвал полотно эпопеей. В 1834 картина была перевезена в Россию, где также имела успех. В 1835 Б. вернулся в Пб., с 1836 проф. АХ. В Казанском соборе им создан большой запрестольный образ "Взятие Божией Матери на небо"; в Сергиевской пустыни образ "Св. Троица". В 1842 приступил к большой работе в Исаакиевском соборе. Роспись плафона с изображением молящейся Богоматери (800 м) начата Б. и закончена Васиным. Нек-рые работы Б. относятся к жанру ист. живописи: "Смерть Инессы де Кастро", "Осада Пскова" (не закончена). Проявил себя как выдающийся портретист: "Всадница" - портрет Джиованнины Пачини (1832), портреты В. А. Перовского (1837), Ю. П. Самойловой с Амацилией Пачини (ок. 1839), И. А. Крылова (1839), автопортрет (1848). Последние годы Б. провел на острове Мадера и в Италии; похоронен в Риме.
Лит.: Карл Брюллов: (Альбом / Авт.-сост. М. М. Ракова). М., 1988; Леонтьева Г. К. Карл Брюллов. 2-е изд. Л., 1983; Порудоминский В. И. Брюллов. М., 1979; Корнилова А. В. Карл Брюллов в Пб. Л., 1976; Ацаркина Э. Н. Карл Павлович Брюллов. М., 1963; К. П. Брюллов в письмах, документах и воспоминаниях современников. М., 1961.
Ник. Фед. (1826-1885) - академик и проф. архитектуры (1864), племянник А. и К. Брюлловых. Гор. архитектор СПб. Автор разнообр. жилых, обществ. и промышл. зданий; прекрасно владел всеми ист. формами. Сохранились роскошные интерьеры (1870-е гг.) в особняке гос. секретаря А. Половцева (ныне - Дом архитектора в СПб.).
К. П. Брюллов. Худ. В. А. Тропинин