МАНЕ́ВИЧ Белла (Берта) Сем. (род. 1922) - худ. кино. В 1949 окончила ВГИК. Студенткой работала ассистентом худ. в ф. "Молодая гвардия" (1947). С 1949 на к/ст "Ленфильм" сначала худож. по костюмам, потом худож.-постановщик. Мн. работы М. выполнены совм. с И. Капланом. Работает преимущ. в ф. реж. актерской направленности - И. Хейфица, В. Мельникова, И. Масленникова и др. Проявила обостренное чувство современности в ф. "Дело Румянцева" (1956), "Дорогой мой человек" (1958), "Семь невест ефрейтора Збруева" (1971), "Здравствуй и прощай" (1972), "Ксения, любимая жена Федора" (1974), "Старший сын" (1976), "Отпуск в сентябре" (1979), "Уникум" (1984), "Зимняя вишня", "Выйти замуж за капитана" (оба - 1985) и др. Тонкое проникновение в дух оригинала отмечает работу М. в экранизациях лит. классики - "Шинель" (совм. с Капланом, 1959), "Женитьба" (1977). Особенно близок ей мир А. Чехова - "Дама с собачкой" (1960), "В городе С." (1965) - оба совм. с Капланом. М. разрешила труднейшую задачу воспроизв. мира Чехова в оформлении ф.-балета "Анюта" (1982). М. - худ. кинематогр. коллектива, умеющего все подчинить интересам ф., чуждый самопоказа и внеш. эффектности. Ее работам свойственны тонкая одухотворенность, глубинный лирич. подтекст, интерес к повседневному существованию обыкнов. человека. М. упорно работает над эскизами, отыскивая эмоц. ядро изображаемого эпизода, хотя образ у нее получает завершение лишь в процессе съемок. Среди ф.: "Неоконченная повесть" (совм. с Капланом, 1955), "Кроткая" (совм. с Б. Кропачевым, 1960), "Белое солнце пустыни" (совм. с В. Костриным, 1969), "Мы смерти смотрели в лицо" (1980), "Собака Баскервилей" (1982), "Сокровища Агры" (1983), "Чаплиниана" (1987), "Царская охота" (1990). Работы в т-ре: "Не называй фамилий", "Девицы-красавицы", "Тень" (костюмы, Ленингр. т-р им. Ленсовета), "Профессия миссис Уоррен" (Ленингр. т-р комедии) и др.
Лит.: Белла Семеновна Маневич: Беседа с художником // Художник и сцена. М., 1988.