Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

метаисторический

Орфографический словарь

метаистори́ческий

Полезные сервисы

исторический жанр

Гуманитарный словарь

ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР - жанр изобразит. иск-ва, в к-ром предметом изображения являются ист. события или люди, сыгравшие важную роль в истории об-ва. И. Ж. тесно связан с др. жанрами - батальным, бытовым, портретом, пейзажем. И. Ж. может быть присущ всем видам и формам фигуративного изобразит. иск-ва: станковым и монумент., живописи, графике, скульптуре. Истоки И. Ж. восходят к глубокой древности, часто были связаны с фольклором, мифами (Др. Египет, Др. Греция и т. д.). В ср. века в Европе религ. сюжеты рассматривали как исторические. Сложению И. Ж. способствовала эпоха Возрождения, отмеч. интересом к ист. знаниям. Академизм и классицизм 17-18 вв. выдвигают И. Ж. на 1-й план, утвердив его как высокий жанр (Н. Пуссен, Д. Веласкес, П. Рубенс, Х. Рембрандт и др.) В России И. Ж. начинает развиваться с 1-й пол. 18 в. Значительный вклад в развитие И. Ж. внес М. В. Ломоносов ("Полтавская битва", 1762-64). Классицизм 2-й пол. 18 - нач. 19 в. определил ведущую роль И. Ж. (А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов и др.). В нач. 19 в. к И. Ж. обращался П. В. Басин, в выборе сюжетов следовавший академич. традиции, использовал библ. сюжеты. Ист. события Отеч. войны 1812 нашли отражение в работах Ф. П. Толстого (серия медальонов). Дальнейшее развитие рус. И. Ж. связано с вторжением в рус. иск-во идей романтизма - переосмысление современности на основе ист. сюжета присутствует в работах К. П. Брюллова. Религ.-филос. восприятие истории характерно для творчества А. А. Иванова, обозначившего переход к реализму в И. Ж. Еще в рамках академич. традиции создаются полотна Г. И. Семирадского, К. Д. Флавицкого (1860), но качественно новым этапом в развитии И. Ж. становится худож. деят-ностьТПХВ (И. И. Ге, И. М. Прянишников, М. М. Антокольский). Вершины выразительности и эмоц. напряженности достигает И. Ж. в творчестве И. Е. Репина, В. И. Сурикова, обращавшихся к трагич. и героич. прошлому Руси. Элементы иск-ва "модерн" присутствуют в былинных полотнах В. М. Васнецова, история войн сохранена в батальных полотнах В. В. Верещагина, облик старой, боярской Москвы доносят картины А. М. Васнецова. На полотнах М. В. Нестерова, М. А. Врубеля, Н. К. Рериха создается духовная история, метаистория народов и цивилизации. Обращение к рус. старинному быту, с тщательной прорисовкой деталей, передачей элементов декора, характерно для работ В. А. Серова, С. В. Иванова, А. П. Рябушкина. Петровскую эпоху избрали темой для своих причудливых полотен чл. объединения "Мир иск-ва" (см. также А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере).

После рев-ции 1917 темы истории находят символич. воплощение в творчестве ряда мастеров (К. С. Петров-Водкин, К. Ф. Юон). Темы рев-ции, гражд., а позднее Вел. Отеч. войны становятся надолго (вплоть до 90-х гг.) ведущими в творчестве мн. художников (А. А. Дейнека, М. Б. Греков, П. М. Шухмин, А. Т. Матвеев, В. А. Серов, Кукрыниксы и др.). К истории России в 40-50-е гг. обращаются А. П. Бубнов, Н. П. Ульянов, П. Д. Корин, С. В. Герасимов, А. А. Пластов и др. Особое место в И. живописи 20-60-х гг. занимали "Лениниана" и "Сталиниана" (И. И. Бродский, М. Г. Манизер, А. М. Герасимов и др.). Первой попыткой отойти от офиц. стереотипа в прочтении образа В. И. Ленина принадлежит Г. Коржеву. Иск-во кон. 20 в. характеризуется новым уровнем осмысления ист. событий, отношением конкретных моментов истории с вечными проблемами бытия, открытием новых тем (Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко, О. Булгакова и др.).

Лит.: Рус. историч. живопись до октября 1917 г.: Альбом / Сост. и авт. вступ. ст. А. К. Лебедев. М., 1962; Ракова М. М. Рус. историч. живопись сер. 19 в. М., 1979.

Исторический жанр. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани. Худ. Н. Шустов

Исторический жанр. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани. Худ. Н. Шустов

Исторический жанр. Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы. Худ. В. Верещагин

Исторический жанр. Наполеон из Кремля смотрит на пожар Москвы. Худ. В. Верещагин

Полезные сервисы