Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

методические понятия

Методические термины

МЕТОДИ́ЧЕСКИЕ ПОНЯ́ТИЯ.

Обобщенные знания о явлениях из области методики преподавания языка, отражающие их существенные признаки и имеющие соответствующее языковое выражение (в виде термина). Формирование М. п. проходит в три этапа:

a) накопление наблюдений в процессе преподавания курса методики и др. смежных дисциплин, результатом которого является выделение признаков явления, процесса или объекта, первичное обобщение;

б) определение М. п., что связано с введением термина, подведением нового понятия под ближайшее уже известное родовое понятие и указание важнейших отличительных признаков;

в) дальнейшее углубление понятия, т. е. выделение новых, ранее неизвестных признаков, характеристик.

Полезные сервисы

методические принципы обучения

Методические термины

МЕТОДИ́ЧЕСКИЕ ПРИ́НЦИПЫ ОБУЧЕ́НИЯ.

То же, что частнометодические принципы обучения. Принципы обучения, отражающие специфику преподавания иностранного языка. В современной науке отсутствует общепринятая классификация М. п. о. Попытки обосновать собственно М. п. о. предпринимались неоднократно разными авторами, предлагавшими разный набор и определение таких принципов (Пальмер, Пассов, Вятютнев, Скалкин, Сурыгин и др.). Чаще всего выдвигаются два основных критерия определения М. п. о. неродному языку: специфичность и методическая сущность принципа (Ляховицкий, 1981). Разграничивают также общие и частные М. п. о. Первые не зависят от целей и условий обучения, а их использование носит достаточно универсальный характер, в то время как вторые отражают специфические условия обучения и, следовательно, представляют собой конкретизацию, развитие общих М. п. о. К сожалению, как общие, так и частные М. п. о. еще окончательно не систематизированы. К общим М. п. о. обычно относят принцип коммуникативности, принцип учета родного языка, принцип доминирующей роли упражнения во всех сферах овладения языком, а к частным - принцип взаимосвязанного обучения видам речевой деятельности, принцип устного опережения, принцип интенсивности, принцип глобальности и ряд других.

В последнее время предложена иная классификация. Согласно этой классификации выделяются две группы М. п. о.: принципы, реализующие коммуникативно-деятельностный подход (они считаются основными), и принципы, вытекающие из сознательной систематизации языкового материала (дополнительные). К последним относятся: учет родного языка, опора на подчиненность языковых знаний и речевых навыков коммуникативным умениям. Предложена также классификация принципов обучения на основе базовых для методики наук (выделяются дидактические, лингвистические, психологические, собственно М. п. о., последние - общие и частные). Большинство авторов называют следующие М. п. о.: принцип коммуникативности, принцип функциональности, принцип синтаксической основы обучения, принцип ситуативно-тематический представленности учебного материала, принцип комплексности и дифференцированности, принцип концентризма, принцип учета родного языка, принцип устного опережения, принцип учета специальности.

Полезные сервисы