кто
Лишаться самообладания или душевного равновесия.
Имеется в виду, что лицо, реже - группа лиц (X) полностью теряет самоконтроль, приходит в состояние крайнего эмоционального возбуждения, раздражения, возмущения, негодования и под. из-за поведения другого лица или из-за произошедшего события (p). Говорится с неодобрением. реч. стандарт. ✦ {2} Активное начало ситуации: X выходит из себя из-за P.
Именная часть неизм.
Обычно в роли сказ.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
⊙ В подобной ситуации ни в коем случае нельзя выходить из себя. Надо стараться достичь договорённости любыми средствами. т/п "Свобода слова", 2002.⊛ Хозяева этой овчарки трясутся над ней, никого к ней не подпускают, готовят для неё морковные кисели и выходят из себя, если кто-то пытается <…> её погладить. В. Киселёв, Девочка и птицелёт.
Формальностей было так много и казались они такими ненужными, что временами Пётр Васильевич выходил из себя. А. Минчковский, Странные взрослые.
- Он, наверное, легко выходил из себя и мог напиться до беспамятства <…>. - Нет, нет, мадам, покойный господин барон практически не пил. Д. Донцова, Крутые наследнички.
Теперь понятно, почему она выходила из себя и ломала руки: её увозили, а она хотела остаться там, где любимый. В. Панова, Валя.
- Слушай, - вышел из себя парень, - этак целый день я по городу проезжу, почему на рынке нельзя всё купить? Д. Донцова, Сволочь ненаглядная.
- Она будет ждать нас здесь, - твёрдо сказал Дорваль. - Она будет ждать у окна, - окончательно вышел из себя его напарник, - сидеть и ждать, как влюблённая принцесса своего принца. Ч. Абдуллаев, Зло в имени твоём.
- Зачем я тебе? - Ты - моя жена, - сказал он, моментально раздражаясь. Она знала - говорить с ним в таком тоне нельзя. Через пару минут он выйдет из себя и вообще перестанет разговаривать. Ну и пусть. Т. Устинова, Мой личный враг.
⊜ - Ну что ты так разнервничалась? Ты вообще часто из себя выходишь по пустякам. И напрасно - надо уметь держать себя в руках. А уж сейчас-то повод вообще был ничтожный. (Реч.)
- Ты, Настя, не выходи из себя, не обижай мальчишку. Ф. Гладков, Вольница.
⊝ Вообще, я человек спокойный и очень редко выхожу из себя, но сейчас в голове у меня начали быстро-быстро стучать молоточки, а уши - гореть огнём. Д. Донцова, Созвездие жадных псов.
Я отличный работник, я умница, я всё помню, всех знаю, я не теряю бумаг, не выхожу из себя, не строю глазок начальству <…>. Т. Устинова, Большое зло и мелкие пакости.
- Он сказал какую-то гадость, я вышла из себя, раскричалась. Короче говоря, мы поссорились. (Реч.)
Боюсь, что, выйдя из себя, я наговорила много лишнего. (Реч.)
культурологический комментарий:
Основной комментарий см. в ВЛАДЕТЬ СОБОЙ{1}.
В основе образа фразеол. лежит древнейшее представление о том, что дух, душа и плоть, тело не только разграничиваются, но зачастую и противопоставляются друг другу; ср., напр.: Дух бодр, да плоть немощна; Что телу любо, то душе грубо. (Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2001. С. 92.) Тело осознаётся как "сосуд", в котором заключено духовное, чувственное, ментальное, то, что предстаёт как чувственно-мысленное "Я" человека. Плоть, кожа выступают как "граница" между внутренним миром человека и окружающим его внешним миром; ср. Человек Божий обшит кожей. (Там же.) ср.: "Кожа, кожная поверхность нашего организма - самое близкое к миру Внешнего. Последняя граница, барьер, порог. <…> Парадоксальность этой телесной границы видна сразу же: она - самая ближайшая к миру и вместе с тем то, что нас в силах бесконечно от него удалять". (Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. Материалы лекционных курсов 1992-1994 годов. М., 1995. С. 50, 51.)
Вместе с тем, внутреннее "Я" и телесная оболочка, как правило, выступают как единое целое - сам человек, и "Я" человека предстаёт именно как цельная совокупность "формы" (материальной оболочки, тела) и "содержания" (духовного начала), поскольку отсутствие одного из "компонентов" воспринимается как нарушение должного порядка вещей (ср. бестелесное существо, бездушный человек, бездуховная личность).
фразеол. содержит метафору, в которой отображено представление о том, что сильные эмоции способны, "прорвав" телесную границу пространства личности, явить себя внешнему миру помимо воли человека, т. е. эмоциональное "Я" выходит из-под контроля "Я" рационального, что в духовном коде культуры оценивается негативно (ср. показать своё истинное лицо, обнажить свою сущность).
фразеол. в целом отображает стереотипное представление о крайне эмоциональном поведении, когда чувства перестают подчиняться разуму.
автор:
В. В. Красных
See: