Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

бутелези мангосутху гача

Энциклопедия Кольера

БУТЕЛЕЗИ Мангосутху Гача (Buthelezi, Mangosuthu Gatsha) (р. 1928), один из наиболее последовательных противников апартеида в Южной Африке, главный министр этнического африканского хоумленда Квазулу, который существовал с 1973 по 1994, министр южноафриканского правительства с 1994. Бутелези родился 27 августа 1928 около Нандомы в Зулуленде. Он внук главного советника ингоньямы (верховного вождя) Кетчвайо и с материнской стороны - внук ингоньямы Динузулу. Бутелези учился в Адамс-колледже, методистской средней школе в Натале. В Юниверсити-колледже Форт-Хэйер он начал изучать историю и местное самоуправление африканцев, но был исключен за участие в студенческой демонстрации. Позднее получил ученую степень в университете Натала. В 1953 унаследовал титул вождя 20-тысячного зулусского клана Бутелези. В 1960-е годы боролся против воплощения в жизнь закона о самоуправлении банту, принятого в 1959. В 1970 возглавил территориальное правительство Зулуленда. В 1976 стал главным министром Квазулу, подтвердил свое лидерство на первых выборах в Квазулу 1978. В том же году зулусское политическое движение Инката Е Сизве, включавшее более 100 тыс. членов, присоединилось к политической партии цветных и индийцев, образовав Южно-Африканский альянс, крупнейшее политическое объединение Южной Африки. Бутелези не поддерживал усилия Африканского национального конгресса (АНК) и других радикальных групп по созданию нерасовой демократии в Южной Африке, предлагая взамен модель федерального устройства, при котором различные этнические группы смогли бы разделить между собой политическую власть. Бутелези призвал правительство Южной Африки освободить Нельсона Манделу - лидера АНК, находившегося в заключении. После освобождения Манделы в 1990 стало ясно, что Бутелези является его единственным потенциальным соперником в борьбе за лидерство среди черного населения Южной Африки. В 1990 Бутелези реорганизовал движение Инката в политическую организацию Инката - партия свободы (ИФП), чтобы создать базу для участия в переговорах о новой конституции. Когда участились нападения на сторонников АНК со стороны членов ИФП, которым правительство разрешило носить "традиционное" оружие, оба лидера призвали к перемирию, но сохранить его не удалось, и сотни людей были убиты в столкновениях. АНК обвинил ИФП в сотрудничестве с полицией Южной Африки, и в июле правительство признало, что тайно переводило деньги ИФП. ИФП выступила против соглашения о проведении многорасовых выборов, достигнутого между АНК и правительством в июне 1993. Такую же позицию заняли правоэкстремистские африканерские организации и правители независимых хоумлендов Сискея и Бопутатсваны. ИФП объявила, что будет бойкотировать назначенные на апрель 1994 выборы, и многие ее сторонники участвовали в кампании насилия, что вынудило правительство ввести в провинции Натал чрезвычайное положение. Однако в последний момент ИФП согласилась принять участие в выборах и получила ок. 10% голосов во всей ЮАР и 50,3% в недавно переименованной провинции Квазулу Натал. Бутелези был назначен на пост министра внутренних дел в переходном правительстве национального единства, которое возглавил Нельсон Мандела. Бутелези продолжал играть активную роль в южноафриканской политике на всем протяжении 1990-х годов. В 1997 три чиновника ИФП подали в отставку, обвинив Бутелези в том, что он препятствует демократическим преобразованиям внутри партии. Партия была ослаблена также постоянными стычками с членами АНК в Натале. К концу 1990-х популярность ИФП в провинции постепенно сошла на нет.

Полезные сервисы

юар. государственный строй и политика

Энциклопедия Кольера

Конституция. ЮАР является унитарным государством. Оно было образовано 31 мая 1910, и его государственное устройство определял закон 1909, подготовленный представителями четырех колоний - Капской, Натала, Оранжевого свободного государства и Трансвааля и принятый парламентом Великобритании. Вместе с внесенными позднее поправками этот закон был положен в основу конституции 1961, которая получила одобрение парламента страны и вступила в силу после провозглашения Южной Африки республикой 31 мая 1961. По этой конституции правительство ЮАР возглавлял премьер-министр, подотчетный парламенту. Правом быть избранными в парламент обладали только белые, фактически их монополией было и избирательное право. Немногие африканцы, преодолевшие образовательный и имущественный цензы, имели возможность избирать нескольких белых парламентариев, которые представляли их интересы в законодательном органе, но и эта привилегия была отменена для черных в 1959, а для цветных - в 1968.

3 сентября 1984 вступила в силу новая конституция ЮАР, которая предусматривала создание трехпалатного парламента. Палаты формировались на расовой основе, их полномочия были неравноценны. Главной была палата, избираемая белыми, палаты, избранные азиатским и цветным населением, играли подчиненную роль. По-прежнему из политической жизни ЮАР были исключены африканцы, составлявшие три четверти населения страны. Пост премьер-министра был упразднен, и его функции перешли к президенту.

В январе 1991 между политическими партиями начались консультативные переговоры о введении демократической многорасовой политической системы. В 1993, в ходе переговоров, проведенных в июне-июле, была согласована дата проведения первых в истории страны многорасовых выборов - 27 апреля 1994. В этот день южноафриканцы избрали депутатов временного парламента, который должен был разработать новую постоянную конституцию. Временная конституция, предусматривающая создание многорасового демократического государства, была ратифицирована в декабре 1993 и вступила в силу 27 апреля 1994.

В октябре 1996 Конституционное собрание одобрило новую конституцию ЮАР, которая вступила в силу 4 февраля 1997. Честь создания этого документа принадлежит Рольфу Мейеру и Сирилу Рамафозе. Одной из важнейших частей конституции стал "Билль о правах", в основу которого лег одноименный американский документ.

Правительство. В соответствии с конституцией, власть в ЮАР принадлежит президенту, двухпалатному парламенту и независимой системе судопроизводства. В 1994 из представителей трех партий, наиболее успешно выступивших на парламентских выборах, - Африканского национального конгресса, Национальной (бывш. Националистической) партии и Партии свободы Инката, было сформировано правительство национального единства, которое руководило страной в первые пять лет переходного периода. В июле 1996 представители Национальной партии вышли из состава правительства.

Президент ЮАР является главой государства и руководит работой кабинета министров. Он избирается Национальной ассамблеей (нижней палатой парламента) из числа депутатов и осуществляет исполнительную власть, консультируясь с вице-президентом. Президент может быть отстранен от должности путем вынесения ему вотума недоверия или импичмента. Первым президентом ЮАР, избранным в соответствии с временной конституцией, стал Нельсон Мандела, лидер партии Африканский национальный конгресс (АНК). Мандела приступил к исполнению своих обязанностей 10 мая 1994 и стал первым черным президентом в истории ЮАР. Первым вице-президентом был избран один из руководителей АНК Табо Мбеки, вторым вице-президентом - Ф.В.де Клерк, лидер Национальной партии и последний президент режима белого меньшинства, который подал в отставку вслед за выходом представителей Национальной партии из правительства национального единства в 1993.

Парламент. Законодательная власть в стране принадлежит двухпалатному парламенту, который состоит из Сената и Национальной ассамблеи. Состоящая из 400 депутатов Национальная ассамблея избирается всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства, 200 членов парламента избираются по спискам общенациональных партий и 200 - по спискам провинциальных партий. Каждый из девяти провинциальных законодательных органов избирает по 10 сенаторов. Парламентские решения принимаются простым большинством, для внесения поправок в конституцию требуется большинство в две трети голосов депутатов обеих палат.

На проведенных в апреле 1994 выборах в Национальную ассамблею АНК завоевал 252 места, Национальная партия - 82, Партия свободы Инката - 43, Фронт свободы - 9, Демократическая партия - 7, Панафриканистский конгресс - 5 и Африканская христианско-демократическая партия - 2 места. На выборах в Сенат АНК получил 60 мест, Национальная партия - 17, Партия свободы Инката и Фронт свободы - по 5 мест и Демократическая партия - 3.

Судебная система. Высшей судебной инстанцией является Верховный суд во главе с верховным судьей. В состав Верховного суда входят апелляционный суд, провинциальные и местные суды. Каждый округ и район в пределах провинции располагает судом магистрата с четкой юрисдикцией в уголовных и гражданских делах. Состоящий из 11 членов Конституционный суд - высшая судебная инстанция по вопросам истолкования Конституции, ее защиты и проведения в жизнь ее статей. Большинство судей, назначенных до апреля 1994, остались на своих должностях. Члены Конституционного суда назначаются президентом из списка кандидатов, подготовленного независимой судебной комиссией.

Провинциальные органы власти. Каждая из девяти провинций имеет собственный законодательный орган с числом членов от 30 до 100, в зависимости от численности населения. Они избираются всеобщим голосованием на основе пропорционального представительства. Законодательный орган провинции полномочен разрабатывать проект конституции провинции, которая должна соответствовать основным принципам конституции страны, а также избирать премьер-министра, главу правительства. Партии, чьи представители занимают не менее 10% мест в законодательном органе провинции, имеют право на пропорциональное количество постов в правительстве. Законодательные органы провинций в одних вопросах управления обладают всей полнотой власти, в других делят власть с центральным правительством.

В ноябре 1995 по всей стране, за исключением провинции Квазулу-Натал и Кейптауна, прошли выборы в местные органы власти. Они были перенесены на середину 1996 из-за актов насилия по политическим мотивам (Квазулу-Натал) и спорности границ между районами (Кейптаун). Ноябрьские выборы продемонстрировали прочность позиций АНК. Эта партия получила 64% голосов, Национальная партия - 16% и Партия свободы Инката - 0,4%.

Комиссия по восстановлению правды и примирению. Комиссия приступила к работе в начале 1996 под председательством архиепископа Десмонда Туту. Это одна из важнейших правительственных комиссий, созданных правительством национального единства, задачей которой было расследование преступлений, совершенных во время 48-летнего правления Национальной партии. Предполагалось, что комиссия станет своеобразным форумом, который будет способствовать преодолению разногласий в южноафриканском обществе по поводу исторического прошлого страны. После более двух лет слушаний, в октябре 1998, комиссия опубликовала окончательный пятитомный отчет. Комиссия установила, что Национальная партия и ее руководство, равно как и ее противники, виновны в массовых нарушениях прав человека.

Политические партии. В апреле 1994 в ЮАР функционировали ок. 50 политических партий. Из 272 партий, участвовавших в 1995 в выборах в местные органы власти, 16 действовали по всей стране. На общенациональных выборах в апреле 1994 19 партий получили более 3 тыс. голосов из общего числа 19,5 млн., но только семь партий вошли в Национальную ассамблею, завоевав более 1% голосов.

Африканский национальный конгресс (АНК) получил 62,7% голосов и стал ведущей партией в новом правительстве. АНК контролирует 7 из 9 провинций и на выборах 1995 в местные органы власти получил 64% голосов. АНК был создан в 1912. Выступая против расовой дискриминации и за предоставление равных прав африканцам, АНК на протяжении многих лет организовывал кампании ненасильственного протеста, демонстрации и забастовки. В этой борьбе объективными союзниками АНК выступали придерживавшийся левых взглядов Конгресс демократов, который объединял белых левых убеждений, Южноафриканский индийский конгресс и Конгресс цветного населения. В 1952-1960 во главе АНК стоял Альберт Лутули. В 1960, вслед за расстрелом полицией в Шарпевиле мирной демонстрации черного населения, когда погибли 67 человек, АНК был запрещен. После того как АНК возглавил Нельсон Мандела, ненасильственные методы борьбы сменились проведением диверсий на государственных предприятиях и в учреждениях. В 1962 Мандела был арестован и приговорен к пожизненному заключению. Находясь в тюрьме, он оставался ведущей фигурой в АНК и превратился в символ сопротивления правлению белого меньшинства и апартеиду. В отсутствие Манделы операциями АНК из Замбии и Великобритании руководил Оливер Тамбо. В 1990 по инициативе президента ЮАР Ф.В.де Клерка Нельсон Мандела был освобожден из заключения без всяких условий. В том же году правительство сняло запрет на деятельность АНК. В январе 1991 Мандела и де Клерк выступили инициаторами межпартийных консультаций по вопросу о создании в стране многорасовой политической системы. В мае 1994 Мандела был избран президентом ЮАР. Вице-президентом и политическим преемником Манделы является Табо Мбеки, который в декабре 1997 был избран президентом АНК.

Национальная партия на выборах 1994 завоевала 20,4% голосов избирателей, а на выборах в местные органы власти в следующем году - 16%. Созданная в 1934, эта партия выражала взгляды радикальных африканеров, которые враждебно относились к англо-африканцам и провозглашали идеи превосходства белой расы, популярные у большинства белого населения. Наибольшей поддержкой Националистическая партия пользовалась в сельских районах и среди городских рабочих африканеров. С 1948 по 1994 эта партия управляла страной; руководителями ЮАС и ЮАР в этот период были следующие лидеры партии: Даниель Ф.Малан (1948-1954), Йоханнес Г.Стрейд (1954-1958), Хендрик Ф.Фервурд (1958-1966), Бальтазар Й.Форстер (1966-1978), Питер В.Бота (1978-1989) и Ф.В.де Клерк (1989-1994). Состоявшая главным образом из африканеров, Национальная партия стремилась сохранить власть за белым населением и доминирующее положение белой расы в других сферах жизни при помощи апартеида, системы расовой дискриминации, политического и социального угнетения расовых и национальных групп "небелого" населения. На практике доктрина апартеида осуществлялась через сложную систему законов и правил, направленных на исключение небелого населения из политической жизни страны, закрепление за ним сферы наемного труда, ограничение под страхом уголовного преследования межрасовых контактов рамками необходимого общения между работодателем и работником и лишение африканского большинства гражданства ЮАР посредством создания псевдонезависимых бантустанов. В начале 1990-х годов в условиях непрекращавшихся волнений в городах и под влиянием экономических трудностей де Клерк переориентировал партию на отказ от апартеида и создание общества многорасовой демократии. На выборах 1994 Национальная партия сумела завоевать не только большую часть голосов африканеров, но и значительную часть голосов цветного населения, особенно в Западно-Капской провинции.

В 1995 на выборах в местные органы управления АНК неожиданно хорошо выступил в Западно-Капской провинции, что скорее всего объяснялось разочарованием цветного населения в Национальной партии, которая была одной из трех политических организаций, сформировавших правительство национального единства. В 1996 Национальная партия отказалась от участия в правительстве и превратилась в главную оппозиционную партию.

Партия свободы Инката (ПСИ). На выборах 1994 эта политическая организация народа зулу получила 10,5% голосов. Она очень влиятельна в провинции Квазулу-Натал, но пользуется гораздо меньшей поддержкой населения в других провинциях. ПСИ завоевала всего 0,4% голосов на общенациональных выборах в местные органы управления в 1995 (за исключением провинции Квазулу-Натал), но в следующем году получила на местных выборах в этой провинции 44% голосов. ПСИ была основана в 1970-х годах главным министром бывшего бантустана Квазулу Мангосутху Бутелези и первоначально действовала как культурно-просветительская организация народа зулу, а в 1990 была преобразована в политическую партию. Бутелези выступал за постепенный переход власти к правительству черного большинства и находился в оппозиции к АНК и другим политическим группам, популярность которых угрожала его собственному влиянию. В 1984 боевики Инкаты начали убивать сторонников АНК; их участившиеся и отличавшиеся жестокостью нападения на политических противников в 1990-1991 поставили страну на грань гражданской войны. В 1991 Мандела и Бутелези призвали к прекращению огня, но нападения не прекращались. В июле 1991 стали известны факты, что Инката получала тайную помощь от правящего белого режима. В начавшихся в декабре 1991 межпартийных консультациях Бутелези и его партия сыграли деструктивную роль. Инката заявила о намерении бойкотировать апрельские выборы 1994, но в последний момент согласилась принять в них участие. На выборах в законодательный орган провинции Квазулу-Натал кандидаты от ПСИ завоевали большинство с перевесом всего лишь в одно место. ПСИ была одной из трех партий, которые сформировали правительство национального единства. Хотя в 1995 депутаты от этой партии вышли из состава Конституционной ассамблеи, Бутелези продолжал играть важную роль в правительстве и даже временно исполнял обязанности президента во время пребывания Манделы и Мбеки за границей.

Объединенное демократическое движение (ОДД). Созданная в конце 1997 Рольфом Мейером и Банту Холомисой, эта партия представляет ту часть населения, политические взгляды которой лежат между линиями АНК и Национальной партии. ОДД пользуется поддержкой либералов-африканеров, и ей удалось привлечь на свою сторону часть африканского электората АНК в Восточно-Капской провинции.

Фронт свободы. На выборах 1994 эта партия, отражающая взгляды правого крыла африканеров, получила 2,2% голосов. Фронт свободы был создан в 1994 видными консервативными африканерскими политиками, которые, хотя и выступали против реформ де Клерка, тем не менее приняли решение участвовать в демократических выборах.

Демократическая партия. На выборах 1994 эта партия, отражающая взгляды либерально настроенного белого населения ЮАР, получила 1,7% голосов избирателей. Была создана в 1989 путем слияния старой официальной оппозиционной Прогрессивно-федеральной партии белого населения и нескольких более мелких либеральных партий европейцев. Партия объявила, что она открыта для всех расовых групп и выступает за создание мирными методами демократического нерасового общества.

Панафриканистский конгресс (ПАК) на выборах 1994 получил 1,3% голосов. В 1959 он откололся от АНК и в 1960-1990 находился под запретом. ПАК поставил своей целью создание демократического общества исключительно через организации черного населения и располагал военным крылом - Народно-освободительной армией Азании. До 1991 руководство ПАК выступало против переговоров с правительством белого меньшинства, но потом составило единую команду с более влиятельным АНК для участия в этих переговорах. В начале 1997 Мандела предложил ПАК войти в состав правительства национального единства, но получил отказ.

Внешняя политика. ЮАР является одним из государств-основателей ООН. До 1961 - член британского Содружества наций, возобновила членство в 1994. В том же году ЮАР вступила в Организацию африканского единства и Сообщество развития Юга Африки.

С начала 1960-х годов до 1994 роль ЮАР в деятельности ООН была весьма ограничена, поскольку большинство членов ООН резко осуждало политику апартеида и сохранение вплоть до 1990 контроля ЮАР над Намибией вопреки резолюциям ООН. В 1963 Совет безопасности ООН призвал к установлению эмбарго на поставки оружия в ЮАР, а в 1977 принял специальную резолюцию об обязательном для всех членов ООН соблюдении этого эмбарго. В 1974 Генеральная ассамблея ООН приняла решение временно приостановить членство ЮАР в ООН. В 1994 ЮАР вновь стала полноправным членом этой организации.

Надеясь ослабить режим апартеида, в середине 1980-х годов внутренняя оппозиция расистскому режиму и ее сторонники в демократических странах Запада призвали к введению жестких экономических санкций против ЮАР, включая такие меры, как ограничение торговых связей и вывоз инвестиционных фондов. Страны ЕС, Канада и США ввели эти санкции, несмотря на упорное сопротивление некоторых политических сил, в частности, Республиканской партии в США и Консервативной партии в Великобритании. Экономические санкции оказали сильное психологическое воздействие на белых правителей ЮАР и способствовали постепенному переходу страны к многорасовому демократическому обществу в начале 1990-х годов. По мере осуществления этого перехода в 1992-1994 санкции были постепенно отменены.

С 1994 в силу объективных условий ЮАР стала ведущей политической и экономической региональной державой на Юге Африки. ЮАР поддержала проведение переговоров о прекращении огня в Анголе, Мозамбике и Конго, а в конце 1998 предприняла интервенцию в Лесото. Мандела подвергся критике за то, что не использует в полной мере свой моральный авторитет для решения конфликтов в Африке, и за конкретные внешнеполитические акции руководства ЮАР.

Вооруженные силы. В 1993 вооруженные силы ЮАР насчитывали 67,5 тыс. человек. В их состав входили сухопутные войска численностью 47 тыс. человек (включая 31 тыс. призывников), ВМФ численностью в 4,5 тыс. человек (900 призывников), ВВС - 10 тыс. человек (3 тыс. призывников) и военно-медицинский корпус - 6 тыс. человек. Вооруженные силы ЮАР считались самыми боеспособными в Африке и были оснащены разнообразными современными видами вооружения. Правительство ЮАР признало, что в 1970-1980-х годах в стране были созданы шесть ядерных бомб, а после 1989 все они были демонтированы. В 1997 общая численность вооруженных сил ЮАР составила ок. 79 440 человек (плюс 386 тыс. резервистов).

Преступность. Пагубное влияние на экономическое и социальное развитие страны оказывают высокий уровень преступности и коррупция. По статистике Всемирной организации здравоохранения, в 1995 по числу убийств ЮАР занимала первое место в мире, ежегодно на 100 тыс. населения приходились 44 убийства. Высокий уровень насилия связан не только с политическим соперничеством, особенно в провинциях Квазулу-Натал и Гаутенг, но и с менее явной социальной и экономической напряженностью в обществе. В тысячах преступлений замешаны полицейские. Одна из важнейших задач правительства - создание новой национальной полиции, свободной от расовой нетерпимости времен апартеида и коррупции. С 1994 криминальная обстановка в ЮАР резко обострилась.

Полезные сервисы

юар. экономика

Энциклопедия Кольера

До конца 19 в. Южная Африка была преимущественно аграрной страной. Основным занятием африканеров и черного населения являлись натуральное и полунатуральное земледелие и животноводство. В 1867 были обнаружены алмазные месторождения в долине р.Вааль, а в 1870 на месте современного города Кимберли было открыто крупнейшее в мире месторождение алмазов. В 1886 в районе Витватерсранда были найдены месторождения золота. Промышленная революция в Южной Африке началась с мощного притока инвестиций, технологий и рабочей силы, необходимых для разработки месторождений золота. В первой половине 20 в. более половины мировой добычи этого драгоценного металла приходилось на Южную Африку. Экспорт золота позволил значительно повысить уровень жизни белого населения страны.

Обладая богатейшими запасами угля на Африканском континенте и не менее богатыми ресурсами железной руды, ЮАР создала мощную черную металлургию и, в основном после Второй мировой войны, обрабатывающую промышленность.

В 1990-е годы на долю промышленности приходились 25% ВВП, финансовых услуг - 15%, торговли (включая гостиничный и туристический бизнес) - 15%, государственных ведомств и служб - 15%, горнодобывающей промышленности - 9%, сельского хозяйства - 5% и строительства - 3%. В 1997 ВВП составлял приблизительно 129 млрд. долл.

Основные статьи экспорта ЮАР - металлы и продукция металлообработки; в 1996 стоимость их экспорта составляла 6,3 млрд. долл. В том же году стоимость экспорта золота достигала 6 млрд. долл., алмазов - 2,9 млрд., машин и транспортного оборудования - 2,6 млрд. Основные статьи импорта в 1996 - машины и транспортное оборудование, химические продукты, минеральное топливо, продовольствие, напитки и табачные изделия. Основные торговые партнеры - Германия, США, Великобритания и Япония.

Сельское хозяйство. В период апартеида и ранее африканское большинство ЮАР занимало всего 13% земель, что приводило к земельному голоду и истощению почв. В этих бывших резерватах - зоне рискованного земледелия из-за отсутствия искусственного орошения - сельскохозяйственное производство ориентировалось на местное потребление. Основными культурами были кукуруза и маниок. В качестве наемных сельскохозяйственных рабочих африканцы трудились на крупных орошаемых угодьях белых фермеров в провинциях Западно-Капской, Восточно-Капской, Квазулу-Натал, Гаутенг и Северной. Принадлежащие белым хозяйства специализируются на товарном производстве кукурузы, сахарного тростника, винограда и цитрусовых, а также овощей для снабжения городского населения.

По мировым стандартам продуктивность земледелия ЮАР невысока. Частично это объясняется примитивными методами возделывания земель. Другими факторами являются эрозия почв и недостаточное количество осадков. В стране обрабатывается всего 12-15% земель, лишь 10% из них отличаются высоким плодородием, однако даже плодородные земли подвергаются внезапным наводнениям и смыву плодородного слоя. Эрозия почв достигла наибольших масштабов в бывших бантустанах. В сельскохозяйственных районах нередки засухи, основная причина неустойчивых урожаев в отдельные годы.

Наибольшая доля в общей стоимости сельскохозяйственной продукции приходится на кукурузу - основу рациона черного населения. Важное место занимает пшеница, выращиваемая преимущественно в Западно-Капской провинции. В 1995-1996 в ЮАР было произведено ок. 9,9 млн. т кукурузы и 2 млн. т пшеницы. В меньших количествах производятся овес, рожь, ячмень, кафрское и обычное сорго.

В общей стоимости сельскохозяйственной продукции второе место после кукурузы занимают фрукты. Большая их часть идет на экспорт. В прибрежных районах провинции Квазулу-Натал возделывается сахарный тростник. С 1655 в стране выращиваются винные сорта винограда; французские гугеноты, которые стали прибывать на юг Африки с 1688, превратили виноградарство в важную отрасль сельского хозяйства. Большая часть виноградников находится в радиусе 240 км от Кейптауна. Среди продукции полеводства существенное место занимают овощи и кормовые травы.

К концу Второй мировой войны ЮАР занимала второе место в мире по производству высокосортной шерсти и четвертое место по производству шерсти в целом. Развито мясное и молочное производство. Баранина, свинина и мясо домашней птицы обеспечивают внутреннее потребление.

Горнодобывающая промышленность. Сильные позиции ЮАР на мировом рынке определяются прежде всего богатством ее недр. В 1997 продукция горнодобывающей промышленности составила 8% ВВП и ок. 67% общей суммы экспортных поступлений. В 1996 доля золота в стоимостном объеме продукции горнодобывающей промышленности составляла ок. 42%. С начала 1970-х годов происходило сокращение объемов добычи золота, что отчасти объяснялось истощением самых богатых месторождений. Если в 1991 доля золота в экспорте составляла примерно 30%, то в 1996 она сократилась до 20%. Резкое падение мировых цен на золото неизбежно ведет к сокращению доходов ЮАР от его экспорта. В 1996 продажа алмазов принесла стране 10% общей суммы экспортных поступлений. Несмотря на просачивание в 1990-е годы на мировой рынок алмазов России и Анголы, южноафриканская компания "Де Бирс" по-прежнему играет главную роль в контролировании мировых цен и производстве алмазов. ЮАР - один из ведущих экспортеров каменного угля в страны Европы и Азии. Страна экспортирует также железную руду, известь и известняк, хром, марганец, медь и платину.

Обрабатывающая промышленность. Защищенная протекционистскими барьерами, промышленность ЮАР издавна ориентировалась на внутренний рынок, а начиная с 1980-х годов - и на рынок других государств Африки. Промышленность ЮАР имеет многоотраслевую структуру. Ведущие отрасли - черная металлургия, автомобилестроение, швейное производство, пивоварение и виноделие, а также разнообразная пищевая промышленность. Лишь незначительная часть продукции южноафриканских предприятий реализуется за пределами Юга Африки. ЮАР занимает видное место среди экспортеров различных видов вооружения. Продукция обрабатывающей промышленности составляет наибольшую долю ВВП, на протяжении 1990-х годов она равнялась приблизительно 24%.

В 1996 правительство ЮАР приступило к приватизации многих государственных предприятий. Власти страны называют эту программу "реструктуризацией государственного имущества", и до сих пор в правительстве не утихают споры относительно методов и сроков приватизации. В 1997 государство продало часть своей доли в сфере телекоммуникаций, а на следующий год - в компании по эксплуатации аэропортов. Еще раньше были переведены на самоокупаемость металлургические и оборонные предприятия. На 1999 была запланирована приватизация авиакомпании "Саут Африкэн эруэйз", получившей хозяйственную самостоятельность.

Транспорт и связь. Поскольку в ЮАР нет судоходных рек, внутреннее транспортное сообщение осуществляется посредством железных и автомобильных дорог, а также самолетами транспортной авиации. Главный промышленный центр страны Йоханнесбург расположен в 1290 км от Кейптауна и приблизительно в 480 км от Ричардс-Бея и Дурбана, основных портов ЮАР. Таким образом, транспортировка грузов к морским портам осуществляется по железной дороге или автотранспортом. Другие важные морские порты страны - Ист-Лондон, Мосселбай, Порт-Элизабет и Салданья. Ведущая авиакомпания "Саут Африкэн эруэйз" обеспечивает авиаперевозки внутри страны и за рубежом. Международные аэропорты расположены вблизи Йоханнесбурга, в Кейптауне и Дурбане.

Страна располагает разветвленной системой шоссейных дорог, строительство которых началось в 1936. Состояние общественного транспорта не обеспечивает потребности населения, особенно на маршрутах, связывающих тауншипы с сельскими районами. Если большинство состоятельных южноафриканцев ездит на легковых автомобилях, то остальные вынуждены ежедневно добираться на работу в минитакси. Порой такие поездки отнимают много времени. Ожесточенная конкуренция среди водителей такси привела в конце 1990-х годов к вооруженному конфликту, который сопровождался стрельбой на дорогах.

Внешняя торговля и инвестиции. В 1996 стоимость экспорта ЮАР составила 29,7 млрд. долл., в то время как расходы на импорт - 27,4 млрд. долл. На долю золота приходилось 20% общей суммы экспорта. Другие основные статьи экспорта - металлы и продукция металлообработки, алмазы, машины и транспортное оборудование. Основные статьи импорта - машины и транспортное оборудование, минеральное топливо, продовольственные товары, алкогольные напитки, табачные изделия. Основные торговые партнеры в 1997 - Германия, США, Великобритания и Япония.

С 1910 ЮАР играет первостепенную роль в деятельности Южноафриканского таможенного союза, членами которого ныне являются Ботсвана, Лесото, Свазиленд, Намибия и сама ЮАР. Те же страны, кроме Ботсваны, образуют и единый валютный союз. О том, насколько Лесото и Свазиленд зависят от Южноафриканского таможенного союза, свидетельствует тот факт, что поступления от таможенных сборов союза составляют примерно половину доходной части их годовых бюджетов.

Трудовые ресурсы. По данным переписи населения 1996, уровень безработицы в ЮАР составил 34%. Больше всего безработных было в провинциях Северо-Капской и Северной (свыше 45%), меньше всего - в Западно-Капской провинции (18%). Масштабы безработицы весьма различны в разных расовых группах. Доля безработных среди черного населения составила 52,4% среди женщин и 34,1% среди мужчин, средний показатель - 42,5%. Для сравнения, процент безработных среди других расовых групп варьировал от 4,2% среди белых мужчин до 24,1% среди цветных женщин. Из почти 41 млн. жителей ЮАР свыше 15 млн. - самодеятельное население. Его численность ежегодно возрастает приблизительно на 2,5%. С 1973 количество рабочих мест постоянно сокращается. Стремительно уменьшается число занятых в горнодобывающей промышленности и розничной торговле. Некоторый рост числа рабочих мест происходит в обрабатывающей промышленности и торговле транспортными средствами. Сильная несбалансированность рынка труда в ЮАР позволяет трудящимся добиваться увеличения зарплаты даже в условиях избыточного предложения рабочей силы. На протяжении 1990-х годов, по мере сокращения численности официально работающих, происходил рост производительности труда.

В 1996 правительство национального единства начало реализацию программы по обеспечению роста производства, занятости и перераспределения трудовых ресурсов, направленной на борьбу с безработицей и создание благоприятных условий для экономического роста.

На долю мужчин приходится ок. 60% трудоспособного населения страны. Примерно 10% работников заняты в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и рыболовстве, 14% - в обрабатывающей промышленности, 14% - в торговле, 9% - в финансовой сфере, 7% - в строительстве, 7% - в горнодобывающей промышленности, 6% - на транспорте, 1% - в энергетике и 31% - в сфере социальных и других услуг.

Профсоюзы. В истории становления в Южной Африке организованного движения трудящихся наглядно отражается история взаимоотношений различных этнических групп страны. Во главе первых профсоюзов стояли англоязычные лидеры, прибывшие из-за рубежа. В годы Первой мировой войны в профсоюзном движении произошел раскол на тех, кто хотел, чтобы профсоюзы защищали права только белых рабочих, и тех, кто считал, что право на такую защиту имеют все рабочие, независимо от этнической и расовой принадлежности. Руководители "белых" профсоюзов сотрудничали с Лейбористской партией, которая позднее образовала коалицию с Национальной партией. Постепенно большую часть белых трудящихся стали составлять африканеры, чьи политические симпатии и поддержка были на стороне Национальной партии. В 1956 профсоюзам было в законодательном порядке запрещено связывать себя с какими-либо политическими партиями или же кандидатами на выборах.

Медленнее происходил процесс формирования профсоюзов африканцев - самой многочисленной части трудящихся страны. Принятый в 1956 закон "Об арбитраже в промышленности" предусматривал, что профсоюзы должны быть расово однородными. Допускалось создание профсоюзов африканцев, но их официальная регистрация началась в 1979. В том же году, впервые в условиях апартеида, было разрешено создание многорасовых профсоюзных организаций. В 1950-х годах легально существовали комитеты черных рабочих, но их полномочия ограничивались правом вступать в переговоры с работодателями. В 1973 законными были признаны некоторые типы забастовок африканцев, но при условии предварительного использования всех возможностей арбитража. В 1983 Национальный союз горняков, состоявший целиком из африканцев, стал первым "черным" профсоюзом, получившим право вести переговоры о заработной плате и условиях труда в горнодобывающей промышленности, крупнейшей отрасли промышленности ЮАР.

В 1989 в ЮАР насчитывалось 212 зарегистрированных профсоюзов с общей численностью членов более 2,1 млн. человек и ок. 85 незарегистрированных профсоюзных организаций, в которых состояли ок. 550 тыс. человек. 109 профсоюзов были многорасовыми. Самый влиятельный профсоюз в стране - Конгресс южноафриканских профсоюзов (КОСАТУ), объединяющий 1,8 млн. трудящихся. В 1990-е годы КОСАТУ и Южно-Африканская коммунистическая партия объединились с АНК в рамках "тройственного союза".

Роль профсоюзов в ЮАР, в отличие от большинства развивающихся стран, необычайно велика. Это объясняется тем, что рабочее движение было главным фактором укрепления политических позиций и победы Африканского национального конгресса, а также тем, что многие члены возглавившего в 1994 страну правительства работали в профсоюзах или сотрудничали с ними. Принятый в 1995 закон усилил организационные права профсоюзов, изменил механизм решения трудовых конфликтов в пользу профсоюзов и трансформировал систему заключения коллективных договоров так, чтобы усилить роль предприятий в этом процессе.

Денежное обращение и государственный бюджет. Резервный банк ЮАР, являющийся центральным банком страны, осуществляет эмиссию государственной денежной единицы - ранда, который равен 100 центам.

Государственные доходы ЮАР образуются за счет подоходного налога, налога с продаж, таможенных пошлин и акцизов. В 1996-1997 самой крупной статьей государственных расходов было образование, затем следовали обслуживание государственного долга, социальные услуги, здравоохранение и оборона.

Полезные сервисы