Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
дурова надежда андреевна
Энциклопедический словарь
Ду́рова Надежда Андреевна (1783-1866), первая в России женщина-офицер («кавалерист-девица»), писательница. В 1806, выдав себя за мужчину, вступила в кавалерийский полк, участвовала в войнах с Францией в 1807 и 1812-14, ординарец М. И. Кутузова. Мемуарные произведения («Записки кавалерист-девицы», 1836-39), приключенческие романы и повести.
* * *
ДУРОВА Надежда Андреевна - ДУ́РОВА Надежда Андреевна [сентябрь 1783, Киев - 21 марта (2 апреля) 1866, Елабуга], первая в России женщина-офицер, «кавалерист-девица», ротмистр, писательница.
Родилась и воспитывалась в семье отставного гусарского ротмистра и городничего города Сарапула А. В. Дурова. Выйдя в 18 лет замуж, в 1803 после рождения сына вернулась в семью родителей. В 1806, «из-за семейных огорчений» и твердо решив «выйти из сферы, назначенной природою», Дурова, переодевшись в мужское платье, ушла из дома. Она, выдавая себя за дворянина, желавшего поступить на военную службу, присоединилась к направлявшемуся на театр военных действий с французами донскому казачьему полку С. Ф. Балабина. В марте 1807 ее приняли «товарищем» (рядовым из дворян) в Конно-Польский уланский полк под именем Александра Васильевича Соколова. В cоставе этого полка она приняла участие в боях под Гутштадтом, Гейльсбергом и Фридландом, и за спасение жизни офицера была награждена знаком отличия Военного ордена (солдатским Георгиевским крестом). В конце 1807, из-за прошения отца, требовавшего вернуть дочь в семью, ее вызвали на аудиенцию к Александру I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович), который разрешил продолжить службу, но уже под фамилией Александрова Александра Андреевича. В чине корнета Дурову перевели в Мариупольский гусарский полк, а в 1811 - в Литовский уланский полк. В 1812 она приняла участие в боевых действиях от границ России до Тарутина, получила в Бородинском сражении (см. БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ) контузию ядром в ногу и была произведена в чин поручика. После отпуска для излечения ран участвовала в кампаниях 1813-1814, отличилась при Модлине и Гамбурге.
Прослужив около десяти лет, в 1816 вышла в отставку в чине ротмистра. Благодаря А. С. Пушкину, опубликовавшему ее записки сначала в отрывках, а затем отдельным изданием, получила литературную известность. Позднее вышел ряд ее беллетристических произведений, но с 1840-х годов она прекратила литературную деятельность.
Полезные сервисы
голота илья
Энциклопедический словарь
Полезные сервисы
абу дулаф
Энциклопедический словарь
АБУ ДУЛАФ - АБУ ДУЛА́Ф (Мисал ибн Аль-Мухалхил), арабский поэт и путешественник 10 в. Начиная с 930-х гг., объехал значительные территории Халифата (см. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ) и сопредельных стран. Его литературное наследие состоит из двух записок о путешествиях и большого стихотворного текста, касающегося жизни и быта племени сасан, написанного, видимо, в конце жизни поэта, в 995. Ибн Аль Надим - автор «Фихриста» («Каталога») - был лично знаком с ним, называя его «старцем с длинной бородой».
Первая записка Абу Дулафа посвящена описанию южного Прикаспия, Закавказья и прилегающих районов Восточного Средиземноморья. Здесь приводится много подробностей о городской жизни и быте, о хозяйственных особенностях отдельных городских центров, но более всего интересовали Абу Дулафа различного рода минералы, драгоценные камни и металлы, что, по всей видимости, указывает на его серьезный интерес к алхимии.
В начале 940-х гг., находясь в Бухаре, центре государства Саманидов (см. САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО), примкнул к направлявшемуся в Китай посольству Измаила ибн-Нуха Саманида (913-943), которое должно было совершить договор с китайским «царем» о женитьбе наследника саманидского престола на дочери этого царя. Это путешествие было описано Абу Дулафом в письме к каким-то братьям, как явствует из текста, известным ученым-географам. Составлено оно, скорее, по воспоминаниям, чем отражает непосредственные впечатления путешественника.
В этом письме путь посольства описывается по довольно стандартной для арабской географической литературы формуле. Называется племя, по территории которого проходил путь посольства, вероятнее всего, в составе торгового каравана, обычно именно так осуществлялись в то время дальние путешествия. Указывается продолжительность пути по территории племени в днях, описываются достопримечательности этой территории, говорится о пище, которой питались путешественники во время проезда по данной земле, и о настроении путников [«проезжая по земле Баджнаков («печенегов» русских летописей), мы очень боялись»].
Сведения, сообщаемые Абу Дулафом о племенном распределении на территории Центральной и Восточной Азии близ середины 10 в. совершенно уникальны, и в значительной мере поэтому долгое время вызывали подозрительное отношение к себе арабских ученых, а позже и европейских медиевистов. Однако тщательная проверка данных позволяет утверждать, что более чем двухсотдневный путь путешественника до столицы «китайского царя» описан очень объективно и сравнительно полно. Описываются и степные, пустынные, незаселенные просторы и религиозные центры буддийские, языческие и торговые места, где происходила разгрузка караванов, а также местности, изобилующие естественными месторождениями и россыпями различных минералов, драгоценных камней.
Абу Дулаф описывает столицу «китайского царства». По всей видимости, он побывал в Китае в так называемый период Пяти династий (см. У ДАЙ) и, скорее всего, посетил один из северных столичных центров страны, находящихся в трех днях пути от Великой китайской стены (см. ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА). Описанный им город с системой каналов, обеспечивающих водоснабжение и канализацию, четкой планировкой параллельных улиц, сходящихся к дворцу, оборонительными стенами, снабженными воротами, вполне передает впечатление от предсунской китайской городской архитектуры. Как и в других арабских средневековых источниках, Абу Дулаф описывает свою встречу с «китайским царем» и подробный разговор с ним о нравах и жизни его царства. Дальнейшее путешествие из Китая в Индокитай и Индию проходило уже на морских судах.
Полезные сервисы