Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

дурова надежда андреевна

Энциклопедический словарь

Ду́рова Надежда Андреевна (1783-1866), первая в России женщина-офицер («кавалерист-девица»), писательница. В 1806, выдав себя за мужчину, вступила в кавалерийский полк, участвовала в войнах с Францией в 1807 и 1812-14, ординарец М. И. Кутузова. Мемуарные произведения («Записки кавалерист-девицы», 1836-39), приключенческие романы и повести.

* * *

ДУРОВА Надежда Андреевна - ДУ́РОВА Надежда Андреевна [сентябрь 1783, Киев - 21 марта (2 апреля) 1866, Елабуга], первая в России женщина-офицер, «кавалерист-девица», ротмистр, писательница.

Родилась и воспитывалась в семье отставного гусарского ротмистра и городничего города Сарапула А. В. Дурова. Выйдя в 18 лет замуж, в 1803 после рождения сына вернулась в семью родителей. В 1806, «из-за семейных огорчений» и твердо решив «выйти из сферы, назначенной природою», Дурова, переодевшись в мужское платье, ушла из дома. Она, выдавая себя за дворянина, желавшего поступить на военную службу, присоединилась к направлявшемуся на театр военных действий с французами донскому казачьему полку С. Ф. Балабина. В марте 1807 ее приняли «товарищем» (рядовым из дворян) в Конно-Польский уланский полк под именем Александра Васильевича Соколова. В cоставе этого полка она приняла участие в боях под Гутштадтом, Гейльсбергом и Фридландом, и за спасение жизни офицера была награждена знаком отличия Военного ордена (солдатским Георгиевским крестом). В конце 1807, из-за прошения отца, требовавшего вернуть дочь в семью, ее вызвали на аудиенцию к Александру I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович), который разрешил продолжить службу, но уже под фамилией Александрова Александра Андреевича. В чине корнета Дурову перевели в Мариупольский гусарский полк, а в 1811 - в Литовский уланский полк. В 1812 она приняла участие в боевых действиях от границ России до Тарутина, получила в Бородинском сражении (см. БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ) контузию ядром в ногу и была произведена в чин поручика. После отпуска для излечения ран участвовала в кампаниях 1813-1814, отличилась при Модлине и Гамбурге.

Прослужив около десяти лет, в 1816 вышла в отставку в чине ротмистра. Благодаря А. С. Пушкину, опубликовавшему ее записки сначала в отрывках, а затем отдельным изданием, получила литературную известность. Позднее вышел ряд ее беллетристических произведений, но с 1840-х годов она прекратила литературную деятельность.

Полезные сервисы

голота илья

Энциклопедический словарь

Голо́та Илья (? - 1649), казацкий полковник, сподвижник Богдана Хмельницкого, руководитель крестьянского восстания 1649 в Белоруссии против польских и литовских панов.

* * *

ГОЛОТА Илья - ГОЛО́ТА Илья (?- июнь1649), казацкий полковник, сподвижник Богдана Хмельницкого (см. ХМЕЛЬНИЦКИЙ Богдан), руководитель крестьянского восстания 1649 года в Белоруссии в период Освободительной войны украинского народа 1648-1654 годов (см. ДЫМ) .

В начале 1649 года Илья Голота был послан Богданом Хмельницким во главе десятитысячного отряда в Белоруссию. Весной 1649 года Голота переправился через Припять и нанес поражение направлявшемуся на Украину литовскому войску. Белорусские крестьяне массами присоединялись к Голоте, и в короткое время его отряд достиг численности в 30 тысяч человек. Однако Голота не мог всех обеспечить продовольствием и был вынужден раздробить свой отряд на несколько более мелких.

Воспользовавшись распылением повстанческих сил, поляки начали их громить по частям. Сам Голота был окружен около Загалья превосходящими силами литовского коронного гетмана Я. Радзивилла. Около трех месяцев казаки оказывали героическое сопротивление. Голота с семью тысячами повстанцев сумел вырваться из окружения, но 17 июня 1649 года вновь был окружен и оттеснен к болотам. После ожесточенного боя он и почти весь его отряд погибли. Память о казаке Голоте сохранилась в украинском и белорусском фольклоре.

Полезные сервисы

абу дулаф

Энциклопедический словарь

АБУ ДУЛАФ - АБУ ДУЛА́Ф (Мисал ибн Аль-Мухалхил), арабский поэт и путешественник 10 в. Начиная с 930-х гг., объехал значительные территории Халифата (см. АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ) и сопредельных стран. Его литературное наследие состоит из двух записок о путешествиях и большого стихотворного текста, касающегося жизни и быта племени сасан, написанного, видимо, в конце жизни поэта, в 995. Ибн Аль Надим - автор «Фихриста» («Каталога») - был лично знаком с ним, называя его «старцем с длинной бородой».

Первая записка Абу Дулафа посвящена описанию южного Прикаспия, Закавказья и прилегающих районов Восточного Средиземноморья. Здесь приводится много подробностей о городской жизни и быте, о хозяйственных особенностях отдельных городских центров, но более всего интересовали Абу Дулафа различного рода минералы, драгоценные камни и металлы, что, по всей видимости, указывает на его серьезный интерес к алхимии.

В начале 940-х гг., находясь в Бухаре, центре государства Саманидов (см. САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО), примкнул к направлявшемуся в Китай посольству Измаила ибн-Нуха Саманида (913-943), которое должно было совершить договор с китайским «царем» о женитьбе наследника саманидского престола на дочери этого царя. Это путешествие было описано Абу Дулафом в письме к каким-то братьям, как явствует из текста, известным ученым-географам. Составлено оно, скорее, по воспоминаниям, чем отражает непосредственные впечатления путешественника.

В этом письме путь посольства описывается по довольно стандартной для арабской географической литературы формуле. Называется племя, по территории которого проходил путь посольства, вероятнее всего, в составе торгового каравана, обычно именно так осуществлялись в то время дальние путешествия. Указывается продолжительность пути по территории племени в днях, описываются достопримечательности этой территории, говорится о пище, которой питались путешественники во время проезда по данной земле, и о настроении путников [«проезжая по земле Баджнаковпеченегов» русских летописей), мы очень боялись»].

Сведения, сообщаемые Абу Дулафом о племенном распределении на территории Центральной и Восточной Азии близ середины 10 в. совершенно уникальны, и в значительной мере поэтому долгое время вызывали подозрительное отношение к себе арабских ученых, а позже и европейских медиевистов. Однако тщательная проверка данных позволяет утверждать, что более чем двухсотдневный путь путешественника до столицы «китайского царя» описан очень объективно и сравнительно полно. Описываются и степные, пустынные, незаселенные просторы и религиозные центры буддийские, языческие и торговые места, где происходила разгрузка караванов, а также местности, изобилующие естественными месторождениями и россыпями различных минералов, драгоценных камней.

Абу Дулаф описывает столицу «китайского царства». По всей видимости, он побывал в Китае в так называемый период Пяти династий (см. У ДАЙ) и, скорее всего, посетил один из северных столичных центров страны, находящихся в трех днях пути от Великой китайской стены (см. ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА). Описанный им город с системой каналов, обеспечивающих водоснабжение и канализацию, четкой планировкой параллельных улиц, сходящихся к дворцу, оборонительными стенами, снабженными воротами, вполне передает впечатление от предсунской китайской городской архитектуры. Как и в других арабских средневековых источниках, Абу Дулаф описывает свою встречу с «китайским царем» и подробный разговор с ним о нравах и жизни его царства. Дальнейшее путешествие из Китая в Индокитай и Индию проходило уже на морских судах.

Полезные сервисы